Наверх
16 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Затаившиеся драконы"

Чтобы помочь иностранным игрокам освоить российский страховой рынок, Минфин готовит новую редакцию закона о страховании — изменения в нормативную базу будут внесены «опережающим порядком», не дожидаясь результатов переговоров о вступлении России в ВТО. Между тем эксперты уверены, что экспансия иностранцев откладывается не из-за законодательных ограничений.Если банковское сообщество по мере сил лоббирует защиту от мощных иностранных конкурентов, то страховому рынку некоторое количество западных инвестиций не помешало бы. Но объемы их весьма скромны, и правительство пытается решить проблему, сняв регуляторные ограничения. Игроки утверждают, что дело не в нормативных актах.

Просто на российском рынке не так много ниш, в которых западные компании могли бы противопоставить свои отлаженные технологии и высокий уровень сервиса низким тарифам и отраслевым связям российских страховщиков.

Все флаги в гости

«Ограничения, которые сохраняются в законодательстве, не стимулируют приход иностранных инвесторов. Те же, кто уже пришел на российский рынок, не стремятся наращивать свое присутствие» — так определила проблему заместитель начальника отдела регулирования страховой деятельности департамента финансовой политики Министерства финансов Елена Новосельцева. В своем выступлении на Международном страховом форуме, организованном AH Conferences, она огласила план мер, с помощью которых Минфин намеревается стимулировать приток иностранного капитала на российский рынок страховых услуг. Ведь пока предположения, что зарубежные компании ринутся использовать открывшиеся им возможности, мягко говоря, не оправдались. Согласно действующей редакции закона об организации страхового дела доля участия иностранцев в капитале страховых компаний в масштабе всего рынка не должна превышать 25%. Если этот лимит будет достигнут, надзорный орган обязан прекратить выдачу лицензий «дочкам» иностранных страховщиков, а также компаниям, в капиталах которых доля зарубежных участников превышает 49%. Однако на начало нынешнего года иностранцам принадлежало лишь 3,7% в совокупном капитале российских страховщиков. Причем последние годы эта доля постоянно снижается (см. график).

В абсолютном исчислении сумма инвестиций растет, но не столь значительно на фоне общего повышения капитализации рынка. Что касается страховых премий, собираемых компаниями с участием иностранного капитала, то по итогам 2004 года их доля составила 8,8%, хотя годом ранее этот показатель приближался к 17%. Вывод вполне очевиден: «пришельцы» чувствуют себя на нашем рынке не очень комфортно, но деятельность свою не сворачивают — чего-то ждут. Как предполагает Елена Новосельцева, ждут они — и не напрасно — момента, когда «протекционистское» законодательство сменится более либеральным. Во-первых, Минфин намеревается отменить требование, согласно которому оплачивать уставный капитал иностранные инвесторы должны исключительно в рублях.

Во-вторых, будет упрощен порядок открытия филиалов и представительств зарубежных компаний — им не нужно будет получать у Минфина предварительное разрешение. В-третьих, подлежат пересмотру квотные ограничения (те самые 25%). Новосельцева высказывается за полное снятие лимита, но, возможно, будет выбран путь постепенного повышения квоты. Похоже, делается это исключительно ради того, чтобы продемонстрировать открытость рынка — ведь проблем с исчерпанием квоты не было и нет. Помимо этого предстоит решить вопрос о допуске на рынок прямых филиалов иностранных компаний.

Это наиболее сложный и болезненный вопрос, отодвинутый на «отдаленную перспективу». Однако, утверждает Новосельцева, решать его придется обязательно: «такова мировая практика».

Демпинг не для них

Намерение Минфина переписать закон о страховании, который, по признанию Новосельцевой, «испорчен настолько, насколько его можно было испортить», должно быть приятно иностранным инвесторам. Возможно, перечисленные нововведения действительно немного облегчат им жизнь. Однако очевидно, что отнюдь не нормативные ограничения заставляют их выжидать. Достаточно вспомнить, что европейские компании начали проникать на российский рынок еще в 90-х — задолго до того, как законодательство стало более либеральным по отношению к зарубежному капиталу. «Мне кажется, иностранцы ждут всплеска интереса к страхованию жизни. Сейчас для них главное — не наращивать обороты, а застолбить место», — говорит заместитель гендиректора СК «Оранта» Александр Шамо.

Упомянутый всплеск, которого давно ждут и российские страховщики, напрямую зависит от изменений в налоговом законодательстве. Чтобы россияне стали приобретать полисы накопительного страхования, необходимо сначала создать стимул в виде налоговых льгот. «Жизнь» действительно является ключевым продуктом для многих работающих на местном рынке иностранных страховщиков. Некоторые из них развивают продажи, не дожидаясь потепления налогового климата. Например, около 20% рынка классического накопительного страхования жизни заняла российская «дочка» американской AIG. «У западных компаний есть все необходимое, чтобы развивать розничные продажи, — продолжает Шамо, — отработанные принципы дистрибуции, быстрой и точной оценки рисков, IT-инфраструктура, качественное урегулирование убытков и т.д.». В то же время большинство секторов российского страхового рынка слишком специфичны для иностранцев.

«Сейчас демпинг — один из основных методов конкурентной борьбы, — сокрушается гендиректор «АльфаСтрахования» Владимир Скворцов. — Продавать все стремятся не хорошо, а дешево». Для западных компаний, со свойственной им скрупулезностью и педантичностью, такой подход неприемлем в принципе. «Они профессионалы, точно знающие, что делают. Просто так брать на себя риск они не станут, — говорит гендиректор «Росгосстраха» Даниил Хачатуров. — А у нас любые риски берут все кому не лень и при этом борются за десятые и сотые доли процента».

15 млн. на сундук страховщика

По этой причине иностранцы не хотят заниматься, в частности, страхованием автокаско. На рынок ОСАГО они тоже не замахиваются: боятся высокой убыточности и жесткого государственного регулирования. Не удается им найти и общий язык с крупными корпорациями, где все держится на личных связях. Что касается малого и среднего бизнеса, тут слишком высока неопределенность и не хватает стабильности.

Естественно, законопослушным представителям цивилизованного мира не приходит в голову прокручивать псевдостраховые схемы оптимизации налогов. В результате им остается лишь несколько видов страхования для физических лиц. Пусть у частников не так много денег, но это менее рисковый и более предсказуемый сегмент. О его огромном потенциале говорят и западные, и российские страховщики. А вот оценки этого потенциала разнятся.

«Для меня главным фактором, позволяющим судить о числе людей, готовых купить страховые продукты, является число владельцев и пользователей кредитных карт, — говорит региональный директор СК «Эйс» (российской «дочки» западного страховщика) Андреас Ваниа. — Соответственно, мы можем говорить о цифре, превышающей 15 млн. человек».

Гендиректор РОСНО Леонид Меламед считает, что людей, потенциально готовых стать клиентами его компании, в России в два раза больше — 30 млн. При этом РОСНО позиционирует свои продукты в расчете на потребителей, которые готовы заплатить «чуть больше» за качественные услуги. По мнению Александра Шамо, будущее рынка — за технологичными компаниями. Таковые, по мнению эксперта, имеются и среди российских страховщиков — тягаться с западными «монстрами» есть кому. Эту точку зрения в целом разделяет и Андреас Ваниа: «Я бы не стал использовать разделение на российских и зарубежных страховщиков в качестве критерия при выборе компании. Стоит ориентироваться на финансовое благополучие, состав владельцев и акционеров, а также долгосрочные перспективы компании. Использование этих критериев, скорее всего, приведет к выбору зарубежной страховой компании, поскольку в большинстве случаев они имеют более высокие финансовые рейтинги. Однако этот вывод не должен приниматься за окончательное заключение. Например, в автостраховании ключевые факторы — это цена полиса и урегулирование убытков. Здесь, очевидно, преимущество у местных компаний в силу более низкого уровня расходов у них».

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK