23 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2008 года: "Занавес!"

Архивная публикация 2008 года: "Занавес!"

Не стало Наталии Бессмертновой. Ушла балерина, чье имя ассоциируется с золотым веком Большого театра - эпохой Юрия Григоровича. Она танцевала тридцать три года - с 1961-го по 1994-й. Случай беспрецедентный! Она долгое время была официальным Большого балета, как называли во всем мире труппу Григоровича, и ушла из театра вместе с ним, супругом, ибо не мыслила жизни в искусстве без своего Мастера. Народная артистка СССР, лауреат государственных и Ленинской премий, лауреат премии Анны Павловой. Все это о ней - и не о ней. Она будто жила в параллельном мире, спокойно и достойно проходя мимо шумихи и почестей. У нее была своя, другая жизнь, другая цель: Служение.

Бессмертнова была сложной балериной: тем, кто не застал ее рассвета, понять ее было нелегко. А те, кто застал, никогда не забудут ее первый выход в в 1963 году. Бессмертнова взорвала представление о традиционном балете. Приглаженный образ официальной милой пейзанки был безжалостно изгнан со сцены. С той поры ни одна балерина не берется за , если не умеет думать. А потом наступила стагнация: все одинаково чисто, ровно, красиво, совершенно. Она стала первой и лучшей исполнительницей всех балетов Григоровича: Ширин в , Фригия в , Одетта-Одиллия в , Аврора в , Анастасия в , Рита в и триумфальный венец всего - .

Она сверкала на сценах и , Венской и Римской опер, нью-йоркской . Это были блистательные балеты, отточенные партии - и не более. Не потому что Бессмертнова не чувствовала и не могла передать, а потому, что это стало ее сущностью, она сама была такой и сама себя удерживала в рамках. Ее жизнь - подвиг. Встретив своего Мастера, она осталась с ним и отдала ему себя целиком. Трильби и Свенгали, Маргарита и Мастер - это о них, о Бессмертновой и Григоровиче. Ей было, очевидно, сложно расстаться с иллюзиями юности, с порывами и страстями, но она пошла на это и обрела веру и гармонию. Что она за это получила - знают все. А чего не получила, не почувствовала, не дожила, не смогла - знают только Бог и она сама. .

Бессмертнова не была приятной, ни на сцене, ни в жизни. Ее не очень любили, и как человека, и как балерину. Уважали, восхищались профессионализмом, но не любили. Да и не могли любить - она бы не позволила. Она была гордой и жесткой, она несла свой крест в одиночестве. И никогда не давала себе расслабиться, раскрыться. Лишь однажды, в конце карьеры Наталии Бессмертновой, случилось чудо.

К юбилею Нижинского в Большом давали . Не знаю, что в этот вечер случилось с балериной, не знаю, почему она вдруг решилась на это. Впервые на сцене не было Бессмертновой точеной, изысканно холодной, равнодушной. На сцене будто ожила романтическая греза, о которой мечтал Фокин. Из шелухи регалий и закостеневших форм партий вспорхнула Сильфида. Юная и поэтичная, шаловливая и томная, романтическая, задумчивая и манящая... Настоящая. Это был катарсис. Прекрасно... и страшно. По-тому что именно тогда стало ясно, что положила Бессмертнова на алтарь, чем пожертвовала. За своим Мастером она последовала и в изгнание: была ассистентом хореографа и репетитором всех постановок Григоровича последних лет. Она была гармонична и здесь, в педагогике, став тонким, умным и думающим учителем. Но за все в жизни приходится платить. Звонок прозвенел - и она угасла.

Не стало Наталии Бессмертновой. Ушла балерина, чье имя ассоциируется с золотым веком Большого театра - эпохой Юрия Григоровича. Она танцевала тридцать три года - с 1961-го по 1994-й. Случай беспрецедентный! Она долгое время была официальным Большого балета, как называли во всем мире труппу Григоровича, и ушла из театра вместе с ним, супругом, ибо не мыслила жизни в искусстве без своего Мастера. Народная артистка СССР, лауреат государственных и Ленинской премий, лауреат премии Анны Павловой. Все это о ней - и не о ней. Она будто жила в параллельном мире, спокойно и достойно проходя мимо шумихи и почестей. У нее была своя, другая жизнь, другая цель: Служение.

Бессмертнова была сложной балериной: тем, кто не застал ее рассвета, понять ее было нелегко. А те, кто застал, никогда не забудут ее первый выход в в 1963 году. Бессмертнова взорвала представление о традиционном балете. Приглаженный образ официальной милой пейзанки был безжалостно изгнан со сцены. С той поры ни одна балерина не берется за , если не умеет думать. А потом наступила стагнация: все одинаково чисто, ровно, красиво, совершенно. Она стала первой и лучшей исполнительницей всех балетов Григоровича: Ширин в , Фригия в , Одетта-Одиллия в , Аврора в , Анастасия в , Рита в и триумфальный венец всего - .

Она сверкала на сценах и , Венской и Римской опер, нью-йоркской . Это были блистательные балеты, отточенные партии - и не более. Не потому что Бессмертнова не чувствовала и не могла передать, а потому, что это стало ее сущностью, она сама была такой и сама себя удерживала в рамках. Ее жизнь - подвиг. Встретив своего Мастера, она осталась с ним и отдала ему себя целиком. Трильби и Свенгали, Маргарита и Мастер - это о них, о Бессмертновой и Григоровиче. Ей было, очевидно, сложно расстаться с иллюзиями юности, с порывами и страстями, но она пошла на это и обрела веру и гармонию. Что она за это получила - знают все. А чего не получила, не почувствовала, не дожила, не смогла - знают только Бог и она сама. .

Бессмертнова не была приятной, ни на сцене, ни в жизни. Ее не очень любили, и как человека, и как балерину. Уважали, восхищались профессионализмом, но не любили. Да и не могли любить - она бы не позволила. Она была гордой и жесткой, она несла свой крест в одиночестве. И никогда не давала себе расслабиться, раскрыться. Лишь однажды, в конце карьеры Наталии Бессмертновой, случилось чудо.

К юбилею Нижинского в Большом давали . Не знаю, что в этот вечер случилось с балериной, не знаю, почему она вдруг решилась на это. Впервые на сцене не было Бессмертновой точеной, изысканно холодной, равнодушной. На сцене будто ожила романтическая греза, о которой мечтал Фокин. Из шелухи регалий и закостеневших форм партий вспорхнула Сильфида. Юная и поэтичная, шаловливая и томная, романтическая, задумчивая и манящая... Настоящая. Это был катарсис. Прекрасно... и страшно. По-тому что именно тогда стало ясно, что положила Бессмертнова на алтарь, чем пожертвовала. За своим Мастером она последовала и в изгнание: была ассистентом хореографа и репетитором всех постановок Григоровича последних лет. Она была гармонична и здесь, в педагогике, став тонким, умным и думающим учителем. Но за все в жизни приходится платить. Звонок прозвенел - и она угасла.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».