Наверх
13 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2000 года: "Земля и доля"

Насколько реально такое развитие событий? И к каким последствиям может привести принятие Земельного кодекса?Алексей Оверчук, заместитель руководителя Федеральной службы земельного кадастра России: «В принципе, уже сегодня нет законодательных препятствий на федеральном уровне для продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения: право частной собственности на землю закреплено в Конституции, а она у нас закон прямого действия. И результаты такого положения уже налицо.
Так, по данным государственного земельного учета, на 1 января 2000 года в государственной и муниципальной собственности было 1578,7 млн. га, или 92,4% земельного фонда Российской Федерации. Тогда как в собственности граждан, их объединений и юридических лиц было 129,6 млн. га, или 7,6 % земельного фонда страны.
Но при этом вопреки расхожему мнению больше всего в частной собственности на сегодня находится земель именно сельскохозяйственного назначения: 97,3% (126,1 млн. га) из всех «частных» земель РФ.
И тем не менее без принятия Земельного кодекса не обойтись. Он установил бы общеобязательные правила по приобретению и использованию земельных участков и позволил бы проводить дальнейшее развитие земельного законодательства.
При этом хочу подчеркнуть, что свободная купля-продажа, другие сделки с землей не означают их бесконтрольного оборота. Для осуществления оборота необходим определенный инструментарий, включающий в себя кадастр всех земель (такой кадастр уже практически создан.— «Профиль»), создание действенной системы разрешения земельных споров и т.д.
Политическую же сторону вопроса я бы не хотел затрагивать».
Сергей Андреев, начальник отдела земельной политики и взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти Московского земельного комитета: «Пустить или не пустить в свободный рыночный оборот муниципальные земли — это очень непростой вопрос. Могу рассказать, как мы эту проблему решаем в Москве.
На сегодняшний день основная форма землепользования в столице — это аренда (сроком до 49 лет, после чего арендатор имеет право ее возобновить.— «Профиль»). Именно такой подход к использованию городских земель, по нашим расчетам, является оптимальным и позволяет избежать целого ряда трудностей, которые могут возникнуть при свободном рынке земли.
К примеру, в Москве практически каждый земельный участок, находящийся в собственности города, обременен правами других лиц (правом аренды, правом ограниченного пользования и т.д.). Пока собственником земли остается город, не возникает особых проблем с ремонтом и обслуживанием инженерных сетей, прокладкой новых городских коммуникаций.
Передавая землю в частную собственность, необходимо обеспечить надежную защиту прав и интересов города (городских организаций) и его жителей. В противном случае может сложиться такая ситуация, что городу придется платить за право проведения ремонтных и иных работ в общегородских интересах новым собственникам земельных участков.
При этом необходимо отметить, что Москва не против рыночного оборота городских земель. Уже принято решение о выставлении на аукцион для продажи в частную собственность 13 земельных участков в Зеленограде, который тоже считается территорией Москвы. По результатам этого эксперимента, который должен завершиться до 1 декабря 2000 года (первый аукцион намечен на 8 сентября.— «Профиль»), мэрией будет принято решение о целесообразности дальнейшего распространения рыночного оборота городских земель».
Виктор Похмелкин, депутат Государственной думы, один из разработчиков варианта Земельного кодекса от СПС: «Сейчас существуют как минимум два варианта кодекса. Первый, условно говоря, коммунистический, находится на стадии третьего чтения и выносится на осеннюю парламентскую сессию. В нем свободный оборот земли не предусмотрен. Второй вариант наш, правый, где купля-продажа земли, в том числе сельхозугодий, разрешена. Думаю, что ни один из этих вариантов не пройдет и нужно будет искать компромисс.
Есть несколько путей выхода из ситуации. Можно принять кодекс в нынешнем виде, но прописать там, что вопросы купли-продажи сельскохозяйственных угодий будут регулироваться отдельным законом. Это самый простой, но не самый лучший путь. Прежде всего потому, что не решает проблему, ведь в отдельном законе все равно придется разрешать или не разрешать куплю-продажу.
Есть другой вариант: не принимать кодекс вообще, разблокировать 17-ю статью Гражданского кодекса (в ней говорится о том, что земельные отношения должны регулироваться Земельным кодексом.— «Профиль») и признать, что земля — это такое же имущество как, например, здания, сооружения и т.п. В таком случае, земельные отношения ничем не отличаются от имущественных и, понятно, землю можно продавать, покупать и т.п. Рамочно эти процессы регулируются ГК, а в частности — отдельными федеральными законами. Этот путь, на мой взгляд, более приемлем.
Но самое важное воздействие на то, какой из вариантов будет принят, может оказать позиция президента. Пока она не будет сформирована, дело не сдвинется с мертвой точки».

Структура земельного фонда Российской Федерации*

Категории земельРазмер земельного фонда (млн. га)
Земли сельскохозяйственного назначения440,1
Земли населенных пунктов18,6
Земли промышленности, связи, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения17,4
Земли особо охраняемых территорий31,7
Земли лесного фонда1059,8
Земли водного фонда27,8
Земли запаса114,4
Итого земель1709,8

* По данным Федеральной службы земельного кадастра России.

ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО, ДЕНИС СОЛОВЬЕВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK