Наверх
13 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Жажда жизни"

Россияне безбожно пьют — и чем дальше, тем больше. Беспокоиться о здоровье нации, впрочем, не стоит, поскольку речь идет о безалкогольных напитках.Можно подумать, что всемирное потепление, которым нас уже давно стращают ученые, превратило Россию в Сахару. Именно такой вывод невольно напрашивается при анализе данных Госкомстата РФ, согласно которым за последние 5 лет продажи безалкогольных напитков в нашей стране увеличились почти втрое.
Безалкогольные напитки принято подразделять на три группы. Первая — соки, нектары и сокосодержащие напитки. Вторая — минералка и питьевая вода. И третья — газированные напитки (в эту группу наряду с разными лимонадами, колами и прочими «Буратинами» входит квас).
Обычно рост того или иного рынка объясняют известной формулой «есть спрос — есть и предложение». Однако рост потребления безалкогольных напитков имеет прямо противоположную причину: бурный рост предложения плюс реклама подтолкнули продажи.
На первом месте по популярности среди жаждоутолителей у россиян традиционно стоят подслащенные газированные напитки — то, что принято называть лимонадами. И это понятно — они дешевы.
Лидирующие позиции на этом рынке удерживает продукция Coca Co. и Pepsi Co. (18% и 8% российского рынка газированных напитков). По данным исследовательского агентства «КомКон», 50,2% опрошенных назвали «Кока-Колу» наиболее часто потребляемым ими напитком, 45,7% чаще пьют «Фанту» (Coca Co.), 33,9% — «7 Up» (Pepsi Co.), 33,3% — «Спрайт» (Coca Co.), 31,9% — «Пепси-Колу».
Следующие позиции в рейтинге производителей «лимонадов» на российском рынке держат компании «ВИНАП» (Новосибирск, контролируется ФГУП «Росспиртпром»), холдинг «Ранова», Московский пивобезалкогольный комбинат «Очаково» и ЗАО «ОСТ-Аква» (пос. Черноголовка). У этих российских компаний — от 4% до 2% рынка соответственно.
За прошедший год заметно увеличилось производство кваса. По объему продаж среди прохладительных напитков (как в разлив, так и в бутылках), за первое полугодие 2002 года квас занимал четвертое место.
По данным ACNielsen, три ведущих производителя кваса — «Очаково», «Полюстрово» и Coca Co. (торговая марка «Фруктайм») — обеспечивают около 45% продаж этого напитка. Косвенно о росте популярности жидкого символа патриотизма свидетельствует принятие в прошлом году нового ГОСТа, который определил, что такой настоящий квас, а что — лишь его имитация (так называемый квасной напиток). Первый должен быть получен только путем брожения. Второй — газированный напиток с ароматом кваса.
Вторую по популярности позицию в деле утоления жажды у россиян занимают соки (31,6%). Это, кстати, самый быстрорастущий сегмент рынка безалкогольного рынка. С 1998 года рост продаж соков составил 63% по Москве и 48% — по 10 крупнейшим городам России. Но это явно не предел. По оценке аналитиков, среднестатистический россиянин ежегодно выпивает всего 9 литров соков и нектаров, тогда как, к примеру, немец — 59 литров, а испанец — 20 литров.
Крупнейшим российским производителем соков является холдинг «Вимм-Билль-Данн» (торговые марки J-7, 100% Gold Premium, Rio Grande, «Любимый сад»). Группе принадлежат 14 предприятий, на которые приходится более 32% российского производства соков. На втором месте — питерская компания «Мултон» (торговые марки «Добрый», «Дары лета», Nico). Доля рынка, занимаемая этой компанией, составляет около 25—27%. Далее следует экспериментальный консервный завод «Лебедянский» («Тонус», «Фруктовый сад», «Я»), производящий 14—15% от общероссийского выпуска соков. Активно развивается Новосибирская компания «Нидан-Экофрукт» («Чемпион», «Моя семья», «Да!»), занимающая сейчас четвертое место в рейтинге (около 7%).
В целом в России в прошлом году производство соков составило порядка 150 млн. дал.
Четверть (25,8%) объема ежегодно потребляемых в России безалкогольных напитков — это минеральная (в том числе искусственно минерализованная) и очищенная питьевая вода.
Лидерами «минерального» рынка в России являются на сегодняшний день крупнейшие мировые производители — Pepsi Co. (марка Aqua Minerale), Coca Co. (BonAqua), Georgian Glass & Mineral Water («Боржоми»), Nestle («Святой Источник»).
Маркетологи считают, что самый перспективный напиток в данном сегменте рынка — очищенная бутилированная питьевая негазированная вода, рост продаж которой за 2002 год составил более 30%. Объясняется это низким качеством водопроводной воды. Поэтому по мере роста благосостояния все больше россиян начинают использовать очищенную воду для приготовления пищи.

В ближайшие 7 лет общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в России возрастет на 19,4% и составит 640 тыс. км против 536 тыс. км в 2002 году. В частности, протяженность федеральных автомобильных дорог к 2010 году увеличится до 50 тыс. км с нынешних 47 тыс. км, а территориальных — с 489 до 590 тыс. км. Таковы планы Минтранса РФ.
На реализацию поставленной задачи в рамках программы «Дороги России ХХI века» предполагается изыскать $67 млрд., из которых на дорожное строительство будет направлено около половины, а оставшиеся средства пойдут на возведение мостов, перекладку трубопроводов и т.д.
По словам специалистов Минтранса, ситуация осложняется тем, что с начала нынешнего года федеральный дорожный фонд, за счет которого производилась большая часть финансирования строительства и реконструкции дорог, прекратил свое существование ввиду отмены дорожного налога. Поэтому Минтрансом разработана программа привлечения иностранных инвестиций в строительство трасс. Так, по контракту с ЕБРР в прошлом году отрасль уже получила $229 млн., а в нынешнем к ним прибавится еще $290 млн.
Согласно принятой программе основное внимание дорожные строители намерены уделить межрегиональному сообщению и трассам, входящим в международные транспортные коридоры. В частности, среди приоритетных проектов в «Росавтодоре» называют завершение строительства сквозной трассы Москва—Владивосток—Находка (участок Чита—Хабаровск), а также кольцевых дорог вокруг Санкт-Петербурга и Новосибирска.
Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности России в 2002 произвели 5,7 млн. тонн целлюлозы, что на 2,7% превышает показатели прошлого года. Такие данные приводит Минпромнауки РФ.
Также возросло производство бумаги (на 3,1%) и составило по итогам ушедшего года 3,53 млн. тонн, картона — на 11,5% (до 2,43 млн. тонн).
По мнению специалистов Минпромнауки, главная причина роста в целлюлозно-бумажном комплексе — стабильное увеличение объемов производства в пищевой промышленности, основном потребителе продукции отрасли.
Корме того, с каждым годом растет объем иностранных инвестиций в отрасль. За 2002 год они составили более $250 млн.
На увеличение объемов производства по-прежнему оказывает влияние девальвационный эффект и вызванное им импортозамещение. В частности, за последние несколько лет рентабельность ЦБК выросла с 3% до 43,7%.

Наиболее популярные в России марки соков*

МестоМоскваДругие города России
1J-7J-7
2«Добрый сок»«Добрый сок»
3«Фруктовый сад»«Nico»
4100% Golden Premium«Фруктовый сад»
5«Nico»100% Golden Premium
6«Дары лета»«Любимый сад»
7«Любимый сад»«Дары лета»
8«Чемпион»«Чемпион»
9«Тонус»«Моя семья»
10«Моя семья»«Тонус»

* По данным ACNielsen.

Самые популярные марки минеральной воды в России (%)*

Мин. водаПроцент
Aqua Minerale32
«Боржоми»27
«Нарзан»25
BonAqua21
«Ессентуки»21
«Святой Источник»19
«Славяновская»7
«Новотерская»7
«Меркурий»6
«Росинка»4
«Родники Боржоми»4
«Серебряная вода»4
«Дворцовая»3
Vera3
«Черноголовка»3
«Бамии»2
Blue water2
«Кристалин»2
«Охтинская»2

* По данным социологического опроса Comcon 2 (респонденты могли называть несколько марок воды).

Структура потребления безалкогольных напитков в России (%)*

Газированные напитки16,4
Минеральная вода37,5
Соки и нектары45,9

* По данным социологического опроса Comcon 2 (респонденты могли называть несколько марок воды).

* По данным агентства Canadean.

ИЛЬЯ ХАРЛАШКИН, ЮЛИЯ МЕДВЕДЕВА И СВЕТЛАНА ПЕРЦОВА.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK