Наверх
13 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 1999 года: "Жизнь по автопонятиям"

Времена, когда встречали по одежке, безнадежно уходят в прошлое. В современном мире человека все чаще встречают и провожают по тому четырехколесному механизму, при помощи которого он по бездорожью и разгильдяйству преодолевает расстояние от пункта А до пункта Б.Сотрудники московских автосалонов рассказывают, что в ходе повышения профессиональных навыков в головных офисах мировых автогигантов им обязательно предлагают взглянуть на специальную пачку фотографий. На фоне сверкающих авто на карточках красуются люди — наиболее распространенные типы обладателей известных мировых марок.
Владелец Mercedes’а обязательно полноват, солиден и дымит толстой сигарой. За рулем BMW сидит пусть немолодой, но подтянутый мужчина в окружении девушек — гедонист, ищущий «вторую молодость». На фоне Audi позирует энергичный молодой человек в безупречном костюме, карьера которого благополучно развивается и вот-вот подойдет к своему апогею.
Конечно, это стереотипы, которых не терпит реальная жизнь. Но факт остается фактом: почти у каждого автомобиля есть свой имидж, отвечающий запросам определенных социальных и психологических типов потребителей. Ни в одной мировой столице вы не увидите руководителя крупного банка, подъезжающего к своему офису на серийной штамповке Fiat’а или Citroen’а. А криминальный авторитет не выберет для объезда «братвы» консервативную Volvo или рациональный Volkswagen.
Истина «автомобиль — мое второе «я» постепенно обретает плоть и кровь и в России. Насыщение авторынка и появление пусть и призрачного материального благополучия дают определенным слоям населения возможность выбрать себе своего коня и при помощи собственного транспортного средства так или иначе заявить окружающему миру о своем характере, социальном статусе, вкусе.
Здравствуй, Америка

Североамериканский континент подарил миру образ автомобиля как предмета большого и широкого, просторные внутренности которого переполнены ручками, кнопками и комфортом. И хотя последние десятилетия значительно видоизменили и уменьшили размеры американских марок, потребитель до сих пор ожидает от заокеанских машин повышенного комфорта и самых разнообразных удобств.
— Американцы любят облегчить себе жизнь и сделать ее максимально удобной. Это в первую очередь проявляется в автомобилях, которые они производят,— говорит Александр Половников, представитель компании—официального дилера автомобилей Ford в России.
Продавцы констатируют: покупателями американских авто чаще становятся люди, неравнодушные к комфорту и не привыкшие себе отказывать в радостях, которые им может предоставить научно-технический прогресс.
— В американских машинах нет «пустоты», тут на каждом сантиметре чувствуется забота о водителе. Покупателя приводит в восторг, когда нажатием одной кнопки в машине можно задействовать несметное множество процессов,— продолжает Александр Половников.— Наши покупатели в основном представители среднего класса, которые смотрят на жизнь широко. Им чуждо узкопрагматичное отношение к автомобилю. Взять хотя бы кубатуру двигателей многих американских машин. При объеме 5,4 литра Ford Expedition будет «есть» на сто километров не десять и не пятнадцать, а все двадцать литров постоянно дорожающего топлива.
Ford — одна из основных американских компаний, проявляющих особую активность на российском рынке. Впрочем, чисто американской компанию Ford называть уже не вполне справедливо. Это транснациональный гигант, имеющий заводы во многих странах мира. В настоящее время наибольшей популярностью в России пользуются такие ее модели, как Ford Escort, Mondeo, Taurus, внедорожники Ford Explorer и Expedition, полугрузовик Ford Transit.
Escort — недорогая городская автомашина европейской сборки с объемом двигателя 1,3 и 1,6 литра. Популярность Escort’а объясняется его невысокой ценой (от $9,5 тысячи), которая сочетается с элементарным уровнем автомобильного комфорта: гидроусилителем руля, центральным замком, стеклоподъемниками, сигнализацией, подушками безопасности, тонированными стеклами.
Taurus и Mondeo — это почти представительские машины. И хотя размеры, кубатура двигателя у них не та, что у традиционных Buick’ов и Cadillac’ов, в новых Ford’ах наблюдаются лучшие традиции американского автомобилестроения. За цену от $15 тысяч обладатель, например, Mondeo имеет все основания испытывать чувство глубоко удовлетворения собой и жизнью: хотя машина и содержит по-европейски скромный по объему двигатель (1,8 или 2 литра), к нему прилагается просторный и удобный салон с полным электропакетом, кондиционером, музыкой (минимум 4 колонки), подогревом зеркал, гидрокорректором фар. По желанию все это украшается кожаной обивкой сидений и деревянной отделкой деталей салона.
Transit выбирают в основном организации. Бухгалтеры предприятий охотно выделяют сравнительные небольшие матсредства (от $12 700), чтобы иметь в своем распоряжении комфортное и надежное приспособление для перевозки сотрудников (Transit пассажирский) или нехитрых грузов (Transit грузовой).
Американские автомобилестроители рады предоставить российскому покупателю и не совсем обычные разработки. Например, маленький букашкообразный Ford Ka (цена от $10 000). Производитель усиленно рекламирует этот небольшой полукруглый автомобиль как идеальное средство передвижения для женщин. В «Астра-Моторс» с восторгом вспоминают широкую рекламную акцию, которую Ford провел в прошлом году вместе с культовым для многих дам журналом Cosmopolitan. Тогда автосалон буквально ломился от молодых энергичных покупательниц, которые стремились стать (и становились) счастливыми обладательницами симпатичного Ford Кa.
Однако далеко не все в России склонны относить Кa-модель к чисто женским автомобилям. Например, один из клиентов-мужчин «Астра-Моторс» был очень доволен своим Ка-выбором. Действительно, при инжекторном двигателе объемом 1,3 литра и массе всего 890 кг маленький юркий Ford Ка способен творить на дороге настоящие чудеса. А главное — тебя замечают, особенно в небольшом городке. «Стоит мне подъехать к магазину, как буквально в считанные минуты вокруг машины собирается кучка из 10—15 человек»,— рассказывал улыбающимся дилерам обладатель Ка из Владимира. Но самое забавное, что через некоторое время этот же клиент заказал автосалону точно такую же машину такого же зеленого цвета. Во Владимире он достал своему второму Ford’у Ка почти те же номера, что и у первого, только другой серии. «Чтобы люди думали, что это одна и та же машина. Знаете, город небольшой, слишком выделяться ни к чему».
Но в основном автовладелец-«американист» — человек широкой души и широких жестов. Любитель бесконечных просторов (неважно, о чем идет речь — о размерах квартиры или объеме салона его машины) и максимального комфорта.
Vive la France!

Вслед за парфюмом и хорошим вином Франция покоряет мир своими автомобилями. И делает это достаточно успешно. По крайней мере, в России.
— Еще каких-то пять—десять лет назад в России имели весьма абстрактное представление о французских машинах. Сейчас картина резко изменилась»,— говорит Сергей Иванов, менеджер отдела продаж компании — официального дилера Renault и Volvo.
Российские дилеры называют французские машины поистине народными автомобилями. Автопродукт с надписью «Сделано во Франции» привлекает все больше гурманов из числа самых широких социальных слоев. Дело, конечно, в высоких технических характеристиках, дизайне и сравнительно невысокой цене французских машин. Но не только.
Французский автомобиль — это как раз тот случай, когда «имидж — ничто». Точнее, обладание им ни к чему не обзывает и ни о чем не говорит. Просто это хорошая машина по хорошей цене, которая подходит абсолютно всем. Скажем, на Renault Megane с одинаковым успехом может передвигаться с работы—на работу служащий банка и совершать увеселительные поездки развеселая молодежная компания.
Peugeot, Renault, Сitroen — это не те автомобили, к приобретению которых человек стремится всю свою жизнь. Наверное, поэтому продавцы рассказывают о таких случаях, когда покупатель ехал в автосалон Tоyota, увидел по дороге вывеску салона Renault, заехал и купил французскую машину.
В настоящее время самым ходовым французским автотоваром от концерна Renault признаются Renault 19, Renault Megane и Laguna.
Renault 19 — это, как правило, первая иномарка, которую российский потребитель за цену от $7500 покупает после благодарного пользования «Жигулями». Правда, в настоящее время на российском рынке наблюдается некоторая заминка с присутствием этих автомобилей. Прекращены поставки Renault 19 с завода в Турции — все ждут появления в автосалонах Renault 19 московской сборки. Так что пока спрос превышает предложение.
Megane и Laguna — солидные европейские машины класса чуть-чуть ниже представительского. Уже в этой жизни эти две модели можно купить за цену от $12 500 и от $18 000 соответственно. Кстати, Megane в автосалоны уже поставляется из московских сборочных цехов.
Представители французских компаний принципиально ездят на автомобилях французского производства. Из россиян на французских колесах передвигаются представители среднего и мелкого бизнеса — сотрудники различных рекламных и торговых компаний. Большой популярностью французские автомобили пользуются у представительниц прекрасного пола. По мнению продавцов, здесь явно срабатывает имидж французской нации как самой любвеобильной в мире. Так что в дополнение к французской косметике и одежде от французских модельеров российские женщины стремятся иметь еще и французский автомобиль.
Вольному — Volvo

Наряду со шведской семьей, шведским столом и шведской стенкой образ Скандинавии во всем мире надежно связан с консервативной и безопасной машиной — Volvo.
— Volvo — это вам не французские автомобили,— продолжает опытный продавец Volvo и Renault Сергей Иванов.— Если Renault — удобная, современная, маневренная машина для среднего класса, действительно недорогая в техническом обслуживании, то Volvo — солидный комфортабельный автомобиль для людей с достатком выше среднего. Если Renault покупают люди, которые деньги, скорее, копят, то Volvo приобретают те, у которых деньги просто есть.
По статистике, Renault в России покупают в основном мужчины в возрасте от 25 до 34 лет, а Volvo переходит в руки мужчин постарше — 35—44.
Владельца Volvo по типу продавцы определяют как консервативного интеллектуала, для которого известная шведская модель — это символ стабильности и неизменности собственных взглядов.
Успех Volvo связывают еще и с успешно пропагандируемым имиджем самой безопасной машины. На деле другие всемирно известные автомобильные марки ничуть не уступают шведам в безопасности. Однако рекламщикам Volvo удалось вбить в голову потребителя образ шведской автобезопасности — и потребитель охотно выкладывает немалые суммы за скандинавский комфорт.
На российском, впрочем, как и на мировом рынке шведский автогигант связывает большие надежды со своими последними моделями Volvo S40, S70 и S80, дизайн и модные полуокруглости которого все же хранят черты традиционной вольвовской консервативной угловатости.
Цена самой недорогой из новых Volvo, Volvo S40, в настоящее время начинается от цифры $20 000, Volvo S70 обойдется в $31 000—56 000 в зависимости от комплектации. Самая дорогая модель S80 стоит $40 000—60 000. Кстати, в мире она сейчас продается не очень успешно. Есть информация, что за это ее собираются снять с производства.
В России за рулем Volvo предпочитают находиться те, кому дорог имидж консерватизма и надежности. Так, парк из машин Volvo состоит ряда крупных российских банков. На солидной Volvo S80 передвигается Борис Тетерев, президент автомобильной ассоциации Musa Motors. Иногда, правда он для разнообразия садится за руль своей второй машины — престижного Jaguar Sovereign.
Автомобили — народу

«Народный автомобиль» «фольксваген» в России вовсе не народен. Кусаются цены, которые, впрочем, весьма справедливы за предлагаемое VW качество.
— Мы все привыкли, что если духи, то французские, если дизайн, то итальянский, а все немецкое ассоциируется с чем-то надежным, уверенным, основательным. Volkswagen старается в полной мере соответствовать этому имиджу,— говорит Ольга Федько, менеджер компании—дилера VW в России.
Давший миру целый класс автомобилей VW Golf празднует в этом году свое 25-летие. В «Диверс-Моторс» сейчас, например, можно получить современные Golf’ы за $15 000, причем с кондиционером и другими «наворотами».
Некоторое отступление от VW-практицизма наблюдается в новой модели «народного» немецкого концерна — Volkswagen Bora, который похож скорее на спортивный седан. Двигатель, доходящий до 2,3 литра, дает возможность испытать интересные ощущения при вождении (цена $15 000—25 000).
Желающим выделяться из общей автомобильной массы вполне подойдет реинкарнация знаменитого «Жука» — VW New Beetle, современно-старый внешний вид которого разработан усилиями ведущих европейских стилистов и калифорнийских дизайнеров. VW-бросок назад в будущее обойдется российским пижонам примерно в $25 000.
Какие социальные слои покупают Volkswagen в России? Все тот же «эмбрион» среднего класса, люди с практичными и рациональными взглядами на жизнь. Но любят обратиться к «автонародному»и известные деятели поп-сцены. Вот недавно сделала VW-покупку Алена Апина. Это ее пятая машина.
Властелины колец

Четыре кольца на радиаторах этих автомобилей символизируют четыре немецкие компании, которые в 1932 году слились, чтобы производить автомобиль с названием тоже из четырех букв — Аudi.
— Машина для человека — это его второе лицо. Если ваше второе лицо — Audi, вас можно охарактеризовать как человека энергичного и, конечно, преуспевающего,— считает Анатолий Ушаков, менеджер компании — официального дилера Audi.
Водить одну из последних моделей Audi, безусловно, признак преуспевания. Имидж владельца машины с четырьмя кольцами, предлагаемый рекламными буклетами немецкой компании,— это молодой, спортивный, одетый в неконсервативный, но стильный костюм молодой человек, который с утра сходил в бассейн и теперь едет в своей сверкающей машине на работу в преуспевающую компанию.
Предлагаемый стиль вождения от Audi — напористость, почти агрессивность. Даже в подсветке приборов этой машины доминирует агрессивный красный цвет. Такое поведение на дороге водителю диктует полный привод, один из безусловных козырей известной немецкой машины, которым могут похвастать большинство моделей Audi.
По мнению Анатолия Сорокина, главы отдела маркетинга компании — официального дилера Audi, еще одна особенность, привлекающая покупателей в России,— долговечный кузов немецкой машины. Многие кузовные детали делаются из алюминия или подвергаются двусторонней оцинковке, что делает Audi стойкой к воздействию соли, погоды и прочих российских неприятностей.
В настоящее время на российском рынке самая популярная из Audi — это модель А6. Audi А6 — представительская машина, двигатель которой может достигать объема 4,2 литра, иметь мощность 290 л.с. и оснащаться 6-ступенчатой коробкой передач. Стоимость немецкой «шестерки» в России колеблется от $35 000 до $90 000. Модель попроще, компактная купе Audi А3, стоит от $21 000, самая «крутая», Audi А8, оценена в сумму от $100 000. У нее кузов полностью сделан из алюминия, а салон отделан редчайшими тканями и породами дерева.
Полноприводная японская интеллигентность

Японский Subaru — автомобиль, который стоит как-то особняком по отношению к основной массе мирового автопрома. С виду вроде бы серенький и непривлекательный, Subaru имеет ряд выгодных особенностей. Во-первых, это всегда полный привод, во-вторых — оппозитный двигатель (когда цилиндры развернуты по отношению друг к другу на 180 градусов), имеющий набор очевидных преимуществ (например, компактность), в-третьих — особый имидж.
— Subaru — дорогая, но не бандитская машина, ее не покупают на «горячие» деньги. Subaru — это автомобиль просвещенного интеллектуала, аналитика отдела банка или другой крупной компании. Если человек ездит на Subaru, это говорит о многом, если не обо всем,— считает Сергей Осланян, директор по рекламе компании — официального дилера Subaru.
Продавцы Subaru сравнивают свой автомобиль с костюмом интеллигента: сдержанный, не бросающийся в глаза, но чрезвычайно удобный и качественный. Subaru не для тех, кто, разбогатев, вставляет золотые зубы и вешает золотую цепь на шею. Сдержанность и интеллигентная неброскость — вот кредо этого автомобиля.
На нашем рынке фирма Subaru представлена двумя основными разновидностями: Subaru Impreza и Subaru Legacy. Стоит четырехколесная японская интеллигентность недешево: около $30 000—40 000.
Как ни странно, на полноприводном «японце» предпочитают ездить многие уважаемые люди. Например, кутюрье Алексей Греков более двух лет передвигается на Subaru Impreza. Причем японская модель настолько покорила сердце Грекова, что не так давно его парк пополнился еще одной Subaru — Legacy. Почему-то уважают Subaru российские нефтяники. Парк этих машин наблюдается у компаний ЮКОС и «Газпром».
Полный улет

«Летайте самолетами Saab» — этот российский рекламный слоган известной шведской автомарки весьма точно отражает сущность скандинавской машины. Этот автомобиль действительно производится на авиационном предприятии, формой кузова напоминает носовую часть самолета с пилотской кабиной, а главное — вместо сердца у нее по-настоящему пламенный мотор, оснащенный величайшим достижением автомобильного моторостроения — турбонаддувом.
Понятия Saab и «турбонаддув» — близнецы-братья. Еще двадцать лет назад эта фирма стала пионером применения турбонаддува в бензиновых двигателях. Результат: при двигателе 2,3 литра под капотом шведа скрывается 230 лошадиных сил, а езда на этой машине сходна с пилотированием: при наборе скорости тело, словно налитое свинцом, вжимается в сиденье, а едва загорается зеленый свет, соседние машины остаются далеко позади и вообще кажутся сонными черепахами.
Как утверждают продавцы Saab’ов, это машина для человека с отчетливо выраженной индивидуальностью, который, с одной стороны, любит комфорт, а с другой — не может отказать себе в удовольствии быстрой езды. Покупатель не посадит за руль Saab’a личного водителя, а предпочтет сам получить наслаждение от управления этой машиной.
В России Saab’ы покупают люди вполне состоятельные, которым, однако, не чуждо желание лишний раз испытать выброс адреналина в кровь. Поговаривают, что особую страсть к этим машинам почему-то питают биржевики.
«Деноминированные» 900-е и 9000-е модели скандинавских машин в современном варианте сейчас превратились в модели 9—3 и 9—5 с кубатурой двигателя 2,0, 2,3 и 3,0 л.
Кстати, говорят, на Saab’ах любит ездить профессура американских университетов. Остается ждать, пока эту привычку переймут их российские коллеги.
Новое слово на букву «х»

По-азиатски стремительно, за считанные годы, ворвались на мировой рынок корейские автопроизводители. Весьма успешно идут дела у этих автокомпаний и в России. В частности, у гиганта Hyundai, безусловного лидера корейского авторынка, осуществляющего у себя на родине 3/4 всех автомобильных продаж. Х?ндайцы косо косятся раскосыми глазами на ближайших конкурентов — компанию Daewoo, бормоча, что, мол, мы, х?ндайцы,— это бывший военно-промышленный комплекс. А что такое «Дэу»? Да это бывший тракторный завод! Колхозники, одним словом.
Впрочем, как и Daewoo, Нyundai чувствует себя в России компанией преуспевающей.
— Наш клиент — это в основном представитель мелкого бизнеса, у кого есть свое пусть небольшое, но со стабильным доходом дело. Hyundai привлекает сравнительно невысокими ценами и достаточно высоким уровнем качества и комфорта,— говорит Сергей Пережогин, менеджер компании, занимающейся продажами «Трейд-Моторс», официального дилера Hyundai.
Hyundai Accent — одна из самых дешевых иномарок на российском рынке. За сумму от $7 300 ее приобретают те, кто решил покинуть руль родных «Жигулей», а также мужчины, которые хотят расставить все акценты в отношениях со своей прекрасной половиной. Так, особый спрос на Accent наблюдается в канун 8 Марта. Буквально на днях Accent приобрели актер Георгий Тараторкин (для жены) и несколько известных российских футболистов.
От $12—13 тысяч — стоимость представительных Hyundai Lantra и Sonata. Все корейские машины основательно подготовлены к суровым российским условиям. Клиринс у них увеличен до 165 мм — это на 5 мм больше, чем у отечественных «Лад». Двигатель оснащен специальным октановым корректором, дающим возможность корейским моторам потреблять российскую топливную жидкость марки АИ-92.
Звезда пленительного счастья

Представители Mercedes-Benz, компании — производителя автомобиля номер один на планете, философски относятся ко всему разнообразию автомобильных марок. «Есть Mercedes и есть все остальные автомобили»,— полушутя-полусерьезно говорят они.
— В сложной системе взаимоотношений современного человека с окружающим миром есть явления, ставшие частью миросознания всего человечества. Одним из таких «знаков» является марка Mercedes-Benz,— убеждены сотрудники фирмы «Алмо-Автофорум», официального дилера Mercedes-Benz в России.— Mercedes — свидетельство не просто высокого, а очень высокого уровня жизни. Mercedes — это положение в обществе и респектабельность, это комфорт и роскошь, безопасность и надежность, умеренный консерватизм и устремленность в будущее.
Впрочем, за последние годы респектабельный немецкий автопроизводитель стал более демократичным. Сейчас в московских автосалонах можно приобрести машину со звездой на капоте по вовсе не «звездной» цене. Например, популярный Mercedes А140 за «каких-то» $25 000. Ну а верхняя отметка цен за автомобиль-символ витает высоко — на уровне $500 000 за бронированный лимузин.
Автомобилями марки прославленного немецкого концерна пользуется практически вся российская политическая и деловая элита. На машинах со звездами на радиаторе передвигается президент и его охрана. Чувство глубокого удовлетворения испытывает от своего Mercedes 500 Владимир Довгань. Он считает машину своеобразным кабинетом на колесах, где удобно работать и отдыхать. Вполне комфортно чувствует себя в 600-м Mercedes’е Владимир Брынцалов, который, впрочем, по первому президентскому призыву готов сменить его на патриотичный «ЗИЛ».
Серебристый Mersedes-кабриолет преподнес на серебряную свадьбу своей жене Ирэн офтальмолог Святослав Федоров. На золотую свадьбу обещал подарить автомобиль золотого цвета.

АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK