25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2009 года: "ВСЕ НА ЗАЩИТУ КОНКУРЕНЦИИ!"

Архивная публикация 2009 года: "ВСЕ НА ЗАЩИТУ КОНКУРЕНЦИИ!"

Федеральная антимонопольная служба предлагает понизить «порог доминирования» ритейлеров в каждом муниципальном районе.
- Михаил Делягин -

Федеральная антимонопольная служба предлагает понизить «порог доминирования» ритейлеров в каждом муниципальном районе.
- Михаил Делягин -

Поправка ФАС в проект закона о торговле гласит, что любая торговая сеть, годовая выручка которой превышает 1 млрд рублей, а рыночная доля в округе больше 25%, не имеет права на дальнейшее расширение в соответствующем регионе.
Причина понятна: сетевая торговля в силу самих своих масштабов занимает монопольное положение и легко может им злоупотреблять, нарушая права как производителей (которым приходится платить за право продавать свои товары через соответствующую сеть и получать свои деньги с отсрочкой в 90, а то и 120 дней), так и покупателей. Последние часто сталкиваются с тем, что после завоевания доминирующего положения на местном рынке сети начинают завышать цены. Существенно и то, что торговые сети, в том числе из-за большей простоты закупок значительных партий товаров, склонны ориентироваться на импортные товары, в среднем более дорогие и подрывающие позиции российских производителей.
Опыт развитых стран весьма убедительно показывает, что торговые сети подрывают позиции местных производителей и негативно влияют на всю экономику региона, в который приходят. Это явление получило название «эффект Wall Mart»: гипермаркет «со стороны», вкладывая средства в регион один раз, затем десятилетиями выкачивает из него деньги, которые затем инвестируются в экономику других регионов. Тем самым сетевая торговля отличается от местных торговцев, которые стараются покупать товар у местных производителей и прибыль вкладывают, как правило, в своем собственном регионе.
Поэтому нормализация регулирования деятельности российской сетевой торговли настала давно, и отсутствие действенных шагов в этом направлении можно объяснить только эффективным лоббизмом ритейлеров.
Поправка ФАС носит «гомеопатический» характер: по сути дела, она распространяется на одну-единственную компанию в одном-единственном городе (Х5 в Санкт-Петербурге имеет долю рынка в 35% и потому не сможет больше расширять там свое присутствие). Все остальные компании, по данным ФАС, не достигли и уровня 13% в одном городе или муниципальном районе.
В законопроекте нет ограничения торговой наценки, завышение которой является одним из значимых факторов российской инфляции.
Существенно и то, что это ограничение и близко не стоит к регулированию сетевой торговли в развитых странах Европы, в которых прилагаются усилия для защиты конкуренции.
Так, во Франции решение о строительстве каждого магазина большой площади принимается специальными зональными комиссиями. Комиссии одобряют не более
40% поступающих к ним заявок.
В результате на мелкие и средние независимые магазины во Франции приходится половина оборота розничной торговли.
В Италии решение об открытии магазина принимается местными комиссиями по контролю за торговлей, причем большим достижением торговцев считается то, что эти комиссии больше не могут предписывать, чем именно должен торговать каждый конкретный магазин, а устанавливают только, торгует ли он пищевыми или непищевыми товарами.
Гипермаркеты в Италии обязательно закрываются на выходные или в будни работают только до 18.00. При этом большинство магазинов торговых сетей ориентируется на местных производителей и вкладывает деньги в регион своего расположения.
Благодаря достаточно жесткому регулированию в Италии поддерживается высокий уровень конкуренции в торговле: на 10 тыс. жителей приходится 47 магазинов против 21 в Испании, 19 во Франции и Германии, 13 в Великобритании.
Таким образом, хотя поправка ФАС половинчата и недостаточна, это шаг, сделанный в верном направлении. Времени для ограничения произвола торговых монополий остается все меньше, ибо кризис, усиливает необходимость обеспечения конкуренции в торговле.
«Социальная значимость» торговых сетей представляется не более серьезным аргументом, чем «социальная значимость» игорного бизнеса исчезновение монополистов создаст возможность для появления большого числа новых участников рынка.
Действия же монополистов, пытающихся при помощи роста цен заставить покупателей оплатить свои коммерческие просчеты, с каждым днем обходятся обществу все дороже, — причем уже не только в социальном, но и в политическом смысле.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».