25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2011 года: "Выборы по Блаттеру"

Архивная публикация 2011 года: "Выборы по Блаттеру"

Президент ФИФА усидел в своем кресле, но дело в "футбольной семье" идет к революции. Состоявшиеся 1 июня в Цюрихе выборы президента Международной федерации футбола (ФИФА) стали самыми парадоксальными в истории организации. Единственный претендент на пост - действующий глава ФИФА швейцарец Йозеф Блаттер - получил абсолютное большинство голосов (186 из 208). Но безальтернативное голосование проходило на фоне громких скандалов и разоблачений, которые сотрясали футбольную федерацию в течение последних нескольких месяцев. Еще одни такие "выборы" ФИФА просто не перенесет.

Президент ФИФА усидел в своем кресле, но дело в "футбольной семье" идет к революции. Состоявшиеся 1 июня в Цюрихе выборы президента Международной федерации футбола (ФИФА) стали самыми парадоксальными в истории организации. Единственный претендент на пост - действующий глава ФИФА швейцарец Йозеф Блаттер - получил абсолютное большинство голосов (186 из 208). Но безальтернативное голосование проходило на фоне громких скандалов и разоблачений, которые сотрясали футбольную федерацию в течение последних нескольких месяцев. Еще одни такие "выборы" ФИФА просто не перенесет.

КТО БОРОЛСЯ
Претенденты на пост президента ФИФА были утверждены еще два месяца назад - 1 апреля 2011 года. И поначалу ничто не предвещало грозы. Конкурентов было всего двое - президент федерации Йозеф Блаттер, возглавляющий ее аж с 1998 года, и глава Азиатской конфедерации футбола Мохаммед бин Хаммам из Катара. Причем позиции Блаттера на тот момент выглядели практически незыблемыми.
Но позиции главы Азиатской конфедерации футбола оказались не такими уж слабыми. По своему влиянию в ФИФА катарец, разумеется, не может тягаться с Блаттером. Но фигура бин Хаммама оказалась способной объединить многие силы в федерации, заинтересованные в переделе сфер влияния в футбольном мире. А в том, что такое возможно, они убедились в декабре прошлого года, когда крохотное государство Катар площадью 11,5 тыс. кв. км получило право на проведение чемпионата мира 2022 года.
Блаттер долго сеял ветер перемен, твердя, что большой футбол должен приходить даже в те регионы, где раньше о проведении крупных турниров и подумать никто не мог. И вот теперь глава ФИФА пожал бурю. Страны третьего футбольного мира поняли, что их роль возросла. Они могут себе позволить не просто слепо следовать за старым лидером, а избрать своего выдвиженца. И на эту роль бин Хаммам подошел идеально.
"Совершенно ясно, что внутри ФИФА назрел корпоративный конфликт, - считает Александр Чернов, известный футбольный менеджер, работавший с национальной сборной России. - А в таких случаях важна не столько популярность той или иной фигуры, сколько ее соответствие интересам определенных кругов. Поэтому на бин Хаммама и сделали ставку все, кто был против Блаттера".
И в самом деле, с приближением даты выборов президента становилось все яснее, что они отнюдь не станут пустой формальностью. Шейх из Ка-тара становился в ФИФА по-настоящему влиятельной силой. Официально его поддержала только Азиатская конфедерация футбола (46 голосов). Но на деле и Блаттер имел поддержку лишь в Европе, да и то небезоговорочную. Дело в том, что коллективное мнение континентальных конфедераций, определяемое голосованием их членов, никого ни к чему не обязывает. На выборах президента ФИФА каждая из 208 стран, входящих в ФИФА, все равно голосует отдельно. А реального единства ни на одном из континентов как раз не было. Хотя конфедерация Африки (55 голосов), КОНКА-КАФ (Северная и Центральная Америка и Карибский бассейн, 40 голосов), КОНМЕБОЛ (Южная Америка, 10 голосов) и конфедерация Океании (11 голосов), словно на параде, выражали верность Блаттеру, внутри них кипели страсти. Дело дошло до того, что бин Хаммама из-за надуманных проблем с визой не впустили в США, куда он собирался с предвыборным визитом на конференцию КОНКАКАФ. Зато буквально через несколько дней он с большой помпой посетил ряд стран Центральной Америки, хотя те традиционно считаются вотчиной Блаттера.

ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ
Участникам предвыборной схватки, разумеется, было за что сражаться. На сегодня ФИФА является самой успешной из всех спортивных организаций планеты - только ее стабилизационный фонд составляет $1 млрд. Даже Международный олимпийский комитет позволяет себе послабления и отдает странам-организаторам Игр право самим искать их генеральных спонсоров. В спорте № 1 подобные вольности исключены. Формирование спонсорского пакета к чемпионатам мира - исключительная прерогатива ФИФА. Потому что международная федерация уверена: она всегда в состоянии сделать это самостоятельно и получить при этом максимальный доход.
Последний действительно впечатляет. Только за прошлый год ФИФА получила $1,06 млрд. А ее чистая прибыль составила $600 млн. Разумеется, ее распределение во многом зависит от того, кто стоит во главе организации - представитель респектабельной Европы или бушующей Азии.
Каждая страна, входящая в ФИФА, имеет гарантированные $250 тыс. в год на развитие детского футбола. Но есть еще и "точечные" вливания, которые могут составлять $2-3 млн ежегодно. Для футбола в странах третьего мира это существенные деньги. Так что Азия вместе со многими представителями Африки и Америки сделала ставку на бин Хаммама. Кроме того, в европейском тылу Блаттера вспыхнул британский мятеж - в Туманном Альбионе не могут простить главе ФИФА краха заявки на чемпионат мира-2018. Англичане постоянно обвиняли окружение Блаттера в коррупции, а когда стало известно о снятии кандидатуры бин Хаммама, потребовали вообще отменить выборы и провести их заново.
Сам шейх бин Хаммам прямого корыстного интереса, разумеется, не имел. Зарплата Блаттера, по неофициальным, но вполне достоверным данным, составляет $1,7 млн годовых. Так что арабского миллиардера она вряд ли могла прельстить. Но есть ведь личные амбиции. Так что бин Хаммам был серьезным соперником, и команда Блаттера его совершенно справедливо опасалась.

КАК ГОЛОСОВАЛИ
Даже по самой скептической оценке генсека ФИФА Джерома Вальке, катарец должен был набрать около 60 голосов из 208. Но, по оценкам независимых специалистов, накануне 1 июня бин Хаммам уже почти догонял Блаттера. Так что команда действующего президента ударила по конкуренту из главного калибра. Член исполкома ФИФА американец Чак Блейзер обвинил бин Хаммама в попытке подкупа двух представителей КОНКАКАФ. А его коллега Джек Уорнер не постеснялся обнародовать свою переписку с генсеком Вальке, в которой тот прямо утверждал, что катарский шейх купил для своей страны чемпионат мира-2022. Бин Хаммам попытался было выступить со встречными обвинениями в адрес самого Блаттера, но комиссия по этике ФИФА выразила главе федерации абсолютное доверие. Так что глава Азиатской конфедерации под огнем критики был вынужден за два дня до выборов снять свою кандидатуру.
Даже почетный член ФИФА и давний союзник Блаттера, экс-президент РФС Вячеслав Колосков выразил свое возмущение происходящим.
"При голосовании у федерации просто не было выбора… Я удивлен обвинениями против бин Хаммама. Уж Уорнеру точно не следовало ничего здесь говорить. Он сам отстранен сейчас от работы в ФИФА из-за обвинений в коррупции… Так что все здесь притянуто искусственно… А бин Хаммама я знаю очень давно. Он всегда отличался независимостью и конкретикой суждений, что наверняка многим не нравилось", - подчеркнул в нашем разговоре Вячеслав Колосков. При этом любимое "междометие", замененное здесь многоточиями, звучало в его речи на этот раз чаще обычного.
Голосование в Цюрихе в отсутствие бин Хаммама, которого даже не пустили в зал заседания, стало пустой формальностью. Блаттер получил 186 голосов и пошел на свой четвертый и, скорее всего, заключительный президентский срок. Ну а Мохаммед бин Хаммам ценой своего временного ухода с политической сцены ФИФА сохранил для своей страны чемпионат мира: вопрос о его покупке Катаром в Швейцарии поднимался, но его даже не поставили на голосование. Тем не менее ситуация в руководстве ФИФА очень напоминает положение на Ближнем Востоке. Блаттер уже давно превратился в своего рода футбольного Хосни Мубарака, еще немного - и ФИФА может получить свою "арабскую весну".

СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФУТБОЛА
КОНКАКАФ
Северная и Центральная Америка и Карибский бассейн
40 голосов
КАФ
Конфедерация Африки
55 голосов
КОНМЕБОЛ
Южная Америка
10 голосов
ОФК
Конфедерация футбола Океании
11 голосов
УЕФА
Союз европейских футбольных ассоциаций
53 голоса
АФК
Азиатская конфедерация футбола
46 голосов

ПРЕЗИДЕНТ ФИФА
Йозеф БЛАТТЕР - получил абсолютное большинство голосов
186 из 208

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».