29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2006 года: "Выжать все соки"

Архивная публикация 2006 года: "Выжать все соки"

В последнее время российский рынок соков постоянно живет слухами о грядущих сделках по слияниям и поглощениям. Сразу после того, как весной 2005 года закончилась эпопея двухлетнего сватовства Coca-Cola к «Мултону» и питерская компания была куплена мировым гигантом за $501 млн., поползли слухи о приобретении непримиримым конкурентом бело-красных — PepsiCo — четвертого игрока сокового рынка — новосибирской компании «Нидан». Когда «Нидан» в марте 2005-го обратился в Федеральную антимонопольную службу с ходатайством о реструктуризации имущественной схемы и выделении всех соковых активов компании в новую структуру — «Нидан-соки», никто не поверил утверждениям новосибирцев, что таким образом они всего лишь готовятся к выходу на IPO в 2007 году. Все были уверены в другом: конечная цель реструктуризации — продажа компании PepsiCo. Pepsi на мощностях подмосковного завода «Нидана» разливает свой сок «Тропикана», и продолжение «романа» выглядело вполне логичным. Тем более что сразу после обращения в ФАС Pepsi Bottling Group стала дистрибьютором соков «Нидана» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Лидер рынка — ОАО «Лебедянский» — в том же марте неожиданно провел IPO (которое планировалось вообще-то на 2006 год), разместив на ММВБ и РТС 19,9% акций за $151 млн. Спрос на акции оказался огромным, и капитализация компании растет как на дрожжах. Если сразу после размещения она составляла $760 млн., то в начале нынешнего года достигла $1,3 млрд. Возник естественный вопрос: на что акционеры собираются потратить вырученные деньги?

Председатель совета директоров «Лебедянского» Юрий Борцов (он и его отец, депутат Госдумы Николай Борцов, владеют 25,13% и 30% акций ОАО соответственно. — «Профиль») не отрицал, что из-за усиливающейся на рынке конкуренции компания присматривается к активам, которые можно купить. И «новости» не заставили себя долго ждать. В декабре 2005 года рынок всколыхнуло известие о том, что в январе 2006-го будет подписано соглашение о покупке «Лебедянским» «Нидана». На дворе — март. И «Лебедянский», и «Нидан» отрицают факт переговоров. Но рынок упорно продолжает строить версии дальнейших консолидаций: якобы продаются «Нидан» и соковый бизнес «Вимм-Билль-Данна», потенциальные покупатели — «Лебедянский» и Pepsi.

Аналитик «УралСиба» Марат Ибрагимов полагает, что гипотетически Pepsi интересны оба этих актива. Какой из них предпочтут американцы — вопрос цены. «При текущих котировках общая стоимость ВБД составляет чуть более $900 млн. На соки приходится 25—30% от выручки, то есть соковый актив может стоить около $225—270 млн.», — полагает аналитик банка «Зенит» Мария Сулима. «Нидан» — компания непубличная, оценить ее стоимость сложно. Аналитики называют разные цифры — от $550 млн. до $730 млн. В любом случае цена выше, чем та, за которую был продан «Мултон». При том что «Мултон», по данным компании «Бизнес Аналитика», имеет на рынке вторую позицию с долей в 23,3%, «Нидан» — на четвертом месте с 15,4% доли рынка. Виктория Гранкина, аналитик «Тройки Диалог», так объясняет разницу в цене «Мултона» и «Нидана»: «Мултон» продавался год назад, сделка была непубличная, а в таких случаях стоимость компании несколько ниже ее рыночной цены. Пример «Лебедянского», который был высоко оценен рынком, позволяет «Нидану» надеяться, что его рыночная стоимость выше, чем у «Мултона». Скорее всего, если переговоры о сделке имели место, именно завышенные ожидания «Нидана» — тот самый камень, о который споткнулись планы по расширению бизнеса и Pepsi, и «Лебедянского». Гранкина предполагает, что Pepsi, возможно, до сих пор не купила «Нидан» потому, что в силу сложившихся между компаниями партнерских отношений хорошо знает ситуацию изнутри и лучше, чем кто-либо другой, представляет, сколько компания стоит в реальности.

С точки зрения затрат дешевле купить ВБД. Помимо цены у ВБД есть два преимущества: сильный бренд с длительной историей и высоким уровнем лояльности — «J-7», а также недавно установленная линия по разливу соков в ПЭТ-упаковку. Мария Сулима прогнозирует рост порционного потребления соков в России. Сегодня на долю ПЭТ-упаковки приходится всего 3% российского рынка сока, тогда как в Европе доля ПЭТ-бутылки составляет 30% рынка. Но, пожалуй, главный плюс для Pepsi в покупке ВБД — приобретение большей, чем при сделке с «Ниданом», доли российского сокового рынка. Тогда разрыв с извечным конкурентом — Coca-Cola — составит всего пару процентов. «Соковое подразделение ВБД — более крупное и, наверное, более интересное для Pepsi», — соглашается и Марат Ибрагимов.

Из минусов ВБД — сложная структура компании и вытекающие отсюда проблемы с выделением сокового бизнеса.

Несмотря на высокую цену «Нидана», «Лебедянскому» интереснее новосибирская компания. У «Нидана» сильные позиции в Сибири и производственные мощности в восточной части страны. Это как раз то, чего так не хватает «Лебедянскому»: по данным «Бизнес Аналитики», в 2005 году доля «Нидана» в Сибири составила 43,2%, «Лебедянского» — 22,5%. Так как московский и питерский рынки практически насыщены, прирост в ближайшие годы будет идти, по мнению Марии Сулимы, только за счет регионов. Прирастать соковый рынок будет в первую очередь благодаря как раз востоку страны. А при том, что себестоимость пакета сока при транспортировке из Москвы в Сибирь вырастает почти на 10%, наличие производственных мощностей в этом регионе становится важным конкурентным преимуществом.

Однако при обсуждении плюсов и минусов от покупки «Лебедянским» «Нидана», а тем более — сокового направления ВБД почему-то все упускают из виду, что «ФАС может и не пропустить такого рода сделку», обращает внимание генеральный директор «Бизнес Аналитики» Андрей Стерлин. Если доля компании на рынке превышает 35%, она автоматически попадает в поле пристального внимания ФАС. При покупке «Нидана» доля рынка «Лебедянского» составит 43%, при приобретении сокового бизнеса ВБД — 49,3%. Вполне возможно, что ФАС просто не допустит создания на рынке доминирующего положения отдельной компании. Поэтому наиболее вероятным представляется строительство завода с нуля или — более быстрый вариант — покупка какого-нибудь не столь крупного, как «Нидан», игрока из Сибири. «Скорее всего, так и будет. «Лебедянский» укрепит свои позиции на интересующем его рынке при незначительных затратах», — полагает Виктория Гранкина.





Таблица %T% Российский рынок соков
%T% Российский рынок соков

























Объем рынка в 2004—2005 годах
Показатель20042005Прирост (%)
Объем рынка (млн. дал)20322711,8
Объем рынка ($ млн.)1644188414,6

Источник: «Бизнес Аналитика».

В последнее время российский рынок соков постоянно живет слухами о грядущих сделках по слияниям и поглощениям. Сразу после того, как весной 2005 года закончилась эпопея двухлетнего сватовства Coca-Cola к «Мултону» и питерская компания была куплена мировым гигантом за $501 млн., поползли слухи о приобретении непримиримым конкурентом бело-красных — PepsiCo — четвертого игрока сокового рынка — новосибирской компании «Нидан». Когда «Нидан» в марте 2005-го обратился в Федеральную антимонопольную службу с ходатайством о реструктуризации имущественной схемы и выделении всех соковых активов компании в новую структуру — «Нидан-соки», никто не поверил утверждениям новосибирцев, что таким образом они всего лишь готовятся к выходу на IPO в 2007 году. Все были уверены в другом: конечная цель реструктуризации — продажа компании PepsiCo. Pepsi на мощностях подмосковного завода «Нидана» разливает свой сок «Тропикана», и продолжение «романа» выглядело вполне логичным. Тем более что сразу после обращения в ФАС Pepsi Bottling Group стала дистрибьютором соков «Нидана» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Лидер рынка — ОАО «Лебедянский» — в том же марте неожиданно провел IPO (которое планировалось вообще-то на 2006 год), разместив на ММВБ и РТС 19,9% акций за $151 млн. Спрос на акции оказался огромным, и капитализация компании растет как на дрожжах. Если сразу после размещения она составляла $760 млн., то в начале нынешнего года достигла $1,3 млрд. Возник естественный вопрос: на что акционеры собираются потратить вырученные деньги?

Председатель совета директоров «Лебедянского» Юрий Борцов (он и его отец, депутат Госдумы Николай Борцов, владеют 25,13% и 30% акций ОАО соответственно. — «Профиль») не отрицал, что из-за усиливающейся на рынке конкуренции компания присматривается к активам, которые можно купить. И «новости» не заставили себя долго ждать. В декабре 2005 года рынок всколыхнуло известие о том, что в январе 2006-го будет подписано соглашение о покупке «Лебедянским» «Нидана». На дворе — март. И «Лебедянский», и «Нидан» отрицают факт переговоров. Но рынок упорно продолжает строить версии дальнейших консолидаций: якобы продаются «Нидан» и соковый бизнес «Вимм-Билль-Данна», потенциальные покупатели — «Лебедянский» и Pepsi.

Аналитик «УралСиба» Марат Ибрагимов полагает, что гипотетически Pepsi интересны оба этих актива. Какой из них предпочтут американцы — вопрос цены. «При текущих котировках общая стоимость ВБД составляет чуть более $900 млн. На соки приходится 25—30% от выручки, то есть соковый актив может стоить около $225—270 млн.», — полагает аналитик банка «Зенит» Мария Сулима. «Нидан» — компания непубличная, оценить ее стоимость сложно. Аналитики называют разные цифры — от $550 млн. до $730 млн. В любом случае цена выше, чем та, за которую был продан «Мултон». При том что «Мултон», по данным компании «Бизнес Аналитика», имеет на рынке вторую позицию с долей в 23,3%, «Нидан» — на четвертом месте с 15,4% доли рынка. Виктория Гранкина, аналитик «Тройки Диалог», так объясняет разницу в цене «Мултона» и «Нидана»: «Мултон» продавался год назад, сделка была непубличная, а в таких случаях стоимость компании несколько ниже ее рыночной цены. Пример «Лебедянского», который был высоко оценен рынком, позволяет «Нидану» надеяться, что его рыночная стоимость выше, чем у «Мултона». Скорее всего, если переговоры о сделке имели место, именно завышенные ожидания «Нидана» — тот самый камень, о который споткнулись планы по расширению бизнеса и Pepsi, и «Лебедянского». Гранкина предполагает, что Pepsi, возможно, до сих пор не купила «Нидан» потому, что в силу сложившихся между компаниями партнерских отношений хорошо знает ситуацию изнутри и лучше, чем кто-либо другой, представляет, сколько компания стоит в реальности.

С точки зрения затрат дешевле купить ВБД. Помимо цены у ВБД есть два преимущества: сильный бренд с длительной историей и высоким уровнем лояльности — «J-7», а также недавно установленная линия по разливу соков в ПЭТ-упаковку. Мария Сулима прогнозирует рост порционного потребления соков в России. Сегодня на долю ПЭТ-упаковки приходится всего 3% российского рынка сока, тогда как в Европе доля ПЭТ-бутылки составляет 30% рынка. Но, пожалуй, главный плюс для Pepsi в покупке ВБД — приобретение большей, чем при сделке с «Ниданом», доли российского сокового рынка. Тогда разрыв с извечным конкурентом — Coca-Cola — составит всего пару процентов. «Соковое подразделение ВБД — более крупное и, наверное, более интересное для Pepsi», — соглашается и Марат Ибрагимов.

Из минусов ВБД — сложная структура компании и вытекающие отсюда проблемы с выделением сокового бизнеса.

Несмотря на высокую цену «Нидана», «Лебедянскому» интереснее новосибирская компания. У «Нидана» сильные позиции в Сибири и производственные мощности в восточной части страны. Это как раз то, чего так не хватает «Лебедянскому»: по данным «Бизнес Аналитики», в 2005 году доля «Нидана» в Сибири составила 43,2%, «Лебедянского» — 22,5%. Так как московский и питерский рынки практически насыщены, прирост в ближайшие годы будет идти, по мнению Марии Сулимы, только за счет регионов. Прирастать соковый рынок будет в первую очередь благодаря как раз востоку страны. А при том, что себестоимость пакета сока при транспортировке из Москвы в Сибирь вырастает почти на 10%, наличие производственных мощностей в этом регионе становится важным конкурентным преимуществом.

Однако при обсуждении плюсов и минусов от покупки «Лебедянским» «Нидана», а тем более — сокового направления ВБД почему-то все упускают из виду, что «ФАС может и не пропустить такого рода сделку», обращает внимание генеральный директор «Бизнес Аналитики» Андрей Стерлин. Если доля компании на рынке превышает 35%, она автоматически попадает в поле пристального внимания ФАС. При покупке «Нидана» доля рынка «Лебедянского» составит 43%, при приобретении сокового бизнеса ВБД — 49,3%. Вполне возможно, что ФАС просто не допустит создания на рынке доминирующего положения отдельной компании. Поэтому наиболее вероятным представляется строительство завода с нуля или — более быстрый вариант — покупка какого-нибудь не столь крупного, как «Нидан», игрока из Сибири. «Скорее всего, так и будет. «Лебедянский» укрепит свои позиции на интересующем его рынке при незначительных затратах», — полагает Виктория Гранкина.





Таблица %T% Российский рынок соков

%T% Российский рынок соков

























Объем рынка в 2004—2005 годах
Показатель20042005Прирост (%)
Объем рынка (млн. дал)20322711,8
Объем рынка ($ млн.)1644188414,6

Источник: «Бизнес Аналитика».


Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама