Наверх
12 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Юсуф и его братья"

Едва ли найдется человек, пользующийся таким влиянием на мусульман-суннитов, как телепроповедник Юсуф аль-Карадави. Он говорит, что думать египетским братьям-мусульманам- и как им поступать.   Слова сыплются из него, будто из рога изобилия: ток-шоу одного героя, за кадром не остается ни одной темы мира небесного и земного. Юсуф аль-Карадави должен сказать обо всем: о ненавистном «фараоне» Мубараке, банках материнского молока, праве палестинских женщин превращать себя в живые бомбы.
   Он не может бездействовать. Ведь в забытой Аллахом современности столько всего нужно решить — и только муфтий, только знаток ислама, как он, уже к 10 годам цитировавший Коран наизусть, — только такой человек в силах помочь правоверным не потерять жизненные ориентиры.
   Юсуф аль-Карадави пользуется отцовским авторитетом у «Братьев-мусульман», наиболее организованной оппозиционной группы в Египте. Им предстоит во многом определить, каким путем страна двинется дальше.
   Еще в 2002 году «Братья-мусульмане» предлагали аль-Карадави возглавить движение. Он отказался: это поставило бы его в слишком тесные рамки. У него другое служение: говорить.
   Каждое воскресенье на протяжении вот уже 15 лет на канале «Аль-Джазира» выходит программа аль-Карадави «Шариат и жизнь». 60 млн мусульман внимают, как он, отчаянно жестикулируя, рассуждает о геноциде в секторе Газа и специфических рисках женской мастурбации («Девственная плева очень непрочна и может порваться»).
   Аль-Карадави агитирует за «Объединенные Исламские Штаты» — современную форму халифата и единственную альтернативу гегемонии Запада. Он люто ненавидит Израиль и больше всего желал бы сам воевать против него с оружием в руках. Во время одной из проповедей он призвал Аллаха «истребить» еврейских сионистов «всех до последнего».
   В январе 2009 года он заявил: «На протяжении всей истории Аллах посылал людей, чтобы карать еврейский народ за его пороки. В последний раз возмездие осуществилось при посредстве Гитлера».
   Станет ли этот человек убеждать своих «братьев» в Каире сохранить мирный договор с Израилем, если после ухода Мубарака они войдут в правительство?
   84-летний шейх — председатель Международного союза мусульманских ученых и Европейского совета по фетвам и исследованиям. Он написал больше 120 книг, сделал множество толкований и распространяет их через свой интернет-портал.
   Он — нечто среднее между папой римским и горячей линией технической поддержки, своего рода страница ответов на духовные вопросы читателей, касающиеся любых спорных моментов в жизни мусульманина.
   Должно ли создавать банк материнского молока? Ведь Коран запрещает брак между молочными братьями и сестрами. Ничего, успокаивает аль-Карадави: запрет на инцест в Коране относится к людям, вскормленным одной грудью, а не одним молоком.
   Он говорит обо всем, тем самым оказываясь главным свидетелем обвинения для всех критиков, демонизирующих ислам. Нет такой глупости, обоснования которой нельзя было бы найти у аль-Карада-ви, если как следует поискать. Вместе с тем розыски «подходящего» толкования известны среди находчивых мусульман как «фетва-шопинг». Для них аль-Карадави — догматический гипермаркет.
   Когда шейх посетил Великобританию, тогдашний мэр Лондона Кэн Ливингстон спросил, что тот думает о правах гомосексуалистов. «Он мне сказал, что не поддерживает насилия против гомосексуалистов», — вспоминает Ливингстон. Однако муфтий не возражает против 100 ударов кнутом, если такое наказание геям назначит шариатский судья, — во всяком случае, так он заявил в своей программе.
   Задача ученого — осуществлять руководство правоверными. Лишь он может правильно толковать писания. И в этом его, аль-Карадави, миссия. В студенческие годы в каирском университете Aль-Азхар шейх познакомился с Хассаном аль-Банной, основателем движения «Братья-мусульмане». Аль-Банна предложил исламскую альтернативу тому, что считают пороками современности. Коррупции и азартным играм, дерзости женщин и разнузданным сочинениям, алкоголю и пренебрежению нуждающимися собратьями. Одним словом, безбожию.
   Египетский лидер Гамаль Аб-дель Насер трижды сажал шейха за решетку за исламистскую деятельность. В 1961 году аль-Карадави эмигрировал в Катар, где живет по сей день. Пользуясь покровительством эмира, он выстроил свою фет-ва-империю — конгломерат духовных школ и всевозможных СМИ. «Мы тоже часть современности, — как-то заявил он в интервью журналу Spiegel. — Мы тоже пользуемся величайшими изобретениями Запада, революцией информационной эры».
   Аль-Карадави — первый «глобальный» муфтий, значится в заголовке исследования, недавно опубликованного в Дании. «Карадавивед» Якоб Скофгаард-Петерсен считает, что телепроповедник стоял за протестами против карикатур на пророка Мухаммеда, когда в Бейруте народ штурмовал посольство датского королевства. В 1999 году ему запретили въезд в США.
   Как бы между делом благодаря своим сочинениям он снискал славу приверженца умеренных взглядов. Для многих шейх ассоциируется с просвещенным исламом. С особым удовольствием аль-Карадави декларирует терпимость к иноверцам и в интервью западным СМИ осуждает действия «Аль-Каиды».
   Также он выступает против систематической порки жен: это неумный подход, ведь «не каждой жене удары на пользу. Однако для некоторых это благо». Но в каких-то случаях шейх настаивает на равноправии. Так, жене не нужно просить у мужа разрешения, чтобы, надев пояс шахида, подорвать себя в израильском кафе.
   По сравнению с этим поборником веры Бенедикт XVI может показаться автором какого-нибудь феминистского издания.
   Впрочем, у двух старцев есть нечто общее. Аль-Карадави и Ратцингер родились в один год, с разницей в несколько месяцев, и появились на свет вдали от городов, первый — в Нижнем Египте, второй — в Верхней Баварии. Оба они считают западный мир чем-то забытым Всевышним. И оба написали столько трудов, что из них можно было бы составить целую теологическую библиотеку. Наконец, что аль-Карадави, что Ратцингер боль-ше всего не хотят быть теми, кем их считают: суровыми менторами. Мое единственное желание, говорит египтянин, — облегчить людям существование в столь запутанном мире. Бенедикт XVI высказывается практически так же.
   И все же многие убеждены, что этот телепроповедник даже опаснее, чем ваххабиты и талибы, вероучители, верные букве Корана. Аль-Карадави не требует от современников ничего невозможного. И неиз-менно подчеркивает, что зрители вполне могут блюсти благочестие и идти в ногу со временем.
   Критики считают, что осторожность аль-Карадави продиктована лицемерием. В бло-ге «Ось добра» Кристоф Шпиль-бергер пишет об «исламском принципе такии — введении в заблуждение во имя высшей цели». По мусульманской традиции утаивание веры — в условиях серьезной опасности — позволительно. И здесь вполне можно предположить «иезуитское лукавство» (Ницше).
   Столь же неуловимы для критики его приверженцы в рядах египетских «Братьев-мусульман». Для одних это исламисты до мозга костей, для других — демократический авангард на берегах Нила.
   «Истинная демократия, несомненно, должна победить, — писал недавно представитель движения Мохаммед Мурси. — Наше братство стоит на позициях приверженности исламскому образу мышления. Однако оно категорически против любых попыток навязать египетскому народу определенную идеологическую линию».
   Звучит неплохо. В подполье «Братья-мусульмане» не имели возможности опробовать свои религиозные принципы в повседневной политике, достижении баланса интересов и терпимости.
   За годы гонений они познали на себе значение прав человека. Это их изменило.
   «Лозунг — осторожность» — так исламовед Тарик Рамадан описывает тактику «Братьев-мусульман». Их лидеры знают, «что сейчас не время подставляться под удар».
   Все хотят разгадать, что такое «Братья-мусульмане» на самом деле. Но задаваться этим вопросом столь же бесперспективно, как спрашивать себя, насколько умеренны взгляды Юсуфа аль-Карадави. Он одновременно предстает самим собой и своим антиподом — в зависимости от угла зрения и обстоятельств.
   Но то, с чем можно мириться в квантовой физике, в условиях политических будней сопряжено с определенными рисками.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK