Наверх
16 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2009 года: "ВСЕ СВОИ"

Страховщикам становится невыгодно сотрудничать с частными клиниками, лучше иметь собственную сеть медучреждений.    На страховом рынке создан прецедент — «Ингосстрах» расторг договор с сетью клиник «Семейный доктор» и собирается подавать на нее в суд. Причина — вал претензий от владельцев полисов на качество обслуживания: помощь, дескать, в клиниках оказывалась из рук вон плохо. Конечно, конфликты между медиками и страховщиками бывали и раньше, за примерами далеко ходить не надо: недавно компания «СОГАЗ» предъявила клинике «Делор» претензии по поводу счета за неоказанные медуслуги на общую сумму более 1 млн рублей. Но в случае с «Семейным доктором» дело впервые может дойти до суда.
   Рынок добровольного медицинского страхования (ДМС) последние годы переживал настоящий бум. В 2003-2007 годах он ежегодно рос на 18%, многие работодатели заключали договоры со страховыми компаниями и приобретали для своих сотрудников корпоративные медполисы. Поступления от продаж росли, а потому страховщики закрывали глаза на существовавшую все это время проблему — выставление медиками счетов за неоказанные услуги. Согласно недавнему исследованию, проведенному страховыми компаниями, приписки составляют в среднем от 20 до 40%.
   С началом кризиса ситуация на рынке резко изменилась, работодатели стали повсеместно отказываться от приобретения полисов для персонала или же переходить на частичную компенсацию страховок. По данным рекрутинговых исследований, такая привилегия, как обслуживание в хороших поликлиниках, исчезла из соцпакетов специалистов даже в тех отраслях, которые до кризиса считались престижными и благополучными, — на транспорте, в строительстве, торговле недвижимостью, логистике, бан-ковско-финансовой сфере. По данным РА «Эксперт», по итогам года рынок сожмется на 7-8%, до 67-68 млрд рублей, а некоторые эксперты предсказывают 10-процентное падение.
   В этой связи многие страховщики были вынуждены свернуть программы ДМС, а те, кто и раньше не слишком активно действовал на этом рынке, тихо радуются. «Зная о высокой убыточности ДМС, мы предоставляли такие полисы только в рамках комплексного корпоративного обслуживания, розничных и корпоративных клиентов, желающих получить только медстраховку, мы не обслуживали», — говорит один из руководителей компании «ВТБ-Страхование».
   Сегодня так поступают многие страховщики: компании приостанавливают выдачу новых полисов и вводят жесткий контроль за расходами — укрепляют штат собственных медицинских экспертов, проводят внеплановые проверки в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ). «В этом году актуальным стал вопрос оптимизации расходов, в результате возрос интерес к бюджетосберегающим опциям, таким, например, как врач в офисе, — рассказывает исполнительный вице-президент группы «Ренессанс Страхование» Сирма Готовац. — Это позволяет значительно сократить время отсутствия сотрудников на работе, а также избегать «гиперлечения», ведущего к росту стоимости ДМС. Некоторые клиенты начали исключать из ДМС-программ дорогостоящие опции, оставляя только риски первой необходимости».
   Помимо снижения интереса со стороны клиентов есть еще одна проблема — резкий рост цен на услуги в медицинских учреждениях. В этом году медицинская инфляция составила примерно 11-12%, но страховые компании не могли поднимать цену полисов. «В первой половине 2009 года еще больше обострилась борьба за клиентские портфели, а в условиях кризиса фактор цены полиса стал исключительно важным при выборе страховщика, поэтому страховые компании вынуждены снижать либо, как минимум, не повышать тарифы», — отмечает замдиректора департамента медицинского страхования ОСАО «Ингосстрах» Елена Диесперова.
   Пока в выигрыше остаются те страховщики, что имеют собственные медицинские центры. Среди них — «Ренессанс Страхование», «РЕСО-Гарантия», РОСНО, «АльфаСтрахование», МАКС и др. Такая модель гораздо эффективнее сотрудничества с самостоятельными частными и ведомственными клиниками, так как позволяет контролировать качество услуг и работу персонала и, соответственно, оптимизировать страховые тарифы. И если раньше аутсорсинг обходился страховщикам дешевле (формируя сторонним клиникам поток клиентов, компания получала скидки на их лечение), то сейчас многие делают ставку именно на открытие собственных клиник.
   Тот же «Ингосстрах» уже имеет свои медучреждения и планирует в 2010 году расширить собственную сеть, открыв клиники «Будь здоров» в Краснодаре, Казани, Уфе и Новосибирске. Клинику в Краснодаре в следующем году намерена открыть и компания «АльфаСтрахование». «Если условно взять стандартную клинику — 2000 квадратных метров в городе-миллионнике, то экономия будет составлять не менее 20-25% условно от объема выплаченных средств», — говорит гендиректор «Ингосстраха» Александр Григорьев.
   Страховые компании видят в собственных клиниках не только инструмент контроля над издержками, но и возможность зарабатывать — например, наравне с бесплатными услугами, входящими в полис, компании могут раскручивать пациентов и на платные. Кроме того, к сотрудничеству со своими клиниками можно привлекать и коллег по цеху. Стоит, правда, учесть большие затраты и долгие сроки окупаемости проектов: страховой компании выгодно открывать свою клинику в том случае, если число застрахованных превышает 15 тыс. человек. Но и от кризиса может быть польза: резкое снижение цен на недвижимость позволяет открывать медицинские учреждения в престижных районах. Так, по словам Александра Григорьева, 5000 квадратных метров на Сретенке достались «Ингосстраху» по вполне приемлемой среднерыночной цене.
   У страховщиков есть и другой способ приобрести сеть клиник. В нынешней непростой экономической ситуации многие частные медучреждения оказались на грани банкротства из-за снижения числа пациентов. Так что теперь страховщики могут приобрести их долги. По слухам, на столичном рынке уже готовятся две сделки такого рода.
   

   РАСЧЕТЫ ПОКАЗАЛИ…
   Приобретение полисов ДМС за свой счет никогда не было особенно популярно среди россиян. Так, по данным опросов, в декабре 2008 года полисы, купленные гражданами в частном порядке, занимали лишь 4,7% в общем портфеле ДМС. Впрочем, и самим страховщикам «частники» не интересны: человек, который платит за полис из своего кармана, явно нацелен на лечение, в то время как застрахованный «до кучи» по корпоративному полису гражданин часто вообще не обращается в клинику в течение страхового периода, что весьма выгодно страховщику.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK