18 апреля 2024
USD 94.07 +0.49 EUR 99.93 +0.14
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2009 года: "Юрий ТРУШИН: «Я уже 30 лет в этой отрасли и всех сельхозпроизводителей знаю в лицо»"

Архивная публикация 2009 года: "Юрий ТРУШИН: «Я уже 30 лет в этой отрасли и всех сельхозпроизводителей знаю в лицо»"

В рамках Петербургского международного экономического форума 6—7 июня прошел первый Всемирный зерновой форум. Это событие привлекло интерес представителей многих стран, активно обсуждавших проблему продовольственной безопасности в мире. О целях и задачах этого форума рассказывает председатель правления Россельхозбанка Юрий Трушин. — Юрий Владимирович, какова основная задача текущего Всемирного зернового форума?
— Мы давно хотели организовать подобное мероприятие и привлечь к нему внимание широкой общественности. В России аграрный сектор входит в ряд самых перспективных отраслей экономики. Как известно, прошлый год был рекордным по урожаю зерна, в России было собрано 108,1 млн тонн, и этого количества достаточно, чтобы удовлетворить внутренние потребности и иметь солидный экспортный потенциал. Проблем в сельском хозяйстве очень много, и перед государством стоит масса задач. Требуется финансирование программ развития зернового производства. У нас огромная нехватка зерновых терминалов, большинство из которых построено еще в советские годы. У нас недостаточное поголовье крупного рогатого скота, которое нужно возрождать. Требуется проводить строительство и реконструкцию животноводческих комплексов.
Необходимо расширять и экспорт зерна, но масса проблем в транспортной инфраструктуре не дает нам увеличивать объем поставок за рубеж. Если на южном направлении трудности с перевалкой зерна через черноморские порты преодолеваются, то на Дальнем Востоке процесс идет очень медленно. В целом же, чтобы Россия могла больше экспортировать, требуется развитие портовой, логистической и элеваторной инфраструктур.
Так что цель зернового форума — обсуждение и разработка механизма повышения конкуретноспособности российского рынка зерна. Зерновая тема сейчас очень актуальна, поэтому форум привлек внимание мировой общественности, в списке участников было много представителей разных стран.
— Какая роль отводится в рамках форума РСХБ?
— Конечно, это мероприятие не могло проходить без участия Россельхозбанка — основного учреждения по кредитованию сельского хозяйства в России, на его долю приходится более половины всех кредитов предприятиям агропромышленного комплекса.
Поэтому мы очень заинтересованы в этом форуме, в координации усилий по поддержке аграриев.
— Россельхозбанк будет принимать участие в модернизации портовых мощностей?
— Мы планируем финансировать открытие терминала на Дальнем Востоке. Это позволит расширить экспорт из таких зерноизбыточных регионов страны, как Западная Сибирь и Южный Урал. В настоящее время транспортная составляющая при доставке зерна из этих регионов в южные порты существенно сокращает прибыльность экспорта. Появление зернового терминала на Дальнем Востоке снимет эту проблему и одновременно создаст зерновой коридор на рынки Юго-Восточной Азии.
— А какова роль РСХБ в обеспечении продовольственной безопасности страны в целом?
— Мы участвовали в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК», а сейчас — в государственной программе развития сельского хозяйства с использованием механизма субсидирования процентной ставки.
Сам банк был создан девять лет назад и с этого момента выдал АПК и сельскому населению кредитов на сумму более
1 трлн рублей. Если говорить о предприятиях, то я всех сельхозпроизводителей знаю в лицо; в целом у нас 1,2 млн клиентов — физических и юридических лиц. Кредитуем предприятия, крестьянские фермерские хозяйства, граждан, имеющих личное подсобное хозяйство, сельские кооперативы. Стали работать и с торговыми сетями. Сейчас Россельхозбанк разрабатывает долгосрочные планы, чтобы дать еще более мощный толчок развитию продовольственного рынка России, повышению конкурентоспособности отечественной продукции. Сейчас около 40% продовольственного рынка страны занимает импорт. Нужно стремиться сокращать объем ввозимых товаров. Тема продовольственной безопасности страны продолжает оставаться актуальной.
— Банку пришлось снижать темпы кредитования в связи с кризисом?
— Нет. Более того, Россельхозбанк — единственный банк, который выполнил требование правительства по увеличению объемов кредитования. Наш кредитный портфель с начала года вырос на 15%, сейчас он составляет 535 млрд рублей. С января по июнь мы выдали 74 тыс. кредитов на сумму более 176 млрд рублей. В ходе подготовки посевной кампании мы вложили в АПК 94 млрд рублей, что на 60% больше, чем было направлено на кредитную поддержку урожая 2007 года. Даже в условиях кризиса РСХБ не сокращает кредитные программы, не отказывается от новых проектов. В этом году банк планирует выдать ссуд на
400 млрд рублей.
— Вам вообще не пришлось корректировать планы из-за кризиса?
— Конечно, кое в чем пришлось перестраиваться. Но мы не снизили темпы роста кредитования. У нас не было оттока вкладов населения, есть прирост свободных средств на рынке.
— А рост кредитных операций не заставляет вас думать о дополнительной капитализации?
— У нас достаточный капитал, за девять лет он увеличился с 375 млн до 106,2 млрд рублей. Поскольку мы принадлежим государству, оно оказывает нам поддержку: только за последний год уставный капитал был увеличен в три раза — на 80 млрд рублей.
— Где банк берет средства для активных операций?
— Мы деньги привлекаем с рынка. Россельхозбанк стал первым российским банком, вышедшим на международный рынок капитала. Конечно, мы могли бы взять деньги у государства, лимит Россельхозбанка на беззалоговые кредиты ЦБ составляет 180 млрд рублей, но мы до сих пор не взяли ни копейки. Нам нужны длинные деньги. Банк выдает кредиты на покупку техники, на увеличение поголовья скота, расширение предприятий; эти ссуды длинные — до 20 лет, поэтому нам нужны долгосрочные ресурсы.
— И каким образом вы привлекали средства?
— В начале июня мы разместили евробонды на $1 млрд. Это пятилетние деньги, нам их хватит надолго. Я не исключаю еще одного размещения евробондов в этом году, но выход на рынок будет зависеть от его конъюнктуры, от спроса на наши кредиты.
РСХБ будет расширять кредитно-финансовую поддержку села и останется ключевым игроком в процессе реализации программы господдержки села.
— Бумаги РСХБ привлекли интерес инвесторов? И каких инвесторов, кстати?
— Наш банк хорошо воспринимают зарубежные финансовые институты. Мы позиционируемся как крепкий российский коммерческий банк, третий по капиталу и четвертый по величине активов, со 100-процентным государственным участием. Председателем наблюдательного совета является первый вице-премьер правительства Виктор Зубков. Но Россельхозбанк — абсолютно рыночный банк, мы специализируемся на предоставлении услуг в агропромышленном секторе, а такие кредитные организации пользуются уважением во всем мире, например, французский Credit Agricole.
Организаторами нашего выпуска выступили серьезные финансовые институты — Citi и Barclays Capital, они провели размещение очень четко. И успех был. Нам удалось привлечь американских, европейских инвесторов, инвесторов с Востока. Книга заявок достигла $5,5 млрд. Другие же российские банки, я знаю такие примеры, проехались с роуд-шоу по разным странам и вернулись ни с чем.
— Эти деньги пойдут на кредитование. Для более активной раздачи ссуд вам нужно расширять филиальную сеть?
— Сегодня мы присутствуем во всех регионах. В сеть входят 78 филиалов и около 1500 отделений, это вторая по масштабам банковская сеть страны. Хотя в некоторых селах, например, мы вообще работаем одни, там даже нет отделения Сбербанка. И мы первыми открыли филиал в Чечне, где до недавнего времени не было ни одного российского банка, не говоря уже о какой-то серьезной деятельности. Мы же ведем там активную работу, кредитуем сельские хозяйства. Цель же банка — войти в каждое село, быть везде, и цель эта будет достигнута в ближайшие годы.
— Сталкиваетесь ли вы с ростом просроченных долгов?
— Нет, мы кредитуем село, а на селе очень ответственные заемщики. У нас работает система поручителей. Так, например, для получения кредита на развитие личного подсобного хозяйства поручителями могут выступить соседи. А они не дадут использовать деньги не по назначению, каждую копейку посчитают. Попробуй не отдать долг, когда ты на виду, в любой момент может зайти сосед и поинтересоваться — что ты сделал, что построил. На Северном Кавказе система поручительства вообще действует безотказно. Везде есть старейшины, а они не позволят кому-то не расплатиться.
В целом, качество нашего кредитного портфеля значительно лучше среднерыночного, в том числе и благодаря целенаправленной работе с просроченными платежами и невозвратами.
— Приходится ли банку изымать залоги по невозвращенным кредитам?
— Да, мы активно работаем с залогами. На балансе банка находятся действующие животноводческие и другие аграрные предприятия. Есть также и недостроенные производства. Будем их достраивать. Также мы входим в капитал неплатежеспособных заемщиков.
Причем с обеспечением мы работали всегда; над нами еще все смеялись, почему мы требуем залоги и усложняем процесс выдачи ссуд. Теперь оказывается, что такой подход оправдан, он существенно снижает риски.

В рамках Петербургского международного экономического форума 6—7 июня прошел первый Всемирный зерновой форум. Это событие привлекло интерес представителей многих стран, активно обсуждавших проблему продовольственной безопасности в мире. О целях и задачах этого форума рассказывает председатель правления Россельхозбанка Юрий Трушин. — Юрий Владимирович, какова основная задача текущего Всемирного зернового форума?
— Мы давно хотели организовать подобное мероприятие и привлечь к нему внимание широкой общественности. В России аграрный сектор входит в ряд самых перспективных отраслей экономики. Как известно, прошлый год был рекордным по урожаю зерна, в России было собрано 108,1 млн тонн, и этого количества достаточно, чтобы удовлетворить внутренние потребности и иметь солидный экспортный потенциал. Проблем в сельском хозяйстве очень много, и перед государством стоит масса задач. Требуется финансирование программ развития зернового производства. У нас огромная нехватка зерновых терминалов, большинство из которых построено еще в советские годы. У нас недостаточное поголовье крупного рогатого скота, которое нужно возрождать. Требуется проводить строительство и реконструкцию животноводческих комплексов.
Необходимо расширять и экспорт зерна, но масса проблем в транспортной инфраструктуре не дает нам увеличивать объем поставок за рубеж. Если на южном направлении трудности с перевалкой зерна через черноморские порты преодолеваются, то на Дальнем Востоке процесс идет очень медленно. В целом же, чтобы Россия могла больше экспортировать, требуется развитие портовой, логистической и элеваторной инфраструктур.
Так что цель зернового форума — обсуждение и разработка механизма повышения конкуретноспособности российского рынка зерна. Зерновая тема сейчас очень актуальна, поэтому форум привлек внимание мировой общественности, в списке участников было много представителей разных стран.
— Какая роль отводится в рамках форума РСХБ?
— Конечно, это мероприятие не могло проходить без участия Россельхозбанка — основного учреждения по кредитованию сельского хозяйства в России, на его долю приходится более половины всех кредитов предприятиям агропромышленного комплекса.
Поэтому мы очень заинтересованы в этом форуме, в координации усилий по поддержке аграриев.
— Россельхозбанк будет принимать участие в модернизации портовых мощностей?
— Мы планируем финансировать открытие терминала на Дальнем Востоке. Это позволит расширить экспорт из таких зерноизбыточных регионов страны, как Западная Сибирь и Южный Урал. В настоящее время транспортная составляющая при доставке зерна из этих регионов в южные порты существенно сокращает прибыльность экспорта. Появление зернового терминала на Дальнем Востоке снимет эту проблему и одновременно создаст зерновой коридор на рынки Юго-Восточной Азии.
— А какова роль РСХБ в обеспечении продовольственной безопасности страны в целом?
— Мы участвовали в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК», а сейчас — в государственной программе развития сельского хозяйства с использованием механизма субсидирования процентной ставки.
Сам банк был создан девять лет назад и с этого момента выдал АПК и сельскому населению кредитов на сумму более
1 трлн рублей. Если говорить о предприятиях, то я всех сельхозпроизводителей знаю в лицо; в целом у нас 1,2 млн клиентов — физических и юридических лиц. Кредитуем предприятия, крестьянские фермерские хозяйства, граждан, имеющих личное подсобное хозяйство, сельские кооперативы. Стали работать и с торговыми сетями. Сейчас Россельхозбанк разрабатывает долгосрочные планы, чтобы дать еще более мощный толчок развитию продовольственного рынка России, повышению конкурентоспособности отечественной продукции. Сейчас около 40% продовольственного рынка страны занимает импорт. Нужно стремиться сокращать объем ввозимых товаров. Тема продовольственной безопасности страны продолжает оставаться актуальной.
— Банку пришлось снижать темпы кредитования в связи с кризисом?
— Нет. Более того, Россельхозбанк — единственный банк, который выполнил требование правительства по увеличению объемов кредитования. Наш кредитный портфель с начала года вырос на 15%, сейчас он составляет 535 млрд рублей. С января по июнь мы выдали 74 тыс. кредитов на сумму более 176 млрд рублей. В ходе подготовки посевной кампании мы вложили в АПК 94 млрд рублей, что на 60% больше, чем было направлено на кредитную поддержку урожая 2007 года. Даже в условиях кризиса РСХБ не сокращает кредитные программы, не отказывается от новых проектов. В этом году банк планирует выдать ссуд на
400 млрд рублей.
— Вам вообще не пришлось корректировать планы из-за кризиса?
— Конечно, кое в чем пришлось перестраиваться. Но мы не снизили темпы роста кредитования. У нас не было оттока вкладов населения, есть прирост свободных средств на рынке.
— А рост кредитных операций не заставляет вас думать о дополнительной капитализации?
— У нас достаточный капитал, за девять лет он увеличился с 375 млн до 106,2 млрд рублей. Поскольку мы принадлежим государству, оно оказывает нам поддержку: только за последний год уставный капитал был увеличен в три раза — на 80 млрд рублей.
— Где банк берет средства для активных операций?
— Мы деньги привлекаем с рынка. Россельхозбанк стал первым российским банком, вышедшим на международный рынок капитала. Конечно, мы могли бы взять деньги у государства, лимит Россельхозбанка на беззалоговые кредиты ЦБ составляет 180 млрд рублей, но мы до сих пор не взяли ни копейки. Нам нужны длинные деньги. Банк выдает кредиты на покупку техники, на увеличение поголовья скота, расширение предприятий; эти ссуды длинные — до 20 лет, поэтому нам нужны долгосрочные ресурсы.
— И каким образом вы привлекали средства?
— В начале июня мы разместили евробонды на $1 млрд. Это пятилетние деньги, нам их хватит надолго. Я не исключаю еще одного размещения евробондов в этом году, но выход на рынок будет зависеть от его конъюнктуры, от спроса на наши кредиты.
РСХБ будет расширять кредитно-финансовую поддержку села и останется ключевым игроком в процессе реализации программы господдержки села.
— Бумаги РСХБ привлекли интерес инвесторов? И каких инвесторов, кстати?
— Наш банк хорошо воспринимают зарубежные финансовые институты. Мы позиционируемся как крепкий российский коммерческий банк, третий по капиталу и четвертый по величине активов, со 100-процентным государственным участием. Председателем наблюдательного совета является первый вице-премьер правительства Виктор Зубков. Но Россельхозбанк — абсолютно рыночный банк, мы специализируемся на предоставлении услуг в агропромышленном секторе, а такие кредитные организации пользуются уважением во всем мире, например, французский Credit Agricole.
Организаторами нашего выпуска выступили серьезные финансовые институты — Citi и Barclays Capital, они провели размещение очень четко. И успех был. Нам удалось привлечь американских, европейских инвесторов, инвесторов с Востока. Книга заявок достигла $5,5 млрд. Другие же российские банки, я знаю такие примеры, проехались с роуд-шоу по разным странам и вернулись ни с чем.
— Эти деньги пойдут на кредитование. Для более активной раздачи ссуд вам нужно расширять филиальную сеть?
— Сегодня мы присутствуем во всех регионах. В сеть входят 78 филиалов и около 1500 отделений, это вторая по масштабам банковская сеть страны. Хотя в некоторых селах, например, мы вообще работаем одни, там даже нет отделения Сбербанка. И мы первыми открыли филиал в Чечне, где до недавнего времени не было ни одного российского банка, не говоря уже о какой-то серьезной деятельности. Мы же ведем там активную работу, кредитуем сельские хозяйства. Цель же банка — войти в каждое село, быть везде, и цель эта будет достигнута в ближайшие годы.
— Сталкиваетесь ли вы с ростом просроченных долгов?
— Нет, мы кредитуем село, а на селе очень ответственные заемщики. У нас работает система поручителей. Так, например, для получения кредита на развитие личного подсобного хозяйства поручителями могут выступить соседи. А они не дадут использовать деньги не по назначению, каждую копейку посчитают. Попробуй не отдать долг, когда ты на виду, в любой момент может зайти сосед и поинтересоваться — что ты сделал, что построил. На Северном Кавказе система поручительства вообще действует безотказно. Везде есть старейшины, а они не позволят кому-то не расплатиться.
В целом, качество нашего кредитного портфеля значительно лучше среднерыночного, в том числе и благодаря целенаправленной работе с просроченными платежами и невозвратами.
— Приходится ли банку изымать залоги по невозвращенным кредитам?
— Да, мы активно работаем с залогами. На балансе банка находятся действующие животноводческие и другие аграрные предприятия. Есть также и недостроенные производства. Будем их достраивать. Также мы входим в капитал неплатежеспособных заемщиков.
Причем с обеспечением мы работали всегда; над нами еще все смеялись, почему мы требуем залоги и усложняем процесс выдачи ссуд. Теперь оказывается, что такой подход оправдан, он существенно снижает риски.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».