19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Защита Путина"

Архивная публикация 2002 года: "Защита Путина"

Соединенным Штатам нужен сильный прозападный российский президент.Нынешний саммит будет первым, когда Россия выступит в качестве младшего партнера Америки. До этого Россия пыталась играть роль равного и все время проигрывала. Как следствие наступали озлобление, разочарование, возникали дурацкие ситуации. То, что Россия признала себя в качестве младшего партнера, -- крайне позитивно для нее самой. С одной стороны, это признание реальности. С другой же стороны, в этом новом для себя качестве Россия может действовать гораздо эффективнее, не тратя силы на доказательства своего равенства.
К сожалению, после окончания "холодной войны" мы так и не определили, что же лежит в основе наших отношений. В годы "холодной войны" и 90-е годы стержнем отношений оставалась проблема контроля за ядерным оружием. Сейчас эта тема теряет свое значение. А в отсутствие такой серьезной базы оказалось, что наши отношения во многом зависимы от текущих событий. Это крайне ненормально и недопустимо для таких стран, как Россия и США. Обидно, что большая политика часто зависит от того, кому дали золотую медаль на Олимпиаде, а кому не дали, от шпионских скандалов, от "ножек Буша" или проблем экспорта стали. Поскольку у нас нет основы, кажется, что это и есть главное в наших отношениях. А это вовсе не так.
В результате в условиях, когда мы не собираемся нападать друг на друга, два президента убивают время на подсчет ракет. И вина за это лежит на политических элитах обеих стран, которые продолжают мыслить старыми категориями и не занимаются поиском базиса для новых отношений. Поэтому, на мой взгляд, главная проблема этого саммита заключается в том, что во многом это -- встреча, обращенная в прошлое.
Если бы у Буша не было личного хорошего отношения к Путину, он, возможно, и добился бы переноса этой встречи. На сегодняшний день значительную часть времени американского президента занимает борьба с терроризмом и проблема ближневосточного урегулирования. Ведь и в том и другом случаях репутация Буша как лидера свободного мира поставлена на кон. Америке сейчас просто не до России. И поэтому поездка в Россию -- далеко не главный приоритет Буша. Но он это делает в силу персональных, личных причин. Те ожидания, которые связаны с визитом, неоправданны. И причина этого в крайне ненормальной ситуации, когда президенты двух стран встречаются так редко. Они должны встречаться на регулярной основе, как лидеры двух ядерных держав, как Тони Блэр и Джордж Буш -- чуть ли не каждый месяц. И тогда никто не будет ожидать от этих встреч чего-то судьбоносного.
Самое существенное отличие внешней политики Путина от линии его предшественников -- Горбачева и Ельцина -- заключается в том, что их курс на международной арене во многом являлся продолжением внутренней политики. Ведь внешняя политика Горбачева и Ельцина была основана на представлениях о том, что с Западом и США как центром мировой демократии надо иметь хорошие отношения "по определению", вне зависимости от того, что на самом деле происходит. Они исходили из того, что, коль скоро Россия сама строит демократию, ей во что бы ни стало необходимо дружить с Западом.
Дипломатия Путина строится на иных принципах. На мой взгляд, его решение двигаться в сторону Запада было осознанным и сугубо прагматическим. Собственно, выбор в пользу Запада для России безальтернативен. С какой бы частью российской политической элиты я ни общался, никто не может сформулировать, в чем могла бы состоять альтернатива этому пути. Америка в состоянии позволить себе вести внешнюю политику только в собственных интересах. Внешняя же политика России может заключаться лишь в том, чтобы учитывать множество факторов, в том числе и американский, нравится ли это кому-то или нет.
Внешнеполитический курс Путина во многом входит в противоречие с внутренней политикой. Вообще, в Америке считают, что есть две разные линии российского президента. С одной стороны, по мнению США, Путин сделал ряд шагов, идущих вразрез с курсом на демократизацию российского общества. С другой стороны, он серьезно продвинулся по пути сближения России и Запада. Поэтому в Вашингтоне сейчас всерьез рассуждают, как стоит относиться к действиям России в Чечне, к проблемам свободы прессы и т.д. Один из самых главных вопросов -- как и в какой степени выразить недовольство по этим поводам. Американцы хотят найти правильный тон. Понятно, что Соединенным Штатам нужен сильный Путин, который контролирует ситуацию в своей стране и проводит прозападную политику. В этом смысле критика внутриполитических шагов Путина может ослабить позиции президента в целом. Таким образом, получается, что защита завоеваний российской демократии может подорвать и прозападный курс Путина. Так что для США очень непросто найти ответ на вопрос, как поступить в данной ситуации.

Соединенным Штатам нужен сильный прозападный российский президент.Нынешний саммит будет первым, когда Россия выступит в качестве младшего партнера Америки. До этого Россия пыталась играть роль равного и все время проигрывала. Как следствие наступали озлобление, разочарование, возникали дурацкие ситуации. То, что Россия признала себя в качестве младшего партнера, -- крайне позитивно для нее самой. С одной стороны, это признание реальности. С другой же стороны, в этом новом для себя качестве Россия может действовать гораздо эффективнее, не тратя силы на доказательства своего равенства.

К сожалению, после окончания "холодной войны" мы так и не определили, что же лежит в основе наших отношений. В годы "холодной войны" и 90-е годы стержнем отношений оставалась проблема контроля за ядерным оружием. Сейчас эта тема теряет свое значение. А в отсутствие такой серьезной базы оказалось, что наши отношения во многом зависимы от текущих событий. Это крайне ненормально и недопустимо для таких стран, как Россия и США. Обидно, что большая политика часто зависит от того, кому дали золотую медаль на Олимпиаде, а кому не дали, от шпионских скандалов, от "ножек Буша" или проблем экспорта стали. Поскольку у нас нет основы, кажется, что это и есть главное в наших отношениях. А это вовсе не так.

В результате в условиях, когда мы не собираемся нападать друг на друга, два президента убивают время на подсчет ракет. И вина за это лежит на политических элитах обеих стран, которые продолжают мыслить старыми категориями и не занимаются поиском базиса для новых отношений. Поэтому, на мой взгляд, главная проблема этого саммита заключается в том, что во многом это -- встреча, обращенная в прошлое.

Если бы у Буша не было личного хорошего отношения к Путину, он, возможно, и добился бы переноса этой встречи. На сегодняшний день значительную часть времени американского президента занимает борьба с терроризмом и проблема ближневосточного урегулирования. Ведь и в том и другом случаях репутация Буша как лидера свободного мира поставлена на кон. Америке сейчас просто не до России. И поэтому поездка в Россию -- далеко не главный приоритет Буша. Но он это делает в силу персональных, личных причин. Те ожидания, которые связаны с визитом, неоправданны. И причина этого в крайне ненормальной ситуации, когда президенты двух стран встречаются так редко. Они должны встречаться на регулярной основе, как лидеры двух ядерных держав, как Тони Блэр и Джордж Буш -- чуть ли не каждый месяц. И тогда никто не будет ожидать от этих встреч чего-то судьбоносного.

Самое существенное отличие внешней политики Путина от линии его предшественников -- Горбачева и Ельцина -- заключается в том, что их курс на международной арене во многом являлся продолжением внутренней политики. Ведь внешняя политика Горбачева и Ельцина была основана на представлениях о том, что с Западом и США как центром мировой демократии надо иметь хорошие отношения "по определению", вне зависимости от того, что на самом деле происходит. Они исходили из того, что, коль скоро Россия сама строит демократию, ей во что бы ни стало необходимо дружить с Западом.

Дипломатия Путина строится на иных принципах. На мой взгляд, его решение двигаться в сторону Запада было осознанным и сугубо прагматическим. Собственно, выбор в пользу Запада для России безальтернативен. С какой бы частью российской политической элиты я ни общался, никто не может сформулировать, в чем могла бы состоять альтернатива этому пути. Америка в состоянии позволить себе вести внешнюю политику только в собственных интересах. Внешняя же политика России может заключаться лишь в том, чтобы учитывать множество факторов, в том числе и американский, нравится ли это кому-то или нет.

Внешнеполитический курс Путина во многом входит в противоречие с внутренней политикой. Вообще, в Америке считают, что есть две разные линии российского президента. С одной стороны, по мнению США, Путин сделал ряд шагов, идущих вразрез с курсом на демократизацию российского общества. С другой стороны, он серьезно продвинулся по пути сближения России и Запада. Поэтому в Вашингтоне сейчас всерьез рассуждают, как стоит относиться к действиям России в Чечне, к проблемам свободы прессы и т.д. Один из самых главных вопросов -- как и в какой степени выразить недовольство по этим поводам. Американцы хотят найти правильный тон. Понятно, что Соединенным Штатам нужен сильный Путин, который контролирует ситуацию в своей стране и проводит прозападную политику. В этом смысле критика внутриполитических шагов Путина может ослабить позиции президента в целом. Таким образом, получается, что защита завоеваний российской демократии может подорвать и прозападный курс Путина. Так что для США очень непросто найти ответ на вопрос, как поступить в данной ситуации.

НИКОЛАЙ ЗЛОБИН, директор российских и азиатских программ Центра оборонной информации США

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».