18 апреля 2024
USD 94.07 +0.49 EUR 99.93 +0.14
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Все -- путем."

Архивная публикация 2003 года: "Все -- путем."

Ведущий европейский оператор контейнерных перевозок компания "Еврогейт" объявила о намерении инвестировать в развитие контейнерного терминала в порту Усть-Луга более $200 млн. Если все сложится хорошо, из Усть-Луги на восток и на юг повезут в десять раз больше грузов, чем возят сейчас. России от этого -- прямая польза.До последнего времени российский рынок контейнерных перевозок пребывал в зачаточном состоянии. Инфраструктура основных транспортных направлений: Север--Юг (от Санкт-Петербурга до Астрахани) и Запад--Восток (от Санкт-Петербурга до Владивостока) -- не отвечала требованиям международных стандартов для перевалки контейнерных грузов. На этих направлениях не хватает мощностей, нет современной системы логистики.
Согласно статистическим данным, в развитых странах на 10 человек приходится грузооборот около 1 TEU (стандартный 20-футовый контейнер), тогда как в России этот показатель в десять раз ниже. По разным оценкам, выйти на европейский уровень грузооборота мы сможем не раньше чем через 50 лет.
Первый шаг на этом длинном пути сделан. Германская компания "Еврогейт", "Национальная контейнерная компания" (НКК), Минтранс РФ, МПС и правительство Ленинградской области подписали соглашение о строительстве крупнейшего на Северо-Западе контейнерного терминала в Усть-Луге. На строительство первой очереди терминала, ввод в строй которой запланирован на 2007 год, будет направлено $170 млн. -- из них $110 млн. на паритетных условиях вложат НКК и "Еврогейт", а оставшиеся $60 млн. предоставит федеральный бюджет. При полной загруженности терминал сможет перерабатывать до 3,5 млн. TEU в год (в семь раз больше ныне действующего терминала в Санкт-Петербурге), а федеральный бюджет от эксплуатации этого терминала сможет получать более $20 млн. ежегодно.
Европейцам возить грузы через Россию выгодно. Маршрут Север--Юг в три раза короче, чем путь европейских грузов в обход России, через Суэцкий канал (см. карту), и если увеличить мощности порта и наладить логистику, объем транзита по Северу--Югу может составить до 10 млн. тонн в год (без учета нефти и нефтепродуктов).
Для развития этого направления объединились в альянс крупнейшие российские игроки транспортного рынка: компании First Quantum (один из акционеров ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" и владелец судоходной компании "Вижн Флот") и "Северстальтранс" (одна из крупнейших транспортных компаний России). В начале 2002 года они создали ассоциацию НКК. Ассоциация заявила, что к 2010 году намерена стать основным оператором в российском секторе коридора Север--Юг. Однако для этого ей требовались, во-первых, инвестиции в размере более $500 млн., а кроме того, нужно было каким-то образом обеспечить достойный грузопоток.
Новый партнер ассоциации эти проблемы решит играючи. В настоящее время "Еврогейт" представляет собой крупнейшую в Европе сеть контейнерных терминалов с годовым грузооборотом более 9,5 млн. TEU. Президент компании Томас Эккельман свое решение стать партнером российских транспортников обосновал тем, что компания, инвестировав более $200 млн. в российский рынок, сможет почти втрое сократить время прохождения грузов, предоставить клиентам новый вид услуг, а обзаведясь качественной логистикой на российской территории, сократит собственные расходы.
По словам президента НКК Владимира Ашуркова, приход в Россию компании "Еврогейт" означает гарантированный пропуск на международный рынок контейнерных перевозок. Ведь помимо инвестиций западный партнер заинтересован в привлечении большей части своих клиентов к освоению российского транспортного коридора.
Хитрый котельщик

Завод "Красный котельщик" (Таганрог) стал первым российским производителем, вернувшимся на послевоенный иракский рынок. Судно с полным комплектом оборудования для иракской электростанции "Юсифия" отправилось из Новороссийска в Персидский залив. Общая стоимость контракта оценивается в $10 млн.
Оборудование для иракской электроэнергетической отрасли "Красный котельщик" начал поставлять еще в начале 90-х годов. А реализация проекта для электростанции "Юсифия" была начата три года назад. Заказчиком выступило внешнеэкономическое объединение "Технопромэкспорт" (одна из ведущих фирм в мире в области строительства энергетических объектов и экспорта электроэнергии). Основные работы по контракту были завершены еще в феврале 2003 года, однако отправка оборудования в Ирак была приостановлена в связи с началом боевых действий. В настоящее время объединение "Технопромэкспорт" получило разрешение на продолжение поставок.
По словам председателя совета директоров "Красного котельщика" Сергея Бидаша, смена власти в Ираке не должна отразиться на взаимоотношениях "Красного котельщика" с иракским покупателем, поскольку деньги на оплату контракта находились на счетах ООН. На сегодняшний день на счета предприятия уже поступило порядка $1 млн., перечисление остальных средств ожидается в ближайшее время.
По данным специалистов "Красного котельщика", иракский заказ составляет порядка 10% от общего объема производства предприятия (150 млн. рублей из плановых 1,5 млрд.). Кроме того, в 2003 году ожидается подписание крупных контрактов на поставку оборудования в Ливию, Бангладеш и Индию.
На сегодняшний день "Красный котельщик" -- крупнейший производитель паровых котлов, котельного и вспомогательного оборудования в России.
Галина Саценко
Проект ледового побоища

На Балтийском судостроительном заводе (Санкт-Петербург, контролируется промышленной группой ИСТ) будет построен атомный ледокол нового поколения. Такое решение было принято на недавно прошедшем на Балтийском заводе совещании под председательством первого замминистра транспорта РФ, руководителя государственной морской службы Вячеслава Рикши.
Новый атомоход, как предполагается, будет значительно превосходить своих предшественников (ледоколов второго поколения, к которым относятся такие суда, как построенные в 70-80-х годах "Арктика" и "Россия"). Прежде всего, это касается увеличения мощности атомной установки. Кроме того, новое судно благодаря малой осадке корпуса будет универсальным -- оно сможет ходить и в океане, и в устьях рек, и на шельфе.
Строительство нового ледокола, по предварительным оценкам экспертов Государственной морской службы, обойдется в сумму около $250 млн. Источники финансирования на сегодня также не определены. Предположительно, к проекту привлекут главных эксплуататоров ледокольного флота -- компании "Норильский никель" и "ЛУКойл".
Головным разработчиком станет Центральное конструкторское бюро "Айсберг" (Санкт-Петербург). В будущем году "Айсберг" обещает разработать эскизный проект судна, и в течение пяти следующих лет ледокол может быть построен.
Однако, как учит опыт новой России, строительство атомохода может затянуться и на десятилетие. Пример тому -- ледокол "50 лет Победы". Он был заложен на Балтийском заводе в 1989 году, в 1993-м, когда степень готовности судна достигла 80%, работы по строительству остановились из-за недостатка финансирования. И только в нынешнем году правительство (а весь атомоходный флот в стране принадлежит именно правительству, но находится в доверительном управлении Мурманского морского пароходства, подконтрольного частной компании "Севморпуть-Капитал") заключило с заводом новый контракт на достройку, на что было выделено 2,5 млрд. рублей. Теперь судостроители обещают достроить ледокол не раньше 2005 года.
Между тем ситуация с российским ледокольным флотом становится все более тревожной. Формально в стране числится семь атомных ледоколов, которые предназначены для проводки судов по Северному морскому пути. Но два ледокола из семи уже выработали свой ресурс и стоят на приколе, еще два маломощны и способны проводить суда только по рекам (естественно, сибирским), а реакторам оставшихся трех осталось "жизни" до 2005 года.
Сейчас разрабатываются способы продления ресурсов ледокольных атомных установок (в частности, на ледоколе "Арктика"). Пока это никаких результатов не принесло. Между тем без новых ледоколов Россия может остаться без Северного морского пути, Северного завоза и без перспектив разработки нефтяных и газовых месторождений в Печерском и Баренцевом морях и на берегу Северного Ледовитого океана.
Михаил Сидоров

Ведущий европейский оператор контейнерных перевозок компания "Еврогейт" объявила о намерении инвестировать в развитие контейнерного терминала в порту Усть-Луга более $200 млн. Если все сложится хорошо, из Усть-Луги на восток и на юг повезут в десять раз больше грузов, чем возят сейчас. России от этого -- прямая польза.До последнего времени российский рынок контейнерных перевозок пребывал в зачаточном состоянии. Инфраструктура основных транспортных направлений: Север--Юг (от Санкт-Петербурга до Астрахани) и Запад--Восток (от Санкт-Петербурга до Владивостока) -- не отвечала требованиям международных стандартов для перевалки контейнерных грузов. На этих направлениях не хватает мощностей, нет современной системы логистики.

Согласно статистическим данным, в развитых странах на 10 человек приходится грузооборот около 1 TEU (стандартный 20-футовый контейнер), тогда как в России этот показатель в десять раз ниже. По разным оценкам, выйти на европейский уровень грузооборота мы сможем не раньше чем через 50 лет.

Первый шаг на этом длинном пути сделан. Германская компания "Еврогейт", "Национальная контейнерная компания" (НКК), Минтранс РФ, МПС и правительство Ленинградской области подписали соглашение о строительстве крупнейшего на Северо-Западе контейнерного терминала в Усть-Луге. На строительство первой очереди терминала, ввод в строй которой запланирован на 2007 год, будет направлено $170 млн. -- из них $110 млн. на паритетных условиях вложат НКК и "Еврогейт", а оставшиеся $60 млн. предоставит федеральный бюджет. При полной загруженности терминал сможет перерабатывать до 3,5 млн. TEU в год (в семь раз больше ныне действующего терминала в Санкт-Петербурге), а федеральный бюджет от эксплуатации этого терминала сможет получать более $20 млн. ежегодно.

Европейцам возить грузы через Россию выгодно. Маршрут Север--Юг в три раза короче, чем путь европейских грузов в обход России, через Суэцкий канал (см. карту), и если увеличить мощности порта и наладить логистику, объем транзита по Северу--Югу может составить до 10 млн. тонн в год (без учета нефти и нефтепродуктов).

Для развития этого направления объединились в альянс крупнейшие российские игроки транспортного рынка: компании First Quantum (один из акционеров ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" и владелец судоходной компании "Вижн Флот") и "Северстальтранс" (одна из крупнейших транспортных компаний России). В начале 2002 года они создали ассоциацию НКК. Ассоциация заявила, что к 2010 году намерена стать основным оператором в российском секторе коридора Север--Юг. Однако для этого ей требовались, во-первых, инвестиции в размере более $500 млн., а кроме того, нужно было каким-то образом обеспечить достойный грузопоток.

Новый партнер ассоциации эти проблемы решит играючи. В настоящее время "Еврогейт" представляет собой крупнейшую в Европе сеть контейнерных терминалов с годовым грузооборотом более 9,5 млн. TEU. Президент компании Томас Эккельман свое решение стать партнером российских транспортников обосновал тем, что компания, инвестировав более $200 млн. в российский рынок, сможет почти втрое сократить время прохождения грузов, предоставить клиентам новый вид услуг, а обзаведясь качественной логистикой на российской территории, сократит собственные расходы.

По словам президента НКК Владимира Ашуркова, приход в Россию компании "Еврогейт" означает гарантированный пропуск на международный рынок контейнерных перевозок. Ведь помимо инвестиций западный партнер заинтересован в привлечении большей части своих клиентов к освоению российского транспортного коридора.

Хитрый котельщик


Завод "Красный котельщик" (Таганрог) стал первым российским производителем, вернувшимся на послевоенный иракский рынок. Судно с полным комплектом оборудования для иракской электростанции "Юсифия" отправилось из Новороссийска в Персидский залив. Общая стоимость контракта оценивается в $10 млн.

Оборудование для иракской электроэнергетической отрасли "Красный котельщик" начал поставлять еще в начале 90-х годов. А реализация проекта для электростанции "Юсифия" была начата три года назад. Заказчиком выступило внешнеэкономическое объединение "Технопромэкспорт" (одна из ведущих фирм в мире в области строительства энергетических объектов и экспорта электроэнергии). Основные работы по контракту были завершены еще в феврале 2003 года, однако отправка оборудования в Ирак была приостановлена в связи с началом боевых действий. В настоящее время объединение "Технопромэкспорт" получило разрешение на продолжение поставок.

По словам председателя совета директоров "Красного котельщика" Сергея Бидаша, смена власти в Ираке не должна отразиться на взаимоотношениях "Красного котельщика" с иракским покупателем, поскольку деньги на оплату контракта находились на счетах ООН. На сегодняшний день на счета предприятия уже поступило порядка $1 млн., перечисление остальных средств ожидается в ближайшее время.

По данным специалистов "Красного котельщика", иракский заказ составляет порядка 10% от общего объема производства предприятия (150 млн. рублей из плановых 1,5 млрд.). Кроме того, в 2003 году ожидается подписание крупных контрактов на поставку оборудования в Ливию, Бангладеш и Индию.

На сегодняшний день "Красный котельщик" -- крупнейший производитель паровых котлов, котельного и вспомогательного оборудования в России.

Галина Саценко

Проект ледового побоища


На Балтийском судостроительном заводе (Санкт-Петербург, контролируется промышленной группой ИСТ) будет построен атомный ледокол нового поколения. Такое решение было принято на недавно прошедшем на Балтийском заводе совещании под председательством первого замминистра транспорта РФ, руководителя государственной морской службы Вячеслава Рикши.

Новый атомоход, как предполагается, будет значительно превосходить своих предшественников (ледоколов второго поколения, к которым относятся такие суда, как построенные в 70-80-х годах "Арктика" и "Россия"). Прежде всего, это касается увеличения мощности атомной установки. Кроме того, новое судно благодаря малой осадке корпуса будет универсальным -- оно сможет ходить и в океане, и в устьях рек, и на шельфе.

Строительство нового ледокола, по предварительным оценкам экспертов Государственной морской службы, обойдется в сумму около $250 млн. Источники финансирования на сегодня также не определены. Предположительно, к проекту привлекут главных эксплуататоров ледокольного флота -- компании "Норильский никель" и "ЛУКойл".

Головным разработчиком станет Центральное конструкторское бюро "Айсберг" (Санкт-Петербург). В будущем году "Айсберг" обещает разработать эскизный проект судна, и в течение пяти следующих лет ледокол может быть построен.

Однако, как учит опыт новой России, строительство атомохода может затянуться и на десятилетие. Пример тому -- ледокол "50 лет Победы". Он был заложен на Балтийском заводе в 1989 году, в 1993-м, когда степень готовности судна достигла 80%, работы по строительству остановились из-за недостатка финансирования. И только в нынешнем году правительство (а весь атомоходный флот в стране принадлежит именно правительству, но находится в доверительном управлении Мурманского морского пароходства, подконтрольного частной компании "Севморпуть-Капитал") заключило с заводом новый контракт на достройку, на что было выделено 2,5 млрд. рублей. Теперь судостроители обещают достроить ледокол не раньше 2005 года.

Между тем ситуация с российским ледокольным флотом становится все более тревожной. Формально в стране числится семь атомных ледоколов, которые предназначены для проводки судов по Северному морскому пути. Но два ледокола из семи уже выработали свой ресурс и стоят на приколе, еще два маломощны и способны проводить суда только по рекам (естественно, сибирским), а реакторам оставшихся трех осталось "жизни" до 2005 года.

Сейчас разрабатываются способы продления ресурсов ледокольных атомных установок (в частности, на ледоколе "Арктика"). Пока это никаких результатов не принесло. Между тем без новых ледоколов Россия может остаться без Северного морского пути, Северного завоза и без перспектив разработки нефтяных и газовых месторождений в Печерском и Баренцевом морях и на берегу Северного Ледовитого океана.

Михаил Сидоров

ИЛЬЯ ХАРЛАШКИН

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».