29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Зеленая поросль"

Архивная публикация 2002 года: "Зеленая поросль"

Истоки радикального исламизма -- не только в религии, но и в экономике, политике, демографии.Накопленный -- главным образом начиная с 70-х годов прошлого века -- людской и экономический потенциал позволил исламскому миру (в первую очередь той его части, которая контролирует нефтяную ренту) существенно увеличить политический вес и влияние в мире.
Доля мусульманских регионов в мировой экономике не превышает 6--8%, но от них в значительной степени зависит мировой рынок энергоносителей. При этом некоторая часть финансовых ресурсов, образовавшаяся в нефтедобывающих странах, стала направляться в полулегальный и нелегальный бизнес: наркоторговлю, незаконную торговлю оружием, контрабанду. Таким -- отчасти опосредованным -- образом нефтедоллары создали подоснову для возникновения системы финансовых потоков, подпитывающих экстремистские исламистские организации.
Современный исламизм радикален по целям -- его представители выступают за построение подлинно исламского общества и кардинальное переустройство мира. В то же время его практика разнообразна, включает в себя использование как мирных, пропагандистских, так и силовых, в том числе террористических, методов.
Было бы, кстати, неправильным сводить деятельность исламистов к борьбе с Западом и "золотым миллиардом" -- наиболее преуспевающими государствами мира. Это лишь один из элементов "джихада", усилий, нацеленных на переустройство жизни. Сейчас в политике господствует преимущественно узкое понимание этой борьбы. Она сфокусировалась и направлена против американского диктата, политики США и их союзников. Мало того, попытка анализа ситуации через призму "утопического сражения" исламистских радикалов с "золотым миллиардом" уводит нас в сторону от понимания реальных процессов, переводя разговор в плоскость противостояния бедных и богатых.
На самом же деле, идет борьба разных элит, протекающая на двух уровнях -- национальном и транснациональном. В первом случае новые национальные лидеры борются с находящимися у власти, во втором -- объявляют войну западным "хозяевам жизни". Умеренный политический класс исламских государств, который состоит из консерваторов-традиционалистов и либералов-модернистов, не восстает против преобладания западного мира и США, хотя отдельные аспекты их международной политики вызывают несогласие и критику. Представители этого класса могут выражать недовольство, у них с Америкой и другими западными державами могут быть трения, и даже серьезные (одна из главных причин расхождения -- палестино-израильский конфликт), но эти противоречия не выходят за определенные рамки.
Другое дело -- радикалы, выступающие как своего рода "контрэлита", конкурирующая и с местными властями, и с наднациональными силами мирового порядка в борьбе за контроль над ресурсами и активно использующая при этом тот "горючий материал", который накопился в исламском мире. Охвативший его демографический взрыв (ныне каждый пятый житель планеты -- мусульманин по рождению, в то время как в начале ХХ века таковым был только каждый десятый) привел к различным последствиям. Одно из них -- появление так называемого молодежного горба: доля людей в возрасте от 15 до 24 лет во многих мусульманских странах возросла до 20% и более. Эта молодежь не находит себе применения на рынке труда и в правительственных структурах и пытается найти место под солнцем всеми доступными способами.
Впрочем, в радикальных течениях -- повсюду, не только в исламском мире -- реально участвует лишь незначительный процент населения. Поэтому, когда мы говорим о масштабах распространения исламского радикализма, мы имеем в виду не столько степень вовлеченности граждан в исламистские организации, сколько уровень влияния этих структур на общество. И не стоит забывать, что в исламском мире помимо радикалов существует значительный слой либерально настроенных людей. Эта часть мусульманского мира сильно встревожена наступлением радикализма. Особенно это касается лиц старшего поколения, которые когда-то были увлечены левыми идеями. Ведь сегодняшний радикализм, в отличие от вчерашнего -- левого, стал выражаться главным образом в крайне правых -- националистических и религиозно-шовинистических -- формах.

Истоки радикального исламизма -- не только в религии, но и в экономике, политике, демографии.Накопленный -- главным образом начиная с 70-х годов прошлого века -- людской и экономический потенциал позволил исламскому миру (в первую очередь той его части, которая контролирует нефтяную ренту) существенно увеличить политический вес и влияние в мире.

Доля мусульманских регионов в мировой экономике не превышает 6--8%, но от них в значительной степени зависит мировой рынок энергоносителей. При этом некоторая часть финансовых ресурсов, образовавшаяся в нефтедобывающих странах, стала направляться в полулегальный и нелегальный бизнес: наркоторговлю, незаконную торговлю оружием, контрабанду. Таким -- отчасти опосредованным -- образом нефтедоллары создали подоснову для возникновения системы финансовых потоков, подпитывающих экстремистские исламистские организации.

Современный исламизм радикален по целям -- его представители выступают за построение подлинно исламского общества и кардинальное переустройство мира. В то же время его практика разнообразна, включает в себя использование как мирных, пропагандистских, так и силовых, в том числе террористических, методов.

Было бы, кстати, неправильным сводить деятельность исламистов к борьбе с Западом и "золотым миллиардом" -- наиболее преуспевающими государствами мира. Это лишь один из элементов "джихада", усилий, нацеленных на переустройство жизни. Сейчас в политике господствует преимущественно узкое понимание этой борьбы. Она сфокусировалась и направлена против американского диктата, политики США и их союзников. Мало того, попытка анализа ситуации через призму "утопического сражения" исламистских радикалов с "золотым миллиардом" уводит нас в сторону от понимания реальных процессов, переводя разговор в плоскость противостояния бедных и богатых.

На самом же деле, идет борьба разных элит, протекающая на двух уровнях -- национальном и транснациональном. В первом случае новые национальные лидеры борются с находящимися у власти, во втором -- объявляют войну западным "хозяевам жизни". Умеренный политический класс исламских государств, который состоит из консерваторов-традиционалистов и либералов-модернистов, не восстает против преобладания западного мира и США, хотя отдельные аспекты их международной политики вызывают несогласие и критику. Представители этого класса могут выражать недовольство, у них с Америкой и другими западными державами могут быть трения, и даже серьезные (одна из главных причин расхождения -- палестино-израильский конфликт), но эти противоречия не выходят за определенные рамки.

Другое дело -- радикалы, выступающие как своего рода "контрэлита", конкурирующая и с местными властями, и с наднациональными силами мирового порядка в борьбе за контроль над ресурсами и активно использующая при этом тот "горючий материал", который накопился в исламском мире. Охвативший его демографический взрыв (ныне каждый пятый житель планеты -- мусульманин по рождению, в то время как в начале ХХ века таковым был только каждый десятый) привел к различным последствиям. Одно из них -- появление так называемого молодежного горба: доля людей в возрасте от 15 до 24 лет во многих мусульманских странах возросла до 20% и более. Эта молодежь не находит себе применения на рынке труда и в правительственных структурах и пытается найти место под солнцем всеми доступными способами.

Впрочем, в радикальных течениях -- повсюду, не только в исламском мире -- реально участвует лишь незначительный процент населения. Поэтому, когда мы говорим о масштабах распространения исламского радикализма, мы имеем в виду не столько степень вовлеченности граждан в исламистские организации, сколько уровень влияния этих структур на общество. И не стоит забывать, что в исламском мире помимо радикалов существует значительный слой либерально настроенных людей. Эта часть мусульманского мира сильно встревожена наступлением радикализма. Особенно это касается лиц старшего поколения, которые когда-то были увлечены левыми идеями. Ведь сегодняшний радикализм, в отличие от вчерашнего -- левого, стал выражаться главным образом в крайне правых -- националистических и религиозно-шовинистических -- формах.

ВЯЧЕСЛАВ БЕЛОКРЕНИЦКИЙ, заведующий отделом Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН, профессор МГИМО МИД РФ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама