25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2009 года: "ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ"

Архивная публикация 2009 года: "ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ"

Несмотря на то, что для российского рынка лизинга наступило самое тяжелое за последние 10 лет время, его участники все же надеются скоро выйти на докризисные объемы бизнеса. Трудности, которые испытала мировая экономика, не обо-шли стороной и такую сферу, как лизинг. Объе-мы бизнеса сократились, количество игроков на лизинговом рынке заметно умень-шилось, а уцелевшие компании приостановили региональную экспансию. Вмес-те с тем, как пояснил "Про-филю" генеральный директор лизинговой компании "Трансфин-М" Эдуард Керецман, в абсолютном выраже-нии рынок лизинга за прошедший год значительно просел, зато качественно сильно вырос. "Тех лизингодателей, которые устояли под ударами кризиса, ждет много работы, - добавляет эксперт. - Возникшие трудности пошли участникам рынка только на пользу, позволив отточить процессы и оптимизировать бизнес".

Несмотря на то, что для российского рынка лизинга наступило самое тяжелое за последние 10 лет время, его участники все же надеются скоро выйти на докризисные объемы бизнеса. Трудности, которые испытала мировая экономика, не обо-шли стороной и такую сферу, как лизинг. Объе-мы бизнеса сократились, количество игроков на лизинговом рынке заметно умень-шилось, а уцелевшие компании приостановили региональную экспансию. Вмес-те с тем, как пояснил "Про-филю" генеральный директор лизинговой компании "Трансфин-М" Эдуард Керецман, в абсолютном выраже-нии рынок лизинга за прошедший год значительно просел, зато качественно сильно вырос. "Тех лизингодателей, которые устояли под ударами кризиса, ждет много работы, - добавляет эксперт. - Возникшие трудности пошли участникам рынка только на пользу, позволив отточить процессы и оптимизировать бизнес".

ЗАТИШЬЕ ПЕРЕД БУРЕЙ?

©

"Экономический кризис не только остановил активное развитие российского лизингового рынка, но и вернул его на несколько лет назад, - констатирует генеральный директор ОАО "ВТБ-Лизинг" Андрей Коноплев. - Стагнация началась еще с середины прошлого года, именно тогда большинство лизинговых компаний столкнулись с проблемами при привлечении финансирования. В итоге спрос на лизинговые услуги сохранился, но стало значительно меньше возможностей для их предоставления. Уже осенью 2008-го всем лизинговым компаниям пришлось уделять внимание не столько заключению новых сделок, сколько обслуживанию текущих, а также работе с растущей просроченной задолженностью".
Управляющий директор ООО "Райффайзен-Лизинг" Галина Майер расценивает сложившуюся ситуацию как затишье. По ее данным, в первом полугодии этого года новых сделок почти не заключалось, участники рынка и потребители услуги ждали, пока прояснится экономическая ситуация. И, видимо, дождались. У участников рынка открылось второе дыхание. "Уже с середины лета наметилось возобновление активности на рынке лизинга, - рассказывает эксперт. - Клиенты вновь возвращаются к работе над докризисными проектами".
Согласен с ней и Эдуард Керецман: "В ближайшие годы спрос на лизинг будет только расти. Замороженные инвестиционные программы уже дают о себе знать - износ основных средств практически во всех отраслях народного хозяйства только увеличивается. И поскольку лизинг получить легче, то к этой услуге будут обращаться даже те компании, которые раньше ею не пользовались".
О том, что лизинг был традиционно доступнее кредита, говорят все эксперты, опрошенные "Профилем": требования к лизингополучателю существенно мягче, не нужны дополнительные залоги и поручительства. Более того, Андрей Коноплев, например, считает, что именно сейчас - в условиях кризиса - станет явным преимущество финансирования клиентов в форме лизинга перед кредитом или покупкой долговых бумаг, поскольку право собственности на переданное в лизинг имущество остается у лизинговой компании. "При этом лизинговая компания может изъять имущество у клиента в случае неплатежей во внесудебном порядке, в отличие от длительной судебной процедуры отчуждения залога по просроченным кредитным договорам, - подчеркивает эксперт. Однако, по словам Галины Майер, в новых условиях лизинговые компании, чтобы минимизировать свои риски, все же были вынуждены ужесточить требования, предъявляемые к потенциальным заемщикам. "Скорее всего, такая тенденция сохранится, лизингодатели и впредь будут придерживаться более сбалансированной стратегии ведения бизнеса", - прогнозирует Майер.

КОМУ НУЖЕН ЛИЗИНГ
По результатам полугодового рэнкинга лизинговых компаний, проведенного агентством "Эксперт РА", только четыре сегмента рынка сохранили положительные темпы роста в первом полугодии 2009 года: это оборудование для производства бумаги и картона, для добычи полезных ископаемых (кроме нефти и газа), для проведения развлекательных мероприятий, а также медицинская техника и фармацевтическое оборудование. Вместе с тем Галина Майер не спешила бы называть упомянутые отрасли флагманами спроса на лизинговые услуги. "На мой взгляд, это, скорее, единичные сделки, которые вывели эти сегменты в лидеры рынка, - объясняет свою позицию эксперт. - Традиционно самыми востребованными предметами лизинга были грузовые автомобили, строительная техника и железнодорожный транспорт. Галина Майер также обращает внимание на то, что за последнее время заметно изменились и предпочтения самих клиентов, которые сместились в область повышения эффективности ведения бизнеса. Так, эксперт отмечает, что если раньше клиенты предпочитали брать в лизинг дорогие автомобили или оборудование для расширения бизнеса, то теперь они прибегают к лизингу только после получения под эту технику "твердых контрактов". "Многие крупные клиенты взяли паузу для оценки перспектив развития своих рынков и, соответственно, корректировки собственных инвестиционных программ, в рамках которых осуществляются и лизинговые проекты", - добавляет Андрей Коноплев.
Свое мнение о том, в каких лизинговых продуктах сейчас заинтересованы клиенты, высказал и Эдуард Керецман: "Учитывая текущее снижение деловой активности и дефицит ликвидности, наиболее востребованы продукты, ориентированные на снижение долговой нагрузки, особенно на первоначальном этапе. Пользуются популярностью и продукты, направленные на пополнение оборотных средств, то есть возвратный лизинг". А после восстановления экономики, предполагает Андрей Коноплев, будут востребованы сделки с самым разным имуществом. "Перед основной массой российских компаний еще до кризиса остро стояли вопросы замены основных фондов с высокой степенью изношенности, а также приобретения более современного оборудования и техники, - напоминает эксперт. - Кризис всего лишь отложил на некоторый срок решение данных вопросов, но не отменил их".

Каким вы видите дальнейшее развитие российского лизингового рынка?
ЭКСПЕРТ
АНДРЕЙ КОНОПЛЕВ,Генеральный директор ОАО "ВТБ-Лизинг":
"Что касается участников рынка, то среди них наиболее пострадавшими по итогам кризиса останутся небольшие лизинговые компании, которых в наибольшей степени коснулись проблемы кредитования. Дальнейшие перспективы таких организаций теперь вызывают сомнения: столкнувшись с высоким уровнем неплатежей и не имея достаточных средств и возможностей для борьбы с неплательщиками, они могут оказаться в очень сложной ситуации.
Относительно перспектив рынка полагаю, что четвертый квартал этого года станет более успешным по сравнению с предыдущими. Надеюсь, что в следующем году на лизинговом рынке постепенно начнет восстанавливаться активность. Однако выход на докризисные объемы бизнеса даже при благоприятном развитии общеэкономической ситуации не сможет произойти в течение столь короткого срока и будет возможен только в перспективе нескольких лет".

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».