29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "ВСЕ ДЕЛО "НЕ ТОЛЬКО В НЕФТИ", НО..."

Архивная публикация 2003 года: "ВСЕ ДЕЛО "НЕ ТОЛЬКО В НЕФТИ", НО..."

Победа в Ираке приведет к перераспределению нефтяных активов

Когда 18 января Вашингтон заполонили десятки тысяч манифестантов, протестующих против войны США с Ираком, повсюду пестрели плакаты: "Нефть не стоит крови американцев". Активисты убеждены в том, что эта война -- едва прикрытый передел ресурсов, затеянный нефтяными баронами.
Не слишком ли это? Едва ли. Отнюдь не только американские левые подозревают Джорджа Буша (George W. Bush) в том, что он ополчился на Саддама Хусейна (Saddam Hussein) исключительно из-за нефти. Эта точка зрения приобретает все больше сторонников и среди европейской интеллигенции, и в арабском мире. "Вашингтон говорит, что хочет ликвидировать угрозу поставкам нефти и обеспечить американским нефтяным компаниям беспрепятственный доступ к ней, -- заявила 22 января деятель английской лейбористской партии Элис Мэхон (Alice Mahon). -- Новое, более покладистое правительство в Ираке сделает это возможным".
Понятно, что администрация Буша и американские нефтяные компании воспринимают такие обвинения с негодованием. В своем обращении к нации 28 января президент назвал Саддама "жестоким диктатором" и заявил, что не позволит иракскому лидеру с его оружием массового уничтожения "доминировать в жизненно важном регионе и угрожать США". А представитель нефтяной отрасли США утверждает: "Я был бы шокирован, если бы кто-нибудь из руководителей нашей отрасли потирал руки от удовольствия в связи с надвигающимся конфликтом". В ближайшей перспективе победа США может принести многим нефтяным компаниям серьезные убытки. Если США получат более свободный доступ к иракской нефти, цены, по мнению одного из руководителей отрасли, пойдут вниз.
И все же, когда Буш говорит "жизненно важный регион", ясно, что он имеет в виду: хотя возможная война с Саддамом, в принципе, вызвана не стремлением США завладеть иракскими месторождениями (по разведанным запасам нефти Ирак уступает только Саудовской Аравии), Буш намерен помешать злонамеренному лидеру с идеями панарабского национализма в духе Нассера (Nasser) захватить контроль над этим важнейшим регионом.
Более того, когда руководители американских нефтяных компаний сокрушаются из-за падения цен на сырую нефть, которое, возможно, последует за захватом иракских месторождений, они кое о чем умалчивают. В долгосрочной перспективе создание крупного и более стабильного источника нефти, неподконтрольного Саудовской Аравии, пойдет американской и мировой экономике на пользу. А модернизация изношенной нефтяной отрасли Ирака открывает для бизнеса отличные возможности. Чтобы просто вывести добычу на уровень 1990 года, потребуется около $5 млрд., отмечается в докладе Council on Foreign Relations и James A. Baker III Institute for Public Policy. Увеличение добычи вдвое с нынешних 2,8 млн. баррелей в день может обойтись в $40 млрд.
Компаниям США может достаться хороший куш, поскольку какое-то время нефтяные и газовые месторождения Ирака будут контролировать американские военные. Американцы также могут получить кое-какие права и на бурение. "В секторе нефтедобывающего оборудования США уверенно занимают господствующие позиции", -- говорит руководитель одной американской компании. Значит, победу кроме американских войск будут праздновать компании типа Halliburton Co., Baker Hughes Inc., а также строительный гигант Bechtel Group Inc.
Уже сама перспектива присутствия США в регионе очень беспокоит Россию и Францию; обе страны возглавляют усилия ООН по недопущению войны. Франция давно является одним из крупнейших игроков в разработке иракских месторождений. А Россия через такие компании, как "ЛУКойл", пытается выудить что-нибудь и для себя. Их тоже беспокоит все, что может привести к падению цен на сырую нефть. "Эта война абсолютно нефтяная", -- считает один из руководителей французской компании TotalFinaElf. А вот мнение Семена Кукеса, президента Тюменской нефтяной компании: "Я не вижу значительных перспектив для российских компаний" в послевоенном Ираке.
Озабоченность велика, поскольку и запасы нефти в Ираке велики. По данным CFR-Baker, разрабатываются только 15 из 74 разведанных месторождений. А бурение производится только на 125 из 526 известных участков. Сегодня за нефть Ирак получает всего $16 млрд. в год. Сущий мизер, по стандартам ОПЕК. При этом из-за развала инфраструктуры добыча с каждым годом сокращается на 100 000 баррелей.
Однако все может резко измениться, если американские военные предотвратят саботаж и установят в стране новую власть, готовую осуществлять модернизацию в ускоренном темпе. Если Ирак откроет вентили, это окажет сильное психологическое воздействие. "На всех рынках цена на нефть начнет падать", -- считает Фарид Мохамеди (Fareed Mohamedi), главный экономист PFC Energy в Вашингтоне.
А что насчет использования части этой нефти на финансирование войны? По словам госсекретаря Колина Пауэлла (Colin L. Powell), США не будут использовать доходы от иракской нефти для этого, но оставляют за собой право использовать часть иракского "черного золота" для реконструкции. "Нефть Ирака принадлежит иракскому народу, -- заявил Пауэлл 21 января. -- Использовать ее в своих целях никто не будет".
Так кто же получит неплохую прибыль от возрождения нефтяных месторождений Саддама? Известно, что у Ирака есть контракты на $38 млрд. с итальянской ENI, Royal Dutch/Shell, австралийской ВНР, TotalFinaElf и российским гигантом "ЛУКойл". Американским компаниям по условиям санкций было запрещено вести дела с Ираком, и иностранные концерны, вероятнее всего, продолжат использование своих старых связей. Однако санкции затормозили усилия и неамериканских фирм по реализации контрактов и началу добычи.
Самый крупный игрок здесь Франция. Гигантская компания TotalFinaElf сейчас располагает правами на разработку примерно 25% всех иракских запасов. Теоретически давние отношения Франции с иракскими нефтяными националистами-технократами обеспечат ей благоприятные условия работы при любом исходе конфликта. Но сейчас многие руководители французской нефтяной отрасли убеждены, что Америка непременно отомстит, если Франция безоговорочно не поддержит войну. Российские контракты могут и не пересмотреть, а французские -- обязательно, прогнозирует один из топ-менеджеров TotalFinaElf. Именно поэтому некоторые французские обозреватели убеждены, что при решающем голосовании в ООН Франция пойдет с Америкой в ногу -- в основном чтобы защитить свои нефтяные интересы.
Положение России еще сложнее. Еще с советских времен Ирак должен Москве $8 млрд. В 1997 году НК "ЛУКойл" подписала 23-летний контракт стоимостью $3,5 млрд. на возрождение месторождения Западная Курна, где разведанные запасы составляют 7,8 млрд. баррелей. Однако соглашение было заморожено, когда президент РФ Владимир Путин поддержал антииракский призыв США. В феврале для разрешения проблемы "ЛУКойл" направляет свою делегацию. Это уже вторая попытка дипломатического урегулирования за последние несколько недель.
Президент компании "ЛУКойл" Вагит Алекперов утверждает, что Кремль дал ему гарантии защиты интересов компании в Ираке после Саддама. Посему многие наблюдатели в отрасли пришли к выводу, что между Вашингтоном и Москвой есть неформальная договоренность, по которой место "ЛУКойла" в Ираке останется за компанией.
Для американских энергетических компаний, болезненно воспринимающих обвинения в том, что бывший нефтяной босс Джордж Буш и вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney) защищают их интересы, тема экономической выгоды от вторжения в Ирак очень щекотливая. Опрошенные Business Week руководители нефтяных компаний отказались от комментариев для публикации. В частном порядке источники в отрасли, информированные о переговорах с администрацией Буша, отмечают, что обсуждаются преимущественно незначительные детали вроде тушения возможных пожаров, если Саддам решит поджечь скважины. Кроме того, нефтяная отрасль неоднозначно оценивает влияние войны в Ираке на свои доходы. Конечно, контракты на модернизацию иракской нефтяной инфраструктуры способны принести сиюминутную выгоду. Но стратегически приток иракской нефти может сбить цены. Вывод для нефтяников: надо держать рот на замке, надеяться на правоту Джорджа Буша и шагать вместе со всеми.

Победа в Ираке приведет к перераспределению нефтяных активов


Когда 18 января Вашингтон заполонили десятки тысяч манифестантов, протестующих против войны США с Ираком, повсюду пестрели плакаты: "Нефть не стоит крови американцев". Активисты убеждены в том, что эта война -- едва прикрытый передел ресурсов, затеянный нефтяными баронами.

Не слишком ли это? Едва ли. Отнюдь не только американские левые подозревают Джорджа Буша (George W. Bush) в том, что он ополчился на Саддама Хусейна (Saddam Hussein) исключительно из-за нефти. Эта точка зрения приобретает все больше сторонников и среди европейской интеллигенции, и в арабском мире. "Вашингтон говорит, что хочет ликвидировать угрозу поставкам нефти и обеспечить американским нефтяным компаниям беспрепятственный доступ к ней, -- заявила 22 января деятель английской лейбористской партии Элис Мэхон (Alice Mahon). -- Новое, более покладистое правительство в Ираке сделает это возможным".

Понятно, что администрация Буша и американские нефтяные компании воспринимают такие обвинения с негодованием. В своем обращении к нации 28 января президент назвал Саддама "жестоким диктатором" и заявил, что не позволит иракскому лидеру с его оружием массового уничтожения "доминировать в жизненно важном регионе и угрожать США". А представитель нефтяной отрасли США утверждает: "Я был бы шокирован, если бы кто-нибудь из руководителей нашей отрасли потирал руки от удовольствия в связи с надвигающимся конфликтом". В ближайшей перспективе победа США может принести многим нефтяным компаниям серьезные убытки. Если США получат более свободный доступ к иракской нефти, цены, по мнению одного из руководителей отрасли, пойдут вниз.

И все же, когда Буш говорит "жизненно важный регион", ясно, что он имеет в виду: хотя возможная война с Саддамом, в принципе, вызвана не стремлением США завладеть иракскими месторождениями (по разведанным запасам нефти Ирак уступает только Саудовской Аравии), Буш намерен помешать злонамеренному лидеру с идеями панарабского национализма в духе Нассера (Nasser) захватить контроль над этим важнейшим регионом.

Более того, когда руководители американских нефтяных компаний сокрушаются из-за падения цен на сырую нефть, которое, возможно, последует за захватом иракских месторождений, они кое о чем умалчивают. В долгосрочной перспективе создание крупного и более стабильного источника нефти, неподконтрольного Саудовской Аравии, пойдет американской и мировой экономике на пользу. А модернизация изношенной нефтяной отрасли Ирака открывает для бизнеса отличные возможности. Чтобы просто вывести добычу на уровень 1990 года, потребуется около $5 млрд., отмечается в докладе Council on Foreign Relations и James A. Baker III Institute for Public Policy. Увеличение добычи вдвое с нынешних 2,8 млн. баррелей в день может обойтись в $40 млрд.

Компаниям США может достаться хороший куш, поскольку какое-то время нефтяные и газовые месторождения Ирака будут контролировать американские военные. Американцы также могут получить кое-какие права и на бурение. "В секторе нефтедобывающего оборудования США уверенно занимают господствующие позиции", -- говорит руководитель одной американской компании. Значит, победу кроме американских войск будут праздновать компании типа Halliburton Co., Baker Hughes Inc., а также строительный гигант Bechtel Group Inc.

Уже сама перспектива присутствия США в регионе очень беспокоит Россию и Францию; обе страны возглавляют усилия ООН по недопущению войны. Франция давно является одним из крупнейших игроков в разработке иракских месторождений. А Россия через такие компании, как "ЛУКойл", пытается выудить что-нибудь и для себя. Их тоже беспокоит все, что может привести к падению цен на сырую нефть. "Эта война абсолютно нефтяная", -- считает один из руководителей французской компании TotalFinaElf. А вот мнение Семена Кукеса, президента Тюменской нефтяной компании: "Я не вижу значительных перспектив для российских компаний" в послевоенном Ираке.

Озабоченность велика, поскольку и запасы нефти в Ираке велики. По данным CFR-Baker, разрабатываются только 15 из 74 разведанных месторождений. А бурение производится только на 125 из 526 известных участков. Сегодня за нефть Ирак получает всего $16 млрд. в год. Сущий мизер, по стандартам ОПЕК. При этом из-за развала инфраструктуры добыча с каждым годом сокращается на 100 000 баррелей.

Однако все может резко измениться, если американские военные предотвратят саботаж и установят в стране новую власть, готовую осуществлять модернизацию в ускоренном темпе. Если Ирак откроет вентили, это окажет сильное психологическое воздействие. "На всех рынках цена на нефть начнет падать", -- считает Фарид Мохамеди (Fareed Mohamedi), главный экономист PFC Energy в Вашингтоне.

А что насчет использования части этой нефти на финансирование войны? По словам госсекретаря Колина Пауэлла (Colin L. Powell), США не будут использовать доходы от иракской нефти для этого, но оставляют за собой право использовать часть иракского "черного золота" для реконструкции. "Нефть Ирака принадлежит иракскому народу, -- заявил Пауэлл 21 января. -- Использовать ее в своих целях никто не будет".

Так кто же получит неплохую прибыль от возрождения нефтяных месторождений Саддама? Известно, что у Ирака есть контракты на $38 млрд. с итальянской ENI, Royal Dutch/Shell, австралийской ВНР, TotalFinaElf и российским гигантом "ЛУКойл". Американским компаниям по условиям санкций было запрещено вести дела с Ираком, и иностранные концерны, вероятнее всего, продолжат использование своих старых связей. Однако санкции затормозили усилия и неамериканских фирм по реализации контрактов и началу добычи.

Самый крупный игрок здесь Франция. Гигантская компания TotalFinaElf сейчас располагает правами на разработку примерно 25% всех иракских запасов. Теоретически давние отношения Франции с иракскими нефтяными националистами-технократами обеспечат ей благоприятные условия работы при любом исходе конфликта. Но сейчас многие руководители французской нефтяной отрасли убеждены, что Америка непременно отомстит, если Франция безоговорочно не поддержит войну. Российские контракты могут и не пересмотреть, а французские -- обязательно, прогнозирует один из топ-менеджеров TotalFinaElf. Именно поэтому некоторые французские обозреватели убеждены, что при решающем голосовании в ООН Франция пойдет с Америкой в ногу -- в основном чтобы защитить свои нефтяные интересы.

Положение России еще сложнее. Еще с советских времен Ирак должен Москве $8 млрд. В 1997 году НК "ЛУКойл" подписала 23-летний контракт стоимостью $3,5 млрд. на возрождение месторождения Западная Курна, где разведанные запасы составляют 7,8 млрд. баррелей. Однако соглашение было заморожено, когда президент РФ Владимир Путин поддержал антииракский призыв США. В феврале для разрешения проблемы "ЛУКойл" направляет свою делегацию. Это уже вторая попытка дипломатического урегулирования за последние несколько недель.

Президент компании "ЛУКойл" Вагит Алекперов утверждает, что Кремль дал ему гарантии защиты интересов компании в Ираке после Саддама. Посему многие наблюдатели в отрасли пришли к выводу, что между Вашингтоном и Москвой есть неформальная договоренность, по которой место "ЛУКойла" в Ираке останется за компанией.

Для американских энергетических компаний, болезненно воспринимающих обвинения в том, что бывший нефтяной босс Джордж Буш и вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney) защищают их интересы, тема экономической выгоды от вторжения в Ирак очень щекотливая. Опрошенные Business Week руководители нефтяных компаний отказались от комментариев для публикации. В частном порядке источники в отрасли, информированные о переговорах с администрацией Буша, отмечают, что обсуждаются преимущественно незначительные детали вроде тушения возможных пожаров, если Саддам решит поджечь скважины. Кроме того, нефтяная отрасль неоднозначно оценивает влияние войны в Ираке на свои доходы. Конечно, контракты на модернизацию иракской нефтяной инфраструктуры способны принести сиюминутную выгоду. Но стратегически приток иракской нефти может сбить цены. Вывод для нефтяников: надо держать рот на замке, надеяться на правоту Джорджа Буша и шагать вместе со всеми.

СТЭН КРОК (STAN CROCK), ДЖОН КЭРИ (JOHN CAREY) И ЛОРА КОН (LAURA COHN) В ВАШИНГТОНЕ, ПОЛ СТАРОБИН (PAUL STAROBIN) В МОСКВЕ, УЭНДИ ЗЕЛЛНЕР (WENDY ZELLNER) В ДАЛЛАСЕ И МАТЕРИАЛЫ БЮРО

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама