Наверх
12 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Закон не писан"

Появление первого в России клирингового банка должно снизить для участников организованных рынков ММВБ издержки при заключении сделок: новая структура предполагает отказ от 100-процентного предварительного депонирования средств. Но пока отсутствует главное — закон о клиринге и клиринговой деятельности.   На прошлой неделе ММВБ и Национальный депозитарный центр (НДЦ), также входящий в группу ММВБ, учредили акционерный коммерческий банк «Национальный клиринговый центр» (НКЦ). Доля ММВБ в уставном капитале составила 98%, НДЦ — 2%. В будущем в долю будет предложено войти и крупным акционерам ММВБ — коммерческим банкам (им отведены функции клиринговых брокеров). Уставный капитал клирингового банка составил 235 млн. рублей, при этом объявленный капитал банка — 1,5 млрд. рублей. Возглавил наблюдательный совет НКЦ зампред ЦБ Константин Корищенко, его заместителем стал президент ММВБ Александр Потемкин, а должность председателя правления занял директор департамента обеспечения и контроля операций на финансовых рынках ЦБ Виктор Агафонов. Документы для получения банковской лицензии будут отправлены в ЦБ в ноябре, работу банк сможет начать в апреле—июне 2006 года.

   До сих пор клиринг, по сути, был интегрирован в торговую систему ММВБ. Чтобы осуществить сделку купли-продажи ценных бумаг, один участник рынка должен был депонировать бумаги в НДЦ, другой — денежные средства в расчетной палате ММВБ. После завершения сделки торговая система должна рассчитать обязательства сторон, направить сведения в НДЦ и РП, а те, в свою очередь, произвести окончательные расчеты с участниками. Бурное развитие рынка привело к необходимости модернизировать эту систему. Специализированная клиринговая организация помимо зачета обязательств возьмет на себя управление рисками. Сейчас надежность гарантируется 100-процентным предварительным депонированием, от которого западные страны давно отказались. «Торги с полным обеспечением с точки зрения мировой практики нонсенс. Так ценными бумагами торгуют только в России и, насколько мне известно, в некоторых странах, образовавшихся после распада Советского Союза», — говорит гендиректор ЗАО «Клиринговый центр РТС» Сергей Горбаченко. НКЦ планирует отказаться от предварительного обеспечения, что должно снизить издержки участников рынка: им не потребуется отвлекать ресурсы для заключения сделок. Но это сделает рынок и более рискованным. «При выходе на рынок с частичным обеспечением любой участник должен четко понимать, как работает система гарантий, построенная на данном рынке. Только после оценки приемлемости рисков неисполнения сделок, заложенных в данную систему, участник сможет определить лимиты, которые он готов поставить на данный рынок», — предостерегает Сергей Горбаченко.

   Планы учредителей НКЦ, в том числе и по переходу в будущем на централизованный клиринг, были бы совсем радужными, если бы не одно «но». Правовая природа клиринга до сих пор не определена. Сейчас клиринговая деятельность регулируется федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и, частично, законами о Центральном банке и товарных биржах. Но работа по подготовке законопроекта о клиринге и клиринговой деятельности все же ведется. По словам одного из разработчиков законопроекта, генерального директора ИНФИ ПАРТАД Петра Ланскова, на рассмотрение правительственных ведомств документ должен быть представлен во второй половине ноября, выйти же оттуда он сможет только в следующем году.

   «На мой взгляд, организаторы банка несколько спешат, объявляя его клиринговым, — считает один из источников «Профиля», пожелавший остаться неназванным. — Во-первых, функцией банка в этом процессе являются скорее расчеты по результатам клиринга, чем сам клиринг. Во-вторых, организаторы не могут знать окончательного итога разработки закона — будет ли в нем вообще сочетаться клиринговая деятельность с банковской? Будут ли существовать клиринговые брокеры? А потому можно рассматривать такого рода инициативы и как форму психологического давления на ведомства, участвующие в разработке законопроекта. Публичное акцентирование на реализации лишь одной из возможных моделей клиринговой деятельности мне представляется элементом не экономической жизни, а политической борьбы». По мнению эксперта, Центробанк навязывает рынку свое видение клиринга, в котором он является главной действующей фигурой. Учредители банка не скрывают, что хотели бы взять НКЦ за основу для Центральной клиринговой палаты — можно предположить, что в будущем ЦБ окажется не прочь диктовать цены на клиринговые услуги.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK