19 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2011 года: "Юсуф и его братья"

Архивная публикация 2011 года: "Юсуф и его братья"

Едва ли найдется человек, пользующийся таким влиянием на мусульман-суннитов, как телепроповедник Юсуф аль-Карадави. Он говорит, что думать египетским братьям-мусульманам- и как им поступать. Слова сыплются из него, будто из рога изобилия: ток-шоу одного героя, за кадром не остается ни одной темы мира небесного и земного. Юсуф аль-Карадави должен сказать обо всем: о ненавистном "фараоне" Мубараке, банках материнского молока, праве палестинских женщин превращать себя в живые бомбы.
Он не может бездействовать. Ведь в забытой Аллахом современности столько всего нужно решить - и только муфтий, только знаток ислама, как он, уже к 10 годам цитировавший Коран наизусть, - только такой человек в силах помочь правоверным не потерять жизненные ориентиры.
Юсуф аль-Карадави пользуется отцовским авторитетом у "Братьев-мусульман", наиболее организованной оппозиционной группы в Египте. Им предстоит во многом определить, каким путем страна двинется дальше.
Еще в 2002 году "Братья-мусульмане" предлагали аль-Карадави возглавить движение. Он отказался: это поставило бы его в слишком тесные рамки. У него другое служение: говорить.
Каждое воскресенье на протяжении вот уже 15 лет на канале "Аль-Джазира" выходит программа аль-Карадави "Шариат и жизнь". 60 млн мусульман внимают, как он, отчаянно жестикулируя, рассуждает о геноциде в секторе Газа и специфических рисках женской мастурбации ("Девственная плева очень непрочна и может порваться").
Аль-Карадави агитирует за "Объединенные Исламские Штаты" - современную форму халифата и единственную альтернативу гегемонии Запада. Он люто ненавидит Израиль и больше всего желал бы сам воевать против него с оружием в руках. Во время одной из проповедей он призвал Аллаха "истребить" еврейских сионистов "всех до последнего".
В январе 2009 года он заявил: "На протяжении всей истории Аллах посылал людей, чтобы карать еврейский народ за его пороки. В последний раз возмездие осуществилось при посредстве Гитлера".
Станет ли этот человек убеждать своих "братьев" в Каире сохранить мирный договор с Израилем, если после ухода Мубарака они войдут в правительство?
84-летний шейх - председатель Международного союза мусульманских ученых и Европейского совета по фетвам и исследованиям. Он написал больше 120 книг, сделал множество толкований и распространяет их через свой интернет-портал.
Он - нечто среднее между папой римским и горячей линией технической поддержки, своего рода страница ответов на духовные вопросы читателей, касающиеся любых спорных моментов в жизни мусульманина.
Должно ли создавать банк материнского молока? Ведь Коран запрещает брак между молочными братьями и сестрами. Ничего, успокаивает аль-Карадави: запрет на инцест в Коране относится к людям, вскормленным одной грудью, а не одним молоком.
Он говорит обо всем, тем самым оказываясь главным свидетелем обвинения для всех критиков, демонизирующих ислам. Нет такой глупости, обоснования которой нельзя было бы найти у аль-Карада-ви, если как следует поискать. Вместе с тем розыски "подходящего" толкования известны среди находчивых мусульман как "фетва-шопинг". Для них аль-Карадави - догматический гипермаркет.
Когда шейх посетил Великобританию, тогдашний мэр Лондона Кэн Ливингстон спросил, что тот думает о правах гомосексуалистов. "Он мне сказал, что не поддерживает насилия против гомосексуалистов", - вспоминает Ливингстон. Однако муфтий не возражает против 100 ударов кнутом, если такое наказание геям назначит шариатский судья, - во всяком случае, так он заявил в своей программе.
Задача ученого - осуществлять руководство правоверными. Лишь он может правильно толковать писания. И в этом его, аль-Карадави, миссия. В студенческие годы в каирском университете Aль-Азхар шейх познакомился с Хассаном аль-Банной, основателем движения "Братья-мусульмане". Аль-Банна предложил исламскую альтернативу тому, что считают пороками современности. Коррупции и азартным играм, дерзости женщин и разнузданным сочинениям, алкоголю и пренебрежению нуждающимися собратьями. Одним словом, безбожию.
Египетский лидер Гамаль Аб-дель Насер трижды сажал шейха за решетку за исламистскую деятельность. В 1961 году аль-Карадави эмигрировал в Катар, где живет по сей день. Пользуясь покровительством эмира, он выстроил свою фет-ва-империю - конгломерат духовных школ и всевозможных СМИ. "Мы тоже часть современности, - как-то заявил он в интервью журналу Spiegel. - Мы тоже пользуемся величайшими изобретениями Запада, революцией информационной эры".
Аль-Карадави - первый "глобальный" муфтий, значится в заголовке исследования, недавно опубликованного в Дании. "Карадавивед" Якоб Скофгаард-Петерсен считает, что телепроповедник стоял за протестами против карикатур на пророка Мухаммеда, когда в Бейруте народ штурмовал посольство датского королевства. В 1999 году ему запретили въезд в США.
Как бы между делом благодаря своим сочинениям он снискал славу приверженца умеренных взглядов. Для многих шейх ассоциируется с просвещенным исламом. С особым удовольствием аль-Карадави декларирует терпимость к иноверцам и в интервью западным СМИ осуждает действия "Аль-Каиды".
Также он выступает против систематической порки жен: это неумный подход, ведь "не каждой жене удары на пользу. Однако для некоторых это благо". Но в каких-то случаях шейх настаивает на равноправии. Так, жене не нужно просить у мужа разрешения, чтобы, надев пояс шахида, подорвать себя в израильском кафе.
По сравнению с этим поборником веры Бенедикт XVI может показаться автором какого-нибудь феминистского издания.
Впрочем, у двух старцев есть нечто общее. Аль-Карадави и Ратцингер родились в один год, с разницей в несколько месяцев, и появились на свет вдали от городов, первый - в Нижнем Египте, второй - в Верхней Баварии. Оба они считают западный мир чем-то забытым Всевышним. И оба написали столько трудов, что из них можно было бы составить целую теологическую библиотеку. Наконец, что аль-Карадави, что Ратцингер боль-ше всего не хотят быть теми, кем их считают: суровыми менторами. Мое единственное желание, говорит египтянин, - облегчить людям существование в столь запутанном мире. Бенедикт XVI высказывается практически так же.
И все же многие убеждены, что этот телепроповедник даже опаснее, чем ваххабиты и талибы, вероучители, верные букве Корана. Аль-Карадави не требует от современников ничего невозможного. И неиз-менно подчеркивает, что зрители вполне могут блюсти благочестие и идти в ногу со временем.
Критики считают, что осторожность аль-Карадави продиктована лицемерием. В бло-ге "Ось добра" Кристоф Шпиль-бергер пишет об "исламском принципе такии - введении в заблуждение во имя высшей цели". По мусульманской традиции утаивание веры - в условиях серьезной опасности - позволительно. И здесь вполне можно предположить "иезуитское лукавство" (Ницше).
Столь же неуловимы для критики его приверженцы в рядах египетских "Братьев-мусульман". Для одних это исламисты до мозга костей, для других - демократический авангард на берегах Нила.
"Истинная демократия, несомненно, должна победить, - писал недавно представитель движения Мохаммед Мурси. - Наше братство стоит на позициях приверженности исламскому образу мышления. Однако оно категорически против любых попыток навязать египетскому народу определенную идеологическую линию".
Звучит неплохо. В подполье "Братья-мусульмане" не имели возможности опробовать свои религиозные принципы в повседневной политике, достижении баланса интересов и терпимости.
За годы гонений они познали на себе значение прав человека. Это их изменило.
"Лозунг - осторожность" - так исламовед Тарик Рамадан описывает тактику "Братьев-мусульман". Их лидеры знают, "что сейчас не время подставляться под удар".
Все хотят разгадать, что такое "Братья-мусульмане" на самом деле. Но задаваться этим вопросом столь же бесперспективно, как спрашивать себя, насколько умеренны взгляды Юсуфа аль-Карадави. Он одновременно предстает самим собой и своим антиподом - в зависимости от угла зрения и обстоятельств.
Но то, с чем можно мириться в квантовой физике, в условиях политических будней сопряжено с определенными рисками.

Едва ли найдется человек, пользующийся таким влиянием на мусульман-суннитов, как телепроповедник Юсуф аль-Карадави. Он говорит, что думать египетским братьям-мусульманам- и как им поступать. Слова сыплются из него, будто из рога изобилия: ток-шоу одного героя, за кадром не остается ни одной темы мира небесного и земного. Юсуф аль-Карадави должен сказать обо всем: о ненавистном "фараоне" Мубараке, банках материнского молока, праве палестинских женщин превращать себя в живые бомбы.
Он не может бездействовать. Ведь в забытой Аллахом современности столько всего нужно решить - и только муфтий, только знаток ислама, как он, уже к 10 годам цитировавший Коран наизусть, - только такой человек в силах помочь правоверным не потерять жизненные ориентиры.
Юсуф аль-Карадави пользуется отцовским авторитетом у "Братьев-мусульман", наиболее организованной оппозиционной группы в Египте. Им предстоит во многом определить, каким путем страна двинется дальше.
Еще в 2002 году "Братья-мусульмане" предлагали аль-Карадави возглавить движение. Он отказался: это поставило бы его в слишком тесные рамки. У него другое служение: говорить.
Каждое воскресенье на протяжении вот уже 15 лет на канале "Аль-Джазира" выходит программа аль-Карадави "Шариат и жизнь". 60 млн мусульман внимают, как он, отчаянно жестикулируя, рассуждает о геноциде в секторе Газа и специфических рисках женской мастурбации ("Девственная плева очень непрочна и может порваться").
Аль-Карадави агитирует за "Объединенные Исламские Штаты" - современную форму халифата и единственную альтернативу гегемонии Запада. Он люто ненавидит Израиль и больше всего желал бы сам воевать против него с оружием в руках. Во время одной из проповедей он призвал Аллаха "истребить" еврейских сионистов "всех до последнего".
В январе 2009 года он заявил: "На протяжении всей истории Аллах посылал людей, чтобы карать еврейский народ за его пороки. В последний раз возмездие осуществилось при посредстве Гитлера".
Станет ли этот человек убеждать своих "братьев" в Каире сохранить мирный договор с Израилем, если после ухода Мубарака они войдут в правительство?
84-летний шейх - председатель Международного союза мусульманских ученых и Европейского совета по фетвам и исследованиям. Он написал больше 120 книг, сделал множество толкований и распространяет их через свой интернет-портал.
Он - нечто среднее между папой римским и горячей линией технической поддержки, своего рода страница ответов на духовные вопросы читателей, касающиеся любых спорных моментов в жизни мусульманина.
Должно ли создавать банк материнского молока? Ведь Коран запрещает брак между молочными братьями и сестрами. Ничего, успокаивает аль-Карадави: запрет на инцест в Коране относится к людям, вскормленным одной грудью, а не одним молоком.
Он говорит обо всем, тем самым оказываясь главным свидетелем обвинения для всех критиков, демонизирующих ислам. Нет такой глупости, обоснования которой нельзя было бы найти у аль-Карада-ви, если как следует поискать. Вместе с тем розыски "подходящего" толкования известны среди находчивых мусульман как "фетва-шопинг". Для них аль-Карадави - догматический гипермаркет.
Когда шейх посетил Великобританию, тогдашний мэр Лондона Кэн Ливингстон спросил, что тот думает о правах гомосексуалистов. "Он мне сказал, что не поддерживает насилия против гомосексуалистов", - вспоминает Ливингстон. Однако муфтий не возражает против 100 ударов кнутом, если такое наказание геям назначит шариатский судья, - во всяком случае, так он заявил в своей программе.
Задача ученого - осуществлять руководство правоверными. Лишь он может правильно толковать писания. И в этом его, аль-Карадави, миссия. В студенческие годы в каирском университете Aль-Азхар шейх познакомился с Хассаном аль-Банной, основателем движения "Братья-мусульмане". Аль-Банна предложил исламскую альтернативу тому, что считают пороками современности. Коррупции и азартным играм, дерзости женщин и разнузданным сочинениям, алкоголю и пренебрежению нуждающимися собратьями. Одним словом, безбожию.
Египетский лидер Гамаль Аб-дель Насер трижды сажал шейха за решетку за исламистскую деятельность. В 1961 году аль-Карадави эмигрировал в Катар, где живет по сей день. Пользуясь покровительством эмира, он выстроил свою фет-ва-империю - конгломерат духовных школ и всевозможных СМИ. "Мы тоже часть современности, - как-то заявил он в интервью журналу Spiegel. - Мы тоже пользуемся величайшими изобретениями Запада, революцией информационной эры".
Аль-Карадави - первый "глобальный" муфтий, значится в заголовке исследования, недавно опубликованного в Дании. "Карадавивед" Якоб Скофгаард-Петерсен считает, что телепроповедник стоял за протестами против карикатур на пророка Мухаммеда, когда в Бейруте народ штурмовал посольство датского королевства. В 1999 году ему запретили въезд в США.
Как бы между делом благодаря своим сочинениям он снискал славу приверженца умеренных взглядов. Для многих шейх ассоциируется с просвещенным исламом. С особым удовольствием аль-Карадави декларирует терпимость к иноверцам и в интервью западным СМИ осуждает действия "Аль-Каиды".
Также он выступает против систематической порки жен: это неумный подход, ведь "не каждой жене удары на пользу. Однако для некоторых это благо". Но в каких-то случаях шейх настаивает на равноправии. Так, жене не нужно просить у мужа разрешения, чтобы, надев пояс шахида, подорвать себя в израильском кафе.
По сравнению с этим поборником веры Бенедикт XVI может показаться автором какого-нибудь феминистского издания.
Впрочем, у двух старцев есть нечто общее. Аль-Карадави и Ратцингер родились в один год, с разницей в несколько месяцев, и появились на свет вдали от городов, первый - в Нижнем Египте, второй - в Верхней Баварии. Оба они считают западный мир чем-то забытым Всевышним. И оба написали столько трудов, что из них можно было бы составить целую теологическую библиотеку. Наконец, что аль-Карадави, что Ратцингер боль-ше всего не хотят быть теми, кем их считают: суровыми менторами. Мое единственное желание, говорит египтянин, - облегчить людям существование в столь запутанном мире. Бенедикт XVI высказывается практически так же.
И все же многие убеждены, что этот телепроповедник даже опаснее, чем ваххабиты и талибы, вероучители, верные букве Корана. Аль-Карадави не требует от современников ничего невозможного. И неиз-менно подчеркивает, что зрители вполне могут блюсти благочестие и идти в ногу со временем.
Критики считают, что осторожность аль-Карадави продиктована лицемерием. В бло-ге "Ось добра" Кристоф Шпиль-бергер пишет об "исламском принципе такии - введении в заблуждение во имя высшей цели". По мусульманской традиции утаивание веры - в условиях серьезной опасности - позволительно. И здесь вполне можно предположить "иезуитское лукавство" (Ницше).
Столь же неуловимы для критики его приверженцы в рядах египетских "Братьев-мусульман". Для одних это исламисты до мозга костей, для других - демократический авангард на берегах Нила.
"Истинная демократия, несомненно, должна победить, - писал недавно представитель движения Мохаммед Мурси. - Наше братство стоит на позициях приверженности исламскому образу мышления. Однако оно категорически против любых попыток навязать египетскому народу определенную идеологическую линию".
Звучит неплохо. В подполье "Братья-мусульмане" не имели возможности опробовать свои религиозные принципы в повседневной политике, достижении баланса интересов и терпимости.
За годы гонений они познали на себе значение прав человека. Это их изменило.
"Лозунг - осторожность" - так исламовед Тарик Рамадан описывает тактику "Братьев-мусульман". Их лидеры знают, "что сейчас не время подставляться под удар".
Все хотят разгадать, что такое "Братья-мусульмане" на самом деле. Но задаваться этим вопросом столь же бесперспективно, как спрашивать себя, насколько умеренны взгляды Юсуфа аль-Карадави. Он одновременно предстает самим собой и своим антиподом - в зависимости от угла зрения и обстоятельств.
Но то, с чем можно мириться в квантовой физике, в условиях политических будней сопряжено с определенными рисками.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».