Наверх
16 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2007 года: "Япония наводит мосты"

Долгое время товарооборот между Японией и Россией исчерпывался простой формулой: «Вы нам нефть, мы вам электронику». Однако сегодня ситуация меняется на глазах.Российские предприниматели идут в Страну восходящего солнца за капиталами и продвигают на местном рынке новые технологии, а японский бизнес активно инвестирует в российские ТЭК, металлургию и машиностроение. И в ближайшие годы взаимовыгодный обмен различными товарами, услугами и технологиями будет только возрастать.

По крайней мере, в этом уверены участники XVI Международной бизнес-конференции РБК «Инновации — основа диверсификации экономики», прошедшей с 4 по 8 ноября в Токио. Уверены настолько, что даже делают весьма смелые прогнозы. Так, по словам исполнительного директора Национального комитета по развитию отношений с Японией Валерия Виноградова, к концу 2010 года товарооборот между Россией и Японией может достичь $40 млрд. Впрочем, и сегодняшний его объем незначительным не назовешь. Как сообщил на церемонии открытия конференции вице-премьер правительства России Сергей Нарышкин, за последние три года эта цифра выросла в 2,5 раза и к концу года составит $18 млрд, что станет рекордом за всю историю российско-японских взаимоотношений (за восемь месяцев товарооборот между странами достиг $12,3 млрд, что на 68,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года).

Что же привлекает российских предпринимателей в Японии и, наоборот, бизнесменов из этой страны в России? По словам Сергея Нарышкина, больше всего японские инвесторы в настоящий момент заинтересованы в девелопменте энергетического сектора. За примерами далеко ходить не надо. Так, японская компания Jogmec стала крупным акционером проекта «Сахалин-1». «Газпром» недавно разместил в Японии два транша еврооблигаций на сумму $436,75 млн. Полученные средства газовый монополист планирует направить на финансирование проекта «Сахалин-2». По словам Сергея Нарышкина, японские инвесторы сегодня очень заинтересованы в участии в тендерах, связанных со строительством трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан (первый этап работ планируется завершить к концу следующего года). «Японская сторона, несомненно, обладает технологиями, необходимыми для строительства и эксплуатации этой трассы», — уверен вице-премьер. Наконец, японцы намерены участвовать и в амбициозном проекте «Газпрома», который предусматривает строительство ряда заводов по сжижению газа на восточных границах России.

Однако инвесторов из Страны восходящего солнца привлекают в России не только нефть и газ. Заинтересованы они и в инвестициях в металлургию. Например, японский машиностроительный гигант Mitsubishi Heavy Industries недавно объявил о совместном проекте с «Реновой» Виктора Вексельберга, в рамках которого на принадлежащем последнему Уральском турбинном заводе будет организован выпуск турбин, котлов, дизельных двигателей и других генерирующих мощностей. Также, по словам Сергея Нарышкина, очень активно сегодня развивается автомобилестроение японских компаний в России. В частности, заводы по производству автомобилей строятся компаниями Toyota и Nissan под Санкт-Петербургом, а компания Isuzu создала СП с ОАО «Северсталь-Авто».

В свою очередь, российские компании тоже весьма активно выходят на японский рынок капитала. И прежде всего это касается поиска стратегических инвесторов. Так, холдинг Nomura выступил глобальным координатором и совместным букраннером размещения на бирже акций таких известных российских компаний, как ГК «Пик» и «Система галс». «Российский бизнес сегодня становится все более и более заинтересованным в инвесторах из Азии, в частности из Японии, — говорит генеральный директор «Номура (СНГ) Лимитед» Максим Сельцер. — Ведь они, в отличие, скажем, от европейских или американских инвесторов, гораздо более стабильны. Скачки цен на акции их волнуют в меньшей степени, чем понимание внутренних механизмов работы компании, того, как она интегрирована в мировой бизнес и насколько прозрачна ее структура управления». Но не только крупные компании налаживают бизнес-диалог с Японией. Средний и малый бизнес, действующий в сфере услуг, туризма, производства экологически чистых продуктов, сегодня активно ищет пути на японский рынок. Как, например, это делает российско-немецкое предприятие «Розен Тантау», которое в начале 2008 года начнет строить на Сахалине первый на Дальнем Востоке теплично-промышленный комплекс, в котором с целью экспорта в Японию будет выращиваться около 40 сортов роз (рынок цветов в этой стране — один из крупнейших в мире).

Впрочем, во время бизнес-диалога между Россией и Японией не обходится и без проблем — их систематизации и анализу было уделено немало времени во время конференции РБК в Токио. По мнению Сергея Нарышкина, большинство из них связано с отсутствием в российском законодательстве современной правовой базы в стратегических секторах экономики, что, в свою очередь, вызывает к жизни коррупцию и бюрократические барьеры. «Для того чтобы изменить подобную ситуацию, в первом чтении Госдумой был принят законопроект, определяющий процедуру участия иностранных инвесторов в стратегических российских предприятиях, работающих в военно-промышленном комплексе, авиастроении, космической отрасли и атомной энергетике, — говорит вице-премьер. — Мы полагаем, что предлагаемый в законопроекте достаточно четкий и прозрачный механизм согласования сделок позволит избежать субъективизма в принятии решений и улучшит инвестиционную привлекательность России».

Что ж, если чиновникам действительно удастся улучшить жизнь бизнеса в правовом поле, то весьма вероятно, что прогноз в отношении $40 млрд товарооборота между Россией и Японией к концу 2010 года будет даже превзойден. Тем более что компании двух стран вскоре могут начать сотрудничать в таких потенциально прибыльных друг для друга сферах, как высокие технологии, средства связи, телекоммуникации, а также более активно использовать транзитный потенциал России. 

Бизнес-форумы, подобные тому, который РБК организовал и провел в Токио при поддержке компании Nomura, генерального спонсора конференции, как раз и позволяют компаниям двух стран открывать новые сферы для сотрудничества, знакомиться, предлагать друг другу различные проекты. Учитывая то, что в последнее время количество подобных «переговорных площадок» постоянно увеличивается (достаточно сказать, что помимо конференции РБК за текущий год были проведены уже два японо-российских инвестиционных форума), вскоре Японию можно будет назвать не только Страной восходящего солнца, но и Страной восходящего бизнеса. По крайней мере, для амбициозных российских компаний это выражение будет более чем справедливо.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK