Архивная публикация 2001 года: "Заплатим за все"
При этом, похоже, кроме как у населения, которое платит только половину от себестоимости содержания своих квартир, денег найти негде."Новый ледниковый период" в России, стартовавший в некоторых ее регионах нынешней зимой, судя по всему, на будущий год не закончится.
Недаром одной из основных проблем, которой президент Путин уделил особое внимание во время поездки по Сибири, стала реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) -- то есть всего того (труб отопления, водопроводов, ремонта в подъездах и вывоза мусора), что в сумме ассоциируются у обывателя с одним емким словом: квартплата.
Реформа ЖКХ -- головная боль всех без исключения российских правительств. Ведь это скучная в своей обыденности сфера ежегодно отнимает у бюджетов всех уровней колоссальные суммы (в 2000 году из федерального, региональных и муниципальных бюджетов на ЖКХ было выделено около 123 млрд. рублей).
Население за поддержание жилищного фонда и обслуживающей его инфраструктуры платит лишь частично (в среднем 60% от себестоимости). Задача реформы как раз и состоит в том, чтобы переложить расходы по поддержанию и развитию ЖКХ полностью на граждан.
Завершить процесс, начатый в середине 90-х годов, предлагается поэтапно, постепенно увеличивая квартплату -- вслед за прогнозируемым ростом реальных доходов населения.
На сегодня крайний срок окончательного перекладывания финансирования ЖКХ на плечи квартиро- и домовладельцев -- 2003 год (в некоторых регионах это перенесено на более позднее время, к примеру, в Москве -- на 2007 год). Принятое Думой решение об отсрочке перехода до 2008 года законной силы не имеет: данный вопрос находится в компетенции правительства, Дума может влиять на него лишь косвенно -- через утверждение бюджета.
Между тем реальность этих планов вызывает сомнения. Сомневаться заставляет, в частности, та информация, которую мы получаем от наших региональных корреспондентов.
Первое, что удивляет в материалах, полученных с мест: никакой связи между доходами населения, процентом дотаций для ЖКХ и размером квартплаты нет. Понятно, почему, к примеру, в Якутске за квартиру под 60 кв. м семья из трех человек платит 980 рублей в месяц, тогда как в Дербенте -- всего 60 рублей: Якутск -- Крайний Север, он и есть Крайний Север, и здесь затраты на отопление и водоснабжение в условиях вечной мерзлоты гораздо выше, чем в солнечном дагестанском Дербенте. Не ясно другое. Почему в расположенном неподалеку от Дербента Нальчике указанная сумма составляет уже 310 рублей, что вполне сопоставимо с 370 рублями, которые отдает за квартиру семья из Новосибирска?
И таких примеров можно привести множество. В Курске квартплата для нашей условной семьи -- 341 рубль в месяц, в соседнем Воронеже -- 209 рублей, в холодном Иркутске -- 329 рублей, в южном Ростове-на-Дону -- 455 рублей и т.д.
Никак не привязана квартплата и к размеру дотаций, выделяемых из бюджета.
В Кемерове (квартплата -- 342 рубля в месяц) дотируется 40% расходов на ЖКХ (иными словами, к 2003 году при стопроцентной оплате взносы за квартиру здесь повысятся на 40%), в соседнем Новосибирске (367 рублей) дотации составляют 55%, в Саратове (290 рублей) -- 30%, в соседней Самаре (210 рублей) -- все 70%.
Единственное, в чем более менее совпадают полученные с мест данные,-- это в степени изношенности тех самых коммуникаций, содержание которых и планируют к 2003 году полностью переложить на плечи населения. Здесь картина более-менее однообразна: Иркутск -- 50%, Саратов -- 60%, Курск -- 63%, Пермь -- 65,5%, Оренбург -- более 60%. Санкт-Петербург -- 94%, Ростов-на-Дону -- 97%.
При том, что должники есть везде, случаи выселения граждан за долги в помещения меньшей площади единичны. Из полученных нашими корреспондентами данных по восемнадцати регионам всего в трех местах такие переселения производились. К примеру, в Перми один квартиросъемщик не платил за свое жилье в течение 46 месяцев и по решению суда из стандартной однокомнатной квартиры был переселен в комнату площадью 8,6 кв. м. в коммуналке. Аналогичный случай имел место и в Нижнем Новгороде: неплательщица за трехлетний долг по квартплате была переселена из трехкомнатной в однокомнатную квартиру.
Однако в целом такой эффективный рычаг, как выселение за долги в жилье худшего качества, в России почти не практикуется: власти боятся выдворять на улицу людей, месяцами не получающих зарплату. В Кемерове более полугода за квартиру не платит 2725 семей (1,75% от всех квартиросъемщиков), в Санкт-Петербурге -- 176,7 тысячи семей (12%), в Нижнем Новгороде -- около 10 тысяч (2%) и т.д. Число должников все время растет -- при том, что значительная часть квартиросъемщиков получают дотации на квартплату из местных бюджетов. Так, в Курске дотации получает каждая третья семья, в Воронеже -- 23,9% семей, в Саратове -- 22%. И это при нынешнем уровне квартплаты. Что будет с ее повышением в среднем вдвое, предположить нетрудно.
Ведь если в уже упомянутой Самаре на сегодня семья из трех человек за квартиру площадью 60 кв. метров платит в месяц 210 рублей, то после перехода на 100-процентную оплату (сейчас самарцы платят лишь 30% от себестоимости) эта сумма составит 700 рублей. И тогда число семей, получающих от города субсидии на квартплату (сейчас их 5750), может возрасти многократно. Впрочем, как и число откровенных неплательщиков.
Таким образом, после анализа состояния ЖКХ в регионах встает главная проблема: громоздкое и запущенное хозяйство надо реформировать за счет полунищего населения.
Сергей Круглик, первый заместитель председателя Государственного комитета РФ по строительству:
"Разговоры о реформе ЖКХ и о том, что население должно оплачивать 100% коммунальных услуг, идут уже много лет. Вначале реформу планировалось запустить в 1998 году. Затем -- в 2003-м. В позапрошлом году Дума решила перенести сроки на 2008 год. Но есть опасение, что если не принять меры сейчас, то до 2008 года система ЖКХ просто не доживет.
Чем дальше откладывается реформа, тем больше средств требуется на ее реализацию, ведь коммуникации (тепло, водопроводы) не обновляются десятилетиями, и при нынешней ситуации, когда население оплачивает их содержание лишь частично, муниципальные бюджеты поправить положение не могут: у них нет таких денег.
А "страшилки" по поводу неподъемных для населения тарифов на услуги коммунальщиков (на воду, тепло, вывоз мусора и т.д.) -- это, скорее, политические спекуляции. Например в Эстонии в 1991--1993 годах гражданин имел право обращаться за бюджетной компенсацией лишь в том случае, если оплата жилищно-коммунальных услуг превышала 70% совокупного дохода семьи. Теперь планка снижена до 30%.
Мы же сегодня через муниципалитеты предоставляем субсидии, если плата за квартиру превышает 22% от суммы совокупного семейного дохода в месяц. И планируем в дальнейшем довести эту цифру до 25%.
За последний год о компенсациях попросили лишь 7% граждан, что существенно меньше, чем мы ожидали. Так что никакой катастрофы нет и не будет.
Расчеты показывают, что такой принцип компенсаций при переходе на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг, с одной стороны, вполне приемлем для населения, а с другой -- сократит бюджетные затраты в несколько раз.
На сегодня износ в ЖКХ (теплотрассы, водопровод, лифтовое хозяйство, местные газораспределительные сети) в среднем составляет 60%. Причем если в регионах-донорах вроде Москвы ситуация несколько лучше, то в ряде регионов-реципиентов, как, например, на Алтае, уровень износа существенно выше.
Общий объем необходимых затрат для приведения ЖКХ в норму оценивается более чем в 400 млрд. рублей. Однако, если придерживаться однажды поставленной цели и не шарахаться из стороны в сторону, реформу вполне можно провести в разумные сроки (до 2003 года.-- "Профиль"). Для этого есть все расчеты, понятно, откуда взять деньги (прежде всего за счет внедрения тепло- и энергосберегающих технологий, а также за счет повышения доли средств населения.-- "Профиль"), понятно, по какой схеме компенсировать затраты льготникам -- она уже отработана во всех регионах.
Реформу нужно проводить, пока еще можно это сделать".
Александр Починок, министр РФ по труду и социальному развитию:
"Принято решение к 2003 году перейти на стопроцентную оплату населением жилищно-коммунальных услуг. Это вполне реально при выполнении целого ряда условий.
Прежде всего, для такого перехода нужно быть уверенными, что население действительно сможет это выдержать. Соответственно, необходимо поднять зарплату бюджетникам.
Валентина Матвиенко уже готовит новую тарифную сетку, которая соответствует в том числе этим параметрам. Кроме того, необходимо серьезно увеличить пенсии. Потому что иначе никакой реформы не будет: люди просто перестанут платить -- и все.
Конечно, необходим и механизм дотаций тем, кто платить по определению не сможет,-- они должны быть адресными и исключать ситуацию, когда они распространяются только на одного члена семьи, а все остальные -- высокооплачиваемые -- пользуются льготами.
Есть и другая часть вопроса. Для того чтобы оплачивать ЖКХ полностью из своего кармана, население должно быть уверено, что тарифы реальны. Решительные меры в этой области могут, между прочим, даже привести к снижению тарифов. Я имею в виду, с одной стороны, создание конкурентной среды услуг. Ведь сейчас никто не знает, какова реальная себестоимость тепла, воды и т.п. И насколько рационально работают службы коммунального хозяйства. Но, с другой стороны, чтобы создать конкуренцию, нужно гарантировать предпринимателю, что его услуги будут стоить реальных денег и что эти деньги ему заплатят.
Поэтому под решительными мерами я понимаю, во-первых, создание конкурентной среды. И во-вторых, гарантии предпринимателю, чтобы он захотел конкурировать".
Сколько платят горожане за стандартную квартиру?
При этом, похоже, кроме как у населения, которое платит только половину от себестоимости содержания своих квартир, денег найти негде."Новый ледниковый период" в России, стартовавший в некоторых ее регионах нынешней зимой, судя по всему, на будущий год не закончится.
Недаром одной из основных проблем, которой президент Путин уделил особое внимание во время поездки по Сибири, стала реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) -- то есть всего того (труб отопления, водопроводов, ремонта в подъездах и вывоза мусора), что в сумме ассоциируются у обывателя с одним емким словом: квартплата.
Реформа ЖКХ -- головная боль всех без исключения российских правительств. Ведь это скучная в своей обыденности сфера ежегодно отнимает у бюджетов всех уровней колоссальные суммы (в 2000 году из федерального, региональных и муниципальных бюджетов на ЖКХ было выделено около 123 млрд. рублей).
Население за поддержание жилищного фонда и обслуживающей его инфраструктуры платит лишь частично (в среднем 60% от себестоимости). Задача реформы как раз и состоит в том, чтобы переложить расходы по поддержанию и развитию ЖКХ полностью на граждан.
Завершить процесс, начатый в середине 90-х годов, предлагается поэтапно, постепенно увеличивая квартплату -- вслед за прогнозируемым ростом реальных доходов населения.
На сегодня крайний срок окончательного перекладывания финансирования ЖКХ на плечи квартиро- и домовладельцев -- 2003 год (в некоторых регионах это перенесено на более позднее время, к примеру, в Москве -- на 2007 год). Принятое Думой решение об отсрочке перехода до 2008 года законной силы не имеет: данный вопрос находится в компетенции правительства, Дума может влиять на него лишь косвенно -- через утверждение бюджета.
Между тем реальность этих планов вызывает сомнения. Сомневаться заставляет, в частности, та информация, которую мы получаем от наших региональных корреспондентов.
Первое, что удивляет в материалах, полученных с мест: никакой связи между доходами населения, процентом дотаций для ЖКХ и размером квартплаты нет. Понятно, почему, к примеру, в Якутске за квартиру под 60 кв. м семья из трех человек платит 980 рублей в месяц, тогда как в Дербенте -- всего 60 рублей: Якутск -- Крайний Север, он и есть Крайний Север, и здесь затраты на отопление и водоснабжение в условиях вечной мерзлоты гораздо выше, чем в солнечном дагестанском Дербенте. Не ясно другое. Почему в расположенном неподалеку от Дербента Нальчике указанная сумма составляет уже 310 рублей, что вполне сопоставимо с 370 рублями, которые отдает за квартиру семья из Новосибирска?
И таких примеров можно привести множество. В Курске квартплата для нашей условной семьи -- 341 рубль в месяц, в соседнем Воронеже -- 209 рублей, в холодном Иркутске -- 329 рублей, в южном Ростове-на-Дону -- 455 рублей и т.д.
Никак не привязана квартплата и к размеру дотаций, выделяемых из бюджета.
В Кемерове (квартплата -- 342 рубля в месяц) дотируется 40% расходов на ЖКХ (иными словами, к 2003 году при стопроцентной оплате взносы за квартиру здесь повысятся на 40%), в соседнем Новосибирске (367 рублей) дотации составляют 55%, в Саратове (290 рублей) -- 30%, в соседней Самаре (210 рублей) -- все 70%.
Единственное, в чем более менее совпадают полученные с мест данные,-- это в степени изношенности тех самых коммуникаций, содержание которых и планируют к 2003 году полностью переложить на плечи населения. Здесь картина более-менее однообразна: Иркутск -- 50%, Саратов -- 60%, Курск -- 63%, Пермь -- 65,5%, Оренбург -- более 60%. Санкт-Петербург -- 94%, Ростов-на-Дону -- 97%.
При том, что должники есть везде, случаи выселения граждан за долги в помещения меньшей площади единичны. Из полученных нашими корреспондентами данных по восемнадцати регионам всего в трех местах такие переселения производились. К примеру, в Перми один квартиросъемщик не платил за свое жилье в течение 46 месяцев и по решению суда из стандартной однокомнатной квартиры был переселен в комнату площадью 8,6 кв. м. в коммуналке. Аналогичный случай имел место и в Нижнем Новгороде: неплательщица за трехлетний долг по квартплате была переселена из трехкомнатной в однокомнатную квартиру.
Однако в целом такой эффективный рычаг, как выселение за долги в жилье худшего качества, в России почти не практикуется: власти боятся выдворять на улицу людей, месяцами не получающих зарплату. В Кемерове более полугода за квартиру не платит 2725 семей (1,75% от всех квартиросъемщиков), в Санкт-Петербурге -- 176,7 тысячи семей (12%), в Нижнем Новгороде -- около 10 тысяч (2%) и т.д. Число должников все время растет -- при том, что значительная часть квартиросъемщиков получают дотации на квартплату из местных бюджетов. Так, в Курске дотации получает каждая третья семья, в Воронеже -- 23,9% семей, в Саратове -- 22%. И это при нынешнем уровне квартплаты. Что будет с ее повышением в среднем вдвое, предположить нетрудно.
Ведь если в уже упомянутой Самаре на сегодня семья из трех человек за квартиру площадью 60 кв. метров платит в месяц 210 рублей, то после перехода на 100-процентную оплату (сейчас самарцы платят лишь 30% от себестоимости) эта сумма составит 700 рублей. И тогда число семей, получающих от города субсидии на квартплату (сейчас их 5750), может возрасти многократно. Впрочем, как и число откровенных неплательщиков.
Таким образом, после анализа состояния ЖКХ в регионах встает главная проблема: громоздкое и запущенное хозяйство надо реформировать за счет полунищего населения.
Сергей Круглик, первый заместитель председателя Государственного комитета РФ по строительству:
"Разговоры о реформе ЖКХ и о том, что население должно оплачивать 100% коммунальных услуг, идут уже много лет. Вначале реформу планировалось запустить в 1998 году. Затем -- в 2003-м. В позапрошлом году Дума решила перенести сроки на 2008 год. Но есть опасение, что если не принять меры сейчас, то до 2008 года система ЖКХ просто не доживет.
Чем дальше откладывается реформа, тем больше средств требуется на ее реализацию, ведь коммуникации (тепло, водопроводы) не обновляются десятилетиями, и при нынешней ситуации, когда население оплачивает их содержание лишь частично, муниципальные бюджеты поправить положение не могут: у них нет таких денег.
А "страшилки" по поводу неподъемных для населения тарифов на услуги коммунальщиков (на воду, тепло, вывоз мусора и т.д.) -- это, скорее, политические спекуляции. Например в Эстонии в 1991--1993 годах гражданин имел право обращаться за бюджетной компенсацией лишь в том случае, если оплата жилищно-коммунальных услуг превышала 70% совокупного дохода семьи. Теперь планка снижена до 30%.
Мы же сегодня через муниципалитеты предоставляем субсидии, если плата за квартиру превышает 22% от суммы совокупного семейного дохода в месяц. И планируем в дальнейшем довести эту цифру до 25%.
За последний год о компенсациях попросили лишь 7% граждан, что существенно меньше, чем мы ожидали. Так что никакой катастрофы нет и не будет.
Расчеты показывают, что такой принцип компенсаций при переходе на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг, с одной стороны, вполне приемлем для населения, а с другой -- сократит бюджетные затраты в несколько раз.
На сегодня износ в ЖКХ (теплотрассы, водопровод, лифтовое хозяйство, местные газораспределительные сети) в среднем составляет 60%. Причем если в регионах-донорах вроде Москвы ситуация несколько лучше, то в ряде регионов-реципиентов, как, например, на Алтае, уровень износа существенно выше.
Общий объем необходимых затрат для приведения ЖКХ в норму оценивается более чем в 400 млрд. рублей. Однако, если придерживаться однажды поставленной цели и не шарахаться из стороны в сторону, реформу вполне можно провести в разумные сроки (до 2003 года.-- "Профиль"). Для этого есть все расчеты, понятно, откуда взять деньги (прежде всего за счет внедрения тепло- и энергосберегающих технологий, а также за счет повышения доли средств населения.-- "Профиль"), понятно, по какой схеме компенсировать затраты льготникам -- она уже отработана во всех регионах.
Реформу нужно проводить, пока еще можно это сделать".
Александр Починок, министр РФ по труду и социальному развитию:
"Принято решение к 2003 году перейти на стопроцентную оплату населением жилищно-коммунальных услуг. Это вполне реально при выполнении целого ряда условий.
Прежде всего, для такого перехода нужно быть уверенными, что население действительно сможет это выдержать. Соответственно, необходимо поднять зарплату бюджетникам.
Валентина Матвиенко уже готовит новую тарифную сетку, которая соответствует в том числе этим параметрам. Кроме того, необходимо серьезно увеличить пенсии. Потому что иначе никакой реформы не будет: люди просто перестанут платить -- и все.
Конечно, необходим и механизм дотаций тем, кто платить по определению не сможет,-- они должны быть адресными и исключать ситуацию, когда они распространяются только на одного члена семьи, а все остальные -- высокооплачиваемые -- пользуются льготами.
Есть и другая часть вопроса. Для того чтобы оплачивать ЖКХ полностью из своего кармана, население должно быть уверено, что тарифы реальны. Решительные меры в этой области могут, между прочим, даже привести к снижению тарифов. Я имею в виду, с одной стороны, создание конкурентной среды услуг. Ведь сейчас никто не знает, какова реальная себестоимость тепла, воды и т.п. И насколько рационально работают службы коммунального хозяйства. Но, с другой стороны, чтобы создать конкуренцию, нужно гарантировать предпринимателю, что его услуги будут стоить реальных денег и что эти деньги ему заплатят.
Поэтому под решительными мерами я понимаю, во-первых, создание конкурентной среды. И во-вторых, гарантии предпринимателю, чтобы он захотел конкурировать".
Сколько платят горожане за стандартную квартиру?
Город | Ежемесячная квартплата (руб.)* |
---|---|
Северный регион | |
Петрозаводск | 312,66 |
Сегежа | 177,54 |
Сыктывкар | 498,06 |
Воркута | 173,73 |
Ухта | 194,46 |
Архангельск | 478,71 |
Северодвинск | 192,42 |
Нарьян-Мар | 391,74 |
Вологда | 299,31 |
Великий Устюг | 177,36 |
Череповец | 186,81 |
Мурманск | 415,50 |
Апатиты | 238,53 |
Северо-Западный регион | |
Санкт-Петербург | 364,42 |
Ленинградская область | 289,08 |
Новгород | 375,96 |
Боровичи | 176,25 |
Псков | 333,09 |
Великие Луки | 160,08 |
Центральный регион | |
Брянск | 210,06 |
Клинцы | 101,46 |
Владимир | 231,39 |
Ковров | 89,46 |
Гусь-Хрустальный | 175,44 |
Муром | 145,29 |
Иваново | 311,25 |
Шуя | 161,13 |
Калуга | 306,75 |
Обнинск | 144,81 |
Кострома | 270,12 |
Москва | 420,54 |
Орел | 205,35 |
Мценск | 114,51 |
Рязань | 256,44 |
Касимов | 117,72 |
Смоленск | 204,30 |
Рославль | 93,15 |
Тверь | 337,05 |
Ржев | 153,39 |
Торжок | 169,80 |
Тула | 233,34 |
Новмосковск | 116,82 |
Ярославль | 262,80 |
Рыбинск | 89,76 |
Волго-Вятский регион | |
Йошкар-Ола | 225,15 |
Волжск | 120,96 |
Саранск | 268,59 |
Чебоксары | 237,63 |
Киров | 321,06 |
Кирово-Чепецк | 119,04 |
Нижний Новгород | 337,92 |
Арзамас | 98,97 |
Центрально-Черноземный регион | |
Белгород | 228,09 |
Губкин | 123,12 |
Старый Оскол | 115,02 |
Воронеж | 214,95 |
Борисоглебск | 106,92 |
Курск | 172,71 |
Железногорск | 76,53 |
Липецк | 293,34 |
Елец | 104,82 |
Тамбов | 244,86 |
Мичуринск | 228,63 |
Поволжский регион | |
Элиста | 444,00 |
Казань | 285,78 |
Набережные Челны | 116,19 |
Астрахань | 245,85 |
Ахтубинск | 66,78 |
Волгоград | 224,82 |
Камышин | 88,32 |
Пенза | 230,61 |
Самара | 206,28 |
Сызрань | 138,87 |
Тольятти | 168,45 |
Саратов | 259,59 |
Балаково | 81,87 |
Энгельс | 91,05 |
Ульяновск | 211,71 |
Димитровоград | 90,42 |
Северо-Кавказский регион | |
Майкоп | 282,78 |
Махачкала | 274,38 |
Дербент | 59,52 |
Кизляр | 91,98 |
Нальчик | 307,44 |
Черкесск | 214,62 |
Владикавказ | 298,11 |
Назрань | 217,62 |
Краснодар | 243,27 |
Армавир | 120,00 |
Новороссийск | 133,74 |
Туапсе | 118,50 |
Ставрополь | 358,80 |
Пятигорск | 119,37 |
Ростов-на-Дону | 455,79 |
Волгодонск | 174,00 |
Таганрог | 127,14 |
Шахты | 204,33 |
Уральский регион | |
Уфа | 258,09 |
Нефтекамск | 69,18 |
Стерлитамак | 61,56 |
Ижевск | 303,30 |
Воткинск | 72,36 |
Курган | 230,97 |
Оренбург | 296,49 |
Орск | 137,34 |
Пермь | 276,06 |
Березники | 155,58 |
Екатеринбург | 285,36 |
Нижний Тагил | 112,29 |
Первоуральск | 195,90 |
Серов | 187,74 |
Челябинск | 270,63 |
Магнитогорск | 164,40 |
Миасс | 176,31 |
Западно-Сибирский регион | |
Горно-Алтайск | 342,90 |
Барнаул | 259,71 |
Бийск | 133,14 |
Рубцовск | 182,52 |
Кемерово | 341,88 |
Новокузнецк | 185,31 |
Прокопьевск | 159,15 |
Новосибирск | 367,98 |
Куйбышев | 255,00 |
Омск | 347,85 |
Томск | 322,05 |
Тобольск | 228,21 |
Ханты-Мансийск | 307,80 |
Салехард | 369,75 |
Восточно-Сибирский регион | |
Улан-Удэ | 258,45 |
Кызыл | 239,37 |
Абакан | 357,36 |
Красноярск | 165,33 |
Ачинск | 153,78 |
Дудинка | 269,04 |
Минусинск | 184,14 |
Иркутск | 227,07 |
Ангарск | 93,66 |
Братск | 207,75 |
Тайшет | 205,14 |
Усть-Илимск | 219,03 |
Чита | 357,09 |
Агинское | 394,86 |
Дальневосточный регион | |
Якутск | 976,89 |
Мирный | 344,58 |
Нерюнгри | 377,49 |
Биробиджан | 421,29 |
Владивосток | 606,87 |
Находка | 267,45 |
Хабаровск | 578,67 |
Комсомольск-на-Амуре | 236,79 |
Благовещенск | 393,30 |
Петропавловск-Камчатский | 805,74 |
Палана | 836,70 |
Магадан | 550,68 |
Южно-Сахалинск | 533,28 |
Калининградская область | |
Калининград | 388,44 |
Советск | 235,17 |
*Приведена сумма в рублях, которую ежемесячно должна заплатить семья из трех человек, проживающая в квартире 55к в. м, за пользование холодной и горячей водой, отопление, собственно метраж и электроэнергию (из расчета 150 квт.-ч. в месяц). Расценки приведены по состоянию на конец ноября 2000 года.
Использованы данные Госкомстата и информационно-аналитического центра администрации города Екатеринбурга.
В подготовке материала принимали участие: Светлана Бобко, Константин Зборовский, Станислав Звонок, Светлана Мамонова, Любовь Мешина, Виктория Мусорина, Вадим Рогожин, Татьяна Садовова, Юлия Сальникова, Оксана Светлакова, Екатерина Сербина, Михаил Серенко, Марина Ситникова, Татьяна Скобелева, Александра Старикова, Елена Строителева, Дмитрий Токман, Александр Фаршанев.
ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».