Наверх
20 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2004 года: "Жижек-пыжек"

&nbsp

Прежде чем читать книгу Славоя Жижека «13 опытов о Ленине», нужно знать две вещи, без которых эта книга покажется бессмысленным и бессвязным бредом. Первая: Славой Жижек — модный современный философ. Вторая: Славой Жижек — самый модный современный философ.

Обзаведясь этими знаниями, можно смело читать книгу — получить удовольствие, пищу для ума и многое понять… Нет, не о Ленине — о Ленине понять из опытов Жижека ничего нельзя, да и не затем эта книга писалась, чтобы что-то сказать о Ленине.

В открывающем книгу эссе «Право на истину» Ленин впервые упоминается, и то вскользь, на 13-й, последней странице. Зато упоминаются Хабермас и Беньямин, цитируется обширный кусок из Адорно, анализируется проблема Другого и другости, рассказывается история про протесты в Индии против «Мак Дональдса». Остальные опыты — как бы они ни назывались — построены так же: куча актуальных для современного левоевропейского дискурса имен; куча философских терминов (не классических, а опять же самых актуальных и современных); обширные и невероятно глубокомысленные рассуждения с самыми банальными выводами и, конечно, выпады против капитализма, либерализма, политкорректности, фашизма, антисемитизма, глобализма, левых интеллектуалов и прочая, и прочая… Все это великолепие перемежается подробным пересказом кинофильмов (от «Бойцовского клуба» до малоизвестных картин 30-х — 50-х годов) и редкими фразами о Ленине и цитатами из него.

Для читателя, далекого от модной современной философии, это выглядит изощренной пародией на философский язык и современную левую идеологию. Причем пародируется все: язык, страсть к именам, постоянные скачки мысли, самое непринужденное сопряжение самых далеких идей, система доказательств. И действительно — человек в здравом уме и твердой памяти вряд ли сможет без смеха прочесть следующий пассаж: «Ни один из трех субъектов не является самоцентрированным агентом самоопосредования, но представляет собой децентрализованного агента, борющегося с чужеродным ядром». Так же как нельзя не улыбнуться, читая эссе, доказывающее величие Сталина на том лишь основании, что его любил Бертольт Брехт.

Однако все это не пародия. Это современная модная философия, популярная и влиятельная. Именно она определяет набор тем, имен, понятий и установок, необходимых тому, кто хочет быть допущенным в круг мировой интеллектуальной элиты (а судя по тому, с каким придыханием говорят о Жижике наши молодые интеллектуалы, — Россия тоже часть этого мира). Не знаешь, кто такой Ален Бадью, не ссылаешься на авторитет Брехта, не оперируешь понятием Другости — до свидания!

А Жижек — то самое обязательное чтение, которое задает координаты актуальности. Однако Жижек не просто модный, а самый модный, а потому имеет право отменять многие «устаревшие догмы» и заменять их новыми радикальными идеями (в рамках общего дискурса, разумеется). В этом контексте самое любопытное в опытах о Ленине — тема оправдания революционного насилия и утверждения его ценности и даже необходимости. Можно смеяться над доказательной базой и вообще логикой Жижека (полагающего, что всякий, не думающий о революционном переустройстве мира, — тупое быдло), но факт того, что на смену либерально-общечеловеческим настроениям европейских элит снова приходит пафос революционного террора, стоит иметь в виду.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK