24 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2004 года: "Забота о душе. Населения"

Архивная публикация 2004 года: "Забота о душе. Населения"

Еще до новогодних праздников высокое российское начальство с цифрами в руках и с чувством глубокого удовлетворения в голосе сообщило населению, что жить оно, население, стало гораздо лучше. Должно быть, так оно и есть, однако вот некоторые социологи - и тоже с цифрами в руках - доказывают, что в России повышение уровня благосостояния почему-то не привело к повышению качества жизни. Прошедший год уже назван самым удачным из последних двенадцати, и спорить с этим трудно. В самом деле: цены на нефть были сказочные, экономика росла ударными темпами, а инфляция не вышла за плановые пределы. Люди (далеко не все, однако многие) стали больше зарабатывать, количество официально бедных сократилось, а официально обеспеченных выросло. Одно это должно вроде бы автоматически повысить тонус жизни в стране, увеличить, так сказать, процент счастья на каждый квадратный километр нашей необъятной территории.

©
Еще до новогодних праздников высокое российское начальство с цифрами в руках и с чувством глубокого удовлетворения в голосе сообщило населению, что жить оно, население, стало гораздо лучше. Должно быть, так оно и есть, однако вот некоторые социологи - и тоже с цифрами в руках - доказывают, что в России повышение уровня благосостояния почему-то не привело к повышению качества жизни.
©
Прошедший год уже назван самым удачным из последних двенадцати, и спорить с этим трудно. В самом деле: цены на нефть были сказочные, экономика росла ударными темпами, а инфляция не вышла за плановые пределы. Люди (далеко не все, однако многие) стали больше зарабатывать, количество официально бедных сократилось, а официально обеспеченных выросло. Одно это должно вроде бы автоматически повысить тонус жизни в стране, увеличить, так сказать, процент счастья на каждый квадратный километр нашей необъятной территории.

Однако и субъективные ощущения, и объективные данные (уровень рождаемости и смертности, например) какого-то особого сдвига к лучшему не демонстрируют. И бедным, и обеспеченным их жизнь по-прежнему не очень-то нравится.

Все понятно с бедными, но чем же недовольны те, у кого, как говорится, "жизнь удалась"?

Давным-давно известно, что деньги решают далеко не все человеческие проблемы. Гораздо менее общепризнан тот факт, что деньги сами порождают проблемы. Что жизнь человека, у которого они вдруг появились, не упрощается, как можно было бы ожидать, а усложняется. Просто на место тревог и страхов простого материального свойства (как бы прокормить себя и семью и не остаться без крыши над головой) приходят другие тревоги и страхи, и тоже отнюдь не возвышенного характера. Причем особенно остро эти новые страхи ощущаются людьми, для которых и сама обеспеченность внове.

На относительно давно богатом Западе человеку с детства ненавязчиво прививаются разные полезные навыки, призванные охранять его психологическую устойчивость перед лицом изменчивой фортуны, но и там профессия психоаналитика - одна из самых популярных и высокооплачиваемых. Что же говорить о России, которая еще совсем недавно почти вся жила в общеобязательной при советской власти полунищете и только-только начинает из нее выкарабкиваться?

Неимущему терять нечего, зато он может надеяться на лучшее. Тому, кто уже что-то имеет, психологически куда труднее: к хорошему привыкаешь быстро, а жизнь может повернуться и так, и этак.

По данным социологических опросов, больше всего на свете люди с относительно высоким достатком боятся потерять работу - источник этого достатка. При советской власти страха перед безработицей практически никто не испытывал, да и сейчас низкооплачиваемые работники не очень-то страшатся увольнения, потому что вакансий таких много. Панический страх потерять работу - проблема именно обеспеченных слоев населения. Причем для них это совершенно новое психологическое состояние, и как в нем себя вести, мало кто понимает.

В самом деле, как можно преодолеть такого рода страх? Работать лучше и больше? Вроде бы правильное решение, однако фирма, где ты работаешь много и хорошо, все равно не гарантирована от банкротства. И ты, работающий много и хорошо, не гарантирован от того, что тебя не уволят только лишь потому, что хозяину понадобилось вдруг пристроить своего дальнего родственника. Никаких профсоюзов на частных фирмах, где, собственно, только и зарабатываются у нас неплохие деньги, по определению нет, и никто тебя не защитит от хозяйского произвола. Причем нету их, этих профсоюзов, именно потому, что работники слишком боятся потерять работу. То есть этот страх людей не сплачивает, а разъединяет.

К тому же почти всякий человек, получающий в России приличную зарплату, знаком с энным количеством специалистов одного с ним уровня, которые прозябают в бедности. Он знает, что его деньги достались ему не только потому, что он хороший работник, но и в результате элементарного везения. Понимание этого факта, а также того, что в нынешней России поле для поиска хорошей работы еще очень невелико, отнюдь не способствует укреплению пресловутой "уверенности в завтрашнем дне".

Более того - страдает и элементарная уверенность человека в собственных возможностях. Он рано или поздно обнаруживает в окружающем мире присутствие множества объективных и субъективных факторов, воздействие которых в любой момент может изменить его нынешнее положение к худшему, причем сам он решительно никак на их существование повлиять не может. С одной стороны, это что-то вроде вовсе не бесполезного прозрения, а с другой - немалая нагрузка на психику, от которой многие внутренне ломаются.

И в результате, бывает, как раз и теряют то, чего так боялись потерять, - свое недавно обретенное благосостояние...

Хотеть большего

Страх потерять работу - это, можно сказать, основной корень, из которого растет множество других страхов. Страшно проявить инициативу и возразить начальству; страшно рисковать и начинать новое дело; страшно от любых перемен, - будь то собственная жизнь или жизнь страны; страшно от зависти тех, кому не повезло; страшно от нашествия нелегальных иммигрантов; страшно за судьбу сбережений; страшно, что упадут цены на нефть и т.д. и т.п. - перечислять можно долго. По-новому обостряются и извечные человеческие страхи, например страх болезней и старости, из-за которых тоже можно утратить источник высоких доходов.

На самом-то деле все новые страхи - вполне старые и даже извечные, и их преодоление всегда входило в "обязательную программу" становления самостоятельной, готовой к активному действию в переменчивом мире личности. Беда в том, что при советской власти у нас было чрезвычайно доброе (хотя и свирепое) начальство, которое очень любило детей и целенаправленно воспитывало в подданных выгодный ему инфантилизм, а потому старалось избавить их от решения множества "взрослых" (то есть естественных) проблем. В результате у нации до сих пор ослаблен психологический иммунитет и плохо обстоят дела с ориентацией в реальном мире. Самым наглядным образом это подтвердили недавние парламентские выборы.

В теории повышение уровня благосостояния и увеличение числа хорошо зарабатывающих людей должно сдвигать страну вправо. Особенно такую страну, как Россия, где реформы только-только начались и единственная гарантия от возвращения к всеобщей бедности - их продолжение. Однако теория эта предполагает, что обеспеченность самым прямым образом связана с самостоятельностью и активностью индивида, с его желанием постоянно расширять поле своей деятельности и укреплять основы своей независимости. Такой индивид заинтересован в радикальных переменах, и он действительно должен голосовать за "правое дело".

Но "правое дело" на выборах с треском провалилось, и именно потому, что наши высокооплачиваемые слои населения хотят пока что вовсе не перемен, а всего-навсего сохранения своего такого хрупкого (как им кажется) благополучия. Им страшно, а уровень их притязаний (как показывают социологические опросы) не очень-то высок, и поэтому они жаждут не столько "двигателя прогресса", который поведет их в неведомые светлые дали, сколько сильного покровителя. Он должен защитить их не только от бандитов, грабителей, олигархов и нелегальных иммигрантов, но и от всего, что только может стрястись во внешнем мире и повредить их тяжко доставшемуся благосостоянию, - от финансовых кризисов, от падения нефтяных цен, от компьютерных вирусов и самого американского империализма.

Таким сильным покровителем и защитником даже теоретически может быть только государство, и потому подавляющее большинство нашего обеспеченного класса проголосовало на выборах за партии, которые обещали дальнейшее укрепление державы.

Те, кому страшно, в силу простого инстинкта примыкают к господствующей силе. Мысль о том, что они, если перестанут бояться и объединятся с себе подобными, сами могут стать силой, способной соперничать с государством, пока еще не пришла им в голову.

Для этого, впрочем, надо научиться всегда хотеть большего, чем уже имеешь.

АЛЕКСАНДР АГЕЕВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».