20 апреля 2024
USD 93.44 -0.65 EUR 99.58 -0.95
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2006 года: "Взять живой"

Архивная публикация 2006 года: "Взять живой"

Уже на этой неделе каждому из нас предстоит сделать выбор: какую елку наряжать к Новому году? Живую, дорогую красавицу из Дании, или скромницу из российского лесхоза? А может, лучше ограничиться искусственным символом главного праздника года?В славянской мифологии новогодняя елка — одна из ипостасей мирового древа, кроной уходящего в небеса, а корнями в преисподнюю. В сущности, елка — это ось добра, вокруг которой каждый желающий может поводить хороводы. Правда, предварительно определившись, какой будет эта ось — искусственной, натуральной, срубленной, посаженной в горшок, нашей русской или привезенной из-за границы.

Совсем недавно у меня гостила подруга, иркутский эколог и защитница Байкала Ольга Бельская. Я повезла Ольгу на экскурсию в магазин OBI. Нарезая многочисленные круги вокруг пушистых синтетических елочек, Ольга мечтательно приговаривала: «Какие же у вас елки красивые! А у нас — один китайский ширпотреб!»

«Ты же в Сибири живешь, — изумилась я, — что же, у вас там живых елок нету?»

Подруга-эколог посмотрела на меня так, что мне стало мучительно стыдно.

Однобоких не берут

Далеко не каждый житель России может похвастаться столь твердыми экологическими принципами. И тем не менее наши сограждане с каждым годом все реже покупают живые елки.

Простое слово «елка» объединяет все многообразие новогодней хвои: и ель обыкновенную из подмосковных лесхозов, и сосну обыкновенную оттуда же, и ель голубую из частных питомников России и Европы, и даже пресловутую елку Дании, которая и не елка вовсе. Но если мнимые елки Дании продаются относительно неплохо, то настоящие елки России, увы, не очень.

28 лесхозов Московской области еще с середины прошлого века ежегодно закладывают новогодние плантации.

«В прошлом году лесхозы подготовили к продаже 330 тыс. елок разных размеров, — говорит главный лесничий Агентства лесного хозяйства по Москве и Московской области Елена Хмелевская, — из них было продано около 90 тыс. В этом году к продаже готово 311 тыс. На середину декабря у лесхозов заключено 19 договоров на поставку 26 тыс. елок. Объем падает». С главным лесничим области согласен и ее рядовой коллега. «В советское время мы фурами отгружали елки во время новогодней кампании, — вспоминает лесничий Ямкинского лесничества Ногинского лесхоза Геннадий Безруков. — Каждый лесничий по плану должен был сдать не меньше 1000 елок, а в этом году я продам 300—500 штук, не больше. Елками раньше занимались государственные организации, для них было важно количество. А сейчас покупают частные предприниматели, и им уже нужно не количество, а качество. Раньше и однобокие елки охотно брали, а сейчас всем нужны только красавицы, какие-нибудь голубые ели в горшках. Или елки из Дании. Мы этим не занимаемся, у нас другая задача — мы выращиваем и охраняем лес».

Цена елки (руб.)


Уже на этой неделе каждому из нас предстоит сделать выбор: какую елку наряжать к Новому году? Живую, дорогую красавицу из Дании, или скромницу из российского лесхоза? А может, лучше ограничиться искусственным символом главного праздника года?В славянской мифологии новогодняя елка — одна из ипостасей мирового древа, кроной уходящего в небеса, а корнями в преисподнюю. В сущности, елка — это ось добра, вокруг которой каждый желающий может поводить хороводы. Правда, предварительно определившись, какой будет эта ось — искусственной, натуральной, срубленной, посаженной в горшок, нашей русской или привезенной из-за границы.

Совсем недавно у меня гостила подруга, иркутский эколог и защитница Байкала Ольга Бельская. Я повезла Ольгу на экскурсию в магазин OBI. Нарезая многочисленные круги вокруг пушистых синтетических елочек, Ольга мечтательно приговаривала: «Какие же у вас елки красивые! А у нас — один китайский ширпотреб!»

«Ты же в Сибири живешь, — изумилась я, — что же, у вас там живых елок нету?»

Подруга-эколог посмотрела на меня так, что мне стало мучительно стыдно.

Однобоких не берут

Далеко не каждый житель России может похвастаться столь твердыми экологическими принципами. И тем не менее наши сограждане с каждым годом все реже покупают живые елки.

Простое слово «елка» объединяет все многообразие новогодней хвои: и ель обыкновенную из подмосковных лесхозов, и сосну обыкновенную оттуда же, и ель голубую из частных питомников России и Европы, и даже пресловутую елку Дании, которая и не елка вовсе. Но если мнимые елки Дании продаются относительно неплохо, то настоящие елки России, увы, не очень.

28 лесхозов Московской области еще с середины прошлого века ежегодно закладывают новогодние плантации.

«В прошлом году лесхозы подготовили к продаже 330 тыс. елок разных размеров, — говорит главный лесничий Агентства лесного хозяйства по Москве и Московской области Елена Хмелевская, — из них было продано около 90 тыс. В этом году к продаже готово 311 тыс. На середину декабря у лесхозов заключено 19 договоров на поставку 26 тыс. елок. Объем падает». С главным лесничим области согласен и ее рядовой коллега. «В советское время мы фурами отгружали елки во время новогодней кампании, — вспоминает лесничий Ямкинского лесничества Ногинского лесхоза Геннадий Безруков. — Каждый лесничий по плану должен был сдать не меньше 1000 елок, а в этом году я продам 300—500 штук, не больше. Елками раньше занимались государственные организации, для них было важно количество. А сейчас покупают частные предприниматели, и им уже нужно не количество, а качество. Раньше и однобокие елки охотно брали, а сейчас всем нужны только красавицы, какие-нибудь голубые ели в горшках. Или елки из Дании. Мы этим не занимаемся, у нас другая задача — мы выращиваем и охраняем лес».

Цена елки (руб.)






























Саженец из лесхозовского питомника0,35
Ель обыкновенная (1 м) в лесхозе140
Ель обыкновенная (1 м) на елочном базаре300
Ель обыкновенная (1 м) в интернет-магазине600
Ель голубая (1 м) в интернет-магазине1000
Ель Дании (1 м) на елочном базаре1200
Ель Дании (1 м) в интернет-магазине2000
Ель обыкновенная (1 м) в контейнере500
Ель голубая (1 м) в контейнере1400
Источник: "Профиль".
Сумасшедший прирост

Может, подмосковные елочки и проигрывают по экстерьеру своим иностранным сестрам, но зато выигрывают в плане дешевизны.

Каждый год Агентство лесного хозяйства назначает лесхозам минимальные цены, по которым те могут отпускать елки населению и оптовикам. Ежегодно цены увеличиваются примерно на 20%. В этом году елочку росточком до одного метра велено продавать за 135 рублей, елку высотой от полутора до двух метров — за 220 рублей, а высотой от двух метров до двух с половиной — за 290.

К чести лесхозов, за прибылью они совсем не гонятся. Так, в Солнечногорском лесхозе елки продают еще дешевле назначенных цен, в Ногинском — накидывают лишь НДС.

«Для нас все равно очень выгодны эти цены. Мы 7-летнюю елку продаем по такой цене, будто она росла у нас лет 40—50, — объяснили «Профилю» в Дмитровском лесхозе.

Лесхозы выращивают елки из двухлетних сеянцев, которые покупают в питомниках по цене 350 рублей за 1 тыс. штук. Таким образом, получается, что самый ходовой новогодний товар — полутораметровая елочка — за 7 лет жизни в лесхозе прирастает в стоимости на кругленькую сумму.

Рентабельность даже с учетом расходов на транспорт и налоги получается сумасшедшая. Лесничий Геннадий Безруков показал корреспондентам «Профиля» плантации посаженных весной елочек и сосенок (лесхоз продает и новогодние сосны — по той же цене, что и елки). Разглядеть малюток оказалось нелегко — этакие зеленые ершики для мытья посуды, от земли несколько вершков. Зато 5—7-летние ели и сосны имеют вполне товарный вид.
Кто ответит за базар Если этим хвойным повезет, они будут расти на плантации и дальше, с каждым годом теряя шанс быть проданными. Если не повезет, их срубят и выставят на продажу.



Как сохранить елку
Рецепт лесничего Геннадия Безрукова

«Я беру березовый пенек, сверлю в нем отверстие и вставляю туда елочку. Подливаю водички, подсыпаю сахарку — елка стоит у меня месяц и смотрится очень красиво».

Рецепт ландшафтного дизайнера Александра Гришина

«Если вы купили елку в контейнере, то главное — не передержать ее в закрытом помещении и регулярно поливать, чтобы корневая система не засохла. Но в то же время стараться не заливать ее водой. После Нового года елку надо выставить на балкон или на улицу и сразу же полностью укрыть, чтобы она не теряла влаги. Весной, когда начнется сокодвижение, ее можно пересадить в открытый грунт».

Рецепт «Профиля»

Для того чтобы новогодняя елка хорошо чувствовала себя в помещении, не осыпалась и не желтела, о ней нужно позаботиться. Ее не стоит вносить в дом слишком рано: она должна дождаться своего часа на холоде. За два дня до установки срез ствола надо обновить, укоротив дерево на 10 см. Кроме того, часть ствола, которая предположительно будет стоять в воде, должна быть очищена от коры и помещена в раствор с одним из следующих составов:
— на 10 л воды — 3—4 ст. ложки глицерина;
— на 3 л воды — 5 г лимонной кислоты, 6 г желатина, 16 г толченого мела;
— на 10 л воды — щепотка соли, ложка сахара и одна таблетка аспирина.

По мере уменьшения уровня воды ее следует подливать. Есть надежда, что так елка не будет осыпаться аж до следующих всенародных праздников — 8 марта.
У московских властей традиция — каждый год 20 декабря они дают отмашку ритейлерам, и те открывают елочные базары. В большинстве своем торгуют на них небольшие компании уровня ПБОЮЛ, которые в декабре договариваются с управами о выделении им площадки, закупают елки в лесхозах, вывозят их на арендованных грузовиках, нанимают охранников, продавцов и потом продают елки населению.

«Я сам торговал елками в Ногинске, — вспоминает лесничий Геннадий Безруков. — С 20 декабря по 27-е только стоишь и мерзнешь, а с 28 декабря по 31-е народ начинает сметать любые елки, даже лысые».



Красиво не значит дорого

«Красивая новогодняя елка вовсе не обязательно должна быть дорогой», — уверяет дизайнер Елена Теплицкая. Можно украсить ее тем, что найдется под рукой. Главное — фантазия.

Например, украшениями можно сделать бусы и кольца с натуральными камнями. Можно сделать игрушки из фетра: вырезать фигурки, сшить их, набить ватой, пришить крылья — и получатся ангелочки. Можно расписывать соленое тесто, а можно — полые яичные скорлупки, а потом подвешивать их на елку на ленточках. Игрушки можно сделать даже из цветных лоскутков: завязать по углам узелки, получится ромбик — и на елку опять же на лентах. Из накрахмаленных лоскутков батиста можно делать красивые веера. Можно — и из бумаги.

Отличные игрушки получатся из разнообразных пуговиц, даже из счетных палочек — достаточно просто подвесить их на ветке на красивых лентах, из разноцветных катушек, из спичечных коробков, завернутых в лоскутки одинаковых цветов. Даже спички, обычные спички, подвешенные на красивых нешироких лентах, — очень необычное украшение! В ход можно смело пускать все: вплоть до рваной бумаги, рваных лоскутков ткани.

«Можете взять старую шляпу, вырезать из нее фигурки — и вот вам украшение, — не устает перечислять дизайнер. — Или вот идете вы по лесу, вам попадаются красивые такие кучерявые ветки. Срежьте, покрасьте, нарежьте — и развесьте на елке на лентах». Мешочки из лоскутков ткани одного цвета, набитые ватой — тоже прекрасное украшение.

Правда, на одной елке не должно быть много разных цветов. «Три цвета смотрятся очень стильно! — восклицает Теплицкая. — Лично я очень люблю оранжевый. Красивые цвета — фуксии, лимонно-желтый, цвет молодого яблока». Если не подбираются украшения одинаковых цветов, их можно объединить однотонными лентами.

Ина Селиванова
Самые дешевые базары — лесхозовские, на них елки продаются по тем же ценам, по каким лесхоз отпускает свой товар оптовикам. «Мы же не предприниматели, мы федеральное учреждение. А бензин нам лесхоз оплачивает», — объясняет этот бизнес-парадокс лесничий Безруков.

Всю вырученную от продажи прибыль лесхозы сдают государству, неудивительно, что лесным хозяйствам неинтересно ни цены на елки повышать, ни выезжать на московские базары. Поэтому и торгуют они исключительно на местных рынках, не добираясь до Москвы. «Хлопотно, дорого, да и не наше это дело — елками торговать», — единодушно ответили на вопрос «Профиля» сотрудники нескольких подмосковных лесхозов.



Хмельная история

Первые новогодние елки появились в России благодаря указу Петра I от 20 декабря 1699 года. Указ этот велел вести летоисчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а день новолетия «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января. И отмечать, в частности, таким образом: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе». А «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить».

После смерти Петра елки как элемент новогоднего декора были благополучно забыты. Всеми — за исключением хозяев питейных заведений. Дело дошло до того, что народ начал опознавать кабаки именно по привязанным к колу еловым лапам или целым елкам. Этот милый обычай нашел свое отражение и в русской литературе:
«Въехали!.. мчимся в деревне стрелой,
Вдруг стали кони пред грязной избой,
Где у дверей вбита елка...
Что это?.. — Экой ты, барин, чудак,
Разве не знаешь?.. Ведь это кабак!..»
(Н.П. Кильберг. «Елка»)

В результате народ кабаки стал называть «елками», а алкогольные понятия постепенно заменил «елочными» эвфемизмами:
«елку поднять» — пьянствовать;
«идти под елку» — идти в кабак;
«быть под елкой» — находиться в кабаке;
«елкин» — состояние алкогольного опьянения;

Видно, с тех самых пор понятия «елка» и «пьянство» неразделимы, что прекрасно иллюстрирует культовый новогодний фильм «Ирония судьбы, или С легким паром».

Елена Мулярова
Частные предприниматели торгуют на базарах совсем по другим ценам — в полтора-два раза дороже лесхозовских. Один из немногих крупных игроков этого рынка — ландшафтно-строительная компания «Сан» — в этом году открывает 40 площадок по розничной продаже елок. «Организация площадки стоит очень дорого: если мы устраиваем ее в торговом центре, то платим за аренду, если точку нам дает управа, приходится тратиться на оформление, ограждение, баннеры, освещение, охранников, продавцов, — рассказывает менеджер компании Марина. — Если брать все наши площадки, то счет идет в миллионах рублей». Для своих площадок «Сан» в этом году закупила 10 тыс. елей обыкновенных в Дмитровском лесхозе и 2 тыс. елок Дании у своих поставщиков. «Конечно, продать удается не все», — признается Марина.

Ежегодно в столице сокращается не только число проданных живых елок, но и количество елочных базаров. Если в 2002 году в Москве работали 508 елочных базаров, в 2004-м — 384 базара, то в этом году их откроется не более 300. Некоторые игроки елочного рынка винят в этом столичные власти, якобы лоббирующие интересы производителей искусственных елок — одним из крупнейших изготовителей пластиковых деревьев является известная компания «Интеко» с не менее известной хозяйкой. Но какой бы влиятельной ни была хозяйка «Интеко», эта красивая версия представляется не слишком убедительной.

Причина скорее в том, что елочные базары перестали быть единственными местами продаж новогодних елок. С каждым годом к торговле ими подключается все больше сетевых супермаркетов.

Елки в паутине

Кроме того, все больше игроков этого рынка с улиц мигрируют в Интернет — там теплее, цены выше, клиенты надежнее. С начала декабря русская паутина заполняется объявлениями о продаже хвойных деревьев всех видов и размеров. Продавцы с радостью доставят их клиенту, а также могут установить и нарядить для него елочку. Естественно, уже не за «базарные» цены.

Так, та же компания «Сан» через Интернет продает двухметровые елочки по 600 рублей за штуку (без доставки), компания «Триботаника» за такую же елочку, но уже с доставкой, просит 900 рублей.

«Елки мы берем в своем лесопитомнике в Тульской области, — говорит менеджер «Триботаники» Сергей Кручинкин, — у лесхозов не покупаем, потому что материал у них некачественный. Через Интернет потому торгуем, что регистрация площадок слишком проблематична».

«Продажи через Интернет — закономерная тенденция этого рынка, — делится продавец живой хвои, пожелавший сохранить анонимность, — арендаторы площадок сталкиваются со всем букетом чиновничьего произвола, включая безумные поборы. Естественно, люди хотят минимизировать свои издержки в этом и без того рисковом сегменте рынка и не кормить посторонних дядей и теть. Елки — товар, который зимой почти не требует ухода, его держат на очень дешевом складе и продают под заказ — это гораздо дешевле и удобнее».

Настолько удобнее, что торговлей через Интернет занялся даже самый прогрессивный из подмосковных лесхозов — Волоколамский, причем по все тем же смешным государственным ценам.

Летом — цветочки, зимой — иголочки

Есть хороший, хоть и старый анекдот про актера заштатного театрика, отказавшегося от контракта с Голливудом, потому что «на носу елки».

Примерно то же самое происходит с компаниями, занятыми ландшафтным дизайном и строительством. Именно они являются сейчас самыми крупными игроками на елочном рынке.

«Елки — это способ размазывания удара, который сезонность наносит ландшафтному бизнесу, — говорит арт-директор ландшафтной компании «Росла» Сергей Пупынин. — Это попытка продлить сезон, сохранить зимой штат и отбить текущие издержки».

И даже веселенькие «елочные» интернет-сайты с «открыточной» картинкой, адресом типа elki-elki.ru, телефоном для заказа товара и полным отсутствием реквизитов продавца, скорее всего, принадлежат тем же ландшафтникам, желающим точечно поработать на елках.

Принцесса датская

И «Сан», и «Росла», и «Триботаника», и «Осе-Ландшафт», и «Амадеус», и «Елки Дании» — все эти ландшафтные компании летом заняты благоустройством садов и выращиванием мелких и крупных растений, а зимой — продажей новогодних елок.

«Амадеус» и «Елки Дании», равно как «Елки Дании Элит», специализируются исключительно на датской хвое. Кстати, дерево, которое у нас с легкой руки продавцов называется «елкой Дании», на самом деле является пихтой Нордмана или кавказской пихтой. Упакованная в характерную сетку пихта появилась на российском новогоднем рынке в конце 90-х годов. Первые продавцы необычных «елок» из кожи вон лезли, демонстрируя изумленным москвичам свой товар: выдергивали иголки, жевали их и давали пожевать покупателям, чтобы те убедились — дерево настоящее. Этот незамысловатый маркетинговый ход плюс шикарный, особенно в сравнении с привычной елкой, внешний вид пихты очень быстро помог ей завоевать популярность на московском рынке. И если продажи ели обыкновенной падают, то пихты кавказской — стабильно растут. В прошлом году в Москве было продано около 10 тыс. пихт, в этом году 8 основных игроков этого рынка собираются привезти в столицу около 19 тыс. таких «глянцевых» деревьев.

«Да, дороговато получается, но я уже третий год покупаю на праздник датскую елку — она и выглядит лучше, и простоит дольше, и иголки у нее не сыплются», — рассуждает моя знакомая Наталья.

Насчет «дороговато» Наталья абсолютно права: красивая, пушистая, с иголочками как на подбор пихта стоит 1200 рублей за метровое деревце, если брать его на елочном базаре. В интернет-магазинах метровая пихточка обойдется вам в 2000 рублей (без доставки) и 2350 рублей (с доставкой).
«Все упрекают нас, что мы заламываем цены! — горячится настоявший на анонимности продавец датских елей. — Да, в Дании эта пихта стоит очень дешево. Но когда считают прибыль продавца, почему-то упускают из виду, что он должен содержать штат, ездить в командировки и постоянно рисковать. Ведь жизнь этого товара — один месяц, и риски непродажи очень велики. Посмотрите в окно — погода сейчас вообще не располагает к покупке елки. Поэтому продавец изначально закладывает высокую рентабельность».

Анонимный продавец доходчиво объяснил «Профилю», почему дешевая в Дании пихта в Москве стоит так дорого. В датском питомнике метровую пихточку можно купить за 7—8 евро или за 300 рублей. Примерно столько же будет стоить перевозка с таможенным оформлением. Все это лишь голые издержки на доставку, куда еще не заложены ни риски непродажи, ни аренда площадки. Естественно, назначая розничную цену, продавец увеличит стоимость дерева и его доставки вдвое или втрое. И, наверное, будет прав.

«Если после Нового года у вас на складе осталось нераспроданным 25% товара, то это очень неплохо. Считайте, что вы вышли в ноль», — рассказывает менеджер компании «Елки Дании» Екатерина Болотова.

Она с ужасом вспоминает встречу миллениума: тогда на складе осталось 50% товара — очень многие москвичи уехали из города и елок покупать не стали. Компания «Елки Дании» занимается пихтами последние шесть лет, в этом году привозит в Москву около 5 тыс. деревьев, которые собирается продавать на 18 уличных площадках, а также сдавать в супермаркеты. Чтобы обеспечить москвича пушистой пихтой в декабре, ритейлер начинает шевелиться с лета: в июне идет запрос цены, в августе необходимо сделать заказ — если опоздаешь, будут проблемы. К середине ноября все продавцы пихт напряженно следят за сводками погоды в Дании.

«Для нас важно, чтобы первые морозы прошли там 15—17 ноября, — объясняет Екатерина Болотова. — Потому что 19 ноября уже начинается вырубка. Есть такой секрет: пихту надо срубить после сильных морозов, тогда в ней прекратятся все внутренние токи и она не будет осыпаться. Нет, никакой химией ее не поливают, иголки не подкрашивают. Растят, как картошку — с подкормкой, прополками, рыхлениями. Потом вырубают, упаковывают в сетки, а в декабре отправляют к нам».

По мнению Екатерины Болотовой, одновременно с ростом рынка елок Дании меняется и его целевая аудитория. Москвичи перестали считать пихты роскошью, и теперь их покупают не только жители Рублевки, но и обитатели спальных районов.

Для дальнейшего продвижения елок Дании на нашем рынке логичным было бы выращивать их в подмосковных лесхозах и питомниках. Но нет, пока не получается.

«У нас почвы не те, — объясняет главный лесничий Москвы и области Елена Хмелевская, — пихты будут на них болеть».

Спасти дерево

До сих мы говорили о рынке срубленных елей, заставляющих покупателей не только мучительно выковыривать иголки из ковра, но и страдать от чувства вины перед невинно убиенным деревцем. Совсем другие эмоции вызывает наиболее быстро растущий сегмент этого рынка — живые ели в контейнерах.

«С каждым годом объем продаж растет, — рассказывает директор компании Greenway-A Александр Гришин. — Последние два года примерно на 40%. Люди стали богаче и практичнее, начали понимать, что елку необязательно выкидывать. Ее можно в контейнере внести в дом или квартиру, отпраздновать с ней Новый год, а весной пересадить на свой участок».

«Контейнерные» елочки осенью покупаются в питомниках Чехии, Польши, Бельгии, Германии и других европейских стран, подращиваются в России, а в декабре продаются по совсем неплохим ценам. Если метровая голубая ель стоит 1200 рублей, то та же ель размером 1 м 40 см — уже 2800. Саженец в Европе стоит примерно вдвое меньше, но продавцам приходится сильно тратиться на дорожающие с каждым годом перевозки и таможенные расходы.

И тем не менее цены на «контейнерные» деревья не накручиваются втрое, как это происходит с елками Дании. Все участники этого сегмента рынка признают, что торговать елками в контейнерах менее рискованно, чем срубленными деревьями. «Елочный рынок очень спонтанный, им занимаются все кому не лень, любой может выскочить на него и устроить беспредельный сейл. Привозя срубленные елки, можно очень сильно проиграть, — объясняет Александр Гришин. — А если елки не купят у нас, мы можем их передержать и оставить на следующий год или пустить в дизайн».

Елками в контейнерах сейчас начали торговать и наиболее продвинутые лесные хозяйства. Так, в Мытищинском совхозе метровая ель обыкновенная в 10-литровом контейнере стоит 300 рублей, ель голубая — 800.

Сергей Пупынин из компании «Росла», которая также продает ели в контейнерах, считает, что будущее именно за этим сегментом рынка. Несмотря на то что он рассчитан только на тех покупателей, у которых есть джентльменский набор машина—квартира—дача. Все остальные, по мнению Сергея Пупынина, постепенно перейдут на искусственные ели. Кстати, хотя в лесопитомнике «Рослы» достаточно живых елей, а у Сергея есть и загородный дом, и машина, сам он собирается на Новый год ставить искусственную елку. «Этим я вношу свой микровклад в сохранение природы», — заявляет Сергей.



Кутюр для ленивых

Вот как мы раньше наряжали елку? Доставали с антресолей коробки со стеклянными шарами и шишками, заботливо обложенными ватой, вывешивали все это великолепие на деревце, с трудом вырванное из рук менее удачливых посетителей новогодних базаров, поверх набрасывали мишуру, дождичек — и все, праздник готов. Для полного комплекта не хватает только салата оливье и «Иронии судьбы».

Теперь-то все гораздо сложнее. Ассортимент праздничной продукции такой, что от его богатства можно потерять рассудок. От разнообразия елок и украшений на полках даже обычных продуктовых супермаркетов рябит в глазах. Новогодними аксессуарами торгуют все: от бабушек в метро до флористических салонов и дорогих бутиков. Не говоря о том, что понравившуюся игрушку из коллекции европейских производителей можно заказать через Интернет. Разглядывая прилавки с последними коллекциями елочных украшений, понимаешь, как безгранична человеческая фантазия и как грустно выглядит коробка с бабушкиными стеклянными шарами в сравнении со всем этим великолепием.

Ладно бы ассортимент! Есть ведь еще и мода! Ежегодно мировые дизайнеры определяют тенденции сезона, называют модные цвета, формы и направления. Хочется соответствовать? А то!

Для того чтобы подобрать красивые игрушки, правильно сочетать цвета, фактуры, учитывать какие-то тренды, нужно время — много времени. Которое есть не у всех. У тех, кто может позволить себе подбирать «гардероб» для новогодних елок в специализированных бутиках, где редкая игрушка стоит меньше тысячи рублей, времени на такие прогулки, как правило, как раз не бывает. Не говоря о том, что тратить драгоценные часы на оформление елочки для переговорной в родном офисе станет редкий офис-менеджер.

Желание сэкономить собственное время и заполучить красиво оформленную новогоднюю елку может дорого обойтись. Например, эстонско-норвежская компания Shishi, основной профиль которой — флористический дизайн интерьеров, уже не один год наряжает к празднику десятки холлов гостиниц, магазинов, торговых центров, кафе и ресторанов Москвы предметами собственной торговой марки. Как рассказали «Профилю» в компании, елка высотой 2,8 м и диаметром у основания в 1,5 м, может обойтись клиенту в 60—80 тыс. рублей. «Только елка такого размера у нас стоит 33 тыс. рублей, — поясняет Елена Мякотникова, менеджер оптового отдела компании. — Плюс игрушки: 300—320 штук. А это еще плюс 30—50 тыс. рублей».

Но это далеко не предел. В компании «Веста-Альфа», которая владеет брендом Mister Christmas, четыре года назад придумали услугу — елка haute couture. Как говорят в самой компании, «для тех, кто может себе позволить самое лучшее». Когда «кутюрные» елки впервые появились в ассортименте компании, их было всего два вида. В прошлом году — уже девять. В этом году Mister Christmas предлагает своим клиентам в общей сложности 11 «кутюрных» елок, каждая из них выдержана в определенном стиле и цветовой гамме: «нежно-сиреневая, пурпурная, серебряная, золотая, зелено-сине-фиолетовая, желто-черная, розовая, цвета бордо, красная, белая». В название последней новинки — Сhristmas Burgundy — создатели не стали выносить никакого цвета. Ель, украшенная игрушками глубокого винного цвета с золотом, символизирует Бургундию — родину коктейля Kir-Royal (сочетание исконно дижонского аперитива Kir с шампанским), который, в свою очередь, как считают в Mister Christmas, символизирует аристократический выбор и идеальное сочетание ингредиентов. Стоимость ели, в зависимости от размера, колеблется от 5200 до 5500 у.е. Тем не менее спрос есть: «кутюрный» каталог только в этом году у нас вырос приблизительно на 30%», — говорит координатор направления новогодних игрушек Инэсса Головина.

Ели haute couture покупают для украшения офисов, холлов небольших кафе, ресторанов и клубов и, конечно для украшения квартир и загородных особняков. Их покупают в качестве новогодних подарков. «Бывает ведь, — смеется продавец в торговом зале компании, — муж поссорился с женой — и в качестве извинения купил ей на Новый год елку «от кутюр». Всем бы так!»

«Елку под ключ» собирают не только в «Веста-Альфе». Правда, здесь ими торгуют круглогодично и продают в больших количествах. Например, в прошлом году было продано почти сорок «кутюрных» деревьев: приблизительно по шесть каждого вида.

В московском бутике «Интероптика», где уже 14 лет торгуют не только линзами и оправами, но и — с ноября по январь каждого года — елочными украшениями из Европы, таким покупателям не удивляются. «Постоянные клиенты могут сделать у нас покупку на 5—10 тыс. евро», — говорит бренд-менеджер Ирина Савранская.

В «Интероптике» для своих покупателей собирают специальные, тематические елки. «У нас были елки, украшенные, например, только фигурками лягушек или только лесными троллями, очень популярны «белые» елки, была «японская» елка — ее мы украшали искусственными цветами сакуры, — рассказывает Савранская. — Была елка, с веток которой свисали фрукты, как бы припорошенные снегом, были «мышиные» елочки. В этом году, например, одной из первых мы продали елку, украшенную свинками. Все-таки Год Свиньи».

Елки, купленные в «Интероптике», придется наряжать самим: продавцы просто подбирают коллекцию игрушек в соответствии с пожеланиями клиентов. Готовых комплектов нет, одинаковых — тоже. Все игрушки «Интероптика» привозит в Москву в очень небольшом количестве. Назвать цену такой елочки в компании не смогли. Да и как определишь, если один елочный шар может стоить больше 2 тыс. рублей. Кто ж знает, сколько таких шаров вы захотите видеть у себя на елке?..

Ина Селиванова

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».