16 апреля 2024
USD 93.59 +0.15 EUR 99.79 +0.07
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Запасной вход"

Архивная публикация 2003 года: "Запасной вход"

Вхождение России в безвизовое пространство Европы -- крайне амбициозная задача, считает заместитель министра иностранных дел РФ Сергей РАЗОВ. Когда она будет выполнена, пока не знают даже в МИДе."Профиль": Сергей Сергеевич, зачем России нужен безвизовый режим для поездок в Европу -- для укрепления собственного имиджа или для решения практических задач?
Сергей Разов: По большому счету, безвизовый режим -- это обоюдная потребность. Если мы -- и ЕС, и Россия -- действительно ставим перед собой задачу построения единой, демократической, безопасной Европы, мы должны ориентироваться на единое пространство в экономической, культурной, образовательной сферах, в области безопасности, правосудия и т.д. Понятно, что свобода передвижения людей по Европе -- неотъемлемый компонент такого пространства. Нынешняя ситуация, когда, с одной стороны, мы все больше говорим о единой Европе, где люди могли бы свободно общаться, а с другой стороны, множатся очереди за получением шенгенских виз, явно ненормальна.
Прекрасно понимаем, что, выдвигая такую амбициозную задачу, мы взваливаем и на свои плечи выполнение не менее амбициозного "домашнего задания". И в плане упорядочения и обустройства собственных границ, и в плане контроля за нелегальной миграцией -- решение каждой из них потребует немалых организационных, финансовых, технических усилий и затрат. Например, для вхождения в безвизовое европейское пространство необходимо заключить соглашение о реадмиссии (возврате незаконных мигрантов) между РФ и ЕС.
"П.": Когда можно ожидать реальных шагов по решению задачи?
С.Р.: К сожалению, дело движется медленно. Еврокомиссия учитывает мнения всех стран--членов Евросоюза. А они не всегда едины. Играет свою роль и евробюрократия.
Впрочем, прорабатываются разные варианты. Существует, например, возможность безвизовых поездок по дипломатическим и служебным паспортам. Да и визовой режим бывает разным -- виза может быть бесплатной, долгосрочной, многократной; не всегда для ее получения обязательно наличие приглашения "с той стороны"; может быть установлен упрощенный порядок получения визы для отдельных категорий граждан -- бизнесменов, школьников, студентов, участников научных и культурных обменов и т.д.
"П.": Есть ли расчеты, во сколько нам может обойтись реализация соглашений о реадмиссии?
С.Р.: "Просчитано" только соглашение с Литвой (оно заключено в рамках выполнения договоренностей по калининградскому транзиту) -- 1,5 млн. рублей в год. Реализация этого первого для России соглашения такого рода, надеюсь, окажется делом не самым трудным. С учетом реальных миграционных потоков число возвращаемых с территории Литвы в Россию нелегальных мигрантов будет, видимо, исчисляться всего несколькими десятками человек в год.
"П.": Насколько опыт переговоров по проблеме калининградского транзита может быть использован в выработке решений по безвизовому режиму для всех россиян?
С.Р.: Решение проблемы калининградского пассажирского транзита может стать "пилотным проектом" в выработке и других договоренностей с ЕС. Как известно, исходные позиции сторон по проблеме транзита были диаметрально противоположными. Однако в ходе переговоров удалось найти взаимоприемлемую схему. Введенный с 1 июля механизм реально действует: за два месяца наши граждане оформили около 140 тысяч упрощенных проездных документов на железной дороге и беспрепятственно пересекли территорию Литвы. При этом ни оформления виз, ни каких-либо дополнительных затрат -- финансовых или временных -- от них не потребовалось. Можно с уверенностью констатировать: государственной важности задача обеспечения беспрепятственного транзита российских граждан между Калининградской областью и остальной территорией России успешно решена в тесном сотрудничестве с Евросоюзом и Литвой.
"П.": Вы рассчитываете, что в будущем России и ЕС удастся находить компромиссные решения и по проблеме безвизовых поездок?
С.Р.: Рассчитываю. Ведь даже из жестких шенгенских правил есть исключения. Сегодня около 45 стран -- не членов Евросоюза пользуются безвизовым режимом поездок в "шенгенское пространство". И это не только европейские государства, но и ряд латиноамериканских стран -- замечу, не самых благополучных с точки зрения контроля за оборотом наркотиков и уровня преступности. Включение в перспективе России в этот список было бы, на мой взгляд, логичным.
"П.": Не кажется ли вам, что, выступая за безвизовый режим со странами ЕС, Россия несколько забегает вперед? Ведь на сегодняшний день успехи в решении того, что вы называете "домашним заданием", у нас весьма скромны.
С.Р.: Как известно, под лежачий камень вода не течет. И если мы не будем ставить перед собой долгосрочных политических задач, то и реального движения вперед ожидать трудно.
Беседовал Владимир Рудаков

Вхождение России в безвизовое пространство Европы -- крайне амбициозная задача, считает заместитель министра иностранных дел РФ Сергей РАЗОВ. Когда она будет выполнена, пока не знают даже в МИДе."Профиль": Сергей Сергеевич, зачем России нужен безвизовый режим для поездок в Европу -- для укрепления собственного имиджа или для решения практических задач?

Сергей Разов: По большому счету, безвизовый режим -- это обоюдная потребность. Если мы -- и ЕС, и Россия -- действительно ставим перед собой задачу построения единой, демократической, безопасной Европы, мы должны ориентироваться на единое пространство в экономической, культурной, образовательной сферах, в области безопасности, правосудия и т.д. Понятно, что свобода передвижения людей по Европе -- неотъемлемый компонент такого пространства. Нынешняя ситуация, когда, с одной стороны, мы все больше говорим о единой Европе, где люди могли бы свободно общаться, а с другой стороны, множатся очереди за получением шенгенских виз, явно ненормальна.

Прекрасно понимаем, что, выдвигая такую амбициозную задачу, мы взваливаем и на свои плечи выполнение не менее амбициозного "домашнего задания". И в плане упорядочения и обустройства собственных границ, и в плане контроля за нелегальной миграцией -- решение каждой из них потребует немалых организационных, финансовых, технических усилий и затрат. Например, для вхождения в безвизовое европейское пространство необходимо заключить соглашение о реадмиссии (возврате незаконных мигрантов) между РФ и ЕС.

"П.": Когда можно ожидать реальных шагов по решению задачи?

С.Р.: К сожалению, дело движется медленно. Еврокомиссия учитывает мнения всех стран--членов Евросоюза. А они не всегда едины. Играет свою роль и евробюрократия.

Впрочем, прорабатываются разные варианты. Существует, например, возможность безвизовых поездок по дипломатическим и служебным паспортам. Да и визовой режим бывает разным -- виза может быть бесплатной, долгосрочной, многократной; не всегда для ее получения обязательно наличие приглашения "с той стороны"; может быть установлен упрощенный порядок получения визы для отдельных категорий граждан -- бизнесменов, школьников, студентов, участников научных и культурных обменов и т.д.

"П.": Есть ли расчеты, во сколько нам может обойтись реализация соглашений о реадмиссии?

С.Р.: "Просчитано" только соглашение с Литвой (оно заключено в рамках выполнения договоренностей по калининградскому транзиту) -- 1,5 млн. рублей в год. Реализация этого первого для России соглашения такого рода, надеюсь, окажется делом не самым трудным. С учетом реальных миграционных потоков число возвращаемых с территории Литвы в Россию нелегальных мигрантов будет, видимо, исчисляться всего несколькими десятками человек в год.

"П.": Насколько опыт переговоров по проблеме калининградского транзита может быть использован в выработке решений по безвизовому режиму для всех россиян?

С.Р.: Решение проблемы калининградского пассажирского транзита может стать "пилотным проектом" в выработке и других договоренностей с ЕС. Как известно, исходные позиции сторон по проблеме транзита были диаметрально противоположными. Однако в ходе переговоров удалось найти взаимоприемлемую схему. Введенный с 1 июля механизм реально действует: за два месяца наши граждане оформили около 140 тысяч упрощенных проездных документов на железной дороге и беспрепятственно пересекли территорию Литвы. При этом ни оформления виз, ни каких-либо дополнительных затрат -- финансовых или временных -- от них не потребовалось. Можно с уверенностью констатировать: государственной важности задача обеспечения беспрепятственного транзита российских граждан между Калининградской областью и остальной территорией России успешно решена в тесном сотрудничестве с Евросоюзом и Литвой.

"П.": Вы рассчитываете, что в будущем России и ЕС удастся находить компромиссные решения и по проблеме безвизовых поездок?

С.Р.: Рассчитываю. Ведь даже из жестких шенгенских правил есть исключения. Сегодня около 45 стран -- не членов Евросоюза пользуются безвизовым режимом поездок в "шенгенское пространство". И это не только европейские государства, но и ряд латиноамериканских стран -- замечу, не самых благополучных с точки зрения контроля за оборотом наркотиков и уровня преступности. Включение в перспективе России в этот список было бы, на мой взгляд, логичным.

"П.": Не кажется ли вам, что, выступая за безвизовый режим со странами ЕС, Россия несколько забегает вперед? Ведь на сегодняшний день успехи в решении того, что вы называете "домашним заданием", у нас весьма скромны.

С.Р.: Как известно, под лежачий камень вода не течет. И если мы не будем ставить перед собой долгосрочных политических задач, то и реального движения вперед ожидать трудно.

Беседовал Владимир Рудаков

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».