18 апреля 2024
USD 94.32 +0.25 EUR 100.28 +0.34
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 1999 года: "Заграница к нам не сможет"

Архивная публикация 1999 года: "Заграница к нам не сможет"

Страхование грузов -- та редкая сфера экономики, в которой права отечественных предприятий защищены. Иностранные страховые компании не могут работать с багажом, маршрут которого пролегает исключительно по российской территории. Это прерогатива наших страховщиков.В какой-то момент может оказаться, что компания, с которой клиент договорился о цене, страховать не готова груз. А точнее, не имеет права. Дело в том, что утвержденными правилами каждой компании четко оговаривается территория, на которой она работает. Одни действуют только на территории России, другие -- в странах СНГ, третьи -- по всему миру. Поэтому, обращаясь к страховщику, первым делом нужно поинтересоваться: а распространяются ли его полномочия на интересующие вас регионы?
Российские коммерсанты, куда бы они ни отправляли груз, могут страховать его в российской компании. Даже если багаж наших предприятий перемещается по территории иностранных государств (например, апельсины везут из Греции в Германию), предприятия эти могут быть застрахованы в российской фирме. А вот застраховать движение груза из Москвы в Екатеринбург в иностранной компании нельзя. Иностранцы по нашему законодательству не могут работать с маршрутами, проходящими исключительно по территории России.
Индивидуальный подход

В некоторых случаях страховой полис можно купить непосредственно у перевозчика, например в железнодорожных грузо-багажных кассах. Но он будет унифицированным и не позволит детально определить наиболее вероятные для данной перевозки риски, выбрать желаемый для компании объем страхового покрытия и оговорить приемлемый для клиента тариф. Индивидуальный подход к страхователю можно встретить только непосредственно в страховой компании.
Марина Левина, СК "ЮКОС-Гарант": "Нужно иметь в виду, что, в отличие от большинства видов страхования, страхование грузов осуществляется не на определенный срок, скажем, на год, а на перевозку. Обычно компании страхуют багаж на все время транспортировки "от склада до склада". Это означает, что страховая фирма отвечает за ваш груз с момента приема со склада в пункте отправления, затем в течение всей перевозки, включая перегрузки, перевалки, промежуточное хранение, вплоть до момента доставки груза на конечный склад. Иногда страховые компании несут ответственность за возможный ущерб еще и во время хранения груза на складе, как в пункте перегрузки с транспорта на транспорт, так и после выгрузки в месте назначения. Срок хранения страхованного груза обычно ограничен 1--2 месяцами. После этого страховщик уже не будет отвечать за ваш груз.
Условия страхования груза (стандартные и дополнительные) подробно прописываются в договоре или полисе либо содержатся в правилах страхования компании".
Генеральный договор -- это удобно

Самый простой способ застраховать груз -- заключить договор страхования "на рейс". Специалисты утверждают, что на это уйдет не более получаса. Если вы успели познакомиться с правилами страхования и они вас устроили, можно заполнять заявление на страхование. В нем содержится информация, которая важна для определения страхового тарифа: какой транспортируется груз, в каком количестве, кому он принадлежит, сколько стоит, как упакован, каков маршрут и вид транспорта, примерные сроки отправки и прибытия груза, условия хранения. В заявлении также приводятся страховые условия: страховая сумма, виды рисков, от которых нужно страховать груз. На основе этих сведений устанавливается страховой тариф.
С постоянными клиентами обычно заключаются генеральные договоры страхования грузов. Такой документ позволяет разом застраховать все запланированные перевозки, скажем, в течение года. В каждом конкретном случае не требуется перезаключения договора, достаточно по телефону или факсу информировать страховщика о предстоящей отправке. Если поставки идут интенсивно, сотрудники компании не станут требовать уведомления о каждом рейсе -- допускается "заявление страхователя о прошедших отправках единым списком" по итогам месяца или квартала.
Ирина Чумак, руководитель отдела страхования грузов СК "ПАРИ": "Генеральный договор, безусловно, очень удобен для страхователей, так как позволяет отойти от стандартных условий, которые не всегда устраивают клиентов, особенно участников внешнеторговой деятельности, и учесть все особенности и опасности, которым подвергается груз во время транспортировки. Например, недостача груза при наличии таможенной пломбы иногда не связана с недовложением в пункте отправления. Зачастую это происходит в результате недобросовестного "досмотра" груза на границе".
Главные заповеди страхователя

К сожалению, неприятности в пути не такая уж большая редкость. На шоссе бандиты грабят автомобили, срывают пломбы с железнодорожных контейнеров, старые судна идут ко дну и т.д. Даже самый безопасный, по меркам страховщиков, транспорт -- авиация -- в этом смысле небезгрешен. Чего стоило падение в Иркутске в декабре 1997 года военно-транспортного самолета Ан-124, который вез два истребителя Су-27. "Ингосстраху", кстати, это событие обошлось в $56 млн.
Итак, как быстро, без проволочек получить страховое возмещение, если, не дай Бог, поезд сойдет с рельсов, опрокинется фура с продуктами, словом, наступит страховой случай? Чтобы не осложнять себе жизнь и дальше, нужно иметь в виду следующее.
Первое. Как только стало известно о несчастье, необходимо предпринять все возможное для спасения уцелевшего груза и сохранения пострадавшего. К примеру, если на трассе опрокинулся грузовик с сахаром, нужно обеспечить охрану, чтобы товар не разворовали, чтобы сахар не размок под дождем или снегом. Не стоит беспокоиться, если эти действия потребуют дополнительных денежных трат. Практически все страховщики берут на себя расходы по спасению и сохранению грузов.
Если страховое событие произошло на железной или автомобильной дороге, нельзя самостоятельно вскрывать пломбы, открывать машину. При этом обязательно должен присутствовать представитель компетентных органов -- дорожная или транспортная милиция, а также представитель страховой компании или аварийный комиссар.
Второе. Если ваш груз пострадал, необходимо немедленно сообщить о случившемся в страховую компанию. Страховщик даст координаты аварийного комиссара (сюрвейера) -- независимого оценщика, который прибудет на место, подсчитает ущерб и составит акт. Далее необходимо написать заявление о происшествии в свободной форме и отправить его страховщику.
И лишь затем можно начинать сбор документов. А их потребуется немало. Вообще говоря, на этот случай страховщики еще при заключении договора выдают всем своим клиентам памятки. В них подробно описано, как нужно действовать, какие документы и где собирать, в какие сроки и куда представлять. Обычно от страхователей требуются бумаги, подтверждающие права на груз. Это перевозочные документы: инвойсы, железнодорожные накладные и т.д. Факт страхового случая нужно подтвердить заявлением водителя автомобиля, актом органов милиции о возбуждении дела по факту грабежа на дороге и т.д. Виза сюрвейера также подтверждает факт страхового события. Справка ГИБДД доказывает дорожно-транспортное происшествие, в результате которого поврежден груз. Помимо этого, вам придется выставить страховой компании претензии с указанием суммы нанесенного вам ущерба.
Обычно страховщики рассматривают заявление и решают вопрос о выплате страхового возмещения в срок, не превышающий 30 дней с момента получения последнего документа.
Разумеется, бывают случаи, когда страховые компании отказывают владельцам грузов в выплате, казалось бы, законного возмещения. Это может произойти, если в ходе разбирательства выяснится, что при заключении договора клиент сообщил страховщику заведомо ложные сведения о характере груза и виде перевозки или представил неполную информацию. Например, не уведомил страховщика о значительной задержке отправления груза, изменении маршрута следования и т.п.
Клиенту не видать страховки, если он не принял мер по спасению и сохранению груза или, того хуже, препятствовал страховщику в осуществлении этой благой цели. Страховые компании не выплатят возмещение, если факт страхового случая, связанного со стихийным бедствием, не подтвержден метеослужбой.
В этом случае у пострадавшего останется последний шанс -- попытаться доказать свои права на компенсацию ущерба через арбитражный суд. Или апеллировать к международному праву, если партнером выступала иностранная компания.

Страхование грузов -- та редкая сфера экономики, в которой права отечественных предприятий защищены. Иностранные страховые компании не могут работать с багажом, маршрут которого пролегает исключительно по российской территории. Это прерогатива наших страховщиков.В какой-то момент может оказаться, что компания, с которой клиент договорился о цене, страховать не готова груз. А точнее, не имеет права. Дело в том, что утвержденными правилами каждой компании четко оговаривается территория, на которой она работает. Одни действуют только на территории России, другие -- в странах СНГ, третьи -- по всему миру. Поэтому, обращаясь к страховщику, первым делом нужно поинтересоваться: а распространяются ли его полномочия на интересующие вас регионы?

Российские коммерсанты, куда бы они ни отправляли груз, могут страховать его в российской компании. Даже если багаж наших предприятий перемещается по территории иностранных государств (например, апельсины везут из Греции в Германию), предприятия эти могут быть застрахованы в российской фирме. А вот застраховать движение груза из Москвы в Екатеринбург в иностранной компании нельзя. Иностранцы по нашему законодательству не могут работать с маршрутами, проходящими исключительно по территории России.

Индивидуальный подход


В некоторых случаях страховой полис можно купить непосредственно у перевозчика, например в железнодорожных грузо-багажных кассах. Но он будет унифицированным и не позволит детально определить наиболее вероятные для данной перевозки риски, выбрать желаемый для компании объем страхового покрытия и оговорить приемлемый для клиента тариф. Индивидуальный подход к страхователю можно встретить только непосредственно в страховой компании.

Марина Левина, СК "ЮКОС-Гарант": "Нужно иметь в виду, что, в отличие от большинства видов страхования, страхование грузов осуществляется не на определенный срок, скажем, на год, а на перевозку. Обычно компании страхуют багаж на все время транспортировки "от склада до склада". Это означает, что страховая фирма отвечает за ваш груз с момента приема со склада в пункте отправления, затем в течение всей перевозки, включая перегрузки, перевалки, промежуточное хранение, вплоть до момента доставки груза на конечный склад. Иногда страховые компании несут ответственность за возможный ущерб еще и во время хранения груза на складе, как в пункте перегрузки с транспорта на транспорт, так и после выгрузки в месте назначения. Срок хранения страхованного груза обычно ограничен 1--2 месяцами. После этого страховщик уже не будет отвечать за ваш груз.

Условия страхования груза (стандартные и дополнительные) подробно прописываются в договоре или полисе либо содержатся в правилах страхования компании".

Генеральный договор -- это удобно


Самый простой способ застраховать груз -- заключить договор страхования "на рейс". Специалисты утверждают, что на это уйдет не более получаса. Если вы успели познакомиться с правилами страхования и они вас устроили, можно заполнять заявление на страхование. В нем содержится информация, которая важна для определения страхового тарифа: какой транспортируется груз, в каком количестве, кому он принадлежит, сколько стоит, как упакован, каков маршрут и вид транспорта, примерные сроки отправки и прибытия груза, условия хранения. В заявлении также приводятся страховые условия: страховая сумма, виды рисков, от которых нужно страховать груз. На основе этих сведений устанавливается страховой тариф.

С постоянными клиентами обычно заключаются генеральные договоры страхования грузов. Такой документ позволяет разом застраховать все запланированные перевозки, скажем, в течение года. В каждом конкретном случае не требуется перезаключения договора, достаточно по телефону или факсу информировать страховщика о предстоящей отправке. Если поставки идут интенсивно, сотрудники компании не станут требовать уведомления о каждом рейсе -- допускается "заявление страхователя о прошедших отправках единым списком" по итогам месяца или квартала.

Ирина Чумак, руководитель отдела страхования грузов СК "ПАРИ": "Генеральный договор, безусловно, очень удобен для страхователей, так как позволяет отойти от стандартных условий, которые не всегда устраивают клиентов, особенно участников внешнеторговой деятельности, и учесть все особенности и опасности, которым подвергается груз во время транспортировки. Например, недостача груза при наличии таможенной пломбы иногда не связана с недовложением в пункте отправления. Зачастую это происходит в результате недобросовестного "досмотра" груза на границе".

Главные заповеди страхователя


К сожалению, неприятности в пути не такая уж большая редкость. На шоссе бандиты грабят автомобили, срывают пломбы с железнодорожных контейнеров, старые судна идут ко дну и т.д. Даже самый безопасный, по меркам страховщиков, транспорт -- авиация -- в этом смысле небезгрешен. Чего стоило падение в Иркутске в декабре 1997 года военно-транспортного самолета Ан-124, который вез два истребителя Су-27. "Ингосстраху", кстати, это событие обошлось в $56 млн.

Итак, как быстро, без проволочек получить страховое возмещение, если, не дай Бог, поезд сойдет с рельсов, опрокинется фура с продуктами, словом, наступит страховой случай? Чтобы не осложнять себе жизнь и дальше, нужно иметь в виду следующее.

Первое. Как только стало известно о несчастье, необходимо предпринять все возможное для спасения уцелевшего груза и сохранения пострадавшего. К примеру, если на трассе опрокинулся грузовик с сахаром, нужно обеспечить охрану, чтобы товар не разворовали, чтобы сахар не размок под дождем или снегом. Не стоит беспокоиться, если эти действия потребуют дополнительных денежных трат. Практически все страховщики берут на себя расходы по спасению и сохранению грузов.

Если страховое событие произошло на железной или автомобильной дороге, нельзя самостоятельно вскрывать пломбы, открывать машину. При этом обязательно должен присутствовать представитель компетентных органов -- дорожная или транспортная милиция, а также представитель страховой компании или аварийный комиссар.

Второе. Если ваш груз пострадал, необходимо немедленно сообщить о случившемся в страховую компанию. Страховщик даст координаты аварийного комиссара (сюрвейера) -- независимого оценщика, который прибудет на место, подсчитает ущерб и составит акт. Далее необходимо написать заявление о происшествии в свободной форме и отправить его страховщику.

И лишь затем можно начинать сбор документов. А их потребуется немало. Вообще говоря, на этот случай страховщики еще при заключении договора выдают всем своим клиентам памятки. В них подробно описано, как нужно действовать, какие документы и где собирать, в какие сроки и куда представлять. Обычно от страхователей требуются бумаги, подтверждающие права на груз. Это перевозочные документы: инвойсы, железнодорожные накладные и т.д. Факт страхового случая нужно подтвердить заявлением водителя автомобиля, актом органов милиции о возбуждении дела по факту грабежа на дороге и т.д. Виза сюрвейера также подтверждает факт страхового события. Справка ГИБДД доказывает дорожно-транспортное происшествие, в результате которого поврежден груз. Помимо этого, вам придется выставить страховой компании претензии с указанием суммы нанесенного вам ущерба.

Обычно страховщики рассматривают заявление и решают вопрос о выплате страхового возмещения в срок, не превышающий 30 дней с момента получения последнего документа.

Разумеется, бывают случаи, когда страховые компании отказывают владельцам грузов в выплате, казалось бы, законного возмещения. Это может произойти, если в ходе разбирательства выяснится, что при заключении договора клиент сообщил страховщику заведомо ложные сведения о характере груза и виде перевозки или представил неполную информацию. Например, не уведомил страховщика о значительной задержке отправления груза, изменении маршрута следования и т.п.

Клиенту не видать страховки, если он не принял мер по спасению и сохранению груза или, того хуже, препятствовал страховщику в осуществлении этой благой цели. Страховые компании не выплатят возмещение, если факт страхового случая, связанного со стихийным бедствием, не подтвержден метеослужбой.

В этом случае у пострадавшего останется последний шанс -- попытаться доказать свои права на компенсацию ущерба через арбитражный суд. Или апеллировать к международному праву, если партнером выступала иностранная компания.

ВСЕВОЛОД ИВАНОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».