Наверх
19 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2008 года: "Высокие технологии спасения"

В январе этого года стоящая у южного входа в Летний сад порфировая ваза раскололась на две части. Для сотрудников Русского музея это стало настоящим потрясением. Реставрацию вазы поручили шведским экспертам — потомкам ее создателей.   Порфировая ваза высотой около трех метров — подарок шведского короля Карла Иоанна XIV императору Николаю I. Ее изготовили из гранита на Королевской фабрике шведского города Эльфдален в 1838 году, поэтому и называют иногда Эльфдаленской. А постамент сделан из порфира — вулканической горной породы, в которой отдельные крупные кристаллы выделяются из основной массы по величине или цвету.

   …Разрушенную вазу демонтировали с постамента. Одной из возможных причин ее разрушения специалисты называют перепад температур и регулярно скапливавшийся в микротрещинах вазы конденсат. Трещины, по версии сотрудников музея, могли появиться более шестидесяти лет назад — под воздействием взрывных волн от попадания бомб во время Великой Отечественной войны в Карпиев пруд, рядом с которым находится ваза. Другой причиной называют влажную петербургскую погоду. Версия разрушения экспоната злостными хулиганами пока не рассматривается. Хотя на скульптурные композиции Русского музея, разместившиеся в Летнем саду, вандалы покушались не раз. В 2006 году они разрушили восемь работ, пять из которых оказались подлинными, а остальные три — копии, созданные в 80-е годы прошлого века. Ущерб музею оценили в 8 млн рублей. Тогда возникла идея заменить все подлинники в Летнем саду копиями, а оригиналы разместить под пристальным присмотром научных сотрудников в залах музея. Но это оказалось дороже, чем восстанавливать разрушенное…

   К реставрации порфировой вазы подключились Горный институт, Россвязьохранкультура и Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга. Но всю надежду на восстановление в музее возлагают на шведских специалистов — Георга Шуйского, потомка дворянской русской фамилии, и Эллиса Эриксона, владельца шахты, где добывался камень для вазы. Сам Эриксон — праправнук мастера, создавшего ее. Он считает, что восстановить вазу в первоначальном виде можно, потому что старинный камень еще не начал крошиться. Шведы на всякий случай привезли образцы камня из того же месторождения, откуда когда-то брали камень для изготовления вазы.

   После предварительных исследований стало ясно, что говорить о сроках завершения реставрационных работ рано — до их начала вазу необходимо тщательно вымыть и высушить: стоявшая все эти годы на улице под снегом, дождем и солнцем, она изменила свой цвет. Но Эриксон считает, что после реставрации ваза сможет вернуться на свое законное место, в Летний сад. И после этого за ее состоянием с помощью специальных датчиков будут следить круглосуточно.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK