25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2000 года: "Все мы в одной лодке"

Архивная публикация 2000 года: "Все мы в одной лодке"

Еще 11 мая Агентство военных новостей сообщило, что в июле -- августе на Северном флоте пройдет учение по оказанию помощи "затонувшей" атомной подводной лодке. По плану учений "аварийная" лодка ляжет на грунт на глубине 100 метров в Баренцевом море, а спасательное судно "Михаил Рудницкий" обеспечит выход экипажа на поверхность. Роковым образом совпав почти во всех деталях, учебная спасательная операция превратилась в реальную. Но экипаж на поверхность так и не вышел.Умирать -- дело военное

Российский, да и международный флот пережил не одну трагедию. И сам факт гибели "Курска" еще не повод для разговора о национальном позоре России. Более того, профессия военных плюс принятая ими присяга подразумевает в случае необходимости смерть во имя государственных интересов. Какие именно интересы стоят за катастрофой в Баренцевом море -- если мы и узнаем, то не скоро. Но моряки с "Курска", по большому счету, именно это и сделали -- погибли ради интересов государства. А вот государство повело себя в полном несоответствии с поведением своих моряков. Происходившее вокруг трагедии в Баренцевом море -- действия высших государственных и военных чиновников -- как ни крути, дают повод сомневаться в политической состоятельности сегодняшней системы власти в РФ.
Между тем в дни трагедии со страниц газет и журналов, по радио и в телеэфире прозвучало много непрофессиональных суждений, например, связанных с надеждами на помощь британского подводного аппарата.
Вот слова руководителя группы британских спасателей коммодора Дэвида Рассела: "Даже если бы Россия обратилась к Великобритании за помощью в спасении "Курска" в самом начале, британские спасатели все равно не смогли бы прибыть на место трагедии раньше, чем сделали это".
По словам Рассела, Министерство обороны Великобритании, несмотря на то, что официальный запрос от российской стороны поступил лишь через 4 дня после того, как "Курск" оказался на дне моря, начало подготовку спасателей и мини-субмарины LR-5 сразу же, как пришла весть о беде. Это было сделано, чтобы быть готовыми прийти на помощь "Курску", как только Москва обратится за ней.
Иными словами, даже если бы помощь была запрошена сразу, едва обнаружили затонувший "Курск", то есть 13 августа, британские спасатели проводили бы те же самые подготовительные операции и прибыли бы в район бедствия в лучшем случае 16--17 августа.
Но к этому времени на "Курске" уже живых не осталось. Судить об этом можно не только на основании заявления Ильи Клебанова, сообщившего, что экипаж, по всей вероятности, погиб уже в понедельник--вторник, 14--15 августа. Один из высокопоставленных чиновников Минобороны России, владеющий всей информацией о катастрофе, на условии анонимности сообщил корреспонденту АВН: "Командование ВМФ и президент страны уже в первые часы после обнаружения затонувшей подлодки узнали о том, что большинство моряков экипажа субмарины (почти 90 процентов) погибло". По словам собеседника, первичное обследование, подводная съемка района бедствия и корпуса субмарины были проведены при помощи глубоководного боевого аппарата сразу после обнаружения затонувшего "Курска". Анализ полученных лодкой повреждений показал, что все отсеки, за исключением, возможно, двух кормовых, затоплены (это, кстати, и заставило адмирала Владимира Куроедова еще 15 августа признать, что прогноз последствий происшествия на "Курске" для жизни экипажа представляется крайне тяжелым, шансов на спасение почти нет).
Тогда же стало ясно и то, что и в двух незатопленных (а скорее, не полностью затопленных) отсеках моряки могли прожить не более нескольких часов. Герметичность этих отсеков была фатальным образом нарушена. Так, многотонная линия ходового вала субмарины сошла с места, вырвав специальные герметизирующие сальники, и в местах их крепления началась сильная фильтрация воды в 8--9-й отсеки. Поддерживать пригодные для выживания людей давление и дыхательную среду в кормовых отсеках стало невозможно.
Мучение надеждой

Должен ли был Путин немедленно вылететь из Сочи на место трагедии? По идее в сходных ситуациях так поступают многие главы государств. В августе этого года президент США Билл Клинтон прервал отпуск, чтобы встретиться со спасателями, боровшимися с самыми сильными за последние 50 лет пожарами в США. Чуть раньше канцлер ФРГ Герхард Шредер прервал свой отпуск, чтобы участвовать в поминальной молитве по погибшим в авиакатастрофе 25 июля соотечественникам. В августе прошлого года президент Южной Корее Ким Дэ Чжун перенес свой отпуск, чтобы возглавить штаб по борьбе с сильнейшим наводнением. И подобным примерам нет числа.
Разумеется, контролировать ход спасательной операции можно из любой точки России, а решать технические проблемы президент и не должен -- не его это дело. С другой стороны, в поддержке нуждались близкие моряков, которым, наверное, следовало сказать хотя бы так: "Мы переживаем катастрофу, у нас на глазах в прочном корпусе "Курска" гибнут или уже погибли наши моряки. Даже если мы не сможем им помочь, мы сделаем все, чтобы и ничтожный шанс на спасение использовать до конца".
Запоздалый приезд Владимира Путина к месту трагедии и встреча с родственниками погибших североморцев, очевидно, была столь нелицеприятной для главы государства, что ее даже с купюрами не смогло показать лояльное к власти РТР.
Возможно, Владимиру Путину не хватило не политического опыта (ему просто неоткуда взяться за сто дней президентства), а простого житейского чутья, чтобы понять, что в такой ситуации президенту нельзя загорать в Сочи. В результате большинство родственников отказались от всех запланированных Кремлем траурных церемоний до поднятия лодки со дна моря, а потому Путину не суждено было бросить перед телекамерами венок на место гибели флагмана российского подводного флота.
Пролет "Шмеля"

По мнению ответственного сотрудника научно-технического комитета ВМФ профессора Льва Томашевского, причина неудачи в деле спасения подводников -- в серьезном сокращении спасательных служб на всех флотах России. Если на строительство современных атомных подводных лодок хоть какие-то средства последние годы все-таки выделялись, то на разработку и закупку современной подводной спасательной техники, средств подводной связи -- ни гроша.
Десять лет назад Омский научно-исследовательский институт приборостроения -- головной разработчик средств связи для подводных лодок -- предлагал флоту уникальную аппаратуру для надежной аварийной связи с терпящими бедствие подводными лодками. Но денег на ее производство, по словам директора НИИ Валерия Левченко, так и не дали. Не нашлось их и на производство бесконтактного аппарата "Шельф", который способен обеспечить аварийную электромагнитную связь с подводными лодками без пристыковки к специальному разъему на корпусе субмарины.
Такая же судьба постигла и созданные Московским опытно-конструкторским бюро специальные технические средства -- современные пилотируемые глубоководные аппараты ОСА-3, "Океанолог", "Шмель", "Вихрь", "Риф", "Тритон", "Катран", "Лангуст". А некоторые из них могут работать на глубине более 6000 метров.
Спасательные подводные лодки "Линок", которые могли помочь экипажу "Курска", из-за отсутствия средств на их содержание были списаны. Почти до конца 90-х годов они входили в состав аварийно-спасательных служб Северного и Тихоокеанского флотов и несли на себе по два глубоководных аппарата для спасения затонувших подлодок.
Не осталось на флоте и глубоководных водолазов. Подготовка таких специалистов в ВМФ не ведется уже более пяти лет. Не производится и спецснаряжение для них, в том числе глубоководные костюмы. А те водолазы, которые еще остались на флоте, используются не по назначению и, возможно, скоро уйдут на гражданку, как большинство их коллег.
Остров невезения

На вопрос, почему власти, включая военные, так долго тянули с заявлением об истинных масштабах трагедии в Баренцевом море, почему ограничили доступ прессы, наконец, почему не сразу приняли иностранную помощь, представители тех же властей в приватных беседах отвечают, что никакой заботы о секретности не было -- просто сработали старые стереотипы.
Если принять это на веру, то следует сказать, что и у простых жителей, не искушенных в военно-морских тонкостях, тоже срабатывают старые стереотипы. А именно: властям верить нельзя, власти блюдут только свой интерес -- вплоть до догадок, мол, на "Курске" случилось что-то такое, из-за чего сразу пускать иностранцев было нельзя, сначала нужно было очистить место катастрофы от чего-то такого, что нельзя видеть вражескому глазу.
И пусть власти не гневаются. У них свои стереотипы, у нас -- свои.
А что -- вон, в горбачевские времена, в момент чернобыльской аварии, людям сообщили о трагедии лишь на третий день, а до этого они бодро вышагивали под знаменами и транспарантами на первомайской демонстрации по зараженному Киеву. Бывший член политбюро, главный партийный идеолог страны, а ныне депутат Государственной Думы Егор Лигачев с раздражением ответил на вопрос "Профиля", почему они тогда так поступили: "Мы на второй день были в Чернобыле вместе с Рыжковым. Народу же сообщили об этом на третий день, потому что надо было разобраться".
Доразбирались.
Кстати, говорят, что еще во время своей работы в Санкт-Петербурге Владимир Путин всегда по-доброму относился к бывшему президенту СССР Михаилу Горбачеву, не раз встречая его в аэропорту и сопровождая во время поездок по городу. Такое расположение тогдашнего питерского чиновника к бывшему главе государства, возможно, было не случайным -- из-за некоторого родства душ.
Оба они пришли на волне всеобщей поддержки. Оба на пути к власти говорили то, что было приятно слышать. Оба оказались невезучими.
При Горбачеве случился Чернобыль, начался карабахский кризис, затонул "Адмирал Нахимов", на Волге снесло верхнюю палубу пассажирскому теплоходу "Суворов". В бытность Путина директором ФСБ были взорваны два дома в Москве и один в Волгодонске, во время его президентства погибли люди в подземном переходе на Пушкинской площади столицы, продолжается война в Чечне, теперь вот погиб "Курск". Стоит напомнить, что удивительная невезучесть Горбачева привела к распаду СССР. Что ждать от Путина?

Еще 11 мая Агентство военных новостей сообщило, что в июле -- августе на Северном флоте пройдет учение по оказанию помощи "затонувшей" атомной подводной лодке. По плану учений "аварийная" лодка ляжет на грунт на глубине 100 метров в Баренцевом море, а спасательное судно "Михаил Рудницкий" обеспечит выход экипажа на поверхность. Роковым образом совпав почти во всех деталях, учебная спасательная операция превратилась в реальную. Но экипаж на поверхность так и не вышел.Умирать -- дело военное


Российский, да и международный флот пережил не одну трагедию. И сам факт гибели "Курска" еще не повод для разговора о национальном позоре России. Более того, профессия военных плюс принятая ими присяга подразумевает в случае необходимости смерть во имя государственных интересов. Какие именно интересы стоят за катастрофой в Баренцевом море -- если мы и узнаем, то не скоро. Но моряки с "Курска", по большому счету, именно это и сделали -- погибли ради интересов государства. А вот государство повело себя в полном несоответствии с поведением своих моряков. Происходившее вокруг трагедии в Баренцевом море -- действия высших государственных и военных чиновников -- как ни крути, дают повод сомневаться в политической состоятельности сегодняшней системы власти в РФ.

Между тем в дни трагедии со страниц газет и журналов, по радио и в телеэфире прозвучало много непрофессиональных суждений, например, связанных с надеждами на помощь британского подводного аппарата.

Вот слова руководителя группы британских спасателей коммодора Дэвида Рассела: "Даже если бы Россия обратилась к Великобритании за помощью в спасении "Курска" в самом начале, британские спасатели все равно не смогли бы прибыть на место трагедии раньше, чем сделали это".

По словам Рассела, Министерство обороны Великобритании, несмотря на то, что официальный запрос от российской стороны поступил лишь через 4 дня после того, как "Курск" оказался на дне моря, начало подготовку спасателей и мини-субмарины LR-5 сразу же, как пришла весть о беде. Это было сделано, чтобы быть готовыми прийти на помощь "Курску", как только Москва обратится за ней.

Иными словами, даже если бы помощь была запрошена сразу, едва обнаружили затонувший "Курск", то есть 13 августа, британские спасатели проводили бы те же самые подготовительные операции и прибыли бы в район бедствия в лучшем случае 16--17 августа.

Но к этому времени на "Курске" уже живых не осталось. Судить об этом можно не только на основании заявления Ильи Клебанова, сообщившего, что экипаж, по всей вероятности, погиб уже в понедельник--вторник, 14--15 августа. Один из высокопоставленных чиновников Минобороны России, владеющий всей информацией о катастрофе, на условии анонимности сообщил корреспонденту АВН: "Командование ВМФ и президент страны уже в первые часы после обнаружения затонувшей подлодки узнали о том, что большинство моряков экипажа субмарины (почти 90 процентов) погибло". По словам собеседника, первичное обследование, подводная съемка района бедствия и корпуса субмарины были проведены при помощи глубоководного боевого аппарата сразу после обнаружения затонувшего "Курска". Анализ полученных лодкой повреждений показал, что все отсеки, за исключением, возможно, двух кормовых, затоплены (это, кстати, и заставило адмирала Владимира Куроедова еще 15 августа признать, что прогноз последствий происшествия на "Курске" для жизни экипажа представляется крайне тяжелым, шансов на спасение почти нет).

Тогда же стало ясно и то, что и в двух незатопленных (а скорее, не полностью затопленных) отсеках моряки могли прожить не более нескольких часов. Герметичность этих отсеков была фатальным образом нарушена. Так, многотонная линия ходового вала субмарины сошла с места, вырвав специальные герметизирующие сальники, и в местах их крепления началась сильная фильтрация воды в 8--9-й отсеки. Поддерживать пригодные для выживания людей давление и дыхательную среду в кормовых отсеках стало невозможно.

Мучение надеждой


Должен ли был Путин немедленно вылететь из Сочи на место трагедии? По идее в сходных ситуациях так поступают многие главы государств. В августе этого года президент США Билл Клинтон прервал отпуск, чтобы встретиться со спасателями, боровшимися с самыми сильными за последние 50 лет пожарами в США. Чуть раньше канцлер ФРГ Герхард Шредер прервал свой отпуск, чтобы участвовать в поминальной молитве по погибшим в авиакатастрофе 25 июля соотечественникам. В августе прошлого года президент Южной Корее Ким Дэ Чжун перенес свой отпуск, чтобы возглавить штаб по борьбе с сильнейшим наводнением. И подобным примерам нет числа.

Разумеется, контролировать ход спасательной операции можно из любой точки России, а решать технические проблемы президент и не должен -- не его это дело. С другой стороны, в поддержке нуждались близкие моряков, которым, наверное, следовало сказать хотя бы так: "Мы переживаем катастрофу, у нас на глазах в прочном корпусе "Курска" гибнут или уже погибли наши моряки. Даже если мы не сможем им помочь, мы сделаем все, чтобы и ничтожный шанс на спасение использовать до конца".

Запоздалый приезд Владимира Путина к месту трагедии и встреча с родственниками погибших североморцев, очевидно, была столь нелицеприятной для главы государства, что ее даже с купюрами не смогло показать лояльное к власти РТР.

Возможно, Владимиру Путину не хватило не политического опыта (ему просто неоткуда взяться за сто дней президентства), а простого житейского чутья, чтобы понять, что в такой ситуации президенту нельзя загорать в Сочи. В результате большинство родственников отказались от всех запланированных Кремлем траурных церемоний до поднятия лодки со дна моря, а потому Путину не суждено было бросить перед телекамерами венок на место гибели флагмана российского подводного флота.

Пролет "Шмеля"


По мнению ответственного сотрудника научно-технического комитета ВМФ профессора Льва Томашевского, причина неудачи в деле спасения подводников -- в серьезном сокращении спасательных служб на всех флотах России. Если на строительство современных атомных подводных лодок хоть какие-то средства последние годы все-таки выделялись, то на разработку и закупку современной подводной спасательной техники, средств подводной связи -- ни гроша.

Десять лет назад Омский научно-исследовательский институт приборостроения -- головной разработчик средств связи для подводных лодок -- предлагал флоту уникальную аппаратуру для надежной аварийной связи с терпящими бедствие подводными лодками. Но денег на ее производство, по словам директора НИИ Валерия Левченко, так и не дали. Не нашлось их и на производство бесконтактного аппарата "Шельф", который способен обеспечить аварийную электромагнитную связь с подводными лодками без пристыковки к специальному разъему на корпусе субмарины.

Такая же судьба постигла и созданные Московским опытно-конструкторским бюро специальные технические средства -- современные пилотируемые глубоководные аппараты ОСА-3, "Океанолог", "Шмель", "Вихрь", "Риф", "Тритон", "Катран", "Лангуст". А некоторые из них могут работать на глубине более 6000 метров.

Спасательные подводные лодки "Линок", которые могли помочь экипажу "Курска", из-за отсутствия средств на их содержание были списаны. Почти до конца 90-х годов они входили в состав аварийно-спасательных служб Северного и Тихоокеанского флотов и несли на себе по два глубоководных аппарата для спасения затонувших подлодок.

Не осталось на флоте и глубоководных водолазов. Подготовка таких специалистов в ВМФ не ведется уже более пяти лет. Не производится и спецснаряжение для них, в том числе глубоководные костюмы. А те водолазы, которые еще остались на флоте, используются не по назначению и, возможно, скоро уйдут на гражданку, как большинство их коллег.

Остров невезения


На вопрос, почему власти, включая военные, так долго тянули с заявлением об истинных масштабах трагедии в Баренцевом море, почему ограничили доступ прессы, наконец, почему не сразу приняли иностранную помощь, представители тех же властей в приватных беседах отвечают, что никакой заботы о секретности не было -- просто сработали старые стереотипы.

Если принять это на веру, то следует сказать, что и у простых жителей, не искушенных в военно-морских тонкостях, тоже срабатывают старые стереотипы. А именно: властям верить нельзя, власти блюдут только свой интерес -- вплоть до догадок, мол, на "Курске" случилось что-то такое, из-за чего сразу пускать иностранцев было нельзя, сначала нужно было очистить место катастрофы от чего-то такого, что нельзя видеть вражескому глазу.

И пусть власти не гневаются. У них свои стереотипы, у нас -- свои.

А что -- вон, в горбачевские времена, в момент чернобыльской аварии, людям сообщили о трагедии лишь на третий день, а до этого они бодро вышагивали под знаменами и транспарантами на первомайской демонстрации по зараженному Киеву. Бывший член политбюро, главный партийный идеолог страны, а ныне депутат Государственной Думы Егор Лигачев с раздражением ответил на вопрос "Профиля", почему они тогда так поступили: "Мы на второй день были в Чернобыле вместе с Рыжковым. Народу же сообщили об этом на третий день, потому что надо было разобраться".

Доразбирались.

Кстати, говорят, что еще во время своей работы в Санкт-Петербурге Владимир Путин всегда по-доброму относился к бывшему президенту СССР Михаилу Горбачеву, не раз встречая его в аэропорту и сопровождая во время поездок по городу. Такое расположение тогдашнего питерского чиновника к бывшему главе государства, возможно, было не случайным -- из-за некоторого родства душ.

Оба они пришли на волне всеобщей поддержки. Оба на пути к власти говорили то, что было приятно слышать. Оба оказались невезучими.

При Горбачеве случился Чернобыль, начался карабахский кризис, затонул "Адмирал Нахимов", на Волге снесло верхнюю палубу пассажирскому теплоходу "Суворов". В бытность Путина директором ФСБ были взорваны два дома в Москве и один в Волгодонске, во время его президентства погибли люди в подземном переходе на Пушкинской площади столицы, продолжается война в Чечне, теперь вот погиб "Курск". Стоит напомнить, что удивительная невезучесть Горбачева привела к распаду СССР. Что ждать от Путина?

Капитан 1-го ранга ЮРИЙ ГЛАДКЕВИЧ (Агентство военных новостей), ИНЕССА СЛАВУТИНСКАЯ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».