29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2006 года: "Высокие гости и технологии в Нижнем"

Архивная публикация 2006 года: "Высокие гости и технологии в Нижнем"

Информационно-технологический прогресс России окончательно стал задачей политической. Вокруг IT-индустрии концентрируются интересы министров, губернаторов и публичных политиков. Потому что развитием отрасли интересуется президент страны. Владимир Путин посвятил проблемам развития IT-отрасли выездное заседание президиума Госсовета в Нижнем Новгороде. Год и месяц назад под председательством президента состоялось аналогичное совещание в Новосибирске, состав которого даже более представителен по сравнению с нижегородским. Информационно-технологических бизнесменов, представляющих первые компании российского рынка, во всяком случае, в Новосибирске было больше. Тогда Путин, который незадолго до этого посетил индийский Бангалор, распорядился подготовить законопроект об особых экономических зонах. Обсуждались, кроме того, проблемы, возникающие на таможне у экспортеров программного обеспечения, кадровый голод IT-индустрии и вопросы защиты интеллектуальной собственности.

Каковы же «итоги Новосибирска»?

«Год прошел в конфликтах между ведомствами. Непонятно, кто отвечает за результат поддержки отрасли и в чем этот результат объективно измерить. Хорошо бы, чтобы его измеряли в увеличении экспорта высокотехнологичной российской продукции», — говорит президент группы компаний IBS Анатолий Карачинский. «Была ведь простая, понятная идея: помочь высокотехнологичной экспортной отрасли, которая растет на 50% в год. Но понятия подменили, и вместо помощи сделали что-то, совершенно не имеющее отношения к IT-индустрии. Формальная модель особых экономических зон, предложенная МЭРТом и реализованная в законе, ориентирована на всю экономику в целом, а не на поддержку отрасли. Более того, нам мешают. Например, МЭРТ без обсуждения блокировал предложения по упрощению налогообложения софтверных компаний, ничего не предложив взамен. Для меня это загадочно. Я, возможно, не слишком силен в экономике и не знаю, что у нас есть много отраслей, не уступающих по темпу роста нашей. Может, этим объясняется то, что никто при подготовке законопроекта с нами даже не встретился. Тем временем страна теряет высокотехнологичные рабочие места. Вы знаете, что две крупнейшие софтверные компании с российского рынка ушли на Украину? И это случилось уже после новосибирского совещания».

Вот еще один участник новосибирского совещания, директор фирмы «1С» Борис Нуралиев: «2005 год был годом повышенного внимания государства к нашей отрасли. В Новосибирске был дан импульс эксперименту по созданию технопарков и ОЭЗ, что, по-моему, показывает положительный пример ориентации руководства страны на технологическое, несырьевое развитие национальной экономики. Этот интерес государства к IT полезен нашему бизнесу. Если проводить аналогию между нашей отраслью и сельским хозяйством, то бензин для посевной мы не просим, сами со всем справляемся, но моральная поддержка для нас важна. Я очень хочу, чтобы законодательство поддерживало экспорт высокотехнологичной готовой продукции. Сейчас основная поддержка оказывается экспорту программистских услуг — это тоже нормальное направление, в любом случае для страны лучше, чтобы наши программисты работали по аутсорсингу здесь, а не уезжали к западным работодателям насовсем. Но реальную прибыль и высокую репутацию на мировом рынке дает в первую очередь экспорт готовой продукции — именно его надо всемерно поощрять, не важно, программное обеспечение хотят экспортировать российские фирмы, матрешек или жаропрочные лопатки для турбин. Из других обсуждавшихся в Новосибирске проблем стала значимой в общественном мнении нехватка подготовленных кадров для ИТ-индустрии. И здесь пока индустрия только ждет улучшения ситуации. Можно отметить, что реальные шаги сделаны по обсуждавшейся в Новосибирске президентом проблеме защиты интеллектуальной собственности. Конечно, большие государственные мероприятия, такие, например, как операции «Сеть» и «Контрафакт», не могут проходить абсолютно гладко, но в целом движение носит позитивный характер».

Проблемы, связанные с экспортом софта из России, все еще актуальны. Эксперт по внешнеэкономической деятельности софтверной компании «СTM» (основной ее заказчик — Федеральная таможенная служба) Валерий Глыздов говорит, что положение изменилось. «Но надо разделять два понятия: экспорт программного обеспечения на носителях и передача программных кодов за рубеж по Интернету. В первом случае более или менее ясно, каковы правила. Софт считается товаром, это товарный экспорт. Проблем с возвратом НДС нет. Теперь при вывозе софта на дисках можно даже — теоретически — не предъявлять заключение ФАПРИД (Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения. — «Профиль»). Хотя лучше все же им обзавестись, поскольку ничто не мешает таможне отправить один из дисков на соответствующую экспертизу, что задержит разрешение на вывоз. В передаче софта за границу по интернет-каналам, на мой взгляд, за год ничего не изменилось. Это по-прежнему очень сложная процедура. Непонятно, как легализовать такой вид экспорта. Главные проблемы связаны с оформлением бухгалтерской отчетности. Как начислять НДС, как его возвращать — непонятно».

То есть спустя год после Новосибирска реальных проблем у российской IT-индустрии более чем достаточно. А тон доклада, сделанного в Нижнем Новгороде президентом Чувашии Николаем Федоровым, едва ли не восторженный: «То совещание, которое вы, Владимир Владимирович, провели в Новосибирске, дало очень мощный импульс развитию сферы информационных технологий. Не просто привлекло внимание к этой теме, а, можно прямо сказать, вдохновило многих. Но некоторых из представителей бизнес-сообщества, может быть, даже сделало счастливыми, особенно тех, кто попал в технопарки или в особые экономические зоны».

На заседании президиума Госсовета в Нижнем Новгороде участники серьезное внимание уделили вопросу «а кто из нас по части IT лучше выглядит». Забавно было видеть, как нижегородский губернатор Валерий Шанцев агрессивно оправдывается перед коллегой Федоровым из-за того, что в зале на территории Нижегородского кремля, где проходило заседание, якобы нет Wi-Fi: «Вы давно работаете, а я полгода, мне вздохнуть некогда, а я еще Интернет буду включать. У меня дома есть Интернет, если мне надо посмотреть, я посмотрю. Я также далек от того, чтобы и на площадях устанавливать точки доступа к Интернету. Там гуляют, праздники проводят, митинги на крайний случай, но Интернет смотреть на площади не очень комфортно». Диспут прекратил министр IT и связи Леонид Рейман, который извлек карманный компьютер и продемонстрировал президенту, что беспроводной Интернет у президиума Госсовета все же есть.

Из решений, принятых в Нижнем, следует выделить следующие.

Во-первых, в 2006-м будет создан венчурный инвестиционный фонд в поддержку IT-индустрии. Объем фонда составит $100 млн. при 75-процентном участии государства. Это даст возможность предоставить шанс небольшим IT-компаниям, чей бизнес связан с инновациями и потому слишком рискованный для того, чтобы рассчитывать на банковское кредитование. К сожалению, прямо на заседании выявились принципиальные разногласия между Мининформсвязи и МЭРТом. Леонид Рейман настаивал на отраслевой ориентации фонда, против чего возражал замминистра экономического развития Андрей Шаронов (ситуация очень напоминает ту, что имела место в связи с различными подходами МЭРТа и Мининформсвязи к вопросу об ОЭЗ). Путин обязал МЭРТ создать фонд до конца года, в том или ином виде.

Во-вторых, президент объявил, что у 2010 году в стране должно быть «электронное правительство». То есть информтехнологии должны в значительной мере избавить гражданина от личного общения с бюрократией.

В-третьих, глава государства потребовал подвергнуть конверсии радиочастотный спектр, задействовав его в интересах населения, а не силовых структур (которым сейчас принадлежит более 90% этого дефицитного ресурса).

Каждая из этих тем заслуживает специального обсуждения, и «Профиль» планирует посвятить им будущие публикации.

Информационно-технологический прогресс России окончательно стал задачей политической. Вокруг IT-индустрии концентрируются интересы министров, губернаторов и публичных политиков. Потому что развитием отрасли интересуется президент страны. Владимир Путин посвятил проблемам развития IT-отрасли выездное заседание президиума Госсовета в Нижнем Новгороде. Год и месяц назад под председательством президента состоялось аналогичное совещание в Новосибирске, состав которого даже более представителен по сравнению с нижегородским. Информационно-технологических бизнесменов, представляющих первые компании российского рынка, во всяком случае, в Новосибирске было больше. Тогда Путин, который незадолго до этого посетил индийский Бангалор, распорядился подготовить законопроект об особых экономических зонах. Обсуждались, кроме того, проблемы, возникающие на таможне у экспортеров программного обеспечения, кадровый голод IT-индустрии и вопросы защиты интеллектуальной собственности.

Каковы же «итоги Новосибирска»?

«Год прошел в конфликтах между ведомствами. Непонятно, кто отвечает за результат поддержки отрасли и в чем этот результат объективно измерить. Хорошо бы, чтобы его измеряли в увеличении экспорта высокотехнологичной российской продукции», — говорит президент группы компаний IBS Анатолий Карачинский. «Была ведь простая, понятная идея: помочь высокотехнологичной экспортной отрасли, которая растет на 50% в год. Но понятия подменили, и вместо помощи сделали что-то, совершенно не имеющее отношения к IT-индустрии. Формальная модель особых экономических зон, предложенная МЭРТом и реализованная в законе, ориентирована на всю экономику в целом, а не на поддержку отрасли. Более того, нам мешают. Например, МЭРТ без обсуждения блокировал предложения по упрощению налогообложения софтверных компаний, ничего не предложив взамен. Для меня это загадочно. Я, возможно, не слишком силен в экономике и не знаю, что у нас есть много отраслей, не уступающих по темпу роста нашей. Может, этим объясняется то, что никто при подготовке законопроекта с нами даже не встретился. Тем временем страна теряет высокотехнологичные рабочие места. Вы знаете, что две крупнейшие софтверные компании с российского рынка ушли на Украину? И это случилось уже после новосибирского совещания».

Вот еще один участник новосибирского совещания, директор фирмы «1С» Борис Нуралиев: «2005 год был годом повышенного внимания государства к нашей отрасли. В Новосибирске был дан импульс эксперименту по созданию технопарков и ОЭЗ, что, по-моему, показывает положительный пример ориентации руководства страны на технологическое, несырьевое развитие национальной экономики. Этот интерес государства к IT полезен нашему бизнесу. Если проводить аналогию между нашей отраслью и сельским хозяйством, то бензин для посевной мы не просим, сами со всем справляемся, но моральная поддержка для нас важна. Я очень хочу, чтобы законодательство поддерживало экспорт высокотехнологичной готовой продукции. Сейчас основная поддержка оказывается экспорту программистских услуг — это тоже нормальное направление, в любом случае для страны лучше, чтобы наши программисты работали по аутсорсингу здесь, а не уезжали к западным работодателям насовсем. Но реальную прибыль и высокую репутацию на мировом рынке дает в первую очередь экспорт готовой продукции — именно его надо всемерно поощрять, не важно, программное обеспечение хотят экспортировать российские фирмы, матрешек или жаропрочные лопатки для турбин. Из других обсуждавшихся в Новосибирске проблем стала значимой в общественном мнении нехватка подготовленных кадров для ИТ-индустрии. И здесь пока индустрия только ждет улучшения ситуации. Можно отметить, что реальные шаги сделаны по обсуждавшейся в Новосибирске президентом проблеме защиты интеллектуальной собственности. Конечно, большие государственные мероприятия, такие, например, как операции «Сеть» и «Контрафакт», не могут проходить абсолютно гладко, но в целом движение носит позитивный характер».

Проблемы, связанные с экспортом софта из России, все еще актуальны. Эксперт по внешнеэкономической деятельности софтверной компании «СTM» (основной ее заказчик — Федеральная таможенная служба) Валерий Глыздов говорит, что положение изменилось. «Но надо разделять два понятия: экспорт программного обеспечения на носителях и передача программных кодов за рубеж по Интернету. В первом случае более или менее ясно, каковы правила. Софт считается товаром, это товарный экспорт. Проблем с возвратом НДС нет. Теперь при вывозе софта на дисках можно даже — теоретически — не предъявлять заключение ФАПРИД (Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения. — «Профиль»). Хотя лучше все же им обзавестись, поскольку ничто не мешает таможне отправить один из дисков на соответствующую экспертизу, что задержит разрешение на вывоз. В передаче софта за границу по интернет-каналам, на мой взгляд, за год ничего не изменилось. Это по-прежнему очень сложная процедура. Непонятно, как легализовать такой вид экспорта. Главные проблемы связаны с оформлением бухгалтерской отчетности. Как начислять НДС, как его возвращать — непонятно».

То есть спустя год после Новосибирска реальных проблем у российской IT-индустрии более чем достаточно. А тон доклада, сделанного в Нижнем Новгороде президентом Чувашии Николаем Федоровым, едва ли не восторженный: «То совещание, которое вы, Владимир Владимирович, провели в Новосибирске, дало очень мощный импульс развитию сферы информационных технологий. Не просто привлекло внимание к этой теме, а, можно прямо сказать, вдохновило многих. Но некоторых из представителей бизнес-сообщества, может быть, даже сделало счастливыми, особенно тех, кто попал в технопарки или в особые экономические зоны».

На заседании президиума Госсовета в Нижнем Новгороде участники серьезное внимание уделили вопросу «а кто из нас по части IT лучше выглядит». Забавно было видеть, как нижегородский губернатор Валерий Шанцев агрессивно оправдывается перед коллегой Федоровым из-за того, что в зале на территории Нижегородского кремля, где проходило заседание, якобы нет Wi-Fi: «Вы давно работаете, а я полгода, мне вздохнуть некогда, а я еще Интернет буду включать. У меня дома есть Интернет, если мне надо посмотреть, я посмотрю. Я также далек от того, чтобы и на площадях устанавливать точки доступа к Интернету. Там гуляют, праздники проводят, митинги на крайний случай, но Интернет смотреть на площади не очень комфортно». Диспут прекратил министр IT и связи Леонид Рейман, который извлек карманный компьютер и продемонстрировал президенту, что беспроводной Интернет у президиума Госсовета все же есть.

Из решений, принятых в Нижнем, следует выделить следующие.

Во-первых, в 2006-м будет создан венчурный инвестиционный фонд в поддержку IT-индустрии. Объем фонда составит $100 млн. при 75-процентном участии государства. Это даст возможность предоставить шанс небольшим IT-компаниям, чей бизнес связан с инновациями и потому слишком рискованный для того, чтобы рассчитывать на банковское кредитование. К сожалению, прямо на заседании выявились принципиальные разногласия между Мининформсвязи и МЭРТом. Леонид Рейман настаивал на отраслевой ориентации фонда, против чего возражал замминистра экономического развития Андрей Шаронов (ситуация очень напоминает ту, что имела место в связи с различными подходами МЭРТа и Мининформсвязи к вопросу об ОЭЗ). Путин обязал МЭРТ создать фонд до конца года, в том или ином виде.

Во-вторых, президент объявил, что у 2010 году в стране должно быть «электронное правительство». То есть информтехнологии должны в значительной мере избавить гражданина от личного общения с бюрократией.

В-третьих, глава государства потребовал подвергнуть конверсии радиочастотный спектр, задействовав его в интересах населения, а не силовых структур (которым сейчас принадлежит более 90% этого дефицитного ресурса).

Каждая из этих тем заслуживает специального обсуждения, и «Профиль» планирует посвятить им будущие публикации.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама