Наверх
19 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 1999 года: "Встречаемся под часами"

Раз в год весной все короли часового и ювелирного бизнеса на неделю собираются в швейцарском городе Базель, на World Watch, Clock and Jewellery Show — так официально называется эта крупнейшая ярмарка профессионального часового и ювелирного тщеславия. Уникальная возможность познакомиться с новинками будущего сезона и в который раз убедиться: лучшие в мире часы делают в Швейцарии.%???%Smotret vnimatelno — vziato s D
Именно швейцарские сердца-механизмы тикают внутри большинства часов известных мировых марок, и это неспроста. Швейцария сама по себе — идеально отлаженный часовой механизм, который вот уже несколько сотен лет работает без сбоев. Противоударный, защищенный пыле- и влагонепроницаемым колпаком своего нейтралитета: механизм хронометра не терпит потрясений — все размеренно, все по правилам.
К чему по-прежнему довольно нелегко привыкнуть русскому человеку. Ну никак не втолковать ему, что в Швейцарии нельзя парковаться на обочине автобана, перелезать через ограждение и резвиться на зеленой травке. «Потому что нельзя», как поется в известной песне. Два мира — два образа жизни. Может быть, поэтому в Швейцарии делают хорошие часы, а в России — революции (а теперь импичменты).
Как служат эту Messe

Размах главного часового шоу мира впечатляет. Для тихого Базеля Messe — так здесь называют ежегодную выставку достижений мирового капиталистического часового хозяйства — явно событие номер один. Раз в год все дороги города ведут в Messe — в прямом смысле слова: по всему Базелю развешаны оранжевые указатели со значком-символом выставки — что-то вроде часового циферблата с крылышками. Гостиницы переполнены, к пяти гигантским павильонам, где проходит выставка, высылаются дополнительные наряды полиции — регулировать движение.
Messe-1999 — это 2 с лишним тысячи стендов, разместившихся на 70000 квадратных метрах площади, 75 тысяч гостей из 42 стран. Российские товаропроизводители, увы, чужие на этом празднике жизни. Россию в Базеле представляла, кажется, одна питерская фирма с названием вроде Russkie samozvety. Или samovary. Да еще иногда в толпе мелькнет знакомое лицо — ба-а, да это же известный российский ювелир Ананов, приехал в Базель гостем выставки.
Вообще в Базеле собираются не только российские, но и мировые знаменитости. Клаудиа Шиффер прилетела специально, чтобы выйти на подиум в колье от Bvlgari. Но «гвоздем» культурной программы Messe-1999 был Хосе Каррерас, которого семья Шойфеле, владеющая ювелирной фирмой Chopard, попросила дать в Базеле благотворительный концерт. Чтобы услышать Каррераса, в Базель стоило прилететь даже тем, кто совершенно равнодушен к часам и ювелирным украшениям.
Хотя лишних людей здесь явно не было. Для профессионалов Базель — ежегодная тяжелая работа, восьмидневный марафон по восемь часов в день. Впрочем, как сказала вице-президент Chopard г-жа Шойфеле, для нее Messe — не только шанс продать свой товар, но и редкая возможность ощутить температуру мирового рынка.
На пороге XXI века

В нынешнем году выставка впервые открылась после большого ремонта в полностью перестроенных перед наступлением двухтысячного года павильонах. И впервые в Базеле не было двух из трех часовых «китов» — Breguet и Vacheron Constantin. Они теперь показывают свои новинки неделей раньше, на ежегодной часовой выставке в Женеве (SIHH). От чего, как уверяют организаторы Messe, шоу в Базеле ничуть не страдает. Так что оставшийся участник ведущей часовой тройки мира, Patek Philippe, оказался в Базеле в гордом одиночестве.
Впрочем Базель-1999 был как бы «промежуточным», ступенькой к будущему грандиозному празднику 2000 года. Именно к нему припасают свои главные сюрпризы часовщики и ювелиры. И хотя хиты будущего сезона, скорее всего, уже готовы, о них пока не рассказывают. Так что в этом году все более-менее традиционно: в украшениях актуальны белое золото (кстати, некоторые дизайнеры отмечали, что 2000-й год, скорее всего, принесет победу желтого), платина и вечные брильянты. В часах — тоже без сюрпризов: или респектабельная «классика» или не менее респектабельные complicated watch, «усложненные» часы спортивного стиля — с хронометром, альтиметром и т.д.
Правда, две тенденции все-таки можно отметить.
Первая: часовые и ювелирные «гранды», такие как Patek Philippe, Chopard или Van Cleef в этом году, помимо фирменной классической роскоши, предлагают более скромные, но не менее изысканные коллекции для «среднего класса» — сохраняющие фирменную стилистику, но из более демократичных материалов (сталь, каучук). И вторая: главными потребителями часовой и ювелирной роскоши по-прежнему остаются покупатели из России. Кстати, как минимум две новинки Базеля-1999 — «с русским акцентом».
Поэт, царь и Мерилин Монро

Солидная Chopard была первой в мире ювелирной компанией, пять лет назад пришедшей на российский рынок. С тех пор вице-президент Chopard Каролина Шойфеле бывает в России чуть ли не каждый год.
И вот результат этих путешествий: впервые представленная в Базеле ювелирная коллекция «Pushkin» — созданная специально к 200-летию русского классика. (Ой не обошлось тут без Юрия Михайловича Лужкова!) Женские часы, кольцо, серьги, браслеты, колье, материал — из белого золота. Самая дорогой предмет коллекции, ожерелье, стоит около $25 тысяч. Главная «русская» деталь дизайна — маленькие луковки, напоминающие о луковичных куполах русских церквей. В конце июня «Пушкин» приедет в Санкт-Петербург, где и состоится его официальная презентация.
Еще один «наш человек в Базеле» — коллекция Sculpture, знаменитой фирмы Patek Philipe (впрочем, в Москве пышная презентация Sculpture прошла двумя месяцами раньше, на Красной площади). Заводная коронка всех часов Sculpture — темно-синей эмали. Золото с синим в России — традиционная «царская» цветовая гамма.
Патриарх швейцарских часовых компаний, величественный Patek Philippe существует с 1839 года, за это время мастера фирмы выпустили всего девять (!) коллекций часов. И то, что десятая была сделана специально для русских клиентов, говорит о многом. В коллекции Sculpture — 14 моделей, стоимостью от 8 до 30 тысяч долларов, в зависимости от материала. Всего выпущено 2700 экземпляров этих часов, после чего все формы и штампы были уничтожены. Так что в России, говорят, часы Sculpture уже стали большой редкостью.
(Из других новинок Patek Philippe привез в Базель 14 моделей «усложненных» часов классической серии Calatrava — с лунным календарем, а также дамские ювелирные часы-браслет с крышкой, закрывающей циферблат, $20000 — без бриллиантов, $42000 — с бриллиантами.)
Чтобы покончить с «русской темой»: главный мировой производитель искусственного жемчуга, американская фирма Mikimoto в Базеле с гордостью демонстрировала жемчужное колье Мерилин Монро, которое в сентябре приедет в Россию. Где его сможет купить любой желающий. (Конечно, не оригинал, а копию.)
В 1954 году сам владелец фирмы, господин Микимото, подарил его Мерилин, которая со своим тогдашним мужем, Джо ди Маджио, совершала в тот момент свадебное путешествие по Японии. Через несколько лет Мерилин развелась с мужем, но жемчужное ожерелье Микимото навсегда осталось для Мерилин напоминанием о «медовом месяце», проведенном в Стране Восходящего Солнца. После смерти Монро в 1962-м колье принадлежало ближайшим друзьям знаменитой актрисы, пока наконец год назад фирма Mikimoto не выкупило его обратно и не сделало этот символ любви рекламным символом своей маркетинговой программы. В Базеле были представлены колье из белого, розового и черного жемчуга. За стопроцентную реплику ожерелья Монро в Базеле просили большие деньги, за уменьшенную копию — всего $4500.
Сверкая блеском стали

Специалисты отмечают, что впервые в этом году солидные производители часов привезли в Базель столько продукции из якобы «несолидных» материалов — стали, алюминия, каучука.
Судите сами.
Patek Philippe: новая коллекция дамских часов «Twenty 4» ($6800, сталь, бриллианты, заводная коронка из черного оникса), которые уместны как в деловой обстановке, так и на молодежной вечеринке. По словам представителя фирмы эта линия — специально для молодых женщин-яппи. За этой, как сказали бы профессионалы-маркетологи, target group (целевой аудиторией) ювелиры и часовщики явно начинают очень пристально следить. В блестящем рекламном ролике Patek Philippe, показанном на выставке, фигурирует именно такая дама: молодая, привлекательная и самостоятельная бизнес-вумен. Которая отмечает покупкой часов удачную сделку или повышение по службе. Учитывая среднемесячный доход на душу населения в Швейцарии (те же $6800) — вполне реально.
Bvlgari: хронограф Aluminium Chrono (алюминий, каучук, титан), модель Sport (стальной корпус, украшенный 11 брильянтами). Как уверяют российские дилеры Bvlgari, именно эта модель сейчас пользуется особенной популярностью у молодых российских банкиров. Кстати, Bvlgari, прежде имевшая дело лишь с VIP-покупателями, а теперь расширившая диапазон клиентов, за десять лет увеличила количество своих магазинов с 10 до 76.
И даже Van Cleef & Arpels, старейшая ювелирная фирма, которой вроде бы по статусу положено работать исключительно с золотом и платиной, «отметилась» стальными часами (модель Roma). Хотя, конечно, 50-летие своих первых часов Van Cleef & Arpels в этом году отметили достойно — ограниченной серией платиновых часов поистине королевской простоты, предельно аскетичного дизайна, в количестве сорок девять экземпляров (отсюда и название P.A. 49).
Дань «стальной» моде отдала в этом году и французская Chaumet. Часовые марки — как люди: они рождаются, «засыпают», снова возрождаются к жизни. Chaumet возникла еще в наполеоновской Франции и пять лет назад «очнулась» после почти 200-летней спячки. И теперь «дизайнерские» Chaumet носит один из символов Франции, величественная Катрин Денев. «Chamet в часовой промышленности — дизайнерская марка, как Pininfarina в автомобилестроении», — объясняла мне менеджер Изабель. — Как дизайнеры «Пининфарина» делают кузова дял «Феррари», так и мы вставляем швейцарские механизмы в свои корпуса.
Вообще, гуляя по павильонам Messe, иногда не можешь решить, где кончается часовое искусство и начинается ювелирное. Взять хотя бы знаменитую американскую марку Tyffany & Co. Как поэт в России больше чем поэт, так Tyffany & Co в Америке — не просто ювелирная или часовая марка, а символ и стандарт.
Фирма, отмечающая в этом году стопятидесятилетний юбилей, сопровождает американца от рождения до смерти. Младенец получает «на зубок» серебряную ложку от Tyffany, затем, повзрослев, пьет из кружки от Tyffany, потом покупает у Tyffany обручальное кольцо невесте, а себе — футляр для сигары. Поэтому часы Tyffany логично вписываются в этот надежно проложенный фарватер. В этом году в Базеле фирма представляла три линии — классическую Atlas, ювелирную Vannerie и «комбинированную» Timeless.
P.S. Не привезти часы из Швейцарии практически невозможно. Я держался до конца. Но перед самой посадкой в самолет в зале вылета мне попался на глаза лоток киоск duty-free с продукцией Swatch. И я не устоял.

АЛЕКСАНДР ЗОТИКОВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK