Наверх
23 января 2022
Без рубрики

Архивная публикация 2006 года: "За границу на авто"

Многие россияне все чаще пускаются в зарубежный турвояж на собственной машине. Но, выезжая за пределы родины, нужно помнить, что без международной автостраховки границу вам не пересечь. В крайнем случае — купите прямо на таможне. Есть два вида автостраховки — обязательная (ОСАГО) и добровольная (каско). Первая страхует ответственность водителя перед третьими лицами, а вторая — автомобиль. Как в России, так и за границей полис ОСАГО — непременное условие езды на авто. Отечественный полис за пределами России не действует. Поэтому для поездки на своем авто в Европу и некоторые страны СНГ вам придется покупать полис «Зеленой карты» (green card). Это и есть страховка для выезжающих за рубеж на собственном авто. Точнее, это даже не вид страхования, а система урегулирования убытков по страхованию ответственности водителей. В каждой стране, которая входит в систему (а их 44), создано свое национальное бюро, которое выпускает полисы green card и выплачивает компенсацию пострадавшим водителям. Центральное бюро по разрешению спорных ситуаций находится в Брюсселе.

Зеленый свет

Мой знакомый Александр решил поехать в Польшу на машине. Страховка на две недели поездки обошлась ему в 25 евро. Правда, полис, который ему выдали, был на болгарском языке, а не на русском. Дело в том, что Россия еще не вступила в систему «Зеленой карты», и российские компании могут лишь перепродавать гринкарты зарубежных страховщиков. Чаще всего россиянам приходится покупать польские и болгарские полисы.

Нашу страну не торопятся включать в систему, поскольку зарубежные страховщики не уверены в платежеспособности российских коллег, а потому требуют гарантий российского правительства. Ведь одно из основных условий вступления в эту международную систему — национальное бюро «Зеленой карты» должно располагать средствами для выполнения своих финансовых обязательств. Поэтому России нужно сформировать гарантийный фонд, открыв депозит в одном из европейских банков. По предварительным расчетам, его размер должен превышать 11 млн. евро (исходя из численности российского автопарка — порядка 34 млн. автомобилей).

Российская щедрость

В каждой стране, где действует система обязательного автострахования, существуют лимиты ответственности по имуществу и по «жизни и здоровью» пассажиров и третьих лиц. В некоторых европейских странах они исчисляются десятками миллионов евро, в отдельных государствах — вроде Швеции и Франции — ограничений по выплатам в части жизни и здоровья нет вообще. Установленные Россией страховые суммы по ОСАГО выглядят на этом фоне просто смешно: 120 тыс. рублей — по имуществу и 240 тыс. рублей — по здоровью (причем эта сумма делится между всеми пострадавшими гражданами). А иностранцам, путешествующим на своих авто по России, приходится между тем приобретать транзитные полисы ОСАГО.

То есть если в России столкнутся машины русского водителя и финна и виноват будет первый, то российская страховая компания, на горе жителю Финляндии, должна будет выплатить ему страховку по нашим, российским лимитам. Когда же мы вступим в систему «Карты» и если авария случится в Финляндии, то нашему страховщику придется делать выплату уже по финским законам. А там лимит по жизни и здоровью не ограничен, хотя среднестатистический ущерб, по словам экспертов, не превышает 15—20 тыс. евро. Именно поэтому для того, чтобы стать членом «Зеленой карты», России нужно создать колоссальный резервный фонд.

Деньги — на месте

По словам замдиректора бюро «Зеленая карта» Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергея Разувана, решение о вступлении России в систему было принято в 2005 году, но подача документов в Брюссель запланирована лишь на начало 2007 года, то есть выдаваться российские сертификаты международного образца будут не раньше января 2008 года. А до той поры ездить нашим водителям с картами Польши и Болгарии.

Впрочем, это не значит, что при покупке польского полиса вам придется мчаться за выплатой в Варшаву. Система «Зеленая карта» создана для того, чтобы урегулирование убытков происходило в стране, где произошло ДТП. То есть при аварии во Франции нужно обращаться к французскому страховщику, продавшему полис виновнику аварии (в любой из филиалов в стране). Если нерадивый водитель — иностранец и страховка была им приобретена за пределами Франции, то возмещение выплачивает французское бюро «Зеленой карты». А оно, в свою очередь, взыщет сумму выплаты с компании, которая застраховала ответственность виновника ДТП. Соответственно, за вас в данной ситуации будет расплачиваться польский или болгарский страховщик.

Водитель, будь бдителен!

Что делать, если за границей вы попали со своим авто в ДТП не по своей вине? Вызвать полицию и соблюдать спокойствие. Полиция перепишет данные полисов водителей, попавших в аварию, и составит протокол аварии, в котором будут описаны обстоятельства ДТП, его участники и перечень полученных повреждений. Протокол составляется на двух языках — той страны, где вы находитесь, и английском, — его копию нужно обязательно взять с собой. Для получения возмещения необходимо предъявить только этот протокол. Так и поступил Александр, когда в его BMW въехал Fiat, — в польской страховой компании осмотрели его машину и за небольшую царапину на бампере выписали чек на 300 евро.

А как быть, если вина за происшедшее целиком лежит на вас? Тогда никакого возмещения вы не получите (правда, в том случае, если не был оформлен полис каско). Но подписать полицейский протокол вам придется, чтобы пострадавший получил возмещение. Правда, лучше не подписывать документы, содержание которых вам не понятно.

Если в результате ДТП пострадала не только машина, но и водитель и пассажиры, то возмещение ущерба также возьмет на себя страховщик виновника аварии. «Хотя полис ответственности предусматривает выплаты по жизни и здоровью, от уголовной ответственности он не защищает, — предупреждает Сергей Разуван из РСА. — Если вы сбили человека в другой стране, вас могут арестовать».

Надо понимать, что полис «Зеленой карты» — не панацея от всех бед на дороге, но лучше заранее ознакомиться с правилами страховки, дабы защитить себя от излишних денежных потерь. Езда на красный свет — не тяжкое преступление, и в этом случае ваша страховая компания возместит сумму ущерба национальному бюро «Зеленая карта». Но в случае злостных нарушений будьте готовы отвечать за свое вождение в суде. К таким нарушениям относятся, например, вождение в нетрезвом виде, а также любые злоумышленные действия на дороге.

Добровольное дело

Если вы хотите застраховать себя от любых бед вне зависимости от того, кто будет виновником аварии, перед поездкой за рубеж нужно переоформить имеющийся полис каско (страхование от ущерба и угона). «Для этого заключается дополнительное соглашение о расширении территории страхования, — говорит начальник отдела Центра страхования автотранспорта РОСНО Дмитрий Кузнецов. — Для стран Европы это будет бесплатно, для стран СНГ и Балтии потребуется доплата. Дело в том, что статистика, как ДТП, так и угонов в неевропейских странах, показывает большую убыточность».

Необходимые документы для выезда за рубеж на машине:

* национальное водительское удостоверение,

* международное водительское удостоверение,

* документы на машину,

* ПТС,

* полис страхования ответственности.

Имея расширенный полис каско, вы вправе рассчитывать на компенсацию за поврежденный автомобиль в своей страховой компании при условии, что предоставите копию полицейского протокола. «Чтобы не возникло претензий, что документ оформлен «не так» или в нем чего-то «не хватает», нужно четко понимать, что именно написано в бумаге, — подчеркивает профессор кафедры гражданского и предпринимательского права ВШЭ Юрий Фогельсон. — Если вы не знаете языка страны, где находитесь, требуйте переводчика — в этом вам не могут отказать. Нужно понимать, что за документ вам выдали, чтобы в случае упорства страховой компании суметь убедить суд, через который будет решаться спор, что все изложенные вами факты — реальные».

Если ваш автомобиль во время зарубежного путешествия был угнан, то обращаться опять-таки придется в полицию. Полицейские должны выдать справку, подтверждающую факт угона и возбуждения уголовного дела. Если в машину въехали, пока вы отсутствовали, и местная служба выдает документ о том, что ДТП произошло «при невыясненных обстоятельствах», то российский страховщик, конечно, может придраться и отказать в выплате. «Здесь опять работает основной принцип — читайте договор страхования! — призывает Юрий Фогельсон. — В нем, как правило, не указывается, что при наличии такой формулировки в выплате будет отказано». То есть суд в этом случае встанет на сторону клиента и заставит страховщика раскошелиться.

Страны—члены «Зеленой карты»

Австрия, Бельгия, Германия, Дания, Испания, Франция, Финляндия, Великобритания, Греция, Италия, Ирландия, Исландия, Люксембург, Норвегия, Нидерланды, Португалия, Швеция, Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Литва, Латвия, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Албания, Андорра, Болгария, Босния и Герцеговина, Белоруссия, Швейцария, Хорватия, Израиль, Иран, Марокко, Молдавия, Македония, Румыния, Тунис, Турция, Украина, Югославия.

Оперативные и важные новости в нашем telegram-канале Профиль-News
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое