Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Выеденное налоговое яйцо"

Забавная баталия разыгрывалась всю прошлую неделю в российском правительстве. Спорили устно, спорили письменно (со сбрасыванием текстов в газеты) вот о чем: снижать или не снижать налог на добавленную стоимость (НДС)? На самом деле тем, кто этот налог платит, — бизнесменам — на суть спора, на исход дебатов и на самих спорщиков в общем-то наплевать.Каждый год в начале весны Минфин вносит в правительство так называемый налоговый пакет — список поправок, которые должны быть внесены в Налоговый кодекс. В этом году пакет могут внести с опозданием — потому что чиновники никак не могут договориться о том, как снижать и снижать ли вообще ставку НДС.

Председатель российского правительства Михаил Фрадков уверен, что снижать ее стоит «радикально» — с сегодняшних 18% до 13%. Начальник экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович предложил НДС и вовсе упразднить, а вместо него вернуть отмененный годом ранее налог с продаж. Министр экономики Герман Греф и министр финансов Алексей Кудрин в один голос заявили, что налог снижать не стоит. Алексей Кудрин даже написал Михаилу Фрадкову письмо.

В котором объяснил коллеге, что снижение ставки НДС грозит федеральному бюджету потерей 1,6% ВВП, или 362 млрд. рублей в денежном эквиваленте. Так или иначе в дискуссию оказались вовлечены почти все члены правительства, сотрудники администрации президента, многие депутаты и просто эксперты. При этом в приватных беседах большинство аналитиков и бизнесменов говорят, что «вопрос выеденного яйца не стоит». Но спор имеет высокую цену: все понимают, что речь идет о том, кто получит доступ к немалым средствам Стабилизационного фонда. Это много. Конкретно — 316 млрд. рублей. Есть о чем спорить до хрипоты. Понятно, что министр финансов в кошмарном сне видел растранжиривание скопленного. Понятно, что руководители всех ведомств спят и видят, как бы себе денежные ручейки перенаправить.

Рецепт Копейкина

Виновником всеобщего ажиотажа в отношении НДС считается замруководителя аппарата правительства Михаил Копейкин. Якобы именно он посчитал, что снижение налога с 18% до 13% будет оптимальным и единственно верным решением для удвоения ВВП. И вскоре после длинных январских каникул положил расчеты на стол премьеру.

Впрочем, идеи Михаила Копейкина новаторскими назвать нельзя: еще год назад, когда в правительстве обсуждали идею введения НДС-счетов, с требованиями снизить ставку НДС до тех самых 13% выступал Герман Греф. Хотя теперь министр экономического развития предпочитает делать вид, что этого не было.

А суть предложений Михаила Копейкина сводится к тому, чтобы уже с 2005 года начать расходовать Стабилизационный фонд. Напомним, с начала прошлого года в Стабфонде аккумулируются средства, полученные бюджетом за счет высоких цен на нефть. По закону, пока в Стабфонде не накопится 500 млрд. рублей, тратить его нельзя. Однако уже к концу 2005 года в Стабфонде может оказаться на 460 млрд. рублей больше. 400 млрд. из них Михаил Копейкин и предлагает куда-нибудь потратить — не просто так, а ради удвоения ВВП. Причем большую часть (316 млрд. рублей) — на обеспечение выпадающих доходов за счет снижения ставки НДС до 13%. Именно такая ставка, по расчетам замруководителя аппарата правительства, позволит подстегнуть рост ВВП примерно на 1,5—2% в год.

Вот так денежный интерес по контролю за расходованием Стабфонда искусно замаскирован под заботу о выполнении завета президента. Серьезные аналитики не рискуют прямо связывать снижение налогов с ростом экономики в целом. «У меня такое впечатление, будто предложение сделано от безысходности, чтобы вновь обозначить движение в сторону удвоения ВВП, — говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — Снизить ставку гораздо проще, чем проводить тяжелые структурные реформы. Парадокс в том, что бизнес не требует снижения ставки НДС. Конечно, кто откажется, если предложат еще на 5% снять нагрузку? Но бизнесу гораздо важнее предсказуемость правил, стабильность».

В свете поправок, которые готовит правительство (например, отмена презумпции невиновности налогоплательщика), единственное, что грозит бизнесу, — это стабильно пристальное внимание налоговых органов.

НДСизация льгот

Вслед за вопросом, что делать с основной ставкой НДС, чиновников ждет другая проблема — как поступить с льготной ставкой налога. Она составляет 10% и применяется в отношении целого списка товаров с «социальной направленностью»: молока, сахара, соли, мяса, рыбы, овощей, детских товаров, книг и учебников. Если льготная ставка будет отменена, Россия станет второй страной в Европе с унифицированной ставкой НДС — после Словакии.

Многие экономисты уверены, что 10-процентная ставка НДС российской экономике только вредит. «С льготной ставкой много злоупотреблений, из-за этого растут издержки на налоговое администрирование, причем ее социальный эффект абсолютно не очевиден», — отмечает заведующий лабораторией проблем фискального федерализма Института экономики переходного периода Илья Трунин.

Главное опасение правительства заключается в том, что отмена льготного НДС моментально скажется на цене «социальных» продуктов. Правда, по мнению Ильи Трунина, цены на картошку и овощи если и вырастут, то вовсе не по причине налоговых новаций. Ведь чаще всего «социально направленные» продукты мы покупаем у предпринимателей, не обремененных уплатой НДС, — ПБОЮЛов и малых предприятий.

А с точки зрения налогов даже крупная торговая сеть — это малый бизнес, поскольку каждая касса в супермаркете зарегистрирована как предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ).

Да и налоговая нагрузка на продукты, облагаемые льготным НДС, вырастет всего на несколько процентов (с 3% до 6% в зависимости от того, какой окажется в результате ставка НДС). Однако, скорее всего, большинство продавцов не упустят возможности ощутимо поднять цены: от этого покупатели вряд ли станут пить меньше молока или класть в чай одну ложку сахару вместо трех. В лучшем случае «социально направленные» товары подорожают резко, но один раз. Так, к примеру, было с лекарствами, для которых с начала 2003 года ставка НДС выросла с 0% до 10%. При том что средний рост цен на медикаменты до и после введения 10-процентной ставки составлял 0,5% в месяц, сразу после нововведения стоимость лекарств выросла на 5%.

Бизнесмены про НДС

Виталий Вольнов, руководитель управления по налоговой политике группы компаний «Морские и нефтегазовые проекты»: «Очевидно, что чем ниже ставка НДС, тем выгоднее нам — с точки зрения отвлечения денежных средств предприятия на уплату НДС по приобретенным товарам. Исходя из этих соображений, конечно, ставка НДС в 13% более выгодна, чем в 16%. Однако больной вопрос для предприятий — не сам размер ставки НДС, а низкое качество налогового администрирования. Это большое количество камеральных проверок, огромный объем запрашиваемых документов, замораживание экспортного НДС, невозврат НДС из бюджета «живыми» деньгами при наличии переплаты, ведение большого количества судебных процессов по НДС и так далее. К сожалению, с каждым годом ситуация с налоговым администрированием только ухудшается».

Ирина Кибина, вице-президент SUN Interbrew: «Государству выгоднее, если предприятия выпускают продукцию среднего ценового сегмента и класса премиум. Этот процесс можно стимулировать снижением налоговых ставок. Если бизнес скатывается в доступный ценовой сегмент, а это неизбежно при высоком налоговом бремени, от этого проигрывает и потребитель (в качестве), и те, кто думает, например, о росте ВВП. Просто потому, что с дешевых продуктов и налогов собирается меньше. Поэтому снижение ставок НДС было бы очень кстати. Тем более что до сих пор правительство уже приняло много решений, которые негативно сказались на пивоваренной отрасли».

Сергей Ломасов, финансовый директор компании «Комус»: «С позиции бизнеса снижение НДС только на пользу. И чем больше, тем лучше. Но отмена льготной, 10-процентной ставки налога — вопрос сложный. С одной стороны, льготируются социально значимые товары и отрасли (например, продукты питания, детские товары), с другой — наличие льготной ставки противоречит законам рыночной конкуренции. А отмена льготной ставки может грозить ростом цен и социальными потрясениями. Думаю, в данный момент на фоне проблем с монетизацией льгот правительство на это не пойдет. Важнее поддержание ставки на уровне, допустимом с позиции бюджетообразования и развития бизнеса, не более 16%, и соответствующее этому эффективное налоговое администрирование. А вообще, все вопросы со ставкой можно сравнить с бизнесом: товар может успешно продаваться и за 30 рублей, и за 300, важен грамотный менеджмент».

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK