24 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2011 года: "Запрещенные убытки"

Архивная публикация 2011 года: "Запрещенные убытки"

Кто возместит будущим пенсионерам потери от инвестирования их накоплений на фондовом рынке? Эта история не новая. Еще в 2009 году российские суды удовлетворили первые иски негосударственных пенсионных фондов (НПФ) к управляющим компаниям (УК) о возмещении убытков от инвестирования пенсионных средств в ценные бумаги. Закон № 75-ФЗ очень расплывчато формулирует обязанность управляющих обеспечить сохранность взятых в управление пенсионных средств. За прошедшие три года ничего не изменилось. Регулятор так и не смог решить, кто должен отвечать за рыночные риски. С точки зрения логики и законов развития рынка никакой гарантии сохранности средств, инвестированных в активы на фондовом рынке, быть не может. Это нонсенс! Нет таких активов на бирже, которые были бы на 100% защищены от рыночных колебаний.
По итогам 2011 года я ожидаю нового вала судебных исков НПФ к УК с требованием компенсировать убытки от рыночных потерь. На начало октября текущего года российский фондовый рынок просел на 25% по индексу ММВБ. Если снижение стоимости биржевых активов будет таким же, как в 2008 году, то на возмещение потерь НПФ потребуется более 200 млрд рублей. Если аналогичные события повторятся в 2014 году, убытки пенсионного рынка составят уже 460 млрд рублей. С кого взыскивать эти средства? Заставить возмещать убытки управляющих? Но таких денег нет не то что у бизнеса, их нет в бюджете РФ.
В 2009 году американский автогигант General Motors обанкротился не столько потому, что его автомобили были не слишком хорошего качества, сколько из-за огромной дыры в негосударственном пенсионном фонде GM. Концерн пытался из собственного капитала возместить убытки фонда от биржевых провалов. Итог известен - GM пришлось обанкротить, а ее обязательства передать государству. Очень скоро, в 2012 году, нас ожидает банкротство системы накопительного пенсионного обеспечения, если мы не снимем с управляющих ответственности за потери от колебания цен на фондовом рынке.
Сегодня ситуация зашла в тупик, из которого есть только один выход - изменение законодательства. Но точечных изменений мало, чтобы спасти отрасль от очередного кризиса, систему надо менять кардинально! Начать с того, что пенсионным средствам нужен более длинный горизонт инвестирования. У нас же каждый год, 31 декабря, по закону, НПФ должны разнести по пенсионным счетам клиентов "виртуальный" доход, полученный за год, по рыночным котировкам на последний день года. Пора уходить от простой, как линейка, бухгалтерской системы учета пенсионных накоплений. Необходимо разделить бухгалтерский учет активов и определение и учет пенсионных прав клиентов НПФ - то, чем должна заниматься актуарная система учета пенсионных прав. Об эффективности работы УК нужно судить по результатам 5-30 лет управления пенсионными накоплениями и сравнивать ее результаты с рыночными индексами.
Кроме того, закон должен четко регламентировать договорные отношения НПФ с будущими пенсионерами. Клиент фонда должен иметь возможность выбирать пенсионный план - агрессивный, консервативный или умеренно-консервативный, - в рамках которого будут управляться его средства. И основные параметры этих планов - в каких пропорциях и в какие виды активов инвестируются средства пенсионных накоплений - должны быть прописаны законодательно, а не отданы на откуп маркетологам НПФ. При этом клиент фонда должен знать не только куда, но и с какой эффективностью инвестируются его средства.
К сожалению, на сегодняшний момент вместо всего этого мы имеем лишь давление со стороны государства на накопительную систему и пенсионный закон, написанный десять лет назад. Понятно, что государство должно жестко контролировать систему, но сама система должна функционировать по законам рынка. Если же государство настаивает на полной возвратности в любой момент времени пенсионных накоплений, которые инвестируются в рыночные активы, то, может, оно начнет регулировать и биржевые индексы?

Кто возместит будущим пенсионерам потери от инвестирования их накоплений на фондовом рынке? Эта история не новая. Еще в 2009 году российские суды удовлетворили первые иски негосударственных пенсионных фондов (НПФ) к управляющим компаниям (УК) о возмещении убытков от инвестирования пенсионных средств в ценные бумаги. Закон № 75-ФЗ очень расплывчато формулирует обязанность управляющих обеспечить сохранность взятых в управление пенсионных средств. За прошедшие три года ничего не изменилось. Регулятор так и не смог решить, кто должен отвечать за рыночные риски. С точки зрения логики и законов развития рынка никакой гарантии сохранности средств, инвестированных в активы на фондовом рынке, быть не может. Это нонсенс! Нет таких активов на бирже, которые были бы на 100% защищены от рыночных колебаний.
По итогам 2011 года я ожидаю нового вала судебных исков НПФ к УК с требованием компенсировать убытки от рыночных потерь. На начало октября текущего года российский фондовый рынок просел на 25% по индексу ММВБ. Если снижение стоимости биржевых активов будет таким же, как в 2008 году, то на возмещение потерь НПФ потребуется более 200 млрд рублей. Если аналогичные события повторятся в 2014 году, убытки пенсионного рынка составят уже 460 млрд рублей. С кого взыскивать эти средства? Заставить возмещать убытки управляющих? Но таких денег нет не то что у бизнеса, их нет в бюджете РФ.
В 2009 году американский автогигант General Motors обанкротился не столько потому, что его автомобили были не слишком хорошего качества, сколько из-за огромной дыры в негосударственном пенсионном фонде GM. Концерн пытался из собственного капитала возместить убытки фонда от биржевых провалов. Итог известен - GM пришлось обанкротить, а ее обязательства передать государству. Очень скоро, в 2012 году, нас ожидает банкротство системы накопительного пенсионного обеспечения, если мы не снимем с управляющих ответственности за потери от колебания цен на фондовом рынке.
Сегодня ситуация зашла в тупик, из которого есть только один выход - изменение законодательства. Но точечных изменений мало, чтобы спасти отрасль от очередного кризиса, систему надо менять кардинально! Начать с того, что пенсионным средствам нужен более длинный горизонт инвестирования. У нас же каждый год, 31 декабря, по закону, НПФ должны разнести по пенсионным счетам клиентов "виртуальный" доход, полученный за год, по рыночным котировкам на последний день года. Пора уходить от простой, как линейка, бухгалтерской системы учета пенсионных накоплений. Необходимо разделить бухгалтерский учет активов и определение и учет пенсионных прав клиентов НПФ - то, чем должна заниматься актуарная система учета пенсионных прав. Об эффективности работы УК нужно судить по результатам 5-30 лет управления пенсионными накоплениями и сравнивать ее результаты с рыночными индексами.
Кроме того, закон должен четко регламентировать договорные отношения НПФ с будущими пенсионерами. Клиент фонда должен иметь возможность выбирать пенсионный план - агрессивный, консервативный или умеренно-консервативный, - в рамках которого будут управляться его средства. И основные параметры этих планов - в каких пропорциях и в какие виды активов инвестируются средства пенсионных накоплений - должны быть прописаны законодательно, а не отданы на откуп маркетологам НПФ. При этом клиент фонда должен знать не только куда, но и с какой эффективностью инвестируются его средства.
К сожалению, на сегодняшний момент вместо всего этого мы имеем лишь давление со стороны государства на накопительную систему и пенсионный закон, написанный десять лет назад. Понятно, что государство должно жестко контролировать систему, но сама система должна функционировать по законам рынка. Если же государство настаивает на полной возвратности в любой момент времени пенсионных накоплений, которые инвестируются в рыночные активы, то, может, оно начнет регулировать и биржевые индексы?

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».