19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Жандарм удачи"

Архивная публикация 2003 года: "Жандарм удачи"

Американцы хотят порулить миром в одиночку. Но пока не умеют. Все остальные не собираются ждать, пока США научатся вождению, и как минимум спешно обзаводятся "лежачими полицейскими".А ну-ка, убери свой чемоданчик

После начала войны в Ираке всем стало очевидно, что существующему "мировому порядку" пришел конец. Однако после первых дней боевых действий не менее очевидным оказалось и то, что никакого "нового порядка" на горизонте пока не наблюдается. С одной стороны, все понимают, что составить серьезную оппозицию США не удастся. С другой стороны, мало кто готов безропотно и беспрекословно вставать под звездно-полосатый флаг.
Наиболее радикально, понятное дело, настроены страны так называемой "оси зла" -- Иран и Северная Корея, а также те, кого Штаты могут такими странами "назначить", -- Сирия, Ливия, в перспективе -- Саудовская Аравия, да и мало ли кто еще. Ведь договориться с американцами им вряд ли удастся. Поэтому придется предпринимать любые меры для защиты.
Меры эти очевидны -- ускоренная реализация собственных ядерных программ и создание средств доставки атомного оружия.
"После югославского кризиса в "третьем мире" доминировала та точка зрения, что если бы у Милошевича имелось ядерное оружие или хотя бы ядерная программа, США не решились бы на операцию", -- считает директор московского представительства Центра оборонной информации Иван Сафранчук.
Ядерное оружие будет рассматриваться, в первую очередь, как средство сдерживания Соединенных Штатов. Северная Корея, изрядно напугавшая США своими реакторами, послужит для стран "оси зла" обнадеживающим примером. Но поскольку создание ядерных арсеналов требует больших затрат и времени, эти страны позаботятся и о производстве иных видов "оружия возмездия" -- химического и бактериологического. Кстати, нужно учесть, что "средством доставки" может быть не дорогая ракета, а почти бесплатный шахид с чемоданчиком.
Скорее всего, отравляющие вещества будут применяться не столько против американских солдат на поле боя, сколько против гражданского населения Соединенных Штатов и их союзников, что позволит достичь куда большего политического эффекта.
Тайное сотрудничество с террористами представляет собой еще один вариант защиты от угрозы американского нападения. У большинства стран, которые могут такому нападению подвергнуться (в первую очередь, Ирана и Ливии), уже существуют налаженные контакты с террористическими организациями. Дело только за тем, чтобы эти контакты оживить и снабдить террористов химическим или бактериологическим оружием. Практика показывает, что эффективно бороться с террористами в собственной стране гораздо сложнее, чем наводить "шок и трепет" на других континентах.
Небоскреб на пустом месте

До сих пор режим нераспространения оружия массового уничтожения и ракетных технологий базировался на целой системе международных соглашений, подкрепленных авторитетом ООН. Причем в последние годы этой системе явно не хватало эффективности. Ядерным оружием обзавелись Пакистан и Индия, секретом Полишинеля является наличие его у Израиля.
После американского нападения на Ирак ООН был нанесен очередной удар. Возможно, последний. Сегодня понятно, что эта организация уже не нужна никому. Ни США в союзе с Великобританией, потому что "ширма" в виде ООН их "стреноживает", а шум, который создает организация (причем в том числе и за деньги американских налогоплательщиков), повлиять ни на что не в состоянии, но создает "плохой пиар". Ни другим влиятельным членам, потому что протесты, выдвигаемые в небоскребе ООН, не дают ничего, а ответственность за принятые решения (или неналоженное вето) приходится нести.
Поэтому вряд ли стоит рассчитывать, что в условиях стремительного разрушения прежней системы межгосударственных правил игры устоит один из ее элементов -- система нераспространения оружия массового поражения. Тем более что доверие между крупнейшими державами, способными обеспечить соблюдение соответствующих соглашений, надолго подорвано.
Еще более спорно дело обстоит с борьбой против терроризма. И без того все члены антитеррористической коалиции старались под шумок вложить в эту борьбу собственное, иногда диаметрально противоположное, содержание. Во что выльется эта борьба сейчас, можно только гадать. Скорее всего, в сведение счетов с давними врагами. США этому помешать не смогут. В течение многих месяцев, а возможно, и лет они будут заняты наведением "демократического" порядка в Ираке.
По-братски или по-честному?

Проблему можно было бы решить путем радикального и во многом циничного реформирования существующей международной системы. Например, признанием Соединенных Штатов в качестве главного "мирового жандарма", делегирующего свои полномочия "жандармам поменьше" -- в региональном масштабе. Но проблема в том, что Штаты, похоже, делегировать что-либо не готовы никому.
На прошлой неделе и в России, и в Европе политики начали рассуждать о том, как страны--члены антивоенной коалиции смогут поучаствовать в послевоенном устройстве Ирака. Судя по всему американцы готовы дать вполне однозначный ответ: "Никак! Это наша поляна!"
Похоже, текущая война тем и отличается от всех прочих американских операций после 1945 года, что в экономику Ирака американцы планируют прийти всерьез и надолго. Вряд ли они в этой связи собираются спешить с назначением нового национального, пусть даже и марионеточного, правительства. В данном случае Штаты планируют действовать в соответствии со старой истиной: хочешь что-нибудь поделить справедливо -- дели сам.
Вот тут и засияла ровным светом еще одна "дыра" в постялтинском международном праве. Ведь статус оккупационного правительства или статус метрополии -- категории, изрядно пахнущие нафталином.
А ведь дела с Ираком как-то вести придется. Понятно, что от того, как решится эта проблема сейчас, уже в недалеком будущем будет зависеть, с какой интенсивностью США и дальше станут осуществлять экспорт демократии. Дело-то прибыльное. Да и к "оси зла" уже причислены такие нефтеносные страны, как Иран, Сирия, Ливия, в Нигерии опять же беспорядки какие-то не вполне демократические.
И тут возникает странная перспектива. А что если по поводу статуса Каспия России придется договариваться не с аятоллой, а с каким-нибудь очередным Пауэллом? Со временем к нему может накопиться масса вопросов: по поводу контейнерного железнодорожного моста Пхеньян--Берлин, совместного (с бывшим Ираном) производства Ил-114 и т.п.
Дело не только в нефти. В принципе, даже из бедной страны толковые оккупационные власти могут выжать пользу для метрополии. Возьмем хотя бы деньги, то есть дензнаки. Первым экономическим действом Гитлера на оккупированных территориях была отмена национальных валют и установление грабительского курса их обмена на рейхсмарки. (Этот план назывался "Ольденбург", и руководил им Альфред Розенберг.) Напомним, что и союзники отыгрались на Германии в ходе денежной реформы, о которой договорились в Ялте.
Естественно, деньги с портретом Хусейна отменят сразу же после того, как будет взят под контроль Банк Ирака. Конечно, с дехкан при этой реформе много не получишь. Но то, что местная валюта будет привязана к доллару, -- это, как говорится, к гадалке не ходи. А рост спроса на доллары в мире -- сегодня ключевой вопрос в финансовом противостоянии с Европой (подробнее см. материал "Условные" -- досрочно" на стр. 25).
Есть и еще один интересный для США геопланетарный экономический аспект -- конкуренция Панамериканской торгово-финансовой зоны (FTAA), работающей исключительно на долларе и преимущественно на американских торговых нормах, с Евросоюзом и "Азиатско-Тихоокеанским экономическим сотрудничеством" (АТЭС). Укрепление FTAA за счет побежденных стран, нынче причисляемых к "оси зла", -- тоже неплохой рычаг борьбы за экономическую однополярность мира.
Поэтому понятна озабоченность Соланы, Проди, даже Блэра и многих российских политиков, поэтому и осуществляются последние попытки как-то задействовать ооновские механизмы в поствоенном Ираке. Ведь давать победителям еще и три дня на разграбление, повторять тем самым мюнхенскую политику умиротворения агрессора это как-то уж совсем нецивилизованно и, более того, просто непрактично.

Американцы хотят порулить миром в одиночку. Но пока не умеют. Все остальные не собираются ждать, пока США научатся вождению, и как минимум спешно обзаводятся "лежачими полицейскими".А ну-ка, убери свой чемоданчик


После начала войны в Ираке всем стало очевидно, что существующему "мировому порядку" пришел конец. Однако после первых дней боевых действий не менее очевидным оказалось и то, что никакого "нового порядка" на горизонте пока не наблюдается. С одной стороны, все понимают, что составить серьезную оппозицию США не удастся. С другой стороны, мало кто готов безропотно и беспрекословно вставать под звездно-полосатый флаг.

Наиболее радикально, понятное дело, настроены страны так называемой "оси зла" -- Иран и Северная Корея, а также те, кого Штаты могут такими странами "назначить", -- Сирия, Ливия, в перспективе -- Саудовская Аравия, да и мало ли кто еще. Ведь договориться с американцами им вряд ли удастся. Поэтому придется предпринимать любые меры для защиты.

Меры эти очевидны -- ускоренная реализация собственных ядерных программ и создание средств доставки атомного оружия.

"После югославского кризиса в "третьем мире" доминировала та точка зрения, что если бы у Милошевича имелось ядерное оружие или хотя бы ядерная программа, США не решились бы на операцию", -- считает директор московского представительства Центра оборонной информации Иван Сафранчук.

Ядерное оружие будет рассматриваться, в первую очередь, как средство сдерживания Соединенных Штатов. Северная Корея, изрядно напугавшая США своими реакторами, послужит для стран "оси зла" обнадеживающим примером. Но поскольку создание ядерных арсеналов требует больших затрат и времени, эти страны позаботятся и о производстве иных видов "оружия возмездия" -- химического и бактериологического. Кстати, нужно учесть, что "средством доставки" может быть не дорогая ракета, а почти бесплатный шахид с чемоданчиком.

Скорее всего, отравляющие вещества будут применяться не столько против американских солдат на поле боя, сколько против гражданского населения Соединенных Штатов и их союзников, что позволит достичь куда большего политического эффекта.

Тайное сотрудничество с террористами представляет собой еще один вариант защиты от угрозы американского нападения. У большинства стран, которые могут такому нападению подвергнуться (в первую очередь, Ирана и Ливии), уже существуют налаженные контакты с террористическими организациями. Дело только за тем, чтобы эти контакты оживить и снабдить террористов химическим или бактериологическим оружием. Практика показывает, что эффективно бороться с террористами в собственной стране гораздо сложнее, чем наводить "шок и трепет" на других континентах.

Небоскреб на пустом месте


До сих пор режим нераспространения оружия массового уничтожения и ракетных технологий базировался на целой системе международных соглашений, подкрепленных авторитетом ООН. Причем в последние годы этой системе явно не хватало эффективности. Ядерным оружием обзавелись Пакистан и Индия, секретом Полишинеля является наличие его у Израиля.

После американского нападения на Ирак ООН был нанесен очередной удар. Возможно, последний. Сегодня понятно, что эта организация уже не нужна никому. Ни США в союзе с Великобританией, потому что "ширма" в виде ООН их "стреноживает", а шум, который создает организация (причем в том числе и за деньги американских налогоплательщиков), повлиять ни на что не в состоянии, но создает "плохой пиар". Ни другим влиятельным членам, потому что протесты, выдвигаемые в небоскребе ООН, не дают ничего, а ответственность за принятые решения (или неналоженное вето) приходится нести.

Поэтому вряд ли стоит рассчитывать, что в условиях стремительного разрушения прежней системы межгосударственных правил игры устоит один из ее элементов -- система нераспространения оружия массового поражения. Тем более что доверие между крупнейшими державами, способными обеспечить соблюдение соответствующих соглашений, надолго подорвано.

Еще более спорно дело обстоит с борьбой против терроризма. И без того все члены антитеррористической коалиции старались под шумок вложить в эту борьбу собственное, иногда диаметрально противоположное, содержание. Во что выльется эта борьба сейчас, можно только гадать. Скорее всего, в сведение счетов с давними врагами. США этому помешать не смогут. В течение многих месяцев, а возможно, и лет они будут заняты наведением "демократического" порядка в Ираке.

По-братски или по-честному?


Проблему можно было бы решить путем радикального и во многом циничного реформирования существующей международной системы. Например, признанием Соединенных Штатов в качестве главного "мирового жандарма", делегирующего свои полномочия "жандармам поменьше" -- в региональном масштабе. Но проблема в том, что Штаты, похоже, делегировать что-либо не готовы никому.

На прошлой неделе и в России, и в Европе политики начали рассуждать о том, как страны--члены антивоенной коалиции смогут поучаствовать в послевоенном устройстве Ирака. Судя по всему американцы готовы дать вполне однозначный ответ: "Никак! Это наша поляна!"

Похоже, текущая война тем и отличается от всех прочих американских операций после 1945 года, что в экономику Ирака американцы планируют прийти всерьез и надолго. Вряд ли они в этой связи собираются спешить с назначением нового национального, пусть даже и марионеточного, правительства. В данном случае Штаты планируют действовать в соответствии со старой истиной: хочешь что-нибудь поделить справедливо -- дели сам.

Вот тут и засияла ровным светом еще одна "дыра" в постялтинском международном праве. Ведь статус оккупационного правительства или статус метрополии -- категории, изрядно пахнущие нафталином.

А ведь дела с Ираком как-то вести придется. Понятно, что от того, как решится эта проблема сейчас, уже в недалеком будущем будет зависеть, с какой интенсивностью США и дальше станут осуществлять экспорт демократии. Дело-то прибыльное. Да и к "оси зла" уже причислены такие нефтеносные страны, как Иран, Сирия, Ливия, в Нигерии опять же беспорядки какие-то не вполне демократические.

И тут возникает странная перспектива. А что если по поводу статуса Каспия России придется договариваться не с аятоллой, а с каким-нибудь очередным Пауэллом? Со временем к нему может накопиться масса вопросов: по поводу контейнерного железнодорожного моста Пхеньян--Берлин, совместного (с бывшим Ираном) производства Ил-114 и т.п.

Дело не только в нефти. В принципе, даже из бедной страны толковые оккупационные власти могут выжать пользу для метрополии. Возьмем хотя бы деньги, то есть дензнаки. Первым экономическим действом Гитлера на оккупированных территориях была отмена национальных валют и установление грабительского курса их обмена на рейхсмарки. (Этот план назывался "Ольденбург", и руководил им Альфред Розенберг.) Напомним, что и союзники отыгрались на Германии в ходе денежной реформы, о которой договорились в Ялте.

Естественно, деньги с портретом Хусейна отменят сразу же после того, как будет взят под контроль Банк Ирака. Конечно, с дехкан при этой реформе много не получишь. Но то, что местная валюта будет привязана к доллару, -- это, как говорится, к гадалке не ходи. А рост спроса на доллары в мире -- сегодня ключевой вопрос в финансовом противостоянии с Европой (подробнее см. материал "Условные" -- досрочно" на стр. 25).

Есть и еще один интересный для США геопланетарный экономический аспект -- конкуренция Панамериканской торгово-финансовой зоны (FTAA), работающей исключительно на долларе и преимущественно на американских торговых нормах, с Евросоюзом и "Азиатско-Тихоокеанским экономическим сотрудничеством" (АТЭС). Укрепление FTAA за счет побежденных стран, нынче причисляемых к "оси зла", -- тоже неплохой рычаг борьбы за экономическую однополярность мира.

Поэтому понятна озабоченность Соланы, Проди, даже Блэра и многих российских политиков, поэтому и осуществляются последние попытки как-то задействовать ооновские механизмы в поствоенном Ираке. Ведь давать победителям еще и три дня на разграбление, повторять тем самым мюнхенскую политику умиротворения агрессора это как-то уж совсем нецивилизованно и, более того, просто непрактично.

НИКОЛАЙ СИЛАЕВ, НИКИТА КИРИЧЕНКО

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».