29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Жажда жизни"

Архивная публикация 2003 года: "Жажда жизни"

Россияне безбожно пьют -- и чем дальше, тем больше. Беспокоиться о здоровье нации, впрочем, не стоит, поскольку речь идет о безалкогольных напитках.Можно подумать, что всемирное потепление, которым нас уже давно стращают ученые, превратило Россию в Сахару. Именно такой вывод невольно напрашивается при анализе данных Госкомстата РФ, согласно которым за последние 5 лет продажи безалкогольных напитков в нашей стране увеличились почти втрое.
Безалкогольные напитки принято подразделять на три группы. Первая -- соки, нектары и сокосодержащие напитки. Вторая -- минералка и питьевая вода. И третья -- газированные напитки (в эту группу наряду с разными лимонадами, колами и прочими "Буратинами" входит квас).
Обычно рост того или иного рынка объясняют известной формулой "есть спрос -- есть и предложение". Однако рост потребления безалкогольных напитков имеет прямо противоположную причину: бурный рост предложения плюс реклама подтолкнули продажи.
На первом месте по популярности среди жаждоутолителей у россиян традиционно стоят подслащенные газированные напитки -- то, что принято называть лимонадами. И это понятно -- они дешевы.
Лидирующие позиции на этом рынке удерживает продукция Coca Co. и Pepsi Co. (18% и 8% российского рынка газированных напитков). По данным исследовательского агентства "КомКон", 50,2% опрошенных назвали "Кока-Колу" наиболее часто потребляемым ими напитком, 45,7% чаще пьют "Фанту" (Coca Co.), 33,9% -- "7 Up" (Pepsi Co.), 33,3% -- "Спрайт" (Coca Co.), 31,9% -- "Пепси-Колу".
Следующие позиции в рейтинге производителей "лимонадов" на российском рынке держат компании "ВИНАП" (Новосибирск, контролируется ФГУП "Росспиртпром"), холдинг "Ранова", Московский пивобезалкогольный комбинат "Очаково" и ЗАО "ОСТ-Аква" (пос. Черноголовка). У этих российских компаний -- от 4% до 2% рынка соответственно.
За прошедший год заметно увеличилось производство кваса. По объему продаж среди прохладительных напитков (как в разлив, так и в бутылках), за первое полугодие 2002 года квас занимал четвертое место.
По данным ACNielsen, три ведущих производителя кваса -- "Очаково", "Полюстрово" и Coca Co. (торговая марка "Фруктайм") -- обеспечивают около 45% продаж этого напитка. Косвенно о росте популярности жидкого символа патриотизма свидетельствует принятие в прошлом году нового ГОСТа, который определил, что такой настоящий квас, а что -- лишь его имитация (так называемый квасной напиток). Первый должен быть получен только путем брожения. Второй -- газированный напиток с ароматом кваса.
Вторую по популярности позицию в деле утоления жажды у россиян занимают соки (31,6%). Это, кстати, самый быстрорастущий сегмент рынка безалкогольного рынка. С 1998 года рост продаж соков составил 63% по Москве и 48% -- по 10 крупнейшим городам России. Но это явно не предел. По оценке аналитиков, среднестатистический россиянин ежегодно выпивает всего 9 литров соков и нектаров, тогда как, к примеру, немец -- 59 литров, а испанец -- 20 литров.
Крупнейшим российским производителем соков является холдинг "Вимм-Билль-Данн" (торговые марки J-7, 100% Gold Premium, Rio Grande, "Любимый сад"). Группе принадлежат 14 предприятий, на которые приходится более 32% российского производства соков. На втором месте -- питерская компания "Мултон" (торговые марки "Добрый", "Дары лета", Nico). Доля рынка, занимаемая этой компанией, составляет около 25--27%. Далее следует экспериментальный консервный завод "Лебедянский" ("Тонус", "Фруктовый сад", "Я"), производящий 14--15% от общероссийского выпуска соков. Активно развивается Новосибирская компания "Нидан-Экофрукт" ("Чемпион", "Моя семья", "Да!"), занимающая сейчас четвертое место в рейтинге (около 7%).
В целом в России в прошлом году производство соков составило порядка 150 млн. дал.
Четверть (25,8%) объема ежегодно потребляемых в России безалкогольных напитков -- это минеральная (в том числе искусственно минерализованная) и очищенная питьевая вода.
Лидерами "минерального" рынка в России являются на сегодняшний день крупнейшие мировые производители -- Pepsi Co. (марка Aqua Minerale), Coca Co. (BonAqua), Georgian Glass & Mineral Water ("Боржоми"), Nestle ("Святой Источник").
Маркетологи считают, что самый перспективный напиток в данном сегменте рынка -- очищенная бутилированная питьевая негазированная вода, рост продаж которой за 2002 год составил более 30%. Объясняется это низким качеством водопроводной воды. Поэтому по мере роста благосостояния все больше россиян начинают использовать очищенную воду для приготовления пищи.

В ближайшие 7 лет общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в России возрастет на 19,4% и составит 640 тыс. км против 536 тыс. км в 2002 году. В частности, протяженность федеральных автомобильных дорог к 2010 году увеличится до 50 тыс. км с нынешних 47 тыс. км, а территориальных -- с 489 до 590 тыс. км. Таковы планы Минтранса РФ.
На реализацию поставленной задачи в рамках программы "Дороги России ХХI века" предполагается изыскать $67 млрд., из которых на дорожное строительство будет направлено около половины, а оставшиеся средства пойдут на возведение мостов, перекладку трубопроводов и т.д.
По словам специалистов Минтранса, ситуация осложняется тем, что с начала нынешнего года федеральный дорожный фонд, за счет которого производилась большая часть финансирования строительства и реконструкции дорог, прекратил свое существование ввиду отмены дорожного налога. Поэтому Минтрансом разработана программа привлечения иностранных инвестиций в строительство трасс. Так, по контракту с ЕБРР в прошлом году отрасль уже получила $229 млн., а в нынешнем к ним прибавится еще $290 млн.
Согласно принятой программе основное внимание дорожные строители намерены уделить межрегиональному сообщению и трассам, входящим в международные транспортные коридоры. В частности, среди приоритетных проектов в "Росавтодоре" называют завершение строительства сквозной трассы Москва--Владивосток--Находка (участок Чита--Хабаровск), а также кольцевых дорог вокруг Санкт-Петербурга и Новосибирска.
Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности России в 2002 произвели 5,7 млн. тонн целлюлозы, что на 2,7% превышает показатели прошлого года. Такие данные приводит Минпромнауки РФ.
Также возросло производство бумаги (на 3,1%) и составило по итогам ушедшего года 3,53 млн. тонн, картона -- на 11,5% (до 2,43 млн. тонн).
По мнению специалистов Минпромнауки, главная причина роста в целлюлозно-бумажном комплексе -- стабильное увеличение объемов производства в пищевой промышленности, основном потребителе продукции отрасли.
Корме того, с каждым годом растет объем иностранных инвестиций в отрасль. За 2002 год они составили более $250 млн.
На увеличение объемов производства по-прежнему оказывает влияние девальвационный эффект и вызванное им импортозамещение. В частности, за последние несколько лет рентабельность ЦБК выросла с 3% до 43,7%.

Наиболее популярные в России марки соков*

Россияне безбожно пьют -- и чем дальше, тем больше. Беспокоиться о здоровье нации, впрочем, не стоит, поскольку речь идет о безалкогольных напитках.Можно подумать, что всемирное потепление, которым нас уже давно стращают ученые, превратило Россию в Сахару. Именно такой вывод невольно напрашивается при анализе данных Госкомстата РФ, согласно которым за последние 5 лет продажи безалкогольных напитков в нашей стране увеличились почти втрое.

Безалкогольные напитки принято подразделять на три группы. Первая -- соки, нектары и сокосодержащие напитки. Вторая -- минералка и питьевая вода. И третья -- газированные напитки (в эту группу наряду с разными лимонадами, колами и прочими "Буратинами" входит квас).

Обычно рост того или иного рынка объясняют известной формулой "есть спрос -- есть и предложение". Однако рост потребления безалкогольных напитков имеет прямо противоположную причину: бурный рост предложения плюс реклама подтолкнули продажи.

На первом месте по популярности среди жаждоутолителей у россиян традиционно стоят подслащенные газированные напитки -- то, что принято называть лимонадами. И это понятно -- они дешевы.

Лидирующие позиции на этом рынке удерживает продукция Coca Co. и Pepsi Co. (18% и 8% российского рынка газированных напитков). По данным исследовательского агентства "КомКон", 50,2% опрошенных назвали "Кока-Колу" наиболее часто потребляемым ими напитком, 45,7% чаще пьют "Фанту" (Coca Co.), 33,9% -- "7 Up" (Pepsi Co.), 33,3% -- "Спрайт" (Coca Co.), 31,9% -- "Пепси-Колу".

Следующие позиции в рейтинге производителей "лимонадов" на российском рынке держат компании "ВИНАП" (Новосибирск, контролируется ФГУП "Росспиртпром"), холдинг "Ранова", Московский пивобезалкогольный комбинат "Очаково" и ЗАО "ОСТ-Аква" (пос. Черноголовка). У этих российских компаний -- от 4% до 2% рынка соответственно.

За прошедший год заметно увеличилось производство кваса. По объему продаж среди прохладительных напитков (как в разлив, так и в бутылках), за первое полугодие 2002 года квас занимал четвертое место.

По данным ACNielsen, три ведущих производителя кваса -- "Очаково", "Полюстрово" и Coca Co. (торговая марка "Фруктайм") -- обеспечивают около 45% продаж этого напитка. Косвенно о росте популярности жидкого символа патриотизма свидетельствует принятие в прошлом году нового ГОСТа, который определил, что такой настоящий квас, а что -- лишь его имитация (так называемый квасной напиток). Первый должен быть получен только путем брожения. Второй -- газированный напиток с ароматом кваса.

Вторую по популярности позицию в деле утоления жажды у россиян занимают соки (31,6%). Это, кстати, самый быстрорастущий сегмент рынка безалкогольного рынка. С 1998 года рост продаж соков составил 63% по Москве и 48% -- по 10 крупнейшим городам России. Но это явно не предел. По оценке аналитиков, среднестатистический россиянин ежегодно выпивает всего 9 литров соков и нектаров, тогда как, к примеру, немец -- 59 литров, а испанец -- 20 литров.

Крупнейшим российским производителем соков является холдинг "Вимм-Билль-Данн" (торговые марки J-7, 100% Gold Premium, Rio Grande, "Любимый сад"). Группе принадлежат 14 предприятий, на которые приходится более 32% российского производства соков. На втором месте -- питерская компания "Мултон" (торговые марки "Добрый", "Дары лета", Nico). Доля рынка, занимаемая этой компанией, составляет около 25--27%. Далее следует экспериментальный консервный завод "Лебедянский" ("Тонус", "Фруктовый сад", "Я"), производящий 14--15% от общероссийского выпуска соков. Активно развивается Новосибирская компания "Нидан-Экофрукт" ("Чемпион", "Моя семья", "Да!"), занимающая сейчас четвертое место в рейтинге (около 7%).

В целом в России в прошлом году производство соков составило порядка 150 млн. дал.

Четверть (25,8%) объема ежегодно потребляемых в России безалкогольных напитков -- это минеральная (в том числе искусственно минерализованная) и очищенная питьевая вода.

Лидерами "минерального" рынка в России являются на сегодняшний день крупнейшие мировые производители -- Pepsi Co. (марка Aqua Minerale), Coca Co. (BonAqua), Georgian Glass & Mineral Water ("Боржоми"), Nestle ("Святой Источник").

Маркетологи считают, что самый перспективный напиток в данном сегменте рынка -- очищенная бутилированная питьевая негазированная вода, рост продаж которой за 2002 год составил более 30%. Объясняется это низким качеством водопроводной воды. Поэтому по мере роста благосостояния все больше россиян начинают использовать очищенную воду для приготовления пищи.


В ближайшие 7 лет общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в России возрастет на 19,4% и составит 640 тыс. км против 536 тыс. км в 2002 году. В частности, протяженность федеральных автомобильных дорог к 2010 году увеличится до 50 тыс. км с нынешних 47 тыс. км, а территориальных -- с 489 до 590 тыс. км. Таковы планы Минтранса РФ.

На реализацию поставленной задачи в рамках программы "Дороги России ХХI века" предполагается изыскать $67 млрд., из которых на дорожное строительство будет направлено около половины, а оставшиеся средства пойдут на возведение мостов, перекладку трубопроводов и т.д.

По словам специалистов Минтранса, ситуация осложняется тем, что с начала нынешнего года федеральный дорожный фонд, за счет которого производилась большая часть финансирования строительства и реконструкции дорог, прекратил свое существование ввиду отмены дорожного налога. Поэтому Минтрансом разработана программа привлечения иностранных инвестиций в строительство трасс. Так, по контракту с ЕБРР в прошлом году отрасль уже получила $229 млн., а в нынешнем к ним прибавится еще $290 млн.

Согласно принятой программе основное внимание дорожные строители намерены уделить межрегиональному сообщению и трассам, входящим в международные транспортные коридоры. В частности, среди приоритетных проектов в "Росавтодоре" называют завершение строительства сквозной трассы Москва--Владивосток--Находка (участок Чита--Хабаровск), а также кольцевых дорог вокруг Санкт-Петербурга и Новосибирска.

Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности России в 2002 произвели 5,7 млн. тонн целлюлозы, что на 2,7% превышает показатели прошлого года. Такие данные приводит Минпромнауки РФ.

Также возросло производство бумаги (на 3,1%) и составило по итогам ушедшего года 3,53 млн. тонн, картона -- на 11,5% (до 2,43 млн. тонн).

По мнению специалистов Минпромнауки, главная причина роста в целлюлозно-бумажном комплексе -- стабильное увеличение объемов производства в пищевой промышленности, основном потребителе продукции отрасли.

Корме того, с каждым годом растет объем иностранных инвестиций в отрасль. За 2002 год они составили более $250 млн.

На увеличение объемов производства по-прежнему оказывает влияние девальвационный эффект и вызванное им импортозамещение. В частности, за последние несколько лет рентабельность ЦБК выросла с 3% до 43,7%.


Наиболее популярные в России марки соков*

МестоМоскваДругие города России

1J-7J-7

2"Добрый сок""Добрый сок"

3"Фруктовый сад""Nico"

4100% Golden Premium"Фруктовый сад"

5"Nico"100% Golden Premium

6"Дары лета""Любимый сад"

7"Любимый сад""Дары лета"

8"Чемпион""Чемпион"

9"Тонус""Моя семья"

10"Моя семья""Тонус"

* По данным ACNielsen.

Самые популярные марки минеральной воды в России (%)*

Мин. водаПроцент

Aqua Minerale32

"Боржоми"27

"Нарзан"25

BonAqua21

"Ессентуки"21

"Святой Источник"19

"Славяновская"7

"Новотерская"7

"Меркурий"6

"Росинка"4

"Родники Боржоми"4

"Серебряная вода"4

"Дворцовая"3

Vera3

"Черноголовка"3

"Бамии"2

Blue water2

"Кристалин"2

"Охтинская"2

* По данным социологического опроса Comcon 2 (респонденты могли называть несколько марок воды).

Структура потребления безалкогольных напитков в России (%)*

Газированные напитки16,4

Минеральная вода37,5

Соки и нектары45,9

* По данным социологического опроса Comcon 2 (респонденты могли называть несколько марок воды).


* По данным агентства Canadean.

ИЛЬЯ ХАРЛАШКИН, ЮЛИЯ МЕДВЕДЕВА И СВЕТЛАНА ПЕРЦОВА.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама