29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2005 года: "Вызовы 2005 года: приоритет политики над экономикой"

Архивная публикация 2005 года: "Вызовы 2005 года: приоритет политики над экономикой"

Новый год — время ожиданий и надежд. Естественно, ожидания и надежды у каждого свои. Наверное, ожидания и надежды высшей отечественной бюрократии в экономической политике связаны с темпами экономического роста. Это действительно ключевой индикатор эффективности курса. Однако роль его не ограничивается только экономической сферой. Темп роста — это и синтетический показатель, отражающий качество всей политики, качество функционирования институтов госуправления, судебной системы и даже эффективности силовых структур.

Новый год — время ожиданий и надежд. Естественно, ожидания и надежды у каждого свои. Наверное, ожидания и надежды высшей отечественной бюрократии в экономической политике связаны с темпами экономического роста. Это действительно ключевой индикатор эффективности курса. Однако роль его не ограничивается только экономической сферой. Темп роста — это и синтетический показатель, отражающий качество всей политики, качество функционирования институтов госуправления, судебной системы и даже эффективности силовых структур.

Для обеспечения высоких темпов роста, разумеется, необходимо хорошее экономическое законодательство. Оно у нас уже более или менее сформировалось, вполне соответствует современной рыночной экономике и не может быть препятствием экономическому росту. Сейчас проблема обеспечения роста перемещается в неэкономическую сферу, в сферу политических и правовых институтов. Происходит своего рода «падение производительности» экономического законодательства: каждый новый закон, регулирующий экономическую сферу, дает все меньшую отдачу при данном состоянии госаппарата, суда и правоохранительной системы.

Главной проблемой обеспечения устойчивого роста становится сейчас обеспечение доверия. Точнее, упрочение тех институтов, которые обеспечивают повышение уровня доверия во всех сферах российской жизни. Крайне низкий уровень доверия, неуверенность всех и вся в перспективах выполнения достигнутых договоренностей приводят к резкому завышению издержек хозяйственной (и любой иной) деятельности и тем снижают конкурентоспособность каждого хозяйственного агента и всей социально-экономической системы. Это находит отражение и в индексе конкурентоспособности, разрабатываемом Всемирным экономическим форумом: при высоких оценках макроэкономических параметров состояние судебной и правоохранительной систем получило крайне низкую оценку.

Проблемы доверия есть на всех уровнях. На микроуровне проблема состоит в отсутствии кредитных историй всех агентов хозяйственной жизни — кредиторов и заемщиков, граждан, банков, предприятий. Отсутствие кредитных историй—основная проблема неразвитости финансовых рынков, слабости и неэффективности финансово-банковских институтов. Более острой является проблема обеспечения доверия к институтам обеспечения правопорядка, соблюдения закона и частных контрактов.

Без резкого повышения эффективности судебной и правоохранительной систем предприниматели не будут иметь стимулов к развитию бизнеса. Несмотря на проводимую судебную реформу, заметных сдвигов в лучшую сторону пока не видно. Единственная наблюдаемая тенденция — некоторое ослабление зависимости суда от давления криминалитета и частных структур при усилении традиционного для советского прошлого «телефонного права». Совершенствование правовой системы требует времени, причем нет какой-либо стандартной, применимой в любой стране процедуры преодоления коррупции в судебной и правоохранительной системах. Однако не подлежит сомнению: без явных улучшений в этой сфере в ближайшее время будет происходить падение предпринимательской активности и, соответственно, темпов экономического роста.

Еще более важна проблема доверия на макроуровне — к политике государства. Есть один фактор государственной деятельности, который сегодня для роста гораздо более важен, чем инвестиции, — это способность власти проводить такой курс, который бы не удивлял и не пугал предпринимателей, инвесторов. Кстати, практика последних десяти лет позволяет выявить очень простой критерий оценки воздействия политики на экономическую жизнь: если инвесторы часто звонят с вопросами о принимаемых решениях, значит, политика нуждается в корректировке; если же инвесторы забывают тебя, то все идет в правильном направлении. Скажем, в 1996—1998 годах не было отбоя от вопросов о том, что же намерена делать власть. А в 2000—2003 годах никто не нуждался в дополнительных пояснениях, что отражалось и в высокой предпринимательской активности…

Необходимо сейчас четко сформулировать политику по отношению к бизнесу, приступить к ее осуществлению и не допускать необъяснимых колебаний. Необходимо четко зафиксировать итоги приватизации и не посылать противоречивых сигналов на этот счет. Важно четко и однозначно подтвердить стабильность конституционного режима, отказ от пересмотра Конституции России и готовность к строгому соблюдению ее буквы и духа: В. Путин периодически делает соответствующие заявления, однако неуверенность в стабильности политической системы все равно остается. Учет духа Конституции необходим и при формировании новых госинститутов — здесь целесообразно избегать экзотических решений, плохо вписывающихся в принятую в демократическом обществе и выработанную веками систему политических институтов. Важным этапом будет предстоящее назначение губернаторов. Процедура подбора и сам характер личностей, выдвигаемых на эти посты, станут играть очень важную роль с точки зрения формирования предпринимательского климата в 2005 году.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама