Архивная публикация 2004 года: "Введение в языкознание"
Никто не любит мудреные и непонятные слова так, как любят их IT-шники. Речь иного консультанта напоминает камланье сибирского шамана, который погружает в выгодный для себя транс доверчивых соплеменников. Один из самых успешных российских системных интеграторов, если верить сказанному на его сайте, использует "технологию выполнения консалтинговых проектов, основанную на методе Гейна/Сарсон, SADT, OMT, RUP, функционально-стоимостной анализ ABC и др.".
Никто не любит мудреные и непонятные слова так, как любят их IT-шники. Речь иного консультанта напоминает камланье сибирского шамана, который погружает в выгодный для себя транс доверчивых соплеменников. Один из самых успешных российских системных интеграторов, если верить сказанному на его сайте, использует "технологию выполнения консалтинговых проектов, основанную на методе Гейна/Сарсон, SADT, OMT, RUP, функционально-стоимостной анализ ABC и др.".
"Врут, ей-богу врут, мин херц!" - заявил бы светлейший князь Меншиков, доживи он до наших дней. Никому, кроме горстки профи, эти методы неизвестны. Перечислены же они потому, надо думать, что у системных интеграторов есть поверье, будто бы с помощью этих заклинаний легче заморочить голову клиенту.
Терзаемые подобными сомнениями, мы обратились за помощью к практикующим IT-консультантам и задали им следующие вопросы:
- Чем, собственно, занимается IТ-консультант?
- Насколько оправдан чрезмерно сложный язык IТ-консультантов, который они используют в том числе и для общения с клиентами?
- Кому нужен IТ-консалтинг сейчас?
- Как будет развиваться этот рынок дальше?
Дмитрий Чистов, профессор, заведующий кафедрой Финансовой академии, независимый эксперт:
"Вы хотите, чтобы я рубил сук, на котором сижу, и критиковал понятия "ERP-система"* и прочие? (Смеется.) Я считаю, что IT-консалтинг действительно нужен компаниям. Это действительно так, ведь когда они заказывают IT-аудит, никаких откатов не бывает, поскольку цель у людей другая - не освоить деньги, а повысить конкурентоспособность бизнеса.
У многих предпринимателей сейчас появляется осознание того, что IT-консалтинг необходим, как необходима, например, консультация юриста. "Насколько оправданы вложения в информационную систему?" - с этим вопросом к экспертам обращаются чаще всего. Ведь очень много хороших систем автоматизации, которые могли бы приносить пользу, а на деле приносят одни неприятности. Следовательно, надо разбираться, почему это происходит.
Такая штука, как сертификация систем автоматизации, тоже связана с консалтингом, хотя бы потому, что одни и те же люди этим занимаются. Экспертиза и консалтинг во многом одно и то же, тут консалтингу подвергаются сами IT-компании.
О терминах. По сути, термин ERP используют все, кто захочет и когда захочет. Вот, например, считается, что это дальнейшее развитие других автоматизированных систем - MRP II**. Откуда такое мнение - совершенно непонятно. Ведь MRP II - это производственная система, а ERP предназначена для автоматизации любых компаний.
А вот CRM***, на мой взгляд, правильно выделяют в отдельный класс систем. Отношение к клиенту у нас меняется на глазах, и меняется к лучшему, так что CRM-системы у нас будут востребованы обязательно".
Марина Слесаренко, руководитель проекта компании "1С":
"В сферу компетенции консультанта входит выбор решений от компьютерного железа до специального софта. Считается, что компания - системный интегратор имеет возможность консультировать по всему спектру решений, которые есть на рынке. У нас все по-честному: вот есть 350 отраслевых решений на платформе "1С", и это - поле нашей деятельности. А потом, сколько раз случается, что мы внедряем свои продукты на том же предприятии, на котором работает, например SAP. И ничего - мы работаем на своем уровне, они - на своем. Так что одна система не враг другой.
О специальном языке. По-моему, ERP-системы всегда в России существовали, но назывались они как-то по-другому. Специальная терминология профессионалам, безусловно, нужна. Говорить на одном языке - самое трудное на земле. В этом смысле стандартизация не так уж и плоха - например, все ведь понимают, что значит just
Что же касается вопроса "кому все это нужно?", то я считаю, что на самом деле не все предприятия нуждаются в ERP. Пример тому - истории внедрений ERP-систем в западных компаниях всего за три недели и безо всякого там "пожизненного" сопровождения консультантов. На Западе вообще бизнес-процессы по 30 лет не меняются и программисты штатные не всегда нужны: принесли диски, поставили систему, дали инструкцию персоналу - и все, работай.
У нас такое немыслимо, бизнес-процесс меняется раз в квартал вместе с правилами игры, которые устанавливает государство. Приходится приспосабливаться. Это, собственно, и есть наш бизнес".
Павел Нефедов, директор по консалтингу компании "Оптима":
"Консалтинг - это одно из направлений диверсификации IT-бизнеса. Причем консалтинг независимый, то есть являющийся самостоятельной частью бизнеса. Мы готовы в разговоре с заказчиком не настаивать на выборе системы только потому, что "Оптима" готова ее поставить. Так бывает, например, если мы управляем тендером - в этом случае компания не имеет права в нем участвовать.
Специальные термины? Ну да, можно попробовать при случае использовать их в разговоре с заказчиком - может, это и произведет неизгладимое впечатление. Но предназначены они, конечно, для общения специалистов, они способствуют правильному взаимопониманию в профессиональной среде.
По поводу ситуации на рынке... В сегменте небольших проектов для малого и среднего бизнеса конкуренция, пожалуй, растет. В госсекторе же - а это очень серьезный потребитель консалтинговых услуг - новых игроков ждать не приходится".
Михаил Васильев, коммерческий директор компании "Стратегическое решение" (партнер Microsoft Business Solutions):
"В нашем понимании IT-консалтинг - это формальное описание бизнес-процессов предприятия. Оно выполняется безотносительно к тому, какая система для автоматизации этих процессов будет применена впоследствии.
Что касается специальной терминологии, касающейся классификации систем делового ПО, то для общения в кругу профессионалов она полезна и даже необходима".
Дмитрий Садков, директор департамента управленческого консалтинга, IBS:
"IT-решения - это далеко не дешевое удовольствие, никто не хочет тратить лишние средства, не будучи уверенным в результате, все уже понимают, что расходы на IT надо планировать и обосновывать.
До развития IT-консалтинга основные советы на тему, что внедрять, давали вендоры - разработчики решений. И конечно же, их советы не всегда были столь объективны, как хотелось бы заказчикам, поскольку каждый из них проявлял заинтересованность в продвижении собственного решения. Именно поэтому возникла нужда в консалтинге, отделенном от вендоров.
Если говорить о "птичьем" языке, на котором общаются консультанты, - это не что иное, как наследие английского языка, для которого характерно большое количество аббревиатур (кстати, для технического русского - тоже). Их значение достаточно расплывчато и необнозначно.
Заказчику же нужны вовсе не термины, а решения бизнес-задач. Например: он считает, что ему трудно будет иметь конкурентное преимущество без наличия достаточно детальной управленческой информации, понимая, что для этого ему нужны системы, которые позволят эту информацию получать. Задача консультанта - понять, какой продукт поможет данную проблему решить. Есть совершенно конкретная задача, которую можно четко описать. Как при этом называется ее решение, заказчику абсолютно не важно".
* ERP - универсальные системы планирования ресурсов предприятия; ** MRP II - системы для управления производством; ***CRM - системы, обеспечивающие учет индивидуальных особенностей и предпочтений каждого из клиентов компании. |
Андрей Анненков, "Известия", - специально для "Профиля"
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».