Закон "О полиции" будет соответствовать ожиданиям общества, считает видный единоросс. Председатель комитета Госдумы по безопасности ("Единая Россия") Владимир ВАСИЛЬЕВ убежден, что всенародное обсуждение законопроекта "О полиции" пошло на пользу документу.
- Как вы оцениваете результаты общественного обсуждения законопроекта?
- Это обсуждение в первую очередь показало, что зна-чительная часть нашего общества оказалась подготовленной, заинтересованной и активной. В результате во все 56 статей были внесены поправки, а 10 статей были изменены полностью. Напри-мер, из законопроекта были исключены положения о со-гласовании с полицией проведения митингов и шест-вий. Большую полемику также вызвало право полиции беспрепятственно в любое время суток вторгаться в жи-лые помещения граждан. Этот раздел был очень серьезно переработан. Теперь в нем указаны основания для возможного проникновения со-трудников в жилые помещения. Проникать в чей-то дом или квартиру сотрудник полиции может только для спасения граждан и их имущества, для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления и для установления обстоятельств совершения преступления либо обстоятельств несчастного случая. Причем четко прописано, каким образом уведомляются находящиеся в помещении граждане и как соблюдаются их права. Это же касается и процедуры задержания граждан. Устанавливается обязанность разъяснять права, уведо-млять родственников за-держанного, прописыва-ется право на юриди-ческую помощь и помощь переводчика.
- Многие бизнесмены возмущаются возможностью полиции вмешиваться в их экономическую деятельность, проверяя документы и запрашивая информацию о личных счетах. В новой редакции законопроекта это положение сохранилось. С чем это связано?
- В новой версии законопроекта все это объяснено. Полиция участвует только в налоговых проверках по запросу налоговых органов. При этом полиция обязана направить в 10-дневный срок в налоговые органы все материалы, которые она истребовала, то есть она их у себя задерживать не будет. Кроме того, полиция может запрашивать юридическую документацию компании, проходить на территорию фирмы только в трех случаях: при наличии возбу-жденного уголовного или ад-министративного дела, при наличии письменного заявления о преступлении и проведении проверки этого заявления. Этот подход показывает, что все прозвучавшие замечания были восприняты.
- Многим вашим коллегам непонятно, зачем при сокращении полицейского штата за полицией была сохранена функция вневедомственной охраны. Почему этот пункт не исчез и из второй версии законопроекта?
- Некоторые наши депута-ты активно занимаются ох-ранным бизнесом и относят-ся к правоохранительным органам как к конкурентам. Но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны: мы недавно изменили порядок подготовки частных охранных структур, передав эти полномочия из системы МВД коммерческим школам. И тут же цены на эти услуги выросли в шесть раз. Получается, что сегодня милиция, получая не-большую зарплату, все же де-ржит уровень цен на этом рынке на достаточно низком уровне. В случае передачи этих функций исключительно коммерческим структурам обычным гражданам придет-ся платить за те же услуги во много раз больше.
- В исправленном законопроекте появилась норма о переаттестации сотрудников. Но будет ли она эффективной, если ею будут заниматься сами сотрудники правоохранительных органов?
- Буквально на днях прошло совещание службы внутренней безопасности МВД, и министр поставил перед сотрудниками службы задачу - сделать так, чтобы люди недостойные, люди се-бя скомпрометировавшие в эту систему не вошли. Что же касается эффективности такой переаттестации, то это вопрос не к закону, а к тому, кто будет ее проводить.
- Ни в прежней версии законопроекта, ни в той, что бы-ла внесена в Госдуму, не бы-ла четко прописана процеду-ра парламентского или общественного контроля над деятельностью полиции. Почему?
- Этот вопрос еще предстоит рассматривать. Но уже сейчас могу сказать, контроль над МВД в измененной версии законопроекта все же определен более четко и более содержательно.