Наверх
19 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Зачем нам это НАТО?"

Россия продолжает восстанавливать позиции на внешнеполитической рене. Остается понять, как извлечь из своего растущего авторитета практическую пользу.С каждым годом жизнь становится веселее. По крайней мере, праздников в ней прибавляется. К традиционным летним каникулам в последнее время как-то незаметно прибавились зимние, когда в календаре «покраснело» православное Рождество, а к нему невзначай прилипло Рождество католическое и, по инерции, старый Новый год. Похоже, те же процессы происходят и с майскими праздниками. Если еще лет десять назад народ хотя бы делал вид, пусть и довольно вяло, что между 1 и 9 мая есть некоторое количество рабочих дней, то сейчас никто даже не пытается притворяться. Две первые майские недели по определению стали еще одними каникулами. То есть с новостями будет беда. И экономическая, и внутриполитическая жизнь приостановится и выползет из постмайского похмелья дай Бог к началу июня. А там и до августа недалеко.
Однако особенно скучать не придется, потому что на помощь, как обычно, приходит политика внешняя. Конец мая будет особенно богат важными новостями из международной жизни, причем Россия явно станет, пусть на короткое время, ее центром. 14—15 мая в Рейкьявике встречаются главы МИД стран—членов НАТО и России, чтобы наконец явить миру итоговый вариант «двадцатки» Россия—НАТО. Сразу после этого в Москву приедет Джордж Буш. Понятно, что одной из основных тем встречи Буша и Путина станет все та же «двадцатка». А проводив друга Джорджа, наш президент отправится в Рим, где и подпишет документ, закрепляющий «новый формат взаимоотношений России с Североатлантическим альянсом».
Не вызывает сомнений, что эти мероприятия будут записаны в плюс, причем не только и не столько российскому МИДу, сколько Владимиру Путину, который семимильными шагами движется к восстановлению имиджа России как великой державы. Похоже, что сегодня такой имидж страны выгоден всем. США, демонстрируя самые теплые отношения с Россией, некоторым образом девальвируют роль НАТО. Альянс же, допуская нас к участию в решении политических (но, естественно, не военно-стратегических) вопросов, возможно, указывает на рост политической самостоятельности Европы.
Разумеется, ни о каком конфликте НАТО—США или, упаси Бог, США—Европа и речи быть не может. Но всем уже очевидно, что роль и функции альянса все меньше становятся похожи на заявленные. Лет 10 назад, после роспуска Варшавского договора, были даже предложения о роспуске НАТО. Однако политические и в немалой степени бюджетно-бюрократические аргументы «против» взяли верх. Была срочно придумана новая роль блока, создано «Партнерство во имя мира», началось вступление в альянс бывших стран—членов Варшавского договора. Поговаривали о гипотетической возможности приема в НАТО России. Означает это ровно одно: после исчезновения «советской угрозы» основной смысл существования организации утерян, роль США как консолидирующей силы исчезла, а новые функции и задачи этот «монстр» пока выполнять не научился. Автоматом, конечно, можно забивать гвозди, но все-таки удобнее это делать молотком. Поэтому борьба против локальных конфликтов — цель благая, но для неповоротливой и «заточенной» под глобальную войну машины слишком сложная и, как бы это сказать, непрофильная. Именно поэтому Штатам крайне неудобно решать свои вопросы со странами «третьего мира» с помощью альянса. Ведь ждать солидарного решения всех стран-членов можно очень долго. А учитывая, что сейчас в этих решениях слишком много политики, можно и не дождаться. Так что значительно рациональнее действовать самостоятельно, согласуя решения лишь с отдельными союзниками и Россией. Которую для этого необходимо признавать великой державой.
Европейцы же, которые хорошо понимают, что становятся самодостаточными, тоже не очень хотят участвовать в разборках США и видят угрозы уже не со стороны России, а со стороны все тех же «третьих стран». От которых, между прочим, их отделяют эта самая Россия, СНГ и Восточная Европа. Поэтому столь любезные нам стабильность и имидж «великой державы» им тоже на руку.
А мы-то что? Мы можем наслаждаться своим восстанавливающимся международным авторитетом. Но проводить свою внешнюю политику, как и сказано в руководящих документах, придется исходя из реального состояния экономики. То есть попытаться восстановить статус великой державы за как можно меньшие деньги. А в идеале — еще и заработать. Например, используя этот статус в качестве дополнительной рекламы на мировом рынке вооружений.

ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK