25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2008 года: "Зеркало эпохи"

Архивная публикация 2008 года: "Зеркало эпохи"

В залах Михайловского (Инженерного) замка Русского музея открылась выставка «Фарфор частных заводов Петербурга». Посетители увидели около 400 произведений заводов купца Батенина и братьев Корниловых, в росписи и форме которых отразился весь XIX век. Работами этих заводов многие семьи гордились не меньше, чем сервизами знаменитого Императорского фарфорового завода. Изящные фарфоровые сервизы на несколько десятков персон всегда подчеркивали статус их хозяина.
Императорский фарфоровый завод открылся в 1744 году в Петербурге. К началу XX века в его музее собралась внушительная коллекция: после Первой мировой войны часть ее отдали Русскому музею. Изделия Императорского завода помимо фирменного стиля отличались высокой ценой, поэтому не слишком богатые семьи предпочитали покупать фарфор у купца Батенина и братьев Корниловых. О высоком статусе частных фарфоровых предприятий говорит еще и тот факт, что члены императорской фамилии заказывали частникам копии разбившихся предметов.
В 1811 году купец Девятов на Выборгской стороне Петербурга построил фарфоровый завод, который через три года продал другому купцу — Батенину. Благодаря новому владельцу производство значительно расширилось. Через несколько лет при заводе появился свой магазин на Невском проспекте. Визитной карточкой предприятия стали большие золоченые вазы и сервизы с цветочными букетами, гирляндами и видами Северной столицы (каждый пейзаж, который можно было увидеть как на вазах, так и на миниатюрных кофейных чашечках, прорабатывался до мельчайших деталей).
Стоимость изделий на предприятии снижали разными способами: вместо настоящего золота пользовались глянцгольдом (жидким дешевым золотом), вместо трудоемкой техники цировки (рисования агатовым карандашом по золоту) рисовали кистью. Но и дорогие образцы находили место в заводских коллекциях: одна из них была удостоена Большой золотой медали на Первой публичной выставке русских мануфактур 1829 года.
После смерти Батенина в 1830 году завод перешел наследникам. В это время темой для росписи стал Восток, стиль «шинуазри», или «китайщина»: на вазах, чайниках и чашках преобладали райские птицы, фантастические цветы и фигурки китайцев.
В 1838 году завод постигла новая беда: пожар уничтожил все мастерские. Восстановить производство было невозможно, и завод закрылся. Многие мастера ушли на фарфоровый завод братьев Корниловых, открывшийся под Петербургом, в поселке Полюстрово, тремя годами ранее. К Корниловым перешли все секреты производства, формы для изготовления фарфоровой посуды, образцы рисунков. Корниловский завод весьма успешно работал до 1917 года.
Не имея конкурентов, кроме Императорского фарфорового завода, завод братьев Корниловых быстро завоевал ведущие позиции. Предприятие оснастили по последнему слову техники (в этом оно даже опережало Императорский фарфоровый завод). Помимо российских мастеров на заводе трудились лучшие мастера из Западной Европы.
С начала 1830-х годов у Корниловых увлеклись причудливыми формами и необычными рисунками. Многие изделия могли занять достойное место под стеклом, но никак не на столе обладателя — уж слишком была неудобна в использовании их форма. В росписи присутствовали элементы готики, рококо и искусства Востока.
Корниловский завод долгое время пытался подражать заводу Батенина, но вскоре нашел и свою струю. Постепенно отказываясь от больших парадных сервизов, он перешел к демократичному массовому производству — дешевым фигуркам негров, пастушек, восточных девиц, животных. В начале 1850-х годов предприятие Корниловых выпустило серию предметов в «русском стиле» — использовало в качестве росписей древнерусские и византийские орнаменты, сюжеты из русских сказок. В 1880-е годы завод начал производить иконы, лампады, пасхальные яйца, выпускал тарелки и сервизы простой формы с пейзажами и жанровыми мотивами.
В 1910-х годах производство художественной продукции сократилось: завод переориентировался на выпуск технического фарфора (изоляторов), что приносило бoльший доход.
На выставке посетителей ждет настоящий экскурс в историю XIX века.

В залах Михайловского (Инженерного) замка Русского музея открылась выставка «Фарфор частных заводов Петербурга». Посетители увидели около 400 произведений заводов купца Батенина и братьев Корниловых, в росписи и форме которых отразился весь XIX век. Работами этих заводов многие семьи гордились не меньше, чем сервизами знаменитого Императорского фарфорового завода. Изящные фарфоровые сервизы на несколько десятков персон всегда подчеркивали статус их хозяина.
Императорский фарфоровый завод открылся в 1744 году в Петербурге. К началу XX века в его музее собралась внушительная коллекция: после Первой мировой войны часть ее отдали Русскому музею. Изделия Императорского завода помимо фирменного стиля отличались высокой ценой, поэтому не слишком богатые семьи предпочитали покупать фарфор у купца Батенина и братьев Корниловых. О высоком статусе частных фарфоровых предприятий говорит еще и тот факт, что члены императорской фамилии заказывали частникам копии разбившихся предметов.
В 1811 году купец Девятов на Выборгской стороне Петербурга построил фарфоровый завод, который через три года продал другому купцу — Батенину. Благодаря новому владельцу производство значительно расширилось. Через несколько лет при заводе появился свой магазин на Невском проспекте. Визитной карточкой предприятия стали большие золоченые вазы и сервизы с цветочными букетами, гирляндами и видами Северной столицы (каждый пейзаж, который можно было увидеть как на вазах, так и на миниатюрных кофейных чашечках, прорабатывался до мельчайших деталей).
Стоимость изделий на предприятии снижали разными способами: вместо настоящего золота пользовались глянцгольдом (жидким дешевым золотом), вместо трудоемкой техники цировки (рисования агатовым карандашом по золоту) рисовали кистью. Но и дорогие образцы находили место в заводских коллекциях: одна из них была удостоена Большой золотой медали на Первой публичной выставке русских мануфактур 1829 года.
После смерти Батенина в 1830 году завод перешел наследникам. В это время темой для росписи стал Восток, стиль «шинуазри», или «китайщина»: на вазах, чайниках и чашках преобладали райские птицы, фантастические цветы и фигурки китайцев.
В 1838 году завод постигла новая беда: пожар уничтожил все мастерские. Восстановить производство было невозможно, и завод закрылся. Многие мастера ушли на фарфоровый завод братьев Корниловых, открывшийся под Петербургом, в поселке Полюстрово, тремя годами ранее. К Корниловым перешли все секреты производства, формы для изготовления фарфоровой посуды, образцы рисунков. Корниловский завод весьма успешно работал до 1917 года.
Не имея конкурентов, кроме Императорского фарфорового завода, завод братьев Корниловых быстро завоевал ведущие позиции. Предприятие оснастили по последнему слову техники (в этом оно даже опережало Императорский фарфоровый завод). Помимо российских мастеров на заводе трудились лучшие мастера из Западной Европы.
С начала 1830-х годов у Корниловых увлеклись причудливыми формами и необычными рисунками. Многие изделия могли занять достойное место под стеклом, но никак не на столе обладателя — уж слишком была неудобна в использовании их форма. В росписи присутствовали элементы готики, рококо и искусства Востока.
Корниловский завод долгое время пытался подражать заводу Батенина, но вскоре нашел и свою струю. Постепенно отказываясь от больших парадных сервизов, он перешел к демократичному массовому производству — дешевым фигуркам негров, пастушек, восточных девиц, животных. В начале 1850-х годов предприятие Корниловых выпустило серию предметов в «русском стиле» — использовало в качестве росписей древнерусские и византийские орнаменты, сюжеты из русских сказок. В 1880-е годы завод начал производить иконы, лампады, пасхальные яйца, выпускал тарелки и сервизы простой формы с пейзажами и жанровыми мотивами.
В 1910-х годах производство художественной продукции сократилось: завод переориентировался на выпуск технического фарфора (изоляторов), что приносило бoльший доход.
На выставке посетителей ждет настоящий экскурс в историю XIX века.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».