28 марта 2024
USD 92.59 +0.02 EUR 100.27 -0.14
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2004 года: "Взяли за горлышко"

Архивная публикация 2004 года: "Взяли за горлышко"

Пивное лобби на глазах теряет вес: Госдума на прошлой неделе приняла закон, ограничивающий продажу и потребление пива в общественных местах. Пивовары рискуют потерять пятую часть рынка, составляющего около $5,2 млрд.: по их словам, 20% россиян пьют пиво именно на улице. Распитие пива на улице с 1 апреля следующего года превратится в рискованное удовольствие. Первый шаг к этому сделан: Госдума приняла законопроект "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) в общественных местах пива и напитков, изготавливаемых на его основе". Теперь распивать пиво в общественных местах - на улице, в парках, скверах, стадионах, общественном транспорте и пр. - будет запрещено. А уже через 30 дней после официального опубликования закона запретят продавать пиво в детских, образовательных, медицинских организациях, а также на прилегающих к ним территориях. Тогда же начнет действовать запрет на розничную продажу пива несовершеннолетним.

©
Пивное лобби на глазах теряет вес: Госдума на прошлой неделе приняла закон, ограничивающий продажу и потребление пива в общественных местах. Пивовары рискуют потерять пятую часть рынка, составляющего около $5,2 млрд.: по их словам, 20% россиян пьют пиво именно на улице.
©
Распитие пива на улице с 1 апреля следующего года превратится в рискованное удовольствие. Первый шаг к этому сделан: Госдума приняла законопроект "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) в общественных местах пива и напитков, изготавливаемых на его основе". Теперь распивать пиво в общественных местах - на улице, в парках, скверах, стадионах, общественном транспорте и пр. - будет запрещено. А уже через 30 дней после официального опубликования закона запретят продавать пиво в детских, образовательных, медицинских организациях, а также на прилегающих к ним территориях. Тогда же начнет действовать запрет на розничную продажу пива несовершеннолетним.

История с принятием закона, как и судьба антипивных поправок в области рекламы, напоминала плохой детектив. Законопроект был внесен в Думу почти три года назад законодателями Омской области и должен был впервые рассматриваться в декабре 2002 года, но думцы рассмотрение перенесли. "Пивовары, используя свои лоббистские возможности, не позволили провести в Думе закон об ограничении оборота и потребления пива", - сказал "Профилю" первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрий Медведев.

Ограничить потребление и продажу пива три года назад предлагала и группа депутатов во главе с Виктором Семеновым. Однако, как признался последний, гораздо важнее было ограничить рекламу пива - и в итоге законопроект отозвали. "Мне сказали: если не отзовешь свой законопроект, с рекламой ничего не выйдет. Я человек прагматичный, мне важен результат, а не галочка, чтобы отчитаться перед избирателями. Я снял тогда свой законопроект в пользу законопроекта об ограничениях рекламы пива", - поведал Семенов "Профилю".

Проект омичей вновь всплыл в конце января 2004 года, когда Совет Госдумы назначил ответственным за его рассмотрение комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму. В июле проект наконец приняли в первом чтении. Однако перед вторым чтением тот же комитет заметно ужесточил первоначальную версию. Было предложено не только запретить продажи пива медучреждениями, образовательными организациями и употребление пива несовершеннолетними, но и ограничить распитие пива и напитков на его основе в общественных местах, за исключением специально отведенных мест. И в такой версии законопроект перекочевал во второе чтение, где на прошлой неделе за него проголосовали почти единогласно - по пивку ударили аж 429 депутатов. В третьем чтении против проголосовал лишь один законотворец.

Любопытно, что депутатов не смутила позиция правительства, решившего поддержать пивоваров. Незадолго до голосования в нижней палате вице-премьер Александр Жуков направил в Думу официальный отзыв, где прямым текстом говорилось, что статью закона, ограничивающую потребление пива, было бы "целесообразным исключить". Иначе, по словам Жукова, это означало бы, что пиво приравнивается к алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Многие думцы не сомневаются, что действия правительства - результат давления со стороны крупнейших пивоваренных компаний, а направленный в Госдуму отзыв на самом деле писался второпях под диктовку последних. Например, в документе, подписанном вице-премьером, содержится такой любопытный пассаж: "Отсутствие санкций за нарушение предлагаемых норм не позволит обеспечить их применение". Первый зампред комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрий Медведев высказался по этому поводу категорично: "Эти аргументы не имеют права на жизнь, юридически не обоснованы, что подтверждается заключением правового управления Государственной думы". По словам Медведева, этот закон и не должен предусматривать взыскания, так как все штрафы и санкции регулирует Кодекс об административных правонарушениях. "Мы уже подготовили поправку в КоАП, записав в него норму, что штраф за нарушение правил продажи и распития пива будет составлять 100 рублей, то есть один МРОТ. Я надеюсь, к 1 апреля Дума успеет принять поправки, касающиеся штрафа".

Пивняки тоже не остались в долгу по части обвинений: по их мнению, антипивной закон лоббируется водочным лобби, которое в нынешней Думе является реальной силой. Медведев парирует: "Можно всех собак на нас повесить".

Померяемся опытом?

Цена вопроса весьма солидна. По оценкам аналитика Альфа-банка Александра Свинова, объем российского рынка пива в ценах производителей составляет сейчас $2,8-2,9 млрд. А по данным Союза российских пивоваров, в 2003 году россияне выпили 757,3 млн. декалитров пива на общую сумму $5,2 млрд. Когда есть угроза потери пятой части рынка, где фигурируют такие суммы, - все средства хороши. Помимо излюбленных тезисов думцев о вреде пива и заявлений пивняков о стратегической значимости их производств для местных бюджетов стороны с удовольствием ссылаются на международный опыт. Но каждая из них трактует его в свою пользу.

Пивовары указывают на то, что наиболее радикально к пиву подходят в ортодоксальных мусульманских странах. Скажем, в Пакистане юридически полностью запрещено употребление пива, исключение делается лишь для немусульман. Правда, и им для того, чтобы наслаждаться тем же пивом, требуется приобрести специальную лицензию. Полностью запрещено употребление алкоголя и в Саудовской Аравии, и в других государствах Персидского залива, в Иране. В нацеленных на туризм Эмиратах, правда, иностранцам пить то же пиво можно. Но - в "туристических резервациях". А появишься с ним на улицу - сразу в тюрьму.

Сторонники же ужесточения пивного рынка, напротив, указывают на опыт стран более цивилизованных. К примеру, в Англии продавать пиво "навынос" разрешено только до 23 часов, а по воскресеньям и на Рождество - только до 22.30 вечера. Полиция имеет право конфисковывать спиртные напитки у лиц, не достигших 18 лет, и сообщать родителям, что их чадо распивало в общественных местах. А законы самой пивной страны мира - Чехии - предусматривают год тюрьмы за продажу пива подросткам до 18 лет. В Эстонии можно пить пиво только в специально отведенных местах (барах и ресторанах). За распитие пива на улице накладывается штраф в 144 эстонские кроны (примерно $12).

В США же право вводить ограничения на распитие пива отдано местным властям - в основном этим занимаются городские администрации или власти штатов. Во многих городах нельзя пить пиво не только на улице, но и в машине. "То есть можно, - уточняет Виктор Семенов, - но только если банка пива спрятана в непрозрачный пакет, и тем самым вы не пропагандируете распитие пивных напитков в общественных местах. И наш закон не запрещает такой уловки. Если вы очень хотите, - душа у вас горит, - то берите пакет и пейте себе пиво. И ни один милиционер не вправе потребовать показать, что у вас в пакете".

Впрочем, пивовары считают, что депутаты не тот сук рубят: в Германии, например, нет подобных законодательных ограничений, но тем не менее человек с бутылкой на улице - большая редкость. И это понятно: приятнее заправиться пивком в баре, чем вызывать косые взгляды окружающих на улице. "В России же цены на пиво в системе HoReCa (отели, рестораны и кафе. - "Профиль") не соответствуют заработку населения", - отмечает PR-менеджер "Пивоварня Хейнекен" Анна Мелешина.

Анатолий Арзиманов, генеральный директор группы компаний "Ярпиво", утверждает, что законопроект Госдумы алогичен. И тоже ссылается на международный опыт: "Это не для нашей страны, где около 20% пива потребляют именно на улице, - говорит Арзиманов. - Чтобы пить этот продукт в барах, кафе и ресторанах у большинства населения просто не хватает денег. Судите сами: средний чек за посещение пивного ресторана составляет 4-6% от зарплаты россиянина, в то время как европеец за одно посещение таких же мест отдает менее 1% своего месячного заработка.

Я уже не грею пиво

Прогноз развития ситуации для пивоваров выглядит пока неутешительно. Совет Федерации еще не одобрил закон, а некоторые чиновники уже с удовольствием эксплуатируют пивную тему, занимаясь собственным пиаром. Так, спикер Совета Федерации Сергей Миронов, поддержавший намерения думцев ввести ограничения еще до голосования в нижней палате по пивному вопросу, проявил себя как эстет и наставник молодого поколения в одном лице: молодежи, гуляющей по улице с банками пива, "нелишне напомнить, что в приличном обществе так не делают". Кроме того, по его словам, это не эстетично. Но самым креативным оказался глава Народной партии Геннадий Гудков. В интересах трудового народа депутат предложил начать борьбу с распространением пива с буфета Госдумы, где, по его словам, "оно льется немереными количествами".

У пивоваров осталось не так много времени, чтобы повлиять на решение Совета Федерации по пивному вопросу. В том, что на привлечение новых сторонников уходит много усилий, сомневаться не приходится. Как рассказал "Профилю" Виктор Семенов, одним из таких сторонников стал... Минсоцздрав, готовивший отрицательное заключение на этот законопроект. "Я прекрасно понимаю, что Минфин может быть против, - говорит Семенов. - Мол, это снизит долю рынка, плохо скажется на акцизных отчислениях. Но Минсоцздрав меня, мягко говоря, удивляет". О причинах такой позиции Семенов распространяться не стал.

Представитель одной крупной пивоваренной компании рассказал "Профилю", что закон все же будет одобрен Советом Федерации: "Мы предоставили правительству либеральный вариант: запретить продажу подросткам до 18 лет, но не ограничивать уличное потребление. В правительстве пообещали, что Госдума примет именно наш вариант. Однако этого не случилось. В Совфеде, конечно, есть наши люди, тот же Хайрулин из "Красного Востока". Но он сделает так, как скажет "Единая Россия", которая настроена решительно".

АЛЕКСЕЙ ХОДЫРЕВ, ЕЛЕНА КОСТЮК

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама