Наверх
24 января 2020
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Запасной вход"

Вхождение России в безвизовое пространство Европы — крайне амбициозная задача, считает заместитель министра иностранных дел РФ Сергей РАЗОВ. Когда она будет выполнена, пока не знают даже в МИДе.«Профиль»: Сергей Сергеевич, зачем России нужен безвизовый режим для поездок в Европу — для укрепления собственного имиджа или для решения практических задач?
Сергей Разов: По большому счету, безвизовый режим — это обоюдная потребность. Если мы — и ЕС, и Россия — действительно ставим перед собой задачу построения единой, демократической, безопасной Европы, мы должны ориентироваться на единое пространство в экономической, культурной, образовательной сферах, в области безопасности, правосудия и т.д. Понятно, что свобода передвижения людей по Европе — неотъемлемый компонент такого пространства. Нынешняя ситуация, когда, с одной стороны, мы все больше говорим о единой Европе, где люди могли бы свободно общаться, а с другой стороны, множатся очереди за получением шенгенских виз, явно ненормальна.
Прекрасно понимаем, что, выдвигая такую амбициозную задачу, мы взваливаем и на свои плечи выполнение не менее амбициозного «домашнего задания». И в плане упорядочения и обустройства собственных границ, и в плане контроля за нелегальной миграцией — решение каждой из них потребует немалых организационных, финансовых, технических усилий и затрат. Например, для вхождения в безвизовое европейское пространство необходимо заключить соглашение о реадмиссии (возврате незаконных мигрантов) между РФ и ЕС.
«П.»: Когда можно ожидать реальных шагов по решению задачи?
С.Р.: К сожалению, дело движется медленно. Еврокомиссия учитывает мнения всех стран—членов Евросоюза. А они не всегда едины. Играет свою роль и евробюрократия.
Впрочем, прорабатываются разные варианты. Существует, например, возможность безвизовых поездок по дипломатическим и служебным паспортам. Да и визовой режим бывает разным — виза может быть бесплатной, долгосрочной, многократной; не всегда для ее получения обязательно наличие приглашения «с той стороны»; может быть установлен упрощенный порядок получения визы для отдельных категорий граждан — бизнесменов, школьников, студентов, участников научных и культурных обменов и т.д.
«П.»: Есть ли расчеты, во сколько нам может обойтись реализация соглашений о реадмиссии?
С.Р.: «Просчитано» только соглашение с Литвой (оно заключено в рамках выполнения договоренностей по калининградскому транзиту) — 1,5 млн. рублей в год. Реализация этого первого для России соглашения такого рода, надеюсь, окажется делом не самым трудным. С учетом реальных миграционных потоков число возвращаемых с территории Литвы в Россию нелегальных мигрантов будет, видимо, исчисляться всего несколькими десятками человек в год.
«П.»: Насколько опыт переговоров по проблеме калининградского транзита может быть использован в выработке решений по безвизовому режиму для всех россиян?
С.Р.: Решение проблемы калининградского пассажирского транзита может стать «пилотным проектом» в выработке и других договоренностей с ЕС. Как известно, исходные позиции сторон по проблеме транзита были диаметрально противоположными. Однако в ходе переговоров удалось найти взаимоприемлемую схему. Введенный с 1 июля механизм реально действует: за два месяца наши граждане оформили около 140 тысяч упрощенных проездных документов на железной дороге и беспрепятственно пересекли территорию Литвы. При этом ни оформления виз, ни каких-либо дополнительных затрат — финансовых или временных — от них не потребовалось. Можно с уверенностью констатировать: государственной важности задача обеспечения беспрепятственного транзита российских граждан между Калининградской областью и остальной территорией России успешно решена в тесном сотрудничестве с Евросоюзом и Литвой.
«П.»: Вы рассчитываете, что в будущем России и ЕС удастся находить компромиссные решения и по проблеме безвизовых поездок?
С.Р.: Рассчитываю. Ведь даже из жестких шенгенских правил есть исключения. Сегодня около 45 стран — не членов Евросоюза пользуются безвизовым режимом поездок в «шенгенское пространство». И это не только европейские государства, но и ряд латиноамериканских стран — замечу, не самых благополучных с точки зрения контроля за оборотом наркотиков и уровня преступности. Включение в перспективе России в этот список было бы, на мой взгляд, логичным.
«П.»: Не кажется ли вам, что, выступая за безвизовый режим со странами ЕС, Россия несколько забегает вперед? Ведь на сегодняшний день успехи в решении того, что вы называете «домашним заданием», у нас весьма скромны.
С.Р.: Как известно, под лежачий камень вода не течет. И если мы не будем ставить перед собой долгосрочных политических задач, то и реального движения вперед ожидать трудно.
Беседовал Владимир Рудаков

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK