Наверх
22 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2012 года: "За чей счет банкет?"

Правительству и участникам рынка стоит всерьез задуматься над вопросом страхования пенсионных накоплений. Минувший год был отмечен принятием целого ряда нормативных актов и решений, касающихся пенсионной системы России. Однако реформа системы пенсионного обеспечения все еще далека от завершения — несомненно, в новом году работа будет продолжена. И одним из центральных вопросов станет создание системы страхования пенсионных накоплений.

Правительству и участникам рынка стоит всерьез задуматься над вопросом страхования пенсионных накоплений. Минувший год был отмечен принятием целого ряда нормативных актов и решений, касающихся пенсионной системы России. Однако реформа системы пенсионного обеспечения все еще далека от завершения — несомненно, в новом году работа будет продолжена. И одним из центральных вопросов станет создание системы страхования пенсионных накоплений.
   Кризис 2008 года и пессимистичные прогнозы резуль-татов инвестирования пенсионных накоплений в 2011 го-ду привели к пересмотру понимания принципа "сохран-ности пенсионных накоплений", который является одним из ключевых в работе НПФ. Под конец года участники рынка и властные структуры договорились о том, что под принципом безубыточности будет пониматься сохранность средств пенсионных накоплений на момент начала выплат, а результат инвестирования по итогам календарного года может быть любым.
   Однако фиксация убытков на счетах клиентов может привести к отрица-тельной сумме накопленной доходности на момент назначения пенсии. При этом расчетный пенсионный капитал может оказаться меньше зарабо-танных гражданином пен-сионных прав. Для соблюдения принципа сохранности эту разницу необходимо компенсировать в период выплат. Подчерк-ну, что компенсации подлежит разница между фактической величиной пенсионных накоплений на дату назначения пенсии и объемом гарантированных пенсионных прав.
   Поэтому создание эф-фективной системы страхования рисков при инвестировании средств пенсионных активов станет одной из самых сложных задач отрасли в 2012 году. Вопрос страхования пенсионных накоплений на случай падения рынков может быть решен по-разному. Например, за счет создания всеми НПФ общего "резервного фонда", подразумевающего их коллективную (или субсидиарную) ответственность. Или за счет создания "резервного фонда" в каждом отдельно взятом НПФ. Также возможно организовать при ФСФР специальный орган по аналогии с Агентством по страхованию банковских вкладов — например, Агентство по страхованию пенсионных накоплений. Возможно и создание двухуровневого механизма защиты от рыночных рисков, включающего в себя как резервный фонд самих НПФ по обязательному пенсионному страхованию, так и совместный гарантийныйфонд, формируемый участниками рынка при поддержке государства. Основной целью внедрения одного из подобных инструментов является защита прав и законных интересов застрахованных лиц. Участники рынка совместно с властными регуляторами займутся в предстоящем году разработкой специального нормативного акта, регулирующего создание и функционирование системы возмещений. И все бы хорошо, но из каких источников должен формироваться страховой фонд? Сегодня активно обсуждается идея принятия зарабатываемого частными фондами дохода в качестве расчетной базы для отчислений. Другой важный вопрос — определение и расчет ставки такого взноса, то есть сколько процентов от заработанного дохода придется отдавать фондам на обязательную страховку.
   Чтобы такая система заработала, участвовать в ней должны все, включая Пенсионный фонд России. Подобная система в действии является классической страховой схемой при формировании накопительных пенсионных систем с установленными взносами. Она применяется во многих странах мира. При этом конечные рыночные риски лежат на застрахованном лице, то есть на клиенте. Таким образом, создание гарантийного фонда за счет заработанных НПФ доходов является, по сути, страхованием рисков гражданина за его же счет. Получается, что в конце концов граждане недополучат доход ровно на ту сумму, которая будет отчисляться фондами в общий страховой резерв. Очевидно, что идея гарантийного фонда имеет свои плюсы и минусы. В случае ее воплощения в жизнь НПФ предстоит пересмотреть и порядок распределения дохода от инвестирования пенсионных накоплений, установленный ст. 27 Федерального закона № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Жесткое ограничение закона, разрешающее НПФ направлять на обеспечение уставной деятельности не более 15% дохода, следует смягчить и позволить фондам самостоятельно распределять доход с учетом принципа сохранности. Подразумевается, что тариф (или ставка) отчислений на формирование гарантийного фонда должен быть привязан к структуре обязательств каждого конкретного фонда.
   В общем, задуматься над этим и многими другими вопросами функционирования и развития нашей пенсионной системы профессиональному сообществу предстоит уже совсем скоро.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK