25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Всероссийский домовой"

Архивная публикация 2003 года: "Всероссийский домовой"

Бояться реформ ЖКХ не стоит. Поскольку хуже уже не будет, считает вице-премьер российского правительства Владимир ЯКОВЛЕВ."Профиль": Владимир Анатольевич, каждый год выясняется, что предприятия ЖКХ были вновь не готовы к зиме. И всегда по одной причине -- нет денег. Почему жилищно-коммунальный комплекс выглядит как "черная дыра"?
Владимир Яковлев: Потому что он предельно изношен. И потому что современные технологии управления только начинают здесь внедряться. Вот вам цифры: из имеющихся на сегодня 2,8 млрд. кв. м жилья на ветхий жилой фонд приходится 87 млн. кв. м, а еще 300 млн. кв. м не ремонтировалось свыше четверти века. Инженерные коммуникации изношены на 60--70%, за год на них происходит до 107 тыс. аварий, устранение которых обходится в 3--5 раз дороже, чем прокладка новых систем. Потери тепла и воды в трубах составляют 35--40%.
Все эти цифры говорят: одно только снижение нынешних производственных потерь в ЖКХ путем внедрения новых технологий содержит серьезный резерв для повышения рентабельности этого сектора.
А ведь рынок жилищно-коммунальных услуг оценивается приблизительно в 700 млрд. рублей. При этом население оплачивает около 72--73% услуг, а не 1,5--2%, как десять лет назад.
Сейчас необходимо оценить ситуацию и затем как можно четче определить правила игры. Мы уже провели инвентаризацию имущества муниципалитетов и разбираемся с взаимными неплатежами в ЖКХ.
"П.": И что с этими долгами вы будете делать?
В.Я.: Для того чтобы "расчистить" эти неплатежи, крайне необходимо принять закон "О финансовом оздоровлении ЖКХ", который сегодня разработал Госстрой. Без этого нельзя нормально входить в рынок. Иначе того, кто придет в рынок ЖКХ, ожидает та долговая яма, в которой сегодня находятся многие жилищно-коммунальные предприятия.
Сразу хочу подчеркнуть: прощать долги никто никому не будет. Амнистия по отношению к одним вызывает недоумение у тех, кто все оплачивает своевременно.
Отмечу, если в задолженности есть какая-то доля долгов федерального бюджета, то она должна будет списана за счет того же федерального бюджета. Ну а если это произошло по вине регионов или муниципалитетов, то они сами должны будут искать средства на выплату собственных долгов.
"П.": В процессе инвентаризации всплывали случаи нецелевого использования средств, в том числе направленных из федерального бюджета?
В.Я.: Должен признать, что сейчас в дебиторке и кредиторке трудно уловить, по назначению использовались средства или нет. Из-за недостаточности контроля, огрехов в отчетности цифры менялись несколько раз: с 274 млрд. рублей кредиторской задолженности на 1 января 2003 года до 222 млрд. рублей к последней проверке. По экспертной оценке Госстроя, из этой суммы ничем не подтвержденных долгов набралось порядка 10 млрд. рублей. Плюс около 30 млрд. рублей приходится на штрафы и пени.
Поэтому перед Минфином и Госстроем до конца года стоит задача четко определиться -- что это за цифры. И если эти 10 млрд. рублей ничем не будут подтверждены -- передать эту информацию в прокуратуру.
"П.": После финансового оздоровления и реформы ЖКХ до какой степени государство сохранит контроль за этим сектором экономики?
В.Я.: Вопрос эксплуатации жилищного хозяйства уже находится в ведении не государства, а муниципального управления. Но мы понимаем, что не муниципалитеты создали ветхое жилье, не муниципалитеты довели до такого состояния ситуацию с инженерными сетями, поэтому помощь государства в разумных пределах будет все время оказываться. Ну и, разумеется, еще долгое время из федерального бюджета будут перечисляться дотации социально незащищенным жильцам.
"П.": Любая реформа в России воспринимается как предлог для повышения цен. Как будут меняться тарифы в ходе модернизации ЖКХ?
В.Я.: Ситуация с тарифами тяжелая и не всегда понятная. Но если растут тарифы на нефть, электричество, транспорт, то, безусловно, будут расти тарифы и на жилищно-коммунальные услуги. Поэтому просто так, волевым решением, остановить рост тарифов невозможно. Последние десять лет уже устанавливались тарифы административным путем -- на все повышалось, а в ЖКХ все время тормозилось. В результате мы пришли к несоответствию цен на услуги в жилищно-коммунальном секторе по сравнению с естественными монополиями.
Сегодня мы предполагаем, что рост тарифов будет происходить только на инфляционную составляющую. То есть если на следующий год закладывается инфляция 10%, то на эти 10% могут возрасти и тарифы.
Правда, четко соблюдать это намерение уже не получается, поскольку в проекте бюджета-2004 по газу, по железнодорожному транспорту уже заложены параметры несколько выше инфляционной составляющей.
"П.": То есть рост неизбежен?
В.Я.: Рост тарифов на услуги ЖКХ будет. В любом случае, он одной частью ложится на население, другой -- на бюджет, который возьмет на себя дотации многочисленным льготникам.
Что же касается перехода к 100-процентной оплате населением, то на каком-то этапе речь об этом пойдет. Но когда это будет -- через год, два, три, пока неизвестно.
"П.": Первым крупным частным игроком, проявившим интерес к этому рынку, стало ОАО "Российские коммунальные системы". И тут же она натолкнулась на противостояние Госстроя. В чем причина конфликта?
В.Я.: Я не думаю, что можно говорить о каком-то серьезном противостоянии Госстроя и РКС. Важно, что уже появилась серьезная компания на рынке. И ее возникновение является признанием того, что жилищно-коммунальное хозяйство -- большой рынок, на котором есть возможность заработать.
Согласен, однако, что приход бизнеса действительно вызывает некоторые опасения у ряда руководителей регионов, муниципалитетов и того же Госстроя. Но с той точки зрения, что компания пришла на этот рынок на короткое время. Мол, поработает, а в случае неудачи расторгнет договор и уйдет. А им потом расхлебывать.
Однако я считаю, что бояться не надо, поскольку хуже уже не будет. Правильно пропишите договорные условия -- и тогда процесс будет проходить нормально. Думаю, что и Госстрой через какое-то время перестанет работать в этом "негативном" ключе. Вот весной посчитаем условия выполнения обязательств РКС -- и все станет на свои места.
Кроме того, сегодня ведь не только эта компания вышла на рынок жилищно-коммунальных услуг. Например, "Интеррос" уже работает в Перми, появилась масса небольших компаний, которые работают по конкретным котельным и уже занимаются вложением средств. Конечно, их пока мало -- не более 1% от всех предприятий ЖКХ. Но начало уже положено.
"П.": Тем не менее Госстрой планировал создать ЗАО "Управляющая компания "Межрегиональная инвестиционная строительная коммунальная компания". Такое ощущение, что в противовес РКС. Что с этой госстроевской структурой сейчас происходит?
В.Я.: Пока никакого особого движения с этой компанией у Госстроя нет. Что касается ее создания как противовеса РКС, лично у меня такого впечатления нет. Если даже будет создана такая компания, то она может работать опять же на каких-то определенных территориях и на общих основаниях.
Я считаю, что необходимо создать массу различных компаний, больших, маленьких, которые займутся водопроводом, теплоснабжением, электричеством, ремонтом. У нас же 89 субъектов Федерации, несколько тысяч городов -- и в каждом городе могут быть различные компании. Здесь не должно и не может быть никакого монополизма.
"П.": Предусматриваются ли какие-то налоговые преференции для компаний, намеренных работать в сфере ЖКХ?
В.Я.: Уверен, что никаких послаблений в плане налогов не требуется. Надо только упорядочить работу, провести технические аудиты имущества ЖКХ и понять, где и на чем мы теряем средства. И тогда даже не придется рассматривать вопрос о налоговых льготах. Бизнес здесь может зарабатывать даже без роста тарифов: за счет организации управления, сокращения численности персонала, внедрения новых технологий, контроля и учета.
"П.": Реформирование ЖКХ потребует серьезных изменений в законодательстве. Что вы планируете сделать в этой сфере в ближайшее время?
В.Я.: Если закон о финансовом оздоровлении ЖКХ позволит "расчистить" существующие долги в этой сфере, то для привлечения бизнеса на рынок жилищно-коммунальных услуг необходимы гарантии. В том числе и на законодательном уровне. Например, бизнесу крайне необходим закон "О концессиях". И если в настоящее время те же РКС заключают краткосрочные договоры на условиях аренды, то заключение долгосрочных договоров на условиях концессии позволит привлекать инвестиции на длительный период.
Речь идет о том, чтобы все, что связано с инженерными коммуникациями, передать в концессию с дальнейшим улучшением состояния и последующим возвратом инфраструктуры опять муниципалитетам.
Пока данный законопроект находится в Госдуме, и мы надеемся, что успеем его доработать и провести в трех чтениях через Думу еще до декабрьских выборов. Тогда многие вопросы снимутся.

Бояться реформ ЖКХ не стоит. Поскольку хуже уже не будет, считает вице-премьер российского правительства Владимир ЯКОВЛЕВ."Профиль": Владимир Анатольевич, каждый год выясняется, что предприятия ЖКХ были вновь не готовы к зиме. И всегда по одной причине -- нет денег. Почему жилищно-коммунальный комплекс выглядит как "черная дыра"?

Владимир Яковлев: Потому что он предельно изношен. И потому что современные технологии управления только начинают здесь внедряться. Вот вам цифры: из имеющихся на сегодня 2,8 млрд. кв. м жилья на ветхий жилой фонд приходится 87 млн. кв. м, а еще 300 млн. кв. м не ремонтировалось свыше четверти века. Инженерные коммуникации изношены на 60--70%, за год на них происходит до 107 тыс. аварий, устранение которых обходится в 3--5 раз дороже, чем прокладка новых систем. Потери тепла и воды в трубах составляют 35--40%.

Все эти цифры говорят: одно только снижение нынешних производственных потерь в ЖКХ путем внедрения новых технологий содержит серьезный резерв для повышения рентабельности этого сектора.

А ведь рынок жилищно-коммунальных услуг оценивается приблизительно в 700 млрд. рублей. При этом население оплачивает около 72--73% услуг, а не 1,5--2%, как десять лет назад.

Сейчас необходимо оценить ситуацию и затем как можно четче определить правила игры. Мы уже провели инвентаризацию имущества муниципалитетов и разбираемся с взаимными неплатежами в ЖКХ.

"П.": И что с этими долгами вы будете делать?

В.Я.: Для того чтобы "расчистить" эти неплатежи, крайне необходимо принять закон "О финансовом оздоровлении ЖКХ", который сегодня разработал Госстрой. Без этого нельзя нормально входить в рынок. Иначе того, кто придет в рынок ЖКХ, ожидает та долговая яма, в которой сегодня находятся многие жилищно-коммунальные предприятия.

Сразу хочу подчеркнуть: прощать долги никто никому не будет. Амнистия по отношению к одним вызывает недоумение у тех, кто все оплачивает своевременно.

Отмечу, если в задолженности есть какая-то доля долгов федерального бюджета, то она должна будет списана за счет того же федерального бюджета. Ну а если это произошло по вине регионов или муниципалитетов, то они сами должны будут искать средства на выплату собственных долгов.

"П.": В процессе инвентаризации всплывали случаи нецелевого использования средств, в том числе направленных из федерального бюджета?

В.Я.: Должен признать, что сейчас в дебиторке и кредиторке трудно уловить, по назначению использовались средства или нет. Из-за недостаточности контроля, огрехов в отчетности цифры менялись несколько раз: с 274 млрд. рублей кредиторской задолженности на 1 января 2003 года до 222 млрд. рублей к последней проверке. По экспертной оценке Госстроя, из этой суммы ничем не подтвержденных долгов набралось порядка 10 млрд. рублей. Плюс около 30 млрд. рублей приходится на штрафы и пени.

Поэтому перед Минфином и Госстроем до конца года стоит задача четко определиться -- что это за цифры. И если эти 10 млрд. рублей ничем не будут подтверждены -- передать эту информацию в прокуратуру.

"П.": После финансового оздоровления и реформы ЖКХ до какой степени государство сохранит контроль за этим сектором экономики?

В.Я.: Вопрос эксплуатации жилищного хозяйства уже находится в ведении не государства, а муниципального управления. Но мы понимаем, что не муниципалитеты создали ветхое жилье, не муниципалитеты довели до такого состояния ситуацию с инженерными сетями, поэтому помощь государства в разумных пределах будет все время оказываться. Ну и, разумеется, еще долгое время из федерального бюджета будут перечисляться дотации социально незащищенным жильцам.

"П.": Любая реформа в России воспринимается как предлог для повышения цен. Как будут меняться тарифы в ходе модернизации ЖКХ?

В.Я.: Ситуация с тарифами тяжелая и не всегда понятная. Но если растут тарифы на нефть, электричество, транспорт, то, безусловно, будут расти тарифы и на жилищно-коммунальные услуги. Поэтому просто так, волевым решением, остановить рост тарифов невозможно. Последние десять лет уже устанавливались тарифы административным путем -- на все повышалось, а в ЖКХ все время тормозилось. В результате мы пришли к несоответствию цен на услуги в жилищно-коммунальном секторе по сравнению с естественными монополиями.

Сегодня мы предполагаем, что рост тарифов будет происходить только на инфляционную составляющую. То есть если на следующий год закладывается инфляция 10%, то на эти 10% могут возрасти и тарифы.

Правда, четко соблюдать это намерение уже не получается, поскольку в проекте бюджета-2004 по газу, по железнодорожному транспорту уже заложены параметры несколько выше инфляционной составляющей.

"П.": То есть рост неизбежен?

В.Я.: Рост тарифов на услуги ЖКХ будет. В любом случае, он одной частью ложится на население, другой -- на бюджет, который возьмет на себя дотации многочисленным льготникам.

Что же касается перехода к 100-процентной оплате населением, то на каком-то этапе речь об этом пойдет. Но когда это будет -- через год, два, три, пока неизвестно.

"П.": Первым крупным частным игроком, проявившим интерес к этому рынку, стало ОАО "Российские коммунальные системы". И тут же она натолкнулась на противостояние Госстроя. В чем причина конфликта?

В.Я.: Я не думаю, что можно говорить о каком-то серьезном противостоянии Госстроя и РКС. Важно, что уже появилась серьезная компания на рынке. И ее возникновение является признанием того, что жилищно-коммунальное хозяйство -- большой рынок, на котором есть возможность заработать.

Согласен, однако, что приход бизнеса действительно вызывает некоторые опасения у ряда руководителей регионов, муниципалитетов и того же Госстроя. Но с той точки зрения, что компания пришла на этот рынок на короткое время. Мол, поработает, а в случае неудачи расторгнет договор и уйдет. А им потом расхлебывать.

Однако я считаю, что бояться не надо, поскольку хуже уже не будет. Правильно пропишите договорные условия -- и тогда процесс будет проходить нормально. Думаю, что и Госстрой через какое-то время перестанет работать в этом "негативном" ключе. Вот весной посчитаем условия выполнения обязательств РКС -- и все станет на свои места.

Кроме того, сегодня ведь не только эта компания вышла на рынок жилищно-коммунальных услуг. Например, "Интеррос" уже работает в Перми, появилась масса небольших компаний, которые работают по конкретным котельным и уже занимаются вложением средств. Конечно, их пока мало -- не более 1% от всех предприятий ЖКХ. Но начало уже положено.

"П.": Тем не менее Госстрой планировал создать ЗАО "Управляющая компания "Межрегиональная инвестиционная строительная коммунальная компания". Такое ощущение, что в противовес РКС. Что с этой госстроевской структурой сейчас происходит?

В.Я.: Пока никакого особого движения с этой компанией у Госстроя нет. Что касается ее создания как противовеса РКС, лично у меня такого впечатления нет. Если даже будет создана такая компания, то она может работать опять же на каких-то определенных территориях и на общих основаниях.

Я считаю, что необходимо создать массу различных компаний, больших, маленьких, которые займутся водопроводом, теплоснабжением, электричеством, ремонтом. У нас же 89 субъектов Федерации, несколько тысяч городов -- и в каждом городе могут быть различные компании. Здесь не должно и не может быть никакого монополизма.

"П.": Предусматриваются ли какие-то налоговые преференции для компаний, намеренных работать в сфере ЖКХ?

В.Я.: Уверен, что никаких послаблений в плане налогов не требуется. Надо только упорядочить работу, провести технические аудиты имущества ЖКХ и понять, где и на чем мы теряем средства. И тогда даже не придется рассматривать вопрос о налоговых льготах. Бизнес здесь может зарабатывать даже без роста тарифов: за счет организации управления, сокращения численности персонала, внедрения новых технологий, контроля и учета.

"П.": Реформирование ЖКХ потребует серьезных изменений в законодательстве. Что вы планируете сделать в этой сфере в ближайшее время?

В.Я.: Если закон о финансовом оздоровлении ЖКХ позволит "расчистить" существующие долги в этой сфере, то для привлечения бизнеса на рынок жилищно-коммунальных услуг необходимы гарантии. В том числе и на законодательном уровне. Например, бизнесу крайне необходим закон "О концессиях". И если в настоящее время те же РКС заключают краткосрочные договоры на условиях аренды, то заключение долгосрочных договоров на условиях концессии позволит привлекать инвестиции на длительный период.

Речь идет о том, чтобы все, что связано с инженерными коммуникациями, передать в концессию с дальнейшим улучшением состояния и последующим возвратом инфраструктуры опять муниципалитетам.

Пока данный законопроект находится в Госдуме, и мы надеемся, что успеем его доработать и провести в трех чтениях через Думу еще до декабрьских выборов. Тогда многие вопросы снимутся.

ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».