Наверх
14 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "ЗАПЛАТЯТ ВСЕ!"

Наводить порядок на рынке платежных терминалов государство будет за счет потребителей.    В последние годы объемы платежей через специальные терминалы росли быстрыми темпами. Даже во время кризиса этот рынок продолжал развиваться: в 2008 году общая сумма моментальных платежей выросла на 35,7% по сравнению с предыдущим годом (536 млрд рублей), а в 2009-м — на 21% (649 млрд рублей). Одним словом, бизнес этот достиг таких масштабов, что государство больше не могло его игнорировать и было вынуждено задуматься о регулировании.
   Несмотря на то, что данный сервис появился в России давно, законопроект «О деятельности по приему платежей» после долгих дебатов был принят лишь летом 2009 года. Разработчики и участники рынка долго спорили о том, какой должна быть модель работы терминалов, агентская или банковская. В первом случае владельцы терминальных сетей действуют на рынке самостоятельно, им необходимо лишь заключить договоры с компаниями, чьи услуги оплачиваются через автоматы. Банковская же модель подразумевает договор «терминальщиков» с банком, который обеспечивает инкассацию и проводит все транзакции. До принятия документа агентской схемой пользовались 85% участников рынка, банковской — 15%, в основном, это были представители малого бизнеса и система «Элекснет», а так-же сети самих банков, включая Сбербанк.

   В свою очередь участники, работавшие по агентской схеме, сами заключали соглашения с операторами услуг или же подключались к уже готовым сетям: возможность субаренды предоставляли крупнейшие системы — Объединенная система моментальных платежей (ОСМП, розничный бренд Qiwi) и «Киберплат».
   В конце концов закон разрешил использовать обе модели, но обязал владельцев аппаратов выдавать при оплате услуг чеки и установить на свои терминалы фискальные регистраторы — устройства, которые фиксируют проведенные операции и записывают их на ЭКЛЗ (электронную контрольную ленту защищенную). Таким образом, налоговики должны получить возможность контролировать денежные поступления и требовать уплаты соответствующих налогов. Закон вступил в силу с 1 января этого года, и хозяевам автоматов дали три месяца на оборудование устройств необходимыми приспособлениями и постановку их на учет.
   К апрелю выполнить требования успели не все. Даже те «аппаратчики», что сумели переоснастить свои терминалы, столкнулись с налоговой бюрократией. «Приходите позже, мы пока точно не знаем, как ваш аппарат поставить на учет. Время еще есть, ско-ро должны прислать инструкцию — вот что мне заявили в налоговой», — рассказал «Профилю» предприниматель Александр, владеющий пятью терминалами в московском районе Митино. По сравнению с акулами рынка моментальных платежей Александр — мелкая сошка, размер ежемесячного оборота его машин — около 600 тыс. рублей. Но получить добро от налоговиков мало кому удавалось. «Официально никому не отказывали, но по факту долгое время просто не регистрировали», — говорит Андрей Романенко, гендиректор компании OE Investments (управляет ОСМП).
   За две недели до роковой даты фискалы получили необходимые инструкции и начали работу с «терминальщиками». Времени, естественно, не хватило. На 1 апреля, по словам Андрея Романенко, на учет были поставлены всего лишь 25% терминалов-агентов Qiwi. К 6 апреля их доля увеличилась примерно до 50%, остальные находятся в процессе оформления.
   Операторам пришлось столк-нуться и с другими подводными камнями. «Бизнесменам предстояло 1 апреля обновить программное обеспечение», — отмечает Марина Симакина, директор департамента маркетинга ком-пании Netbynet — одного из московских интернет-провайдеров, который принимает оплату своих услуг в основном через терминалы. Так что в первые дни апреля некоторые аппараты работали со сбоями из-за программных неполадок. Часть терминалов, чьи владельцы не успели провести необходимую работу, была отключена. Еще часть участников рынка продолжила работу нелегально в надежде на то, что налоговики не скоро доберутся до их терминалов. А часть перешла под крыло банков — те в самый разгар страстей с налоговой разослали хозяевам аппаратов предложение о сотрудничестве, предложив передать терминалы на баланс банка с договором обратного выкупа. Так что в рамках закона «терминальщики» за опре-деленную мзду (0,5-1% от оборота) могли снять с себя лишние проблемы и, главное, уйти от необходимости налогового контроля. Эта схема хоть и не противоречит закону, но считается серой, так как банк, по сути, не курирует оборот наличности, а предоставляет лишь свою «крышу». По такой же модели работают многие пункты обмена валюты.
   Сейчас, по расчетам участников рынка, по всей России не работают около 30-35% терминалов. Из тех, что отключены, далеко не все вернутся к жизни. «Окончательно исчезнут около 10% машин», — говорит глава комитета Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Борис Ким. По его словам, прежде всего, будут ликвидированы аппараты, установленные в малолюдных местах. «Мои пять терминалов приносят всего около 30 тыс. рублей чистой прибыли в месяц, я решил не возиться со всем этим и продал свои машины, передав арендованные точки новому владельцу», — рассказал «Профилю» предприниматель Александр. И он такой не один. Для тех же, кто решил «обелить» свой бизнес, затраты в расчете на один терминал таковы: оснащение необходимой техникой — 9-30 тыс. рублей, покупка ЭКЛЗ — 8-12 тыс. рублей (несколько раз в год ее необходимо менять), услуги ЦТО (центра технического обслуживания) — от 150 рублей в месяц. Понятно, что терминал, расположенный в не самом бойком месте, может и не отбить таких расходов.
   Те же игроки, что останутся на рынке, наверняка поднимут комиссию за свои услуги. «Будет уменьшаться и количество терминалов с нулевой комиссией, — говорит Романенко. — Они работают за счет комиссии от оператора, в чью пользу совершается платеж, а это всего около 1% от суммы». По словам эксперта, отказываться от комиссии есть смысл, если посещаемость у точки высокая, а оборот терминала составляет от 1,5 млн рублей в месяц.
   Пока же ситуацией пользуются иные игроки. «Трафик платежей через кассы у нас вырос в среднем в 1,5-2 раза, в наших салонах подключены вторые кассы, но скоро работа войдет в нормальный режим», — сообщил президент «Евросети» Александр Малис. Сами поставщики услуг, в пользу которых принимались платежи, особого дискомфорта не почувствовали. «В последнее время доля терминалов уменьшается за счет увеличения платежей через банковские платежные системы и кассы ритейлеров, а также небанковские кредитные организации», — заявили в пресс-службе компа-нии «Акадо».
   «Платежи за наши услуги 1 апреля незначительно упали, но в последующие три дня все восстановилось. С жалобами обращались только те клиенты, которые привыкли платить все время через один и тот же терминал», — отмечает Марина Симакина.
   Возможно, у россиян не будет проблем с тем, где оплачивать услуги: не работает один терминал — можно дойти до другого, оплатить в офисе салона сотовой связи или через интернет-банк. Вот только нововведение подстегнет рост комиссий за платежи. «Частично комиссии уже выросли в 2009 году — примерно на 1,5 процентного пункта. Предприниматели уже знали, что в будущем им предстоят новые траты», — говорит Борис Ким. Предсказать, насколько еще подрастут тарифы за перевод платежей, трудно, участники рынка сходятся на оценках от 0,5 до 3 процентных пунктов. Сейчас средняя комиссия, по данным НАУЭТ, 7% от суммы платежа, значит, комиссии могут достигать и 10%. Объективно комиссии должны вырасти примерно на полпроцента, но если игроков станет меньше, остальные смогут свободнее делить рынок и повышать комиссии по своему разумению. Получается, что закон, призванный в том числе защитить потребителя от мелкого мошенничества, ударит по его карману.
 

   ЛИДЕРЫ
   По состоянию на конец прошлого года крупнейшими операторами являлись Объединенная система моментальных платежей (розничный бренд Qiwi), занимавшая 49% рынка, «Киберплат» — 23%, «Элекснет» — 7% и «Евросеть» (собственные терминалы) — 6%. На мелких операторов приходилось в общей сложности 15% рынка.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK