28 марта 2024
USD 92.59 +0.02 EUR 100.27 -0.14
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 1998 года: "Я работаю с инопланетянами, или Как живется в инофирме"

Архивная публикация 1998 года: "Я работаю с инопланетянами, или Как живется в инофирме"

Сегодня в России имеют свои представительства 9 тысяч иностранных фирм. Прибавьте к этому СП и дилерские организации -- и получится, что больше половины всех российских "белых воротничков" ежедневно работают с иностранцами и вынуждены приспосабливаться к существованию в инородной среде. Иногда сделать это очень трудно.Плюсы и минусы

-- С первых минут пребывания в офисе ощущаешь противостояние: мы и они,-- рассказывает о своей работе Игорь, сотрудник американской авиакомпании Delta.-- Мы воспринимаем их как дружелюбных сангвиников, а они нас -- как мрачных меланхоликов. Конечно, ни то ни другое реальности не соответствует. "Как можно вести себя столь невежливо?" -- думают они. "Какие они неискренние!" -- думаем мы.
Работа в иностранной фирме имеет свои недостатки и преимущества.
К преимуществам относятся высокая зарплата (даже у уборщиц), обязательная медицинская страховка, иногда -- машина (а также ее ремонт и бензин), бонусы (премии, по-русски) в конце года, карточка для корпоративных расходов (это когда делового партнера или просто друга можно сводить за счет фирмы в ресторан), постоянные курсы повышения квалификации, командировки за рубеж.
Но в иностранной фирме трудно делать стремительную карьеру, к чему привыкло нынешнее поколение 25--30-летних россиян. В топ-менеджеры выбиться практически невозможно. Командные должности остаются за иностранцами, что, безусловно, задевает амбициозных молодых русских клерков.
В западных корпорациях железная дисциплина. От всех сотрудников требуют план работы и отчет о ее выполнении. Нельзя опаздывать, нельзя договориться с начальством и денек-другой пропустить. Никакие творческие безумства и прорывы не приветствуются -- даже наоборот, строго запрещены. Все должно идти строго по заранее установленному распорядку.
В международном рекламном агентстве BBDO в конце каждого рабочего дня сотрудники пишут мини-отчет: когда пришел на работу, когда ушел, чем занимался, сколько времени потратил на каждое дело. С одной стороны, это организует, с другой -- раздражает излишняя опека.
В заграничных компаниях существует традиция "прочищать мозги" насчет корпоративной солидарности. Чуть ли не ежедневно сотрудникам напоминают, в какой замечательной фирме они работают и какая это для них честь. Преданность фирме должна быть абсолютная. Один менеджер по PR компании "Пепси-кола" пристроил свою супругу в аналогичную структуру, только "Кока-колы". Когда об этом стало известно его начальству, чересчур заботливого мужа тут же уволили.
Бесспорный плюс западной корпорации -- легальный заработок. Черной кассы там нет, и все налоги в госбюджет платят сполна. Поэтому служащие могут воспользоваться налоговой льготой на покупку жилья. Льгота состоит в том, что сумма $68 тысяч, предназначенная для приобретения жилья, налогом не облагается.
Сотруднику инофирмы, не имеющему собственной жилплощади, надо пойти в бухгалтерию и написать заявление: дескать, начинаю копить на квартиру. Бухгалтерия перестанет удерживать с вас подоходный налог -- приблизительно 30% при зарплате в несколько тысяч долларов. В налоговую инспекцию пошлют соответствующее уведомление.
При зарплате $4 тысячи в месяц накопить на квартиру можно года за полтора. Причем речь идет именно о сотрудниках инофирм. На наших родных российских предприятиях работники получают зарплату "черным налом", официальный подоходный налог платят невысокий, поэтому от данной льготы им никакой практической пользы нет.
На войне как на войне

Между русским персоналом и их западными коллегами есть немало чисто бытовых несоответствий. Американцы смотрят в глаза (просто пялятся, так что моргнуть невозможно) и совершенно не понимают юмора чуть острее, чем в мультфильме "Том и Джерри". Если, к примеру, в разговоре с ними, подмигнув, сказать, что вчера прямо на рабочем месте, чтобы расслабиться, выкурил два косяка марихуаны, не надо потом пугаться их вытянутых застывших лиц. Они навечно запишут вас в наркоманы.
Французы обожают разговоры о еде, немцы -- об экономии. Итальянцы слишком эмоциональны. В общем, никто не может вести себя нормально. Зато иностранцы в один голос утверждают, что русские ходят хмурые, словно их только что обокрали, много пьют и готовы первому встречному поведать все перипетии своей личной жизни.
Впрочем, точно такие же трудности (в большей или меньшей степени, конечно) испытывают люди во всех странах, где представители разных культур и национальностей работают вместе.
Что еще нужно помнить тем, кто собирается работать или уже трудится в западной корпорации? При приеме на работу в иностранной фирме гораздо больше внимание уделяют анкетным данным. Поэтому, составляя резюме, не поленитесь внести в него все образовательные институции, которые вы прошли,-- вуз, незаконченную аспирантуру, курсы иностранного языка, школу экскурсоводов, клуб археологов-любителей и пр.
Точно так же поступите с грандами, премиями и наградами -- не забудьте ни одной грамоты, полученной в институте, скромность тут неуместна. Если, к примеру, вас когда-то наградили значком ГТО, смело пишите, что были удостоены почетного знака как лучший спортсмен факультета.
Тем более что в переводе с русского на английский многие наши реалии приобретают куда более солидный вид. Что у нас ПТУ, то за границей колледж.
Предположим, ваши анкетные данные, внешний вид, безукоризненный английский вполне устроили корпорацию -- вас приняли на работу. Не надейтесь, что тут-то вам удастся расслабиться. Неуверенность в завтрашнем дне, столь привычная российским гражданам в повседневной жизни, в западной компании культивируется вполне сознательно.
Испанская фирма, в которой работает Татьяна, поставляет в Россию соки и фрукты.
-- В любое время года, в жару и в холод мы обязаны появляться на работе в капроновых колготках обязательно телесного цвета,-- рассказывает Татьяна.-- Странно, но приспособиться можно. Неприятно другое: я абсолютно не уверена, что завтра меня не уволят, не понизят из менеджеров в ассистенты или не подвергнут еще какой-либо гадкой экзекуции.
...Несмотря на милые расшаркивания и сентиментальные улыбки, руководство западных фирм относится к русским сотрудникам холодно и расчетливо. "Стукачество" и доносы, которые, в нашем представлении, дело недостойное, процветают и даже приветствуются. Текучесть кадров в западных фирмах довольно высокая.
С вами не будут нянчиться. Ознакомят с должностной инструкцией -- и будьте добры ее выполнять. Не стоит ждать внушений типа: "Ты сегодня опоздал. Чтобы это было в последний раз". Вам официально заявят: "Нам кажется, вы могли бы лучше планировать свой рабочий график". Если замечание пришлось сделать дважды -- считайте, что вы кандидат на увольнение.
Внеурочная работу в западных корпорациях -- дело само собой разумеющееся. Руководство многих фирм считает, что за оклад свыше полутора тысяч долларов в месяц вправе требовать от сотрудников работы в субботу, а в случае непредвиденных обстоятельств и в воскресенье. На прямое нарушение КЗоТа никто не идет (в Финляндии, например, если работодатель заставляет служащих работать в неурочное время, его могут привлечь к суду). Но вас настоятельно попросят. И если вы регулярно будете отказываться, рано или поздно компания с вами расстанется.
Транснациональные рецепты

Как же приспособиться к работе в иностранной компании? Первое и самое главное -- четко осознать общие требования и свято их чтить. Соблюдайте дистанцию и субординацию. Четко осознайте свое месте в иерархии.
Будьте всегда пунктуальны. Лучше прийти на работу на четверть часа раньше, чем на три минуты опоздать. Тем более что американцы и англичане считают пунктуальность первейшей добродетелью, как, впрочем, и честность.
Не критикуйте внутрифирменные порядки и национальные традиции ваших коллег. Соблюдайте праздники, религиозные обычаи ваших работодателей. Лишние праздники никогда не помешают!
Запоминайте имена, особенно трудные в произношении. Если необходимо, тренируйтесь дома.
Проявляйте интерес к искусству и литературе, на которых воспитаны ваши коллеги.
-- Сейчас положение в западных корпорациях несколько изменилось,-- рассказывает Анна, менеджер одной крупной международной нефтяной компании, имеющей свое представительство в Москве.-- Раньше русских держали за людей второго сорта. Обижала дискриминация в оплате и, главное, в отношении. Западный персонал по пятницам шел в пивной бар поблизости от офиса -- нас не приглашали никогда.
Но, по моим наблюдениям, после 1996 года ситуация выправилась. Нам стали больше доверять. Сегодня менеджеры среднего звена практически все русские. И это не предел их карьеры.
Справедливости ради надо сказать, что мы, аборигены, стали лучше работать. Опыта накопили, меньше ошибок делаем, воруют и обманывают сейчас меньше. Правда, в бар мы по-прежнему ходим своей компанией. Но может, это и лучше?!
... Алексей работает в менеджером по рекламе в мировом химическом гиганте -- фирме Fа, широко известной своими шампунями и дезодорантами.
-- Мне нравится размах. Рекламный бюджет, которым я распоряжаюсь, не идет ни в какое сравнение с деньгами, отпускаемыми на рекламу в российских фирмах. Сегодня мы устраиваем рекламную акцию в Сочи (выбираем красавиц фирмы Fa), завтра -- в Петербурге (проводим конкурс двойников Монро -- блондинок, которые пользуются нашей краской для волос), послезавтра -- где-нибудь на Украине.
Что мне не нравится... Понимаете, когда наших советских людей учат оптимизму и деловитости, они так втягиваются, что потом и в нормальной жизни начинают общаться как роботы. Такое идиотическое бодрячество. Это очень раздражает.
Кое-что о национальной специфике

У представителей всех национальностей есть свои слабости, зная которые можно облегчить себе вживание в новый, непривычный коллектив.
Страсть англичан -- садоводство. Подпишитесь на журнал "Сад и огород", выучите названия десятка-другого комнатных растений, наконец, по собственной инициативе разбейте рядом со своим рабочим столом миниатюрный зимний сад (три цветка в кадках) -- и вы наверняка станете для окружающих вас англичан первым цивилизованным человеком, встреченным в этой варварской стране. К вам будут относиться как к дальнему, бедному, но просвещенному родственнику.
Слабость французов -- их национальная кухня. Не сочтите за труд, разберитесь во французских сырах, хотя бы в их названиях. А если вы еще осилите карту вин, ваш рейтинг в глазах коллег подскочит на все сто процентов.
Итальянцы необычайно восприимчивы к внешней красоте -- это у них в крови еще со времен Возрождения. Они наверняка оценят ваш стильный костюм, модные запонки, красивый галстук. Чуть-чуть экстравагантности в одежде -- и вы завоюете их расположение.
А вот немцев одеждой не прошибешь. Зато они неравнодушны к пышным титулам, как полученным собственным трудом, так и доставшимся по наследству. Попытайтесь придумать красивую историю о своей прабабушке, которая была фрейлиной последней русской императрицы,-- возможно, это прибавит вам веса в компании. А если ваша бабушка действительно фрейлиной была, вам прямая дорога в немецкую корпорацию.
Американцы помешаны на здоровом образе жизни. Если вы не пьете, не курите, сидите на диете, по утрам бегаете трусцой, а в выходные играете в футбол, в американской фирме вы будете как рыба в воде.
И главное -- помните: рано или поздно все изменится к лучшему. Вы перестанете опаздывать, и голливудская улыбка будет сиять на вашем лице весь рабочий день без малейшего усилия с вашей стороны. Вы больше не будете делать ошибки в совершенно непроизносимых словах типа мерчендайзинга и франчайзинга. Станете получать радость от ежедневного глажения сорочек (жена вас, занятого сутками на работе, надо полагать, к тому времени бросит).
И вот в один прекрасный день ваш иностранный коллега посреди английской скороговорки вдруг произнесет восхитительное русское матерное слово -- это он увлекся изучением нашего сленга и не сразу понял, что прилично употреблять, а что нет.
И шеф, в кабинете которого висит высказывание Бенджамина Франклина: "Время -- деньги", вдруг опоздает на 20 минут на очень серьезные переговоры. А его заместитель, столь щепетильно следящий за своими туалетами и предпочитающий Кардена, появится на работе небритый, в мятой сорочке, достанет из кармана свернутый трубочкой галстук и будет непрерывно жевать мятную резинку, чтобы от него меньше несло перегаром.
Время, как известно, лечит. Всех.

Сегодня в России имеют свои представительства 9 тысяч иностранных фирм. Прибавьте к этому СП и дилерские организации -- и получится, что больше половины всех российских "белых воротничков" ежедневно работают с иностранцами и вынуждены приспосабливаться к существованию в инородной среде. Иногда сделать это очень трудно.Плюсы и минусы


-- С первых минут пребывания в офисе ощущаешь противостояние: мы и они,-- рассказывает о своей работе Игорь, сотрудник американской авиакомпании Delta.-- Мы воспринимаем их как дружелюбных сангвиников, а они нас -- как мрачных меланхоликов. Конечно, ни то ни другое реальности не соответствует. "Как можно вести себя столь невежливо?" -- думают они. "Какие они неискренние!" -- думаем мы.

Работа в иностранной фирме имеет свои недостатки и преимущества.

К преимуществам относятся высокая зарплата (даже у уборщиц), обязательная медицинская страховка, иногда -- машина (а также ее ремонт и бензин), бонусы (премии, по-русски) в конце года, карточка для корпоративных расходов (это когда делового партнера или просто друга можно сводить за счет фирмы в ресторан), постоянные курсы повышения квалификации, командировки за рубеж.

Но в иностранной фирме трудно делать стремительную карьеру, к чему привыкло нынешнее поколение 25--30-летних россиян. В топ-менеджеры выбиться практически невозможно. Командные должности остаются за иностранцами, что, безусловно, задевает амбициозных молодых русских клерков.

В западных корпорациях железная дисциплина. От всех сотрудников требуют план работы и отчет о ее выполнении. Нельзя опаздывать, нельзя договориться с начальством и денек-другой пропустить. Никакие творческие безумства и прорывы не приветствуются -- даже наоборот, строго запрещены. Все должно идти строго по заранее установленному распорядку.

В международном рекламном агентстве BBDO в конце каждого рабочего дня сотрудники пишут мини-отчет: когда пришел на работу, когда ушел, чем занимался, сколько времени потратил на каждое дело. С одной стороны, это организует, с другой -- раздражает излишняя опека.

В заграничных компаниях существует традиция "прочищать мозги" насчет корпоративной солидарности. Чуть ли не ежедневно сотрудникам напоминают, в какой замечательной фирме они работают и какая это для них честь. Преданность фирме должна быть абсолютная. Один менеджер по PR компании "Пепси-кола" пристроил свою супругу в аналогичную структуру, только "Кока-колы". Когда об этом стало известно его начальству, чересчур заботливого мужа тут же уволили.

Бесспорный плюс западной корпорации -- легальный заработок. Черной кассы там нет, и все налоги в госбюджет платят сполна. Поэтому служащие могут воспользоваться налоговой льготой на покупку жилья. Льгота состоит в том, что сумма $68 тысяч, предназначенная для приобретения жилья, налогом не облагается.

Сотруднику инофирмы, не имеющему собственной жилплощади, надо пойти в бухгалтерию и написать заявление: дескать, начинаю копить на квартиру. Бухгалтерия перестанет удерживать с вас подоходный налог -- приблизительно 30% при зарплате в несколько тысяч долларов. В налоговую инспекцию пошлют соответствующее уведомление.

При зарплате $4 тысячи в месяц накопить на квартиру можно года за полтора. Причем речь идет именно о сотрудниках инофирм. На наших родных российских предприятиях работники получают зарплату "черным налом", официальный подоходный налог платят невысокий, поэтому от данной льготы им никакой практической пользы нет.

На войне как на войне


Между русским персоналом и их западными коллегами есть немало чисто бытовых несоответствий. Американцы смотрят в глаза (просто пялятся, так что моргнуть невозможно) и совершенно не понимают юмора чуть острее, чем в мультфильме "Том и Джерри". Если, к примеру, в разговоре с ними, подмигнув, сказать, что вчера прямо на рабочем месте, чтобы расслабиться, выкурил два косяка марихуаны, не надо потом пугаться их вытянутых застывших лиц. Они навечно запишут вас в наркоманы.

Французы обожают разговоры о еде, немцы -- об экономии. Итальянцы слишком эмоциональны. В общем, никто не может вести себя нормально. Зато иностранцы в один голос утверждают, что русские ходят хмурые, словно их только что обокрали, много пьют и готовы первому встречному поведать все перипетии своей личной жизни.

Впрочем, точно такие же трудности (в большей или меньшей степени, конечно) испытывают люди во всех странах, где представители разных культур и национальностей работают вместе.

Что еще нужно помнить тем, кто собирается работать или уже трудится в западной корпорации? При приеме на работу в иностранной фирме гораздо больше внимание уделяют анкетным данным. Поэтому, составляя резюме, не поленитесь внести в него все образовательные институции, которые вы прошли,-- вуз, незаконченную аспирантуру, курсы иностранного языка, школу экскурсоводов, клуб археологов-любителей и пр.

Точно так же поступите с грандами, премиями и наградами -- не забудьте ни одной грамоты, полученной в институте, скромность тут неуместна. Если, к примеру, вас когда-то наградили значком ГТО, смело пишите, что были удостоены почетного знака как лучший спортсмен факультета.

Тем более что в переводе с русского на английский многие наши реалии приобретают куда более солидный вид. Что у нас ПТУ, то за границей колледж.

Предположим, ваши анкетные данные, внешний вид, безукоризненный английский вполне устроили корпорацию -- вас приняли на работу. Не надейтесь, что тут-то вам удастся расслабиться. Неуверенность в завтрашнем дне, столь привычная российским гражданам в повседневной жизни, в западной компании культивируется вполне сознательно.

Испанская фирма, в которой работает Татьяна, поставляет в Россию соки и фрукты.

-- В любое время года, в жару и в холод мы обязаны появляться на работе в капроновых колготках обязательно телесного цвета,-- рассказывает Татьяна.-- Странно, но приспособиться можно. Неприятно другое: я абсолютно не уверена, что завтра меня не уволят, не понизят из менеджеров в ассистенты или не подвергнут еще какой-либо гадкой экзекуции.

...Несмотря на милые расшаркивания и сентиментальные улыбки, руководство западных фирм относится к русским сотрудникам холодно и расчетливо. "Стукачество" и доносы, которые, в нашем представлении, дело недостойное, процветают и даже приветствуются. Текучесть кадров в западных фирмах довольно высокая.

С вами не будут нянчиться. Ознакомят с должностной инструкцией -- и будьте добры ее выполнять. Не стоит ждать внушений типа: "Ты сегодня опоздал. Чтобы это было в последний раз". Вам официально заявят: "Нам кажется, вы могли бы лучше планировать свой рабочий график". Если замечание пришлось сделать дважды -- считайте, что вы кандидат на увольнение.

Внеурочная работу в западных корпорациях -- дело само собой разумеющееся. Руководство многих фирм считает, что за оклад свыше полутора тысяч долларов в месяц вправе требовать от сотрудников работы в субботу, а в случае непредвиденных обстоятельств и в воскресенье. На прямое нарушение КЗоТа никто не идет (в Финляндии, например, если работодатель заставляет служащих работать в неурочное время, его могут привлечь к суду). Но вас настоятельно попросят. И если вы регулярно будете отказываться, рано или поздно компания с вами расстанется.

Транснациональные рецепты


Как же приспособиться к работе в иностранной компании? Первое и самое главное -- четко осознать общие требования и свято их чтить. Соблюдайте дистанцию и субординацию. Четко осознайте свое месте в иерархии.

Будьте всегда пунктуальны. Лучше прийти на работу на четверть часа раньше, чем на три минуты опоздать. Тем более что американцы и англичане считают пунктуальность первейшей добродетелью, как, впрочем, и честность.

Не критикуйте внутрифирменные порядки и национальные традиции ваших коллег. Соблюдайте праздники, религиозные обычаи ваших работодателей. Лишние праздники никогда не помешают!

Запоминайте имена, особенно трудные в произношении. Если необходимо, тренируйтесь дома.

Проявляйте интерес к искусству и литературе, на которых воспитаны ваши коллеги.

-- Сейчас положение в западных корпорациях несколько изменилось,-- рассказывает Анна, менеджер одной крупной международной нефтяной компании, имеющей свое представительство в Москве.-- Раньше русских держали за людей второго сорта. Обижала дискриминация в оплате и, главное, в отношении. Западный персонал по пятницам шел в пивной бар поблизости от офиса -- нас не приглашали никогда.

Но, по моим наблюдениям, после 1996 года ситуация выправилась. Нам стали больше доверять. Сегодня менеджеры среднего звена практически все русские. И это не предел их карьеры.

Справедливости ради надо сказать, что мы, аборигены, стали лучше работать. Опыта накопили, меньше ошибок делаем, воруют и обманывают сейчас меньше. Правда, в бар мы по-прежнему ходим своей компанией. Но может, это и лучше?!

... Алексей работает в менеджером по рекламе в мировом химическом гиганте -- фирме Fа, широко известной своими шампунями и дезодорантами.

-- Мне нравится размах. Рекламный бюджет, которым я распоряжаюсь, не идет ни в какое сравнение с деньгами, отпускаемыми на рекламу в российских фирмах. Сегодня мы устраиваем рекламную акцию в Сочи (выбираем красавиц фирмы Fa), завтра -- в Петербурге (проводим конкурс двойников Монро -- блондинок, которые пользуются нашей краской для волос), послезавтра -- где-нибудь на Украине.

Что мне не нравится... Понимаете, когда наших советских людей учат оптимизму и деловитости, они так втягиваются, что потом и в нормальной жизни начинают общаться как роботы. Такое идиотическое бодрячество. Это очень раздражает.

Кое-что о национальной специфике


У представителей всех национальностей есть свои слабости, зная которые можно облегчить себе вживание в новый, непривычный коллектив.

Страсть англичан -- садоводство. Подпишитесь на журнал "Сад и огород", выучите названия десятка-другого комнатных растений, наконец, по собственной инициативе разбейте рядом со своим рабочим столом миниатюрный зимний сад (три цветка в кадках) -- и вы наверняка станете для окружающих вас англичан первым цивилизованным человеком, встреченным в этой варварской стране. К вам будут относиться как к дальнему, бедному, но просвещенному родственнику.

Слабость французов -- их национальная кухня. Не сочтите за труд, разберитесь во французских сырах, хотя бы в их названиях. А если вы еще осилите карту вин, ваш рейтинг в глазах коллег подскочит на все сто процентов.

Итальянцы необычайно восприимчивы к внешней красоте -- это у них в крови еще со времен Возрождения. Они наверняка оценят ваш стильный костюм, модные запонки, красивый галстук. Чуть-чуть экстравагантности в одежде -- и вы завоюете их расположение.

А вот немцев одеждой не прошибешь. Зато они неравнодушны к пышным титулам, как полученным собственным трудом, так и доставшимся по наследству. Попытайтесь придумать красивую историю о своей прабабушке, которая была фрейлиной последней русской императрицы,-- возможно, это прибавит вам веса в компании. А если ваша бабушка действительно фрейлиной была, вам прямая дорога в немецкую корпорацию.

Американцы помешаны на здоровом образе жизни. Если вы не пьете, не курите, сидите на диете, по утрам бегаете трусцой, а в выходные играете в футбол, в американской фирме вы будете как рыба в воде.

И главное -- помните: рано или поздно все изменится к лучшему. Вы перестанете опаздывать, и голливудская улыбка будет сиять на вашем лице весь рабочий день без малейшего усилия с вашей стороны. Вы больше не будете делать ошибки в совершенно непроизносимых словах типа мерчендайзинга и франчайзинга. Станете получать радость от ежедневного глажения сорочек (жена вас, занятого сутками на работе, надо полагать, к тому времени бросит).

И вот в один прекрасный день ваш иностранный коллега посреди английской скороговорки вдруг произнесет восхитительное русское матерное слово -- это он увлекся изучением нашего сленга и не сразу понял, что прилично употреблять, а что нет.

И шеф, в кабинете которого висит высказывание Бенджамина Франклина: "Время -- деньги", вдруг опоздает на 20 минут на очень серьезные переговоры. А его заместитель, столь щепетильно следящий за своими туалетами и предпочитающий Кардена, появится на работе небритый, в мятой сорочке, достанет из кармана свернутый трубочкой галстук и будет непрерывно жевать мятную резинку, чтобы от него меньше несло перегаром.

Время, как известно, лечит. Всех.

ОКСАНА СВЕРГУН

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама