25 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2010 года: "ЖИТЬ ПО СРЕДСТВАМ"

Архивная публикация 2010 года: "ЖИТЬ ПО СРЕДСТВАМ"

Правительство поддержало предложения депутатов по увеличению расходов бюджета. Удастся ли собрать под это необходимые доходы? Госдума приняла в первом чтении законопроект "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов". Напомню, что на данном этапе утверждаются не только доходы, расходы и дефицит, но и меры, позволяющие субъектам Российской Федерации приступить к формированию региональных и муниципальных бюджетов. На следующий год мы решили выделить регионам средства для частичного покрытия дефицита в связи с тем, что пришлось ликвидировать последствия стихийных бедствий и техногенных аварий. Это 77,6 млрд рублей, то есть на 8 млрд рублей больше, чем в 2010 году.
Однако жизнь заставила нас задуматься о необходимости создания специального резервного фонда для оперативного решения подобных проблем. Наш комитет предложил в процессе второго чтения предусмотреть такой резерв на случай техногенных аварий, от которых мы не застрахованы, особенно если зима будет холодной. Это могут быть и сгоревшие подстанции, и вышедшие из строя трансформаторы и газопроводы и т.д.
Вообще, уже сейчас ясно, что работа над поправками и дополнениями ко второму чтению предстоит немалая. Нас, например, очень волнует финансирование Дорожного фонда. Да, финансирование этой отрасли увеличивается. В рамках проекта "Новые дороги городов единой России" предусмотрены средства на капитальный ремонт автодо-рог в административных центрах - 34 млрд рублей на 2011 год, что на 18 млрд рублей больше, чем в 2010 году. Заложены средства и на предоставление бюджетных кредитов на срок до пяти лет в сумме 36 млрд рублей на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог. Определились и с объемом федерального Дорожного фонда. Но правительство до сих пор не представило в Госдуму законопроекты, устанав-ливающие принципы его форми-рования, а также формирования территориальных дорожных фондов. А ведь речь идет о сотнях нормативных актов на федеральном и региональном уровнях.
В "дорожных" статьях уделено особое внимание сельскому хозяйству. Впервые предусмотрены средства на строительство и реконструкцию сельских дорог, связывающих населенные пункты, - в сумме 5 млрд рублей. Кроме того, 7 млрд рублей выделено в качестве дополнительной поддержки экономически значимых региональных программ на селе. Эта отрасль понесла большие потери из-за аномальной жары, и мы достигли согласия с Минфином в том, что сельхозпроизводители, пострадавшие от засухи, могут погашать бюджетные кредиты, полученные в 2010 году, в течение трех лет начиная с 2013 года.
Мы понимаем, что все это ложится бременем на расходные статьи бюджета. Правительство поддержало наши предложения более чем на 350 млрд рублей. Тем не менее нас беспокоит и тот факт, что с 2011 года налоговая нагрузка возрастает. Так, по оценке Минэкономразвития, в процентах к ВВП в 2009-2010 годах она составила 30,7, а в 2011 году прогнозируется на уровне 33,2, в 2012-м - 33,5, в 2013-м - 33,9. По извест-ной теории Лаффера, в определенный момент увеличение ставок налогов приводит к сокращению поступлений доходов. Эта тема обсуждалась на осенних заседаниях комитета, но мы так и не получили от представителей правительства четкой оценки влияния нынешнего уровня налоговой нагрузки на перспективы формирования доходов бюджетов в России.
Кроме того, депутаты возражают против того, что законопроекты по изменению налогового законодательства вносятся одновременно с проектом федерального бюджета. Это порождает неопределенность при формировании региональных бюджетов, поскольку необходимо прогнозировать доходы с учетом изменения ставок акцизов на нефтепродукты, уменьшения базовых ставок транспортного налога.
Думаю, что целесообразно восстановить норму Бюджетного кодекса, по которой налоговые законы принимаются за месяц до внесения проекта федерального бюджета в Государственную думу.

Правительство поддержало предложения депутатов по увеличению расходов бюджета. Удастся ли собрать под это необходимые доходы? Госдума приняла в первом чтении законопроект "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов". Напомню, что на данном этапе утверждаются не только доходы, расходы и дефицит, но и меры, позволяющие субъектам Российской Федерации приступить к формированию региональных и муниципальных бюджетов. На следующий год мы решили выделить регионам средства для частичного покрытия дефицита в связи с тем, что пришлось ликвидировать последствия стихийных бедствий и техногенных аварий. Это 77,6 млрд рублей, то есть на 8 млрд рублей больше, чем в 2010 году.
Однако жизнь заставила нас задуматься о необходимости создания специального резервного фонда для оперативного решения подобных проблем. Наш комитет предложил в процессе второго чтения предусмотреть такой резерв на случай техногенных аварий, от которых мы не застрахованы, особенно если зима будет холодной. Это могут быть и сгоревшие подстанции, и вышедшие из строя трансформаторы и газопроводы и т.д.
Вообще, уже сейчас ясно, что работа над поправками и дополнениями ко второму чтению предстоит немалая. Нас, например, очень волнует финансирование Дорожного фонда. Да, финансирование этой отрасли увеличивается. В рамках проекта "Новые дороги городов единой России" предусмотрены средства на капитальный ремонт автодо-рог в административных центрах - 34 млрд рублей на 2011 год, что на 18 млрд рублей больше, чем в 2010 году. Заложены средства и на предоставление бюджетных кредитов на срок до пяти лет в сумме 36 млрд рублей на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог. Определились и с объемом федерального Дорожного фонда. Но правительство до сих пор не представило в Госдуму законопроекты, устанав-ливающие принципы его форми-рования, а также формирования территориальных дорожных фондов. А ведь речь идет о сотнях нормативных актов на федеральном и региональном уровнях.
В "дорожных" статьях уделено особое внимание сельскому хозяйству. Впервые предусмотрены средства на строительство и реконструкцию сельских дорог, связывающих населенные пункты, - в сумме 5 млрд рублей. Кроме того, 7 млрд рублей выделено в качестве дополнительной поддержки экономически значимых региональных программ на селе. Эта отрасль понесла большие потери из-за аномальной жары, и мы достигли согласия с Минфином в том, что сельхозпроизводители, пострадавшие от засухи, могут погашать бюджетные кредиты, полученные в 2010 году, в течение трех лет начиная с 2013 года.
Мы понимаем, что все это ложится бременем на расходные статьи бюджета. Правительство поддержало наши предложения более чем на 350 млрд рублей. Тем не менее нас беспокоит и тот факт, что с 2011 года налоговая нагрузка возрастает. Так, по оценке Минэкономразвития, в процентах к ВВП в 2009-2010 годах она составила 30,7, а в 2011 году прогнозируется на уровне 33,2, в 2012-м - 33,5, в 2013-м - 33,9. По извест-ной теории Лаффера, в определенный момент увеличение ставок налогов приводит к сокращению поступлений доходов. Эта тема обсуждалась на осенних заседаниях комитета, но мы так и не получили от представителей правительства четкой оценки влияния нынешнего уровня налоговой нагрузки на перспективы формирования доходов бюджетов в России.
Кроме того, депутаты возражают против того, что законопроекты по изменению налогового законодательства вносятся одновременно с проектом федерального бюджета. Это порождает неопределенность при формировании региональных бюджетов, поскольку необходимо прогнозировать доходы с учетом изменения ставок акцизов на нефтепродукты, уменьшения базовых ставок транспортного налога.
Думаю, что целесообразно восстановить норму Бюджетного кодекса, по которой налоговые законы принимаются за месяц до внесения проекта федерального бюджета в Государственную думу.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».