Наверх
22 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 1999 года: "Выборы. Сезонные скидки"

В последние полгода все более или менее крупные сделки и контракты заморожены, активность финансовых рынков крайне низка. Все ждут выборов. Сегодня собеседники «Профиля» рассказывают о том, как выборы влияют на бизнес и чего, собственно, они ждут после 19 декабря.Владлен Гоциридзе, президент благотворительного фонда «Мир вашему дому»: «Каждые четыре года страна впадает в состояние предвыборной лихорадки. Резко активизируют свою деятельность PR-агентства в надежде получить хорошую прибыль, а средний и тем более крупный бизнес начинают играть в очень увлекательную игру под названием «политическая рулетка». Бизнес начинает финансировать избирательные кампании различных партий, блоков и объединений, придерживаясь при этом хорошо известного принципа «не класть яйца в одну корзину». Порой финансируются диаметрально противоположные по своим взглядам политические объединения. Интерес простой — иметь возможность лоббировать принятие необходимых законодательных решений в Госдуме. Кроме того, близость к власти зачастую оборачивается получением выгодных контрактов.
Однако у нынешних выборов есть одна особенность — это новый закон о выборах. Некоторые статьи этого документа просто абсурдны.
Мне, например, как кандидату в депутаты и одновременно руководителю благотворительного фонда пришлось на время избирательной кампании приостановить деятельность своего предприятия и отправить сотрудников в отпуск. Ведь сфера моей деятельности — благотворительность. Будучи кандидатом в Думу, я благотворительностью заниматься права не имею. Это трактуется законом о выборах в Госдуму (статья 48) как подкуп избирателей.
Поэтому в настоящее время я подал иск в Конституционный суд, дабы признать эту статью закона неконституционной».
Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики: «Практически все более или менее крупные коммерческие структуры так или иначе финансируют предвыборную кампанию. Особенностью нынешних выборов стало то, что ни одна структура не тратится очень сильно, хотя объемы финансирования в целом ненамного меньше, чем на прошлых выборах. Дело в том, что схема распределения средств и их источники поменялись в пользу регионов. Более активное участие в финансировании принимает бизнес на местах».
Сергей Родионов, президент компании «Дайнерс Клаб Россия»: «Эти выборы хороши тем, что не сопровождаются вакханалией денег, характерной для предыдущих избирательных кампаний. Легких денег больше нет. Люди помогают действительно по совести. Раньше в «Империале» (Сергей Родионов возглавлял банк «Империал» до июня 1998 года.— «Профиль») акционеры требовали, чтобы мы поддержали НДР. Мы это выполняли, а последствия нас преследуют до сих пор. Кстати, именно тогда родились печальные конфликты между старым менеджментом и акционерами — эти конфликты разрешаются только сегодня. Так, на прошлой неделе кредиторы «Империала» приняли решение о возможности полных расчетов с кредиторами 1—4-й очередей, в том числе с государством, и о дальнейшей совместной работе по погашению иной задолженности.
Грядущие выборы окажут весьма позитивное влияние на ситуацию в стране. Новая Дума будет монолитна и эффективна. Потому что в ней одержит победу единственная настоящая партия — КПРФ. А ее союзником может стать движение ОВР, которое близко КПРФ в патриотической части своей платформы.
Вокруг КПРФ создавались мифы. Ее обвиняли в сталинских преступлениях, забывая, что с таким же успехом можно обвинять современную христианскую церковь за инквизицию, а еврейский народ — за преступления Ягоды, Вышинского и Мехлиса. При неразвитых, неопытных демократических институтах и фактически тоталитарной сути политического строя любую самую святую идею можно использовать в целях личной власти и обогащения. Провал «демократов» в 90-х годах тому пример.
При этом практически полное отсутствие государственного регулирования в экономике трактуется как величайшая заслуга «демократии». Однако для того, чтобы новые собственники могли реально управлять и совершенствовать производство, им нужны крупные капиталы. Своих денег у них нет, и они вынуждены были занимать их на Западе у конкурентов, которые теперь их душат.
Таким образом, в капиталоемких отраслях государственное вмешательство сейчас необходимо: частный собственник на самом деле беден, и у него нет денег на серьезные исследования, создание предприятий по переработке экспортного сырья, модернизацию оборонной промышленности».
Александр Сидоров, мэр города Сургута: «Как и весь российский бизнес, выборные технологии можно разделить на легальные и нет. Владельцы «черного», нелегального бизнеса предпочитают своих кандидатов в депутаты. Для них цель оправдывает средства. Привычные методы борьбы — подкуп, ложь, шантаж, «доренковщина». Главное — очернить конкурентов в последние дни перед голосованием. Все это поглощает массу «черных» наличных денег, которых у «белого» бизнеса нет. Потому что «белый» бизнес имеет только то, на что может рассчитывать по крайне жестким российским правилам, то есть весьма ограниченный ресурс. Поэтому выборы — это, по сути, битва за будущие правила бизнеса между «белым» и «черным». То, что технологии могут быть «грязными», ни для кого не секрет.
В качестве примера таких технологий могу назвать явную травлю одного из кандидатов в депутаты по Ханты-Мансийскому округу — Александра Рязанова, бывшего директора Сургутского газоперерабатывающего завода. И руководители региона, и рабочие завода знают, что человек он порядочный. Поэтому очень неприятно видеть, когда со страниц некоторых газет и телепрограмм накануне выборов льется откровенная ложь в его адрес.
Как можно по правилам выиграть бой без правил — вот основная проблема бизнеса и выборов. Очень надеюсь, что за время хаоса последних лет в бизнесе и политике люди сумели выработать иммунитет против «грязных» информационных технологий».
Леонид Гвоздев, заместитель председателя правления Внешагробанка: «К сожалению, ни один из блоков, претендующих на места в Думе, и тем более ни один из потенциальных кандидатов на пост президента России не стремится создать сколь-нибудь внятной программы развития экономики. Поддержка реального сектора, развитие финансовой системы — это все хорошо, но для бизнеса это пустые слова. Нет никаких реальных предложений, разъяснений, программ.
Именно поэтому мы практически не ощущаем влияния выборов на своей работе. Да, растет курс доллара. Это заставляет как банки, так и их клиентов по возможности вкладывать свободные средства в валюту. Да, колеблется стоимость финансовых активов. Это создает дополнительные возможности для получения спекулятивных прибылей. Вот и все влияние выборов.
Я думаю, реальные сдвиги в экономике начнутся тогда, когда новая Дума будет сформирована и финансовые группы начнут лоббировать свои интересы через различные блоки и партии. Именно тогда будут приниматься новые законы, создаваться комитеты и подкомитеты… Тогда, возможно, бизнес ощутит на себе итоги выборов».
Николай Галагуза, председатель совета директоров страховой группы НАСТА: «Приходится констатировать, что выборы в России практически всегда таят в себе потенциал резкой смены экономического курса, что чревато очередным переделом собственности. А это неопределенность, которая отнюдь не способствует сохранению базового условия для нормального функционирования любого бизнеса — стабильности. С другой стороны, происходит определенная адаптация к постоянным политическим коллизиям и остается все меньше секторов экономики, которые напрямую подвергаются влиянию этих коллизий.
Безусловно, рынок страхования, как и любой другой финансовый рынок, косвенно страдает от увеличивающегося оттока капитала за рубеж накануне политических событий с не очень предсказуемым исходом. Однако на этом рынке есть резервы, которые необходимо уметь использовать: например услуги физическим лицам. Граждане имеют меньше возможностей для вывоза своего капитала, а предлагаемые им страховые продукты не теряют своей актуальности даже в период выборов».
Юрий Кораблин, глава администрации Химкинского района Московской области: «Выборы для любого бизнесмена — катаклизм. Приходится не только тратить значительные средства, ведь выборные кампании финансируют практически все более или менее серьезные бизнесмены. Нужно еще и постоянно следить за ситуацией, вести двойную игру. Самое негативное влияние выборов на бизнес состоит в том, что предвыборная гонка всегда создает элемент нестабильности, невозможности долгосрочного планирования. Однако нужно сказать, что чем более влиятельна и стабильна власть в том или ином регионе, тем меньше негативное влияние предвыборных кампаний, тем лучше в регион идут инвестиции и т.п.».

ВЛАДИМИР КАЛМАНОВ, ДЕНИС СОЛОВЬЕВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK