Наверх
21 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Ящик для голосования"

Нынешнее Останкино — прямое олицетворение новой вертикали власти, на которую по ранжиру нанизаны абсолютно лояльные к власти телеканалы.Проектная мощность

Было ли когда-нибудь наше телевидение лишь средством развлечения и информирования граждан — большой вопрос. По крайней мере, любая власть — советская или пришедшая ей на смену российская — всегда старалась использовать картинку на экране в своих политических целях. Вопрос лишь в том, насколько велики были возможности и в чем заключались мотивы властей предержащих, в равной степени стремящихся влиять на телепространство страны. И если при Советах перед телевидением ставилась масштабная задача тотальной идеологической обработки населения, то демократическим российским властям контроль за «ящиком» нужен был, в первую очередь, для решения более приземленной задачи — удержания самой этой власти.
Телевидение не подводило. Ему были обязаны своими взлетами возникавшие к каждым выборам партии власти — от гайдаровского «Выбора России» в 1993-м и черномырдинского «Нашего дома — России» в 1995-м до безликого «Единства» образца 1999 года. Именно телевидение сыграло решающую роль в победе больного и непопулярного Бориса Ельцина над здоровым и, как казалось, имеющим все шансы выиграть на выборах 1996-го Зюгановым. Телевидение же прокладывало путь к вершинам власти Владимиру Путину, подвизавшись в осенне-зимний период 1999—2000 годов придать образ «спасителя Отечества» и «своего парня» малоизвестному тогда «очередному» премьеру.
Электоральная сила телевидения всегда базировалась на том, что в нашей огромной стране для многих российских граждан «ящик» по-прежнему остается единственным окном в мир. Особенно в глубинке, где людям не досуг задумываться о хитросплетениях высокой московской политики, где не читают «умных» газет и толстых журналов и никогда не проводят сравнительный анализ предвыборных обещаний и послевыборных дел.
Сообразили на двоих

Собственно, последние выборы — в нынешнюю Госдуму и нынешнего президента — стали классическим образцом использования телевидения в электоральных целях. Ключевую роль в пиар-кампании под лозунгом «Путин — наш президент» сыграли два госканала, в ту пору называвшиеся ОРТ и РТР. Именно благодаря им главными персонажами предвыборных телерепортажей и аналитических программ стали Сергей Шойгу, ежедневно спасавший всех и вся, Юрий Лужков и Евгений Примаков, без устали толкавшие страну в мрачное советское прошлое, немного «правые» Сергей Кириенко и Борис Немцов, при любом удобном случае объяснявшие молодежи, кто именно по-настоящему «прав». И конечно же, сам Владимир Путин, всем своим поведением на телеэкране внушавший уверенность в завтрашнем дне, в величии России и конечной гибели «мирового зла» в лице чеченских террористов.
Главной отличительной чертой телевыборов сезона 2003—2004 годов, судя по всему, станет наличие всего двух крупных игроков на этом поле — Первого канала и канала «Россия». В отличие от прошлого сезона, когда «старое» НТВ претендовало на то, чтобы формировать хотя бы у части зрительской аудитории альтернативный образ власти, сегодня желающих таким образом «сыграть в ящик» практически не осталось. Ведь, говорят, именно высказанное Гусинским в разговоре с Путиным предположение о том, что без поддержки НТВ и.о. президента никогда не станет главой государства, и стоило олигарху его медиа-империи.
Первый и Второй каналы, формально всегда находившиеся по контролем государства, только при Владимире Путине стали по-настоящему проводить государственную политику. Произошло это после того, как тихо и незаметно ОРТ лишился своего главного куратора — Бориса Березовского, начавшего требовать за свою лояльность слишком уж высокой платы, а на РТР пришел «отец НТВ» Олег Добродеев, тут же начавший перетягивать на канал выпестованные им энтэвэшные кадры. С помощью которых информационно-политическое вещание ранее бесцветного и малоинтересного канала стало более насыщенным и вполне официозным.
Руководители этих каналов — Константин Эрнст и Олег Добродеев — за последние три года из простых, подотчетных Кремлю топ-менеджеров, по сути, превратились в тех, кто, в общем, и вырабатывает информационную политику Кремля. По крайней мере, на традиционных пятничных совещаниях руководителей СМИ в администрации президента, по отзывам отдельных участников таких «посиделок», Эрнст и Добродеев все чаще не столько получают, сколько сами раздают указания.
Парадоксально, но бывшие некогда конкурентами два «первых» канала постепенно превратились в полноценных партнеров. Вполне удовлетворенных выигранным ими на двоих тендером на пиар-поддержку главного политического заказчика страны. И напрочь забывших о выяснении отношений по поводу того, кто «более первый». Результатом такой консолидации медиа-ресурсов стало фактическое отделение Первого и «России» от всего остального телевизионного мира, не имеющего, в отличие от них, доступа к государственному эксклюзиву. В виде многочасовых «Прямых линий» президента с народом, в виде «горячих» интервью с ведущими госчиновниками, добывать которые остальным каналам гораздо сложнее, чем «первым». А также в виде предоставляемых только в распоряжение госканалов оперативных съемок спецслужб.
Таким образом, оставшаяся со времен Центрального телевидения зона распространения Первого и Второго каналов, охватывающих около 98% территории страны, была и остается важнейшим стратегическим ресурсом власти. Конкурировать с ним любым политтехнологиям, а равно и другим телеканалам просто бессмысленно.
Третьим будешь?

Традиционно третий по значимости канал НТВ, еще в ходе прошлых выборов ставший объектом для критики со стороны власти, по сути, до сих пор продолжает оставаться таковым. И третьим по значимости, и объектом для критики.
Изначально созданное в качестве «телевидения для интеллигенции», «телеканала для среднего класса», НТВ не утратило своего места в первой тройке лидеров экрана, несмотря на многочисленные изменения, происшедшие на канале за последние несколько лет. Просто потому, что другого такого — альтернативного государственным — канала в России просто не существует. А без него (и власть это, похоже, все-таки понимает) пострадает и имидж страны, и, самое главное, имидж самой власти. Неслучайно пришедший на смену Евгению Киселеву Борис Йордан, по сути, получил карт-бланш на «сохранение и преумножение» всего того, что было визитной карточкой «старого» НТВ. И в первую очередь, независимого — хотя бы внешне — информационного вещания. При этом, конечно, без перегибов и откровенных наездов на власть, как во времена позднего Гусинского. Но и без излишней подобострастности в оценках, которой и без того хватает на госканалах.
Впрочем, судя по всему, Йордан с задачей не справился. О чем власть устами самого президента поспешила заявить еще осенью прошлого года. По версии Кремля, Йордан в погоне за «повышением капитализации канала» (то есть в корыстных целях, ведь он фактически не скрывал намерения приобрести акции возглавляемого им «Газпром-медиа», в состав которого входит и НТВ) допустил непростительный промах. «Не так» освещая события на Дубровке, поставил под удар жизни многих своих («Своих-ли?» — не преминул усомниться в гражданской позиции американца Йордана президент) сограждан. Итогом стала недавняя отставка Йордана, вновь породившая дискуссию о том, как будет строить отношения с властью и своим творческим коллективом новое руководство канала.
Наверхсмотрящие

Однако, несмотря на относительную туманность общего положения дел на НТВ, ясно одно — лояльность канала в предстоящих выборных кампаниях гарантирована. Совершенно очевидно, что до конца избирательного цикла (победы Владимира Путина в марте 2004 года) нынешний хозяин телекомпании — «Газпром» — так и не приступит к продаже своих медиа-активов. Даже несмотря на то, что они убыточны и избавиться от них — с целью сосредоточения усилий на профильном бизнесе — газовый монополист обещал давно. С тех пор, как получил их «в наследство» от Владимира Гусинского.
Очевидно, что «Газпром» просто выполняет роль смотрящего за каналом. Гарантируя его лояльность и подконтрольность и препятствуя переходу канала к другому, вполне возможно, не такому уж лояльному хозяину. Собственно, введение института смотрящих на телеканалах и стало своеобразным ноу-хау Кремля, загодя позаботившегося об обеспечении собственной информационной безопасности.
Помимо НТВ «внешние управляющие» появились и на «шестой кнопке». В лице группы «новых олигархов» (Олег Дерипаска, Олег Киселев, Роман Абрамович и другие), обеспечивающих канал деньгами, с одной стороны, и группы политических тяжеловесов, руководителей РСПП Аркадия Вольского и ТПП Евгения Примакова — с другой. Созданный последними «Медиа-социум» как раз и призван был присматривать и за самим каналом, и за его «спонсорами».
Впрочем, сложная структура компании породила не менее сложную проблему, связанную с тем, каким образом должен соблюдаться баланс интересов столь разношерстной публики. Обладающей помимо чисто меркантильных еще и сугубо политическими амбициями.
И хотя предвыборные времена еще не настали, противоречия между новыми хозяевами и управленцами ТВС за первые полгода работы канала проявлялись уже неоднократно. И в смене третьего за несколько месяцев генерального директора, и в намерении нового гендиректора, Руслана Терекбаева, уволить одного их своих предшественников — Александра Левина — с поста главного продюсера, и в неотрегулированности финансовых потоков, и в решении прочих денежных и управленческих проблем. Так что выборные страсти могут лишь в очередной раз подтвердить давнюю истину о том, что «у семи нянек дитя без глазу». И новым будет лишь ее телевизионное воплощение.
Мал золотник…

Все прочие игроки на телевизионном предвыборном поле куда менее значительны. ТВЦ, естественно, будет работать на московскую победу Юрия Лужкова. При этом в общефедеральном масштабе канал, вслед за мэром, очевидно, встанет в плотные ряды сторонников президента, а также «Единой России», сопредседателем генсовета которой является реальный хозяин канала — московский мэр.
REN TV, контрольный пакет которого пока по-прежнему находится в руках структур Анатолия Чубайса, окажется лицом к лицу с теми же проблемами, что и НТВ, и — отчасти — ТВС. Ему придется решать дилемму: как сохранить являющийся частью бренда демократический и независимый имидж и при этом минимизировать негодования со стороны власти?
Дециметровые и сетевые каналы СТС, ТНТ и ДТВ (бывшее «Дарьял-ТВ»), будучи чисто развлекательными, видимо, намеренно дистанцируются от политики. Так что, скорее всего, «маленькие» каналы останутся лишь тайным пиар-ресурсом их владельцев и совладельцев («Альфа-Групп» принадлежит 25% акций СТС, ТНТ — собственность все того же «Газпрома», а ДТВ пока принадлежит шведской телекомпании MTG). Ведь в последние предвыборные дни политики обычно рады засветиться в неполитических программах — рассуждают о любви и воспитании детей, кашеварят, поднимают «вечные темы». А поэтому и развлекательные ресурсы «маленьких» телеканалов могут оказаться весьма кстати. Например, для решения узкокорпоративных проблем (помогая «своим» кандидатам) или просто для зарабатывания денег на выборах.
Так что новой мощной силой «телевыборов» в этот раз могут стать, пожалуй, только сильные региональные телекомпании, ресурс которых раньше использовался лишь на местных выборах. Ведь такие компании, как «4-й канал» в Екатеринбурге, «ТВ 2» в Томске, «Афонтово» в Красноярске, конкурируют по рейтингам в своих регионах только с Первым каналам, обыгрывая даже «Россию». И в желающих воспользоваться их ресурсом нехватки не будет.
Правда, большинство независимых прежде региональных ТРК в последнее время стали или вскоре станут составной частью больших медиа-групп и телесетей. Контрольным пакетом екатеринбургского «4-го канала» теперь владеет ТНТ, томское «ТВ 2» принадлежит Михаилу Ходорковскому, в процессе оформления находится и сделка по покупке тем же Ходорковским и красноярского «Афонтово». Да и более мелкие региональные телекомпании, скорее всего, уже в ближайшее время не смогут избежать судьбы своих более крупных и более удачливых собратьев. А значит, смогут (или им придется — кому как больше нравится) участвовать в «больших играх» предвыборного телевидения наравне со «взрослыми» каналами.

ПАВЕЛ ЗАГРЕБЕЛЬНЫЙ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK