Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Ярмарка идей"

Как ни странно, в век цифровых книг в мире строится множество библиотек. В их футуристических зданиях возникают мультимедийные досуговые центры.   Может показаться, будто строение на северном берегу Женевского озера парит над землей, как облако. Новая библиотека Федерального технологического института Лозанны — это футуристическое сооружение из стекла и бетона.
   Учебный центр Rolex (как официально называется комплекс) объединил в себе сразу десять специализированных библиотек. Корпеть над книгами, уединившись в окружении металлических стеллажей, нынче не модно. Библиотека будущего должна стать ярмаркой идей.
   Отличие от традиционных читален заметно уже в фойе: стеклянные шкафы с электронными устройствами Logitech, увеличенные копии часов Rolex на стенах — знак признательности спонсорам.
   В кафетерии можно подкрепиться свежими круассанами и почитать газеты на английском, французском, арабском или китайском. В книжной лавке продаются «Приключения Тинтина» и незамысловатые открытки. В здании есть и очень даже изысканный ресторан.
   Безбарьерная среда: извилистые, словно лыжная трасса, подъемы и спуски. Автоматически открывающиеся окна: электроника сама определяет, когда в залах становится душно. Воробьи залетают внутрь и порхают между пестрыми подушками для сидения, на которых дремлют или болтают друг с другом студенты. Под дизайнерскими светильниками от компании Artemide флиртуют парочки.
   А вот книги здесь увидишь нечасто. Учеба должна быть не в тягость, а в радость, внушается посетителям.
   «Никогда еще в мире не строилось столько новых библиотек», — радуется историк архитектуры профессор Винфрид Нердингер. В Мюнхене прошла организованная им выставка, посвященная прошлому и будущему библиотечного дела, которую он назвал так: «Премудрость строит себе дом».
   Парадоксальная тенденция: строятся библиотеки, хотя цифровая книга уже потеснила печатную. Так, интернет-магазин Amazon продает в США больше виртуальных книг, чем печатных. И это оказывает свое влияние на новые библиотеки, былые книгохранилища становятся местом встречи с мультимедийным контентом.
   Библиотека в Лозанне — превосходный пример максимальных преобразований в направлении досугового центра. Еще большая открытость недопустима, иначе библиотеку уже нельзя будет отличить от парка развлечений.
   «Мы создали здесь своего рода Диснейленд знаний, — произносит с ироничной улыбкой Давид Аймонин, бородач, который руководил строительством центра. — Мы, библиотекари, сегодня должны заботиться не столько о книгах, сколько о наших читателях».
   Оцифровка книг и сокращение сроков обучения, по мнению Аймонина, способствовали возникновению библиотек нового типа: «Многие студенты проводят здесь большую часть дня, и потому мы удовлетворяем ряд их основных потребностей: в еде, отдыхе, в возможности сделать покупки и, разумеется, в доступе к учебной литературе». Во время сессий спрос на книги, еду и кофе удваивается.
   Отказ от аскетизма читальных залов имеет и свою оборотную сторону. В библиотеку то и дело заглядывают туристы с фотоаппаратами, которых притягивает возможность заглянуть в будущее. «Порой мы чувствуем себя здесь как обитатели зоопарка», — смеется Аймонин.
   Если швейцарский проект олицетворяет собой библиотеку для экстравертов, то Центр братьев Гримм при Берлинском университете им. Гумбольдта — его прямая противоположность: отрешенность от внешнего мира, покой, сосредоточенность. Наивысшим архитектурным выражением данной концепции явился террасовидный читальный зал на 300 рабочих мест с беспроводным доступом к локальной сети. Сотни симметрично расположенных узких окон вместе напоминают полку, на которой аккуратно, одна к одной, расставлены книги.
   Еще одно прибежище для интровертов на днях открывается в Штутгарте. В здании городской библиотеки элегантно обыграны формы: снаружи оно представляет собой параллелепипед, а изнутри — воронку. Критики насмешливо называют спартанскую постройку «высотным бункером» или «второй тюрьмой Штаммхайм».
   Но южнокорейского архитектора профессора Йи это не смущает. Человеку нужно нечто большее, нежели суетливая игривость коммерческих объектов, парирует он. И доводит эту идею до абсолюта: в самом центре библиотеки расположен внушительных размеров «зал тишины», представляющий собой абсолютно пустой куб.
   Радикальный путь избрали и создатели новой Александрийской библиотеки. На том месте, где почти две тысячи лет назад сгорело самое значительное собрание античных рукописей, выстроили дворец высоких технологий. «Мы рождены в цифровую эпоху», — говорит директор Исмаил Серагельдин.
   Значение печатных книг для современной Александрийской библиотеки ничтожно мало. Ее главные сокровища хранятся не на стеллажах, а в серверных шкафах. Это идеальная цифровая библиотека.
   В прошлом Серагельдин работал на Всемирный банк. Теперь он с восхищением рассказывает о потенциале цифровых библиотек: «Мертвые тексты оживают!»
   Как выясняется, даже виртуальные библиотеки не могут обойтись без здания из стекла и бетона, ведь онлайн-тексты тоже где-то нужно читать. В кафе зачастую нет выхода в Сеть, а на свежем воздухе считывать информацию с монитора мешает яркое солнце. Потребность в публичных читальнях увеличивается отчасти благодаря дигитализации.
   Вот только насколько ноутбуки способствуют процессу вузовского обучения? «Когда перед тобой лежит книга, то участвовать в общей дискуссии ничто не мешает; монитор ноутбука создает зрительный барьер между людьми, — считает Фредерик Каплан, исследующий будущее чтения. — Мы хотим, чтобы на смену персональному компьютеру пришел новый, «интерперсональный».
   Перед ним стоит устройство, способное проецировать диаграммы и тексты прямо на крышки столов. Каплану грезятся базы данных, с которыми можно работать коллективно, просто прикасаясь к поверхности стола.
   «Осваивать книжные знания можно и в одиночку, но применять их учатся только в процессе дискуссии, — убежден Каплан. — И мы здесь исследуем, как оптимально организовать дискуссию».
   Для этой цели в стол, за которым он сидит, встроили микрофоны, регистрирующие, кто из участников беседы говорит больше других.
   «Если разговор скатывается к монологу, то вмешивается уже сам стол: он меняет окраску», — рассказывает Каплан. И не может сдержать улыбки: столешница перед ним заливается тревожным красным цветом.
   

   ОКНО В БУДУЩЕЕ
   Библиотеки нового тысячелетия зачастую являют собой величественные строения, призванные подтвердить готовность города к жизни в будущем. «Список имен архитекторов, которым в последние годы довелось проектировать библиотечные комплексы, напоминает справочник «Кто есть кто в архитектуре», — говорится в каталоге мюнхенской выставки. Так, компания Herzog & de Meuron создала проект Котбусской городской библиотеки: амебоподобные линии стен, очертания которых напоминают своего рода книжные соты, дополняются интерьерами в карамельных тонах. Проекты новых библиотечных зданий создали также Сантьяго Калатрава в Цюрихе, Заха Хадид — в Вене, Рем Колхас — в Сиэттле и Тойо Ито — в Токио.
   Китай тоже обзавелся современной мегабиблиотекой. Немецкие архитекторы придумали для Пекина пристройку к зданию Национальной библиотеки. Остекленная нижняя часть здания совсем не воспринимается как элемент несущей конструкции, а крыша по форме напоминает гигантский жесткий диск. В книгохранилище достаточно места для 12 млн книг.
   И даже Казахстан обзавелся престижной национальной библиотекой. Здание в Астане подобно ленте Мёбиуса, не имеющей начала и конца. Фата-моргана для библиофилов выстроена на средства от экспорта нефти и газа.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK