19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Высшая мера милосердия"

Архивная публикация 2003 года: "Высшая мера милосердия"

Назначив своего давнего недруга Владимира Яковлева вице-премьером, президент явил миру такие чудеса милосердия и всепрощения, что вполне заслужил изображения себя на официальных портретах с нимбом вокруг головы. А заодно и молитвенных песнопений со стороны тех чиновников, чья работа публично признана никчемной и даже вредной.Разговорам о том, что дни Яковлева на посту губернатора Санкт-Петербурга сочтены, ровно столько лет, сколько главный питерец страны -- Владимир Путин -- занимает пост президента России. И вот наконец свершилось. Впрочем, говорить о том, что Яковлева "ушли", язык как-то не поворачивается. Ведь цена отставки -- вице-премьерская должность, орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени, теплые слова президента о том, как "много Владимир Анатольевич сделал в последние годы, работая в Петербурге".
Личный счет

В принципе, способ избавиться от неугодного чиновника, поручив ему более престижный, но при этом абсолютно неподъемный участок работы, известен давно. По давней советской традиции (правда, тогда "несправившихся" партийцев все больше "бросали на сельское хозяйство") Яковлеву как раз и поручили курировать явно провальное ЖКХ, а заодно транспорт и строительство. В результате его должность тут же за глаза окрестили как "расстрельную" и предрекли новому вице-премьеру недолгую правительственную карьеру.
Впрочем, как иронично заметил один из московских политтехнологов, "не факт, что Яковлева будет так просто убрать с новой должности: два года назад его просто хотели посадить, на каждом углу обвиняя в коррупции, год назад -- называли бездарным управленцем и собирались выгнать, потом планы поменялись и в результате его назначили вице-премьером. Кто знает, может, еще через год он возглавит правительство?"
И действительно, история с отставкой-назначением Яковлева породила больше вопросов, чем ответов. Хотя бы потому, что в 1996 году, после того как первый мэр Петербурга Анатолий Собчак проиграл выборы Яковлеву, тогдашний вице-мэр Владимир Путин мало того что чуть не "выпал" из большой политики, но и вынужден был несколько месяцев сидеть без работы и средств к существованию. И именно Яковлев, по мнению "московских питерцев", сыграл ключевую роль в последующей травле Собчака -- "старшего товарища" нынешнего президента. Очевидно, что помимо претензий делового характера у Владимира Путина был к Яковлеву и личный счет. Получается, что он им просто пренебрег.
Ради чего он это сделал -- не понятно. Ведь усилиями Кремля Яковлев-губернатор давно уже стал "хромой уткой". Городское Законодательное собрание, по сути, запретило ему баллотироваться на новый срок, да и его вероятная "сменщица" Валентина Матвиенко за последние месяцы практически освоилась в новом для себя качестве -- полноправной хозяйки второй столицы. В результате согласно опросу, проведенному в мае этого года Центром политических технологий и посвященному оценке влияния российских региональных лидеров, Яковлев оказался на почетном 63-м месте из 89 возможных.
Казалось бы, чего проще -- дождаться выборов, обеспечить Матвиенко убедительную победу и забыть о Яковлеве навсегда, отправив его в почетную ссылку послом в дружественную африканскую страну или же поручив заботам Генпрокуратуры.
И милость к падшим...

Путин принял иное решение. И, по мнению главы московского представительства консалтинговой группы Bakster Олега Матвейчева, "дал повод многим заподозрить себя в элементарной слабости". Особенно заметной на фоне трехлетних усилий Кремля по "отстраиванию" региональных лидеров. Достаточно вспомнить слова президентского полпреда в Госдуме Александра Котенкова, в 2000 году обещавшего депутатам, что после принятия законов о реформе Совета Федерации "минимум 16 губернаторов", лишенных неприкосновенности, "сразу сядут на скамью подсудимых, а многие -- чуть позже".
Да и с Матвиенко как-то неудобно получилось: человек ушел с вице-премьерского поста, чтобы помочь президенту "зачистить" город от Яковлева, а тот вдруг сам стал вице-премьером. Просто "загогулина" какая-то -- обидно.
Очевидно, у президента должны были быть очень веские причины поступить с Яковлевым так, а не иначе.
Судя по всему, извлечь политические дивиденды из выдворения Яковлева "по-плохому" президент явно не рассчитывал. По едкому замечанию одного из бывших сотрудников экс-губернатора, "дальнейшая борьба с Яковлевым вполне могла привести к ситуации со стрижкой свиньи: шерсти мало, а визга много". Продемонстрированная же губернаторам "президентская милость" способна укрепить их в уверенности в том, что и их в случае чего ждет как минимум почетная отставка.
"Уход Яковлева "по-плохому" был бы очень дурным сигналом для всей российской бюрократии -- как служилой, так и избираемой, -- полагает руководитель группы "Меркатор" Института географии РАН Дмитрий Орешкин. -- Чиновничий мир внимательно следит за тем, как поступают с государевыми людьми -- "по понятиям" или нет, а ведь именно от него во многом зависит то, каким будет исход предстоящих выборов".
Ситуация с назначением Яковлева, считает он, лишний раз подтверждает, что внутри высшего эшелона власти существует банальная круговая порука, нормы поведения, которые не могут быть нарушены ни при каких условиях никем, даже президентом страны. "Для бюрократии такой стиль поведения главы государства -- лишнее свидетельство того, что он -- человек стабильный, способный трезво оценивать ситуацию и интересы верхних слоев политической элиты".
А "неэлитные" слои населения, судя по всему, все то, что происходит вокруг Яковлева, вообще не волнует. Понятно, что к каким-либо серьезным последствиям для рейтинга Путина назначение Яковлева не приведет.
С властной же элитой Путин давно старается не обострять отношений и соблюдать правила игры. Не исключено, что глава государства принял для себя решение ограничиться отведенными ему по конституции двумя президентскими сроками. Не случайно давно утихли бывшие некогда популярными разговоры о необходимости снятия запрета на третий срок или же об увеличении продолжительности сроков -- с четырех до пяти или семи лет.
Как предположил один из политтехнологов, "возможно, он задумывается о своей судьбе после 2008 года и уже сейчас закладывает почву для того, чтобы и его заслуги были отмечены по достоинству, а сам он впоследствии не был подвергнут остракизму со стороны чиновничьего класса".
"ЖКХ отдано Яковлеву на "кормление".

"Очевидно, что навести порядок в такой сфере, как ЖКХ, раньше, чем через 4--5 лет, в принципе невозможно: все давно прогнило и быстро ситуацию не исправишь. Однако ни у кого нет оснований полагать, что Яковлев просидит на этой должности столь долгий срок -- максимум до президентских выборов. Значит, те год или даже полгода, которые ему отпущены и за которые он сможет лишь войти в курс дела, даны ему отнюдь не для продвижения реформы ЖКХ, а совсем для других целей.
Как и в случае с Наздратенко, речь идет о назначении на должность, которая должна лишь компенсировать Яковлеву и его команде утраченные позиции в регионе. Иначе говоря, дать возможность "кормиться" в тех же объемах, что и на губернаторском посту. После чего -- тихо, без скандала уйти".
"Яковлев мог предать гласности нечто, дискредитирующее Путина".

"Назначение на министерский или, тем более, вице-премьерский пост чиновника со столь подмоченной репутацией -- это, в первую очередь, дискредитация власти. Однако в случае с Яковлевым, несомненно, имеет место еще и дискредитация самого президента. Ведь неприязненное отношение Путина к Яковлеву всем известно. Поэтому трудно найти рациональное объяснение тому, почему человек, которого президент в свое время назвал иудой, смог-таки получить столь высокий публичный пост.
Неминуемо возникают подозрения, что в противном случае Яковлев мог предать гласности нечто-то такое из их общего с президентом прошлого, что дискредитировало бы самого Путина. В этой ситуации назначение Яковлева воспринимается не иначе как результат торга между этими двумя персонажами, которым, видимо, есть что рассказать друг о друге.
Однако, на мой взгляд, само появление такой версии в качестве почти единственного правдоподобного объяснения карьерного взлета господина Яковлева гораздо больше дискредитирует Путина, чем любой организованный им "слив компромата" на президента".
"За продолжение политической карьеры Яковлеву пришлось отчаянно бороться".

"История с назначением Яковлева показала: для того чтобы добиться продолжения политической карьеры, нужно отчаянно бороться до конца, и тогда никакие противоречия и личные антипатии не будут выглядеть непреодолимыми препятствиями.
Ситуация, когда после мощнейших атак на губернатора был найден неожиданный для многих компромисс, может быть воспринята в сознании верхов в качестве свидетельства ограниченных возможностей главы государства. Как сигнал о том, что президент не настолько силен, чтобы радикально обновлять правящую элиту. Значит, можно быть более самостоятельным и не бояться за свое будущее. Если же вся элита перестанет опасаться "высочайшего гнева" и уверует в то, что серьезных перемен в ее судьбе не будет и на втором сроке президентства Путина, страна рискует вновь упустить драгоценное время для проведения необходимых реформ".

Как вы относитесь к Владимиру Яковлеву -- губернатору Санкт-Петербурга?

Назначив своего давнего недруга Владимира Яковлева вице-премьером, президент явил миру такие чудеса милосердия и всепрощения, что вполне заслужил изображения себя на официальных портретах с нимбом вокруг головы. А заодно и молитвенных песнопений со стороны тех чиновников, чья работа публично признана никчемной и даже вредной.Разговорам о том, что дни Яковлева на посту губернатора Санкт-Петербурга сочтены, ровно столько лет, сколько главный питерец страны -- Владимир Путин -- занимает пост президента России. И вот наконец свершилось. Впрочем, говорить о том, что Яковлева "ушли", язык как-то не поворачивается. Ведь цена отставки -- вице-премьерская должность, орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени, теплые слова президента о том, как "много Владимир Анатольевич сделал в последние годы, работая в Петербурге".

Личный счет


В принципе, способ избавиться от неугодного чиновника, поручив ему более престижный, но при этом абсолютно неподъемный участок работы, известен давно. По давней советской традиции (правда, тогда "несправившихся" партийцев все больше "бросали на сельское хозяйство") Яковлеву как раз и поручили курировать явно провальное ЖКХ, а заодно транспорт и строительство. В результате его должность тут же за глаза окрестили как "расстрельную" и предрекли новому вице-премьеру недолгую правительственную карьеру.

Впрочем, как иронично заметил один из московских политтехнологов, "не факт, что Яковлева будет так просто убрать с новой должности: два года назад его просто хотели посадить, на каждом углу обвиняя в коррупции, год назад -- называли бездарным управленцем и собирались выгнать, потом планы поменялись и в результате его назначили вице-премьером. Кто знает, может, еще через год он возглавит правительство?"

И действительно, история с отставкой-назначением Яковлева породила больше вопросов, чем ответов. Хотя бы потому, что в 1996 году, после того как первый мэр Петербурга Анатолий Собчак проиграл выборы Яковлеву, тогдашний вице-мэр Владимир Путин мало того что чуть не "выпал" из большой политики, но и вынужден был несколько месяцев сидеть без работы и средств к существованию. И именно Яковлев, по мнению "московских питерцев", сыграл ключевую роль в последующей травле Собчака -- "старшего товарища" нынешнего президента. Очевидно, что помимо претензий делового характера у Владимира Путина был к Яковлеву и личный счет. Получается, что он им просто пренебрег.

Ради чего он это сделал -- не понятно. Ведь усилиями Кремля Яковлев-губернатор давно уже стал "хромой уткой". Городское Законодательное собрание, по сути, запретило ему баллотироваться на новый срок, да и его вероятная "сменщица" Валентина Матвиенко за последние месяцы практически освоилась в новом для себя качестве -- полноправной хозяйки второй столицы. В результате согласно опросу, проведенному в мае этого года Центром политических технологий и посвященному оценке влияния российских региональных лидеров, Яковлев оказался на почетном 63-м месте из 89 возможных.

Казалось бы, чего проще -- дождаться выборов, обеспечить Матвиенко убедительную победу и забыть о Яковлеве навсегда, отправив его в почетную ссылку послом в дружественную африканскую страну или же поручив заботам Генпрокуратуры.

И милость к падшим...


Путин принял иное решение. И, по мнению главы московского представительства консалтинговой группы Bakster Олега Матвейчева, "дал повод многим заподозрить себя в элементарной слабости". Особенно заметной на фоне трехлетних усилий Кремля по "отстраиванию" региональных лидеров. Достаточно вспомнить слова президентского полпреда в Госдуме Александра Котенкова, в 2000 году обещавшего депутатам, что после принятия законов о реформе Совета Федерации "минимум 16 губернаторов", лишенных неприкосновенности, "сразу сядут на скамью подсудимых, а многие -- чуть позже".

Да и с Матвиенко как-то неудобно получилось: человек ушел с вице-премьерского поста, чтобы помочь президенту "зачистить" город от Яковлева, а тот вдруг сам стал вице-премьером. Просто "загогулина" какая-то -- обидно.

Очевидно, у президента должны были быть очень веские причины поступить с Яковлевым так, а не иначе.

Судя по всему, извлечь политические дивиденды из выдворения Яковлева "по-плохому" президент явно не рассчитывал. По едкому замечанию одного из бывших сотрудников экс-губернатора, "дальнейшая борьба с Яковлевым вполне могла привести к ситуации со стрижкой свиньи: шерсти мало, а визга много". Продемонстрированная же губернаторам "президентская милость" способна укрепить их в уверенности в том, что и их в случае чего ждет как минимум почетная отставка.

"Уход Яковлева "по-плохому" был бы очень дурным сигналом для всей российской бюрократии -- как служилой, так и избираемой, -- полагает руководитель группы "Меркатор" Института географии РАН Дмитрий Орешкин. -- Чиновничий мир внимательно следит за тем, как поступают с государевыми людьми -- "по понятиям" или нет, а ведь именно от него во многом зависит то, каким будет исход предстоящих выборов".

Ситуация с назначением Яковлева, считает он, лишний раз подтверждает, что внутри высшего эшелона власти существует банальная круговая порука, нормы поведения, которые не могут быть нарушены ни при каких условиях никем, даже президентом страны. "Для бюрократии такой стиль поведения главы государства -- лишнее свидетельство того, что он -- человек стабильный, способный трезво оценивать ситуацию и интересы верхних слоев политической элиты".

А "неэлитные" слои населения, судя по всему, все то, что происходит вокруг Яковлева, вообще не волнует. Понятно, что к каким-либо серьезным последствиям для рейтинга Путина назначение Яковлева не приведет.

С властной же элитой Путин давно старается не обострять отношений и соблюдать правила игры. Не исключено, что глава государства принял для себя решение ограничиться отведенными ему по конституции двумя президентскими сроками. Не случайно давно утихли бывшие некогда популярными разговоры о необходимости снятия запрета на третий срок или же об увеличении продолжительности сроков -- с четырех до пяти или семи лет.

Как предположил один из политтехнологов, "возможно, он задумывается о своей судьбе после 2008 года и уже сейчас закладывает почву для того, чтобы и его заслуги были отмечены по достоинству, а сам он впоследствии не был подвергнут остракизму со стороны чиновничьего класса".

"ЖКХ отдано Яковлеву на "кормление".


"Очевидно, что навести порядок в такой сфере, как ЖКХ, раньше, чем через 4--5 лет, в принципе невозможно: все давно прогнило и быстро ситуацию не исправишь. Однако ни у кого нет оснований полагать, что Яковлев просидит на этой должности столь долгий срок -- максимум до президентских выборов. Значит, те год или даже полгода, которые ему отпущены и за которые он сможет лишь войти в курс дела, даны ему отнюдь не для продвижения реформы ЖКХ, а совсем для других целей.

Как и в случае с Наздратенко, речь идет о назначении на должность, которая должна лишь компенсировать Яковлеву и его команде утраченные позиции в регионе. Иначе говоря, дать возможность "кормиться" в тех же объемах, что и на губернаторском посту. После чего -- тихо, без скандала уйти".

"Яковлев мог предать гласности нечто, дискредитирующее Путина".


"Назначение на министерский или, тем более, вице-премьерский пост чиновника со столь подмоченной репутацией -- это, в первую очередь, дискредитация власти. Однако в случае с Яковлевым, несомненно, имеет место еще и дискредитация самого президента. Ведь неприязненное отношение Путина к Яковлеву всем известно. Поэтому трудно найти рациональное объяснение тому, почему человек, которого президент в свое время назвал иудой, смог-таки получить столь высокий публичный пост.

Неминуемо возникают подозрения, что в противном случае Яковлев мог предать гласности нечто-то такое из их общего с президентом прошлого, что дискредитировало бы самого Путина. В этой ситуации назначение Яковлева воспринимается не иначе как результат торга между этими двумя персонажами, которым, видимо, есть что рассказать друг о друге.

Однако, на мой взгляд, само появление такой версии в качестве почти единственного правдоподобного объяснения карьерного взлета господина Яковлева гораздо больше дискредитирует Путина, чем любой организованный им "слив компромата" на президента".

"За продолжение политической карьеры Яковлеву пришлось отчаянно бороться".


"История с назначением Яковлева показала: для того чтобы добиться продолжения политической карьеры, нужно отчаянно бороться до конца, и тогда никакие противоречия и личные антипатии не будут выглядеть непреодолимыми препятствиями.

Ситуация, когда после мощнейших атак на губернатора был найден неожиданный для многих компромисс, может быть воспринята в сознании верхов в качестве свидетельства ограниченных возможностей главы государства. Как сигнал о том, что президент не настолько силен, чтобы радикально обновлять правящую элиту. Значит, можно быть более самостоятельным и не бояться за свое будущее. Если же вся элита перестанет опасаться "высочайшего гнева" и уверует в то, что серьезных перемен в ее судьбе не будет и на втором сроке президентства Путина, страна рискует вновь упустить драгоценное время для проведения необходимых реформ".


Как вы относитесь к Владимиру Яковлеву -- губернатору Санкт-Петербурга?

ничего о нем не знаю17%

хорошо14%

безразлично42%

плохо8%

затруднились ответить19%

По данным ФОМ (общероссийский опрос, апрель 2003 года).

ВЛАДИМИР РУДАКОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».