Наверх
17 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2001 года: "Запутались в сетях"

Крупнейшее в Швейцарии сетевое рекламное агентство Publicitas прекращает кампании своих клиентов в Интернете. По мнению руководителей агентства, реклама во Всемирной сети сейчас попросту неэффективна.»В течение нескольких лет размещение рекламы в Интернете было для нас убыточным направлением, — заявил на седьмой ежегодной сессии общественной организации «Форум Ost-West» в Швейцарии Генри Робир, директор Publipress (рекламное и промоушн-подразделение РА Publicitas), главный редактор швейцарской газеты Le Temps. — Наши эксперты спрогнозировали, что в ближайшие 2—3 года ситуация не изменится в лучшую сторону. Так что мы планируем временно закрыть у себя в агентстве этот департамент».
Однако г-н Робир подчеркнул, что с дальнейшим развитием Интернета положение может измениться.
Сходную позицию занимают ныне и многие известные западные издания (Times, Daily News, Forbes и др.), вложившие по $20 млн. и более в развитие своих полных Интернет-версий, а ныне отказавшиеся от размещения рекламных баннеров на чужих сайтах. В качестве инфраструктуры Интернет весьма удобен, но как рекламоноситель совсем не перспективен — так объясняют свое решение представители известных масс-медиа, опирающиеся на данные анализа доходов от рекламы на собственных виртуальных «страницах».
В настоящий момент в Европе на долю Интернет-рекламы приходится всего 5% общего объема бюджетов. В России — менее 1% (в 2000 году объем российского рекламного рынка, по данным Российской ассоциации рекламных агентств, составил $1 млрд. 100 млн., из которых $3 млн. — это бюджеты, отписанные на рекламу в компьютерной сети).
Если за рубежом проекты, связанные с промоушном в Интернете, закрываются из-за своей убыточности, в России это направление не работает совсем по другой причине.
Артур Аветисян, генеральный директор межбанковского агентства РЕК.А: «Пока в России Интернет в диковинку — во многих регионах еще не решены проблемы связи, не говоря уж об относительной дороговизне данных услуг для среднего гражданина. Иногда дело доходит до абсурда: в Чечню детям привезли компьютеры, а подключать их некуда — не работают телефонные линии».
Антон Ефимов, медиа-байинг директор РА SalesUp Media: «Эффективность затрат на Интернет-проекты определяется числом пользователей.
В экономически развитых странах (где число постоянных пользователей Интернета составляет от 20% населения), зайдя на сайт, рекламируемый баннером, можно приобрести товар непосредственно в «сети». Иными словами, «кликнув» по баннеру, вы попадаете сразу в магазин, где можно выбрать и купить товар.
Россию же Интернет только начинает опутывать своей «сетью» — менее 5% населения пользуются им регулярно. Рекламное сообщение лишь показывает российскому потребителю список продукции и дает характеристики и рекомендации к выбору. Это своего рода виртуальная витрина, но не сам магазин. И это объяснимо: какой смысл делать электронный магазин в России, если нет системы электронной покупки?»
И все равно большинство опрошенных нами российских специалистов верят в то, что у рекламы в Интернете есть будущее.
Дмитрий Ивлиев, генеральный директор РА «ПИК Дизайн»: «Интернет вползает, как змей-искуситель, в нашу жизнь, берет нас за горло, опутывает щупальцами. Число его пользователей постепенно увеличивается, укрупняются места «виртуальных толкучек», множатся сайты, веб-порталы.
Разумеется, умные предприниматели не могут упустить шанс «вывесить» свою рекламу в местах скопления людей».
Арсен Ревазов, CEO Internet Media House Russia (IMHO), автор «Очень краткого руководства по он-лайновой рекламе для менеджера высшего и среднего звена рекламного агентства»:
«У Интернет-рекламы бурное (хоть и короткое) прошлое. Если посмотреть, сколько появилось Интернет-агентств за последние полтора года, то становится ясно: Россия безоговорочно является страной-рекордсменом по количеству рекламных фирм в Интернете в пропорции на душу населения или на тысячу долларов, потраченных на он-лайновую рекламу. Сейчас таких агентств в России более тридцати».
Каковы прогнозы развития Интернет-рекламы? Какие бренды будут активнее всего рекламироваться?
Артур Аветисян: «Изначально со Всемирной сетью были связаны очень завышенные ожидания — из нее едва не сделали идола. Сейчас мы впадаем в другую крайность. Выяснять, есть ли будущее у Интернет-рекламы, — все равно что спрашивать, есть ли будущее у американского самолетостроения после терактов. Конечно, будущее есть, только в несколько ином качестве, чем ожидалось.
Традиционную рекламу электронная заменить не сможет в принципе. Но компьютерное продвижение продукции показало себя эффективным в той сфере, где изначально ее применение не предполагалось.
Что можно рекламировать через Интернет? Услуги, причем в первую очередь электронные и финансовые. Ведь пользователи «сети» — в большинстве своем люди образованные, владеющие компьютером, работающие на руководящих должностях (согласно исследованиям агентства Gallup Media, около половины пользователей Интернета имеют домашний компьютер, автомобиль, то есть относятся к социальной прослойке, предъявляющей основной спрос на финансовые услуги). Поэтому закономерно, что, например, в рекламной политике банков Интернет-реклама уже заняла важное место. Она обладает всеми необходимыми свойствами, чтобы быть эффективной: наличием целевой аудиторией, мобильностью, информативностью.
Именно сейчас, когда объем банковских, инвестиционных услуг через Интернет увеличивается очень быстрыми темпами, реклама в «сети» может быть востребованной».
Антон Ефимов: «В Интернете будут присутствовать две категории рекламодателей. Это компании, которые хотят расширить «аудиторию» своего бизнеса (создать электронную витрину), проинформировать пользователя о преимуществах продукции и о местах ее приобретения. Рекламные инвестиции от таких компаний могут быть очень велики, но у них всегда есть возможность продвижения ресурса через офф-лайновые (традиционные) СМИ. В числе таких компаний Coca-Cola («Кликни деда Мороза»), Nestle («Тайна»). Но их промо-акции носят, скорее, имиджевый характер, поскольку все равно основной эффект уже был достигнут за счет размещения рекламы в традиционных СМИ.
Другая категория — компании, чей бизнес находится непосредственно в Интернете (те же самые виртуальные магазины)».
Арсен Ревазов: «У таких клиентов, как сотовые операторы, производители бытовой электроники и аудиовидеотехники, почти 50% целевой аудитории — это активные Интернет-пользователи. А размер этой аудитории никак не меньше 5 млн. человек. Так что уже к концу нынешнего года следует ждать особенно заметных бюджетов именно от фирм названного профиля.
По моему мнению, в 2003 году российским Интернетом будут пользоваться около 12 млн. человек (против 5 млн. сейчас). В Интернет-рекламе появятся видео- и звуковые фрагменты.
Цена на рекламу в «сети» будет сравнима со стоимостью контракта в прессе. Для Интернет-продвижения автомобилей, аудиовидеотехники, бытовой электроники клиенты к указанному сроку будут выделять до 50% своих бюджетов.
Затраты на рекламу в сети других брендов составят 10—15% от общего объема».
Нейтон Рикшпун, генеральный директор РА SK Communication: «Только Интернет дает возможность собирать и анализировать большое количество информации из различных источников с минимальными затратами времени. Так что мы увидим увеличение роста объемов рекламы банковских и других финансовых услуг, автомобилей, запчастей, компьютеров и компьютерной периферии, средств связи, туристических услуг, мебели, офисной техники — то есть товаров и услуг, которые требуют более глубокого анализа информации перед покупкой, а также алкогольных напитков, дорогих товаров и индустрии развлечений».

Словом, если верить нашим рекламщикам, развитие Интернета в России пойдет особым, не похожим ни на чей, собственным путем. Если только под его пропаганду кто-то не выделит крупный бюджет российским рекламщикам.

ОЛЬГА КАЗАНСКАЯ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK