24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2009 года: "ЗАКРОМА РОДИНЫ"

Архивная публикация 2009 года: "ЗАКРОМА РОДИНЫ"

Безумных идей полностью отказаться от импорта никто не вынашивает, но чрезмерная зависимость от иностранного продовольствия создает угрозу безопасности страны. Ресурсный потенциал России огромен, но парадокс в том, что качественного и доступного продовольствия у нас недостаточно. При этом доля импорта растет, ассортимент же отечественных продуктов питания расширяется медленно. Особенно сильно зависят от импортных поставок индустриальные регионы. А ведь именно способность областей обеспечить население своими продуктами питания - это та база, на которой основывается продовольственная безопасность страны в целом.
Безумных идей полностью отказаться от импорта никто не вынашивает, хотя качество ввозимых продуктов нередко вызывает серьезные претензии. Отказ от импорта - дело экономически невыгодное, к тому же отсутствие зарубежных конкурентов приведет к усилению национальных монополий в этой сфере. Но то, что чрезмерная зависимость от иностранного продовольствия создает угрозу экономической безопасности страны, - тоже не преувеличение. Ведь речь идет о том, что внутренний рынок, по сути, отдается на откуп иностранным компаниям.
Оптимальная доля импорта на внутреннем рынке, как показывает мировой опыт, должна быть 17-25%. В России же она составляет более 30%. Как привести этот показатель в норму? Во-первых, государство должно оказывать финансовую поддержку хозяйствам, способным производить те виды продукции, которые мы закупаем за рубежом. Особенно сейчас, когда из-за финансового кризиса инвестиции в сельское хозяйство снизились. У нас же уровень бюджетной поддержки (в расчете на один рубль произведенной продукции) недостаточен, он в 2,7 раза меньше, чем в США, и в 5,4 раза меньше, чем в Евросоюзе.
Во-вторых, нужна более гибкая система таможенных пошлин, поскольку есть отрасли агропромышленного комплекса, нуждающиеся в таможенной защите. На ввоз некоторых видов продуктов (например, зерна, алкоголя, табачных изделий) вообще нужна государственная монополия, чтобы обеспечить снабжение внутреннего рынка по обоснованным ценам.
Правительство нельзя обвинить в полном бездействии. Проводятся зерновые интервенции (наращивание производства зерна признано главнейшей задачей); регулируются ввозные квоты на мясо; введены меры тарифно-пошлинного регулирования на некоторые продукты; внесены поправки в финансирование госпрограммы развития сельского хозяйства. Сейчас разрабатываются два важнейших документа - требования к безопасности объектов, "обеспечивающих ветеринарно-санитарное благополучие", и требования к фитосанитарной безопасности. К действующему техническому регламенту на молоко и молочную продукцию скоро добавятся аналогичные документы по мясу и отдельно по мясу птицы. Ведь качество продуктов питания - это тоже составляющая продовольственной безопасности, и очень весомая, поскольку от нее зависит здоровье наших сограждан.
Но, несмотря на все это, уровень продовольственной безопасности вызывает серьезные опасения. К сожалению, российский аграрный бизнес имеет мало возможностей для развития, низкие закупочные цены оборачиваются нулевой рентабельностью, а порой и убыточностью.
Дело в том, что меры должны быть системными, опирающимися на мощную законодательную базу. Между тем до сих пор не утвержден главный документ - доктрина продовольственной безопасности, которая вместе с принятым законом "О развитии сельского хозяйства" и отраслевой госпрограммой на 2008-2012 годы должна стать основой для разработки целого пакета законов. Таких законов, говорят эксперты Национального фонда защиты потребителей, должно быть не меньше тридцати!
В том числе нужны законы, связанные с совершенствованием экономического механизма, созданием инфраструктуры продовольственного рынка, необходима нормативная база отдельно по продовольственному обеспечению регионов, некоторых категорий населения, регулированию торговли и многое другое. Мы решили внимательно присмотреться к наработкам стран Евросоюза в сфере обеспечения продовольственной безопасности, в частности, к опыту Германии, где законодательная база сформирована давно и эффективно работает.

Безумных идей полностью отказаться от импорта никто не вынашивает, но чрезмерная зависимость от иностранного продовольствия создает угрозу безопасности страны. Ресурсный потенциал России огромен, но парадокс в том, что качественного и доступного продовольствия у нас недостаточно. При этом доля импорта растет, ассортимент же отечественных продуктов питания расширяется медленно. Особенно сильно зависят от импортных поставок индустриальные регионы. А ведь именно способность областей обеспечить население своими продуктами питания - это та база, на которой основывается продовольственная безопасность страны в целом.
Безумных идей полностью отказаться от импорта никто не вынашивает, хотя качество ввозимых продуктов нередко вызывает серьезные претензии. Отказ от импорта - дело экономически невыгодное, к тому же отсутствие зарубежных конкурентов приведет к усилению национальных монополий в этой сфере. Но то, что чрезмерная зависимость от иностранного продовольствия создает угрозу экономической безопасности страны, - тоже не преувеличение. Ведь речь идет о том, что внутренний рынок, по сути, отдается на откуп иностранным компаниям.
Оптимальная доля импорта на внутреннем рынке, как показывает мировой опыт, должна быть 17-25%. В России же она составляет более 30%. Как привести этот показатель в норму? Во-первых, государство должно оказывать финансовую поддержку хозяйствам, способным производить те виды продукции, которые мы закупаем за рубежом. Особенно сейчас, когда из-за финансового кризиса инвестиции в сельское хозяйство снизились. У нас же уровень бюджетной поддержки (в расчете на один рубль произведенной продукции) недостаточен, он в 2,7 раза меньше, чем в США, и в 5,4 раза меньше, чем в Евросоюзе.
Во-вторых, нужна более гибкая система таможенных пошлин, поскольку есть отрасли агропромышленного комплекса, нуждающиеся в таможенной защите. На ввоз некоторых видов продуктов (например, зерна, алкоголя, табачных изделий) вообще нужна государственная монополия, чтобы обеспечить снабжение внутреннего рынка по обоснованным ценам.
Правительство нельзя обвинить в полном бездействии. Проводятся зерновые интервенции (наращивание производства зерна признано главнейшей задачей); регулируются ввозные квоты на мясо; введены меры тарифно-пошлинного регулирования на некоторые продукты; внесены поправки в финансирование госпрограммы развития сельского хозяйства. Сейчас разрабатываются два важнейших документа - требования к безопасности объектов, "обеспечивающих ветеринарно-санитарное благополучие", и требования к фитосанитарной безопасности. К действующему техническому регламенту на молоко и молочную продукцию скоро добавятся аналогичные документы по мясу и отдельно по мясу птицы. Ведь качество продуктов питания - это тоже составляющая продовольственной безопасности, и очень весомая, поскольку от нее зависит здоровье наших сограждан.
Но, несмотря на все это, уровень продовольственной безопасности вызывает серьезные опасения. К сожалению, российский аграрный бизнес имеет мало возможностей для развития, низкие закупочные цены оборачиваются нулевой рентабельностью, а порой и убыточностью.
Дело в том, что меры должны быть системными, опирающимися на мощную законодательную базу. Между тем до сих пор не утвержден главный документ - доктрина продовольственной безопасности, которая вместе с принятым законом "О развитии сельского хозяйства" и отраслевой госпрограммой на 2008-2012 годы должна стать основой для разработки целого пакета законов. Таких законов, говорят эксперты Национального фонда защиты потребителей, должно быть не меньше тридцати!
В том числе нужны законы, связанные с совершенствованием экономического механизма, созданием инфраструктуры продовольственного рынка, необходима нормативная база отдельно по продовольственному обеспечению регионов, некоторых категорий населения, регулированию торговли и многое другое. Мы решили внимательно присмотреться к наработкам стран Евросоюза в сфере обеспечения продовольственной безопасности, в частности, к опыту Германии, где законодательная база сформирована давно и эффективно работает.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».