Наверх
19 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Выстрел «Авророй»"

В начавшейся в связи с войной в Ираке новой гонке вооружений работа для них еще найдется.Время откапывать томагавки

Поскольку приличных поводов напасть на какую-нибудь державу или просто, азарта ради, «грозить надменному соседу» у России не было давно, военно-промышленный комплекс остался не у дел. Что тут же сказалось на количестве оборонных предприятий.
За последние десять лет число питерских предприятий ВПК сократилось в три раза. Сегодня в Петербурге насчитывается около 200 «боевых» заводов, институтов и конструкторских бюро. При этом половина «выживших» предприятий уже с начала 1990-х годов не производит оружия.
Например, промышленный гигант Кировский завод, выпускавший до 1987 года танки, теперь занят производством сельхозтехники и металлургией. Здесь собирают тракторы «Кировец» и зерноуборочные комбайны «Марал», а в начале этого года завод стал поставщиком деталей для кузовов автомобилей «Форд», которые одноименная американская компания выпускает на своем предприятии во Всеволожске (Ленинградская область).
Комбайны, конечно, штука полезная, но человеческие мозги, «настроенные» на военный лад, тоже дорого стоят. Возможно, скоро и им найдется применение. Так, бывшее конструкторское бюро Кировского завода — ОАО «Спецмаш» — войдет в создаваемый холдинг «Бронетанковая техника», который будет заниматься усовершенствованием и разработкой российских танков.
Предполагается, что «бронетанковый» холдинг будет сформирован к 2005 году. Но уже сейчас питерские институты займутся модернизацией танка Т-80. Кому и зачем он потом понадобится — это большая военная тайна, известно только, что обновленный танк будет лучше защищен, повысятся его маневренность и боевая мощь. В общем, «если завтра — в поход», будет на чем ехать.
Вообще, в российском ВПК наступает время массовых объединений. Планируется, что к 2006 году в России будет создано около 70 холдингов. Одна из более-менее внятных задач подобных объединений — это стремление сосредоточить в одном месте все ресурсы и поджидать потенциального заказчика: дескать, появится желающий заказать тот же танк в России — пожалуйста, обращайтесь в «бронетанковый» холдинг, где собраны лучшие мощности и мозги по данной тематике.
При этом еще неизвестно, как собственно объединение повлияет на состояние дел на предприятиях, но собственность будущих холдингов уже начинают на всякий случай делить. В частности, администрация Петербурга претендует на 15% акций этих предприятий. Интерес объясним, ведь предполагается, что после объединения компании получат крупные военные заказы от Министерства обороны РФ и зарубежных заказчиков. Общий объем гособоронзаказа в текущем году составит 109,4 млрд. рублей (более $3 млрд.). Треть из этих денег достанется питерскому ВПК — то есть свыше $1 млрд.
Среди холдингов, которые действительно могут появиться на карте питерского ВПК, а не остаться на бумаге, — ныне создаваемый авиационный концерн «Алмаз-Антей», который будет специализироваться на разработке, производстве и экспорте высокотехнологичной продукции военного назначения (в частности, систем противовоздушной обороны дальнего, среднего и ближнего радиусов действия). В холдинг войдет 20 предприятий — всевозможные питерские НИИ и некогда знаменитый Обуховский машиностроительный завод, на котором раньше делали ракеты ПВО, а в последнее время стали переходить на «мирное» производство — делать утюги. Теперь есть надежда, что завод наконец-то тряхнет стариной и займется ракетами. В чью сторону они будут стрелять — это еще вопрос. Сотрудники «Алмаз-Антея» рьяно участвуют в международных военных салонах в поисках клиентов, но о своих зарубежных заказчиках и суммах контрактов предпочитают молчать.
Известно только, что сейчас ведутся активные переговоры о поставке систем ПВО в Объединенные Арабские Эмираты. Кроме Эмиратов системы ПВО у холдинга наверняка будут покупать Индия и Китай — старые российские военные заказчики.
Допускать «ракетную» монополию питерские военные мужи не собираются: производством систем ПВО будет заниматься еще одно вышедшее на время из строя предприятие — питерский Северный завод. Здесь выпускали ракетный комплекс С-300 — установки, признанные лучшей в мире системой защиты от ракетных ударов.
Однако два года назад завод был признан банкротом. И теперь С-300 и С-400 делают на одном из заводов в Подмосковье. Предполагалось, что уже в 2002 году производство комплексов возобновят и на питерском заводе. Но только в октябре прошлого года на предприятии прекратили процедуру внешнего управления — арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области утвердил мировое соглашение между заводом и кредиторами. Теперь на предприятии начнутся «военные действия».
Сергей Фивейский, генеральный директор Северного завода:
«В прошедшем марте завод получил от Российского авиационно-космического агентства лицензии на производство вооружений и военной техники. И если в нынешнем году доля военного заказа на предприятии составит всего 20%, то в будущем она вырастет до 50%. О вхождении завода в какой-нибудь холдинг пока речь не идет».
Птицефабрика авиационного назначения

Справедливости ради нужно сказать, что холдинги — не такое уж новое явление в питерском ВПК. Первый военный холдинг был создан еще в 1971 году — питерские заводы и институты соединили в научно-производственное объединение «Ленинец», которое сегодня довольно уверенно держится на плаву. Правда, для этого ему пришлось немного изменить профиль.
Вообще-то, военная специализация «Ленинца» — разработка и производство радиоэлектронных комплексов, навигационного оборудования для самолетов всех типов: от военно-транспортных до истребителей и бомбардировщиков. Кроме того, здесь разрабатывают и выпускают комплексы наведения для противокорабельных ракет и системы для обнаружения глубоководных мин.
В объединение сейчас входит около 40 компаний. Но только незначительная часть из них занята производством оборудования для военно-промышленного комплекса. В холдинг входят и такие «побочные» компании, как «Птицефабрика «Русско-Высоцкая», животноводческий комплекс «Балтийский бекон», петербургский карбюраторный завод «Пекар», компания «Окна Чесмы», выпускающая пластиковые окна, крупнейшая фирма «Петербургская недвижимость». Доля собственно оборонных предприятий в холдинге составляет порядка 40%.
Как большинство отечественных предприятий военно-промышленного комплекса, по соглашению с «Росвооружением» холдинг поставляет оборудование для армии Индии и Китая. И как утверждают в холдинге, объемы военных заказов возросли примерно в два раза. В связи с этим «Ленинец» планирует построить в Санкт-Петербурге сборочный завод площадью 100 тыс. кв. м. Предполагается, что новый завод будет выпускать радиоэлектронное оборудование для самолетов. Компания готова инвестировать в производство порядка $40 млн. собственных и привлеченных средств. Численность сотрудников нового производства составит около 600 человек. Завод намечено построить в 2005 году.
Морской бой

Питерская военная промышленность неразрывно связана с Военно-морским флотом. На долю судостроителей и конструкторских бюро, занятых разработкой морской техники, приходится более 85% промышленного производства ВПК региона.
Завод «Адмиралтейские верфи» — прямой наследник Адмиралтейства — специализируется сейчас на производстве танкеров и дизельных подводных лодок для ВМС России, Китая и Индии. С 1997 года «адмиралтейцы» построили пять танкеров для компании «ЛУКойл» (общая стоимость — $150 млн.). А для компании «Совкомфлот» собирается построить восемь танкеров (стоимость заказа не разглашается, но, по оценке специалистов, один подобный танкер стоит порядка $27 млн.).
Ко дню рождения Петербурга судостроители готовят военным подарок. К будущему лету завод выполнит заказ Министерства обороны и достроит дизельную подводную лодку «Санкт-Петербург». Новую дизельную лодку разработали в питерском конструкторском бюро «Рубин», где проектировали все отечественные субмарины. Она будет вооружена 18 торпедами и сможет проходить под водой до 6000 миль (обычно дизельные лодки способны «продержаться» под водой 3—4 тыс. миль). Это самая скорострельная дизельная лодка — свой боезапас «Санкт-Петербург» может отстрелять за пять минут (торпеды выходят из аппаратов друг за другом через 15 секунд).
Отношения «Адмиралтейских верфей» и «Рубина» скоро могут стать еще более тесными: дело идет к свадьбе, то есть, пардон, к холдингу.
Владимир Александров, генеральный директор «Адмиралтейских верфей»:
«Об участии в судостроительном холдинге уже ведутся переговоры с одним из потенциальных инвесторов. Говоря по-флотски, ведущим предприятиям отрасли должна быть определена зона ответственности. Так, в дальнейшем «Адмиралтейские верфи» будут специализироваться на строительстве неатомных подводных лодок».
В основном же питерские судостроительные заводы строят сейчас корабли не для отечества, а для ВМС Индии, Китая и Греции. Так, например, крупнейший Балтийский завод делает фрегаты для индийского флота, «Северная верфь» — эсминцы для КНР, а предприятие «Алмаз» (специализируется на производстве кораблей на воздушной подушке) приступило к строительству десантного корабля на воздушной подушке для греческого ВМФ. Контракт на постройку судна и поставку ряда объектов береговой инфраструктуры стоимостью около $70 млн. подписан государственным агентством по экспорту оружия — «Росвооружением» — в прошлом году.
Однако денег от всех перечисленных военных заказов вряд ли хватит, чтобы прокормить все судостроительные предприятия, поэтому в этой подотрасли ВПК в ближайшем будущем также будет создана крупная интегрированная структура. Как считают эксперты, такая структура, скорее всего, будет создана на базе того же Балтийского завода — единственного предприятия в надводном судостроении России, в составе которого есть мощный машиностроительный корпус. Благодаря ему Балтзавод может делать энергообрудование для кораблей: котлы, гребные винты, гребные валы, парогенераторы и пр.
В прошлом году руководство Балтзавода уже делало попытку создать холдинг вместе со своим конкурентом — сборочным предприятием «Северная верфь», но успехом эта затея пока не увенчалась — не удалось решить главный вопрос: кто будет в доме хозяин? Так что пока оба оборонщика будут драться за зарубежные контракты в гордом одиночестве.
Телу Ленина верны

Питерские предприятия ВПК тесно связаны с конструкторскими бюро и научно-исследовательскими институтами. Разработкой надводных кораблей, подводных лодок и специальных глубоководных аппаратов заняты в ЦНИИ им. Крылова, ЦКБ «Рубин» и КБ «Малахит». А специальное оборудование для систем навигации и управления кораблями разрабатывают и производят ЦНИИ «Электроприбор» и НПО «Аврора».
Кстати, когда легендарный крейсер пришвартовали на вечную стоянку у набережной Невы, именно одноименный институт разрабатывал для корабля системы водоснабжения и пожарной безопасности.
Сегодня на «Авроре» проектируют и производят системы автоматического управления различными механизмами кораблей, подводных лодок и судов на воздушной подушке. Подобные системы неплохо «приживаются» и на тепловых и атомных станциях. В частности, оборудование «Авроры» установили на ЛАЭС в городе Сосновый Бор (Ленинградская область).
Оборудование «Авроры» установлено на всех российских атомных подводных лодках и на атомном крейсере «Петр Великий», который был построен в конце 1990-х на Балтийском заводе. На сегодняшний день доля оборонного заказа на НПО «Аврора» составляет порядка 70%.
Среди «побочных» занятий самыми громкими были разработка и установка оборудования для ленинского мавзолея (в конце 1980-х годов). Как-никак тоже стратегический объект. Военные специалисты обеспечили мавзолей микроклиматом. Система, разработанная институтом, круглосуточно поддерживает необходимую температуру и влажность. Прочие же «мирные» подвиги «Авроры» — это, например, создание системы управления для электропоезда «Сокол», который должен был курсировать по высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Однако после того, как проект строительства магистрали был заморожен, приостановили и производство системы управления электропоездом. Теперь же основная гражданская продукция «Авроры» — медицинское оборудование. Здесь выпускают специальные реанимационные комплексы, которые поставляются МЧС России.
Суперпушка

А еще в Петербурге производят системы вооружения для Военно-морского флота. Началось все, как всегда, с Петра I, когда в 1711 году в городе были построены Пушечные литейные мастерские, где делали орудия для первых российских кораблей. Теперь здесь расположен завод АО «Машиностроительный завод «Арсенал».
Предприятие выпускает не только артиллерийские установки, но и системы управляемого ракетного оружия для кораблей. В 1970-е годы практически все корабли отечественного военного флота были вооружены артиллерийскими и пусковыми установками «Арсенала». Предприятие выпускает около 20 наименований артустановок различного калибра. Последняя разработка специалистов предприятия — корабельная артустановка А-190Э — была представлена на рынке вооружений в 2001 году. Новая стомиллиметровая артустановка — первая отечественная разработка подобного типа за последние 10 лет. До этого времени предприятие ремонтировало и модернизировало артиллерийские установки различных типов, которыми вооружены корабли отечественного флота.
По своим боевым характеристикам А-190Э не имеет аналогов. Сегодня это единственная установка в мире, способная отстреливать за минуту 80 шестнадцатикилограммовых снарядов. При этом А-190Э способно одновременно вести огонь по двум противокорабельным ракетам и автоматически корректировать стрельбу. Орудие может быть установлено на кораблях любого типа, если водоизмещение превышает 450 тонн.
Новой артустановкой уже вооружены индийские фрегаты, которые строит «Балтийский завод». Переговоры о поставках «суперпушки» ведутся с министерствами обороны Греции, Индонезии и Вьетнама. Стоимость установки не разглашается, однако известно, что средняя цена подобного орудия может составлять около $15 млн.
Кроме артиллерийских установок на предприятии выпускают военные спутники «Янтарь», которые используют для фотосъемки земной поверхности. Спутники до сих пор не имеют зарубежных аналогов — они оснащены специальной капсулой для сбора информации, которую аппарат спускает на Землю. В советское время объем производства и запуска спутников составлял несколько штук в год. Но и сейчас на «Арсенале» периодически выпускают так называемые спутники-шпионы. За все время существования космической программы на предприятии было собрано около 60 аппаратов.

КОНСТАНТИН ЗБОРОВСКИЙ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK